Скачать 416.12 Kb.
|
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ РЕЖИССУРА ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ АНГАРСК 2006 Автор-составитель: Юрганова И.В. – зам. директора по УВР ПУ-43, преподаватель Школы ученического актива Иркутской области – 2006. Пособие предназначено для проведения учебного занятия в Школе ученического актива учреждений начального профессионального образования Иркутской области. Рецензент: кафедра профессионального образования ИПКРО СОДЕРЖАНИЕ: Цели, ход занятия стр.4 «Игра – это…» стр. 5 «Технология игрового общения» стр. 7 «Роль ведущего в организации игрового действа» стр. 9 «Композиционное построение игровых программ» стр. 11 «Режиссура игрового общения» стр. 15 Приложения для работы в группах на занятии: для группы № 1 стр. 16 для группы № 2 стр. 20 Приложение «Примерный план – каркас игровой программы» стр. 23 Приложение «Структурное изображение содержания игровой программы» стр. 26 Приложение «Советы постановщику» стр. 27 Приложение «Тесты» стр. 29 Литература стр. 32 «РЕЖИССУРА ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ» Цели занятия:
Форма занятия: работа в группах. Оборудование: бумага и канцелярские принадлежности. Ход занятия:
Сегодня во всем мире активно действует целая империя игр. Почему такой высокий интерес к игре? Что она нам дает? Ответ прост: врожденный интерес, поиск, эмоции, драйв! На вопрос «Что же такое игра?» ответить не так просто… Хотя каждый из нас всю жизнь играет, если верить философскому изречению «Любая человеческая деятельность – игра». Академик Г. Гадамер пишет: «Игра есть совершение движения как такового. Она – явление культуры. Культура первоначально разыгрывается». Вся наша жизнь - игра:
Из перечисленных игр можно составить «самоучитель игры в жизнь». Существует множество исследований и теорий по поводу «игр» человечества, но их объединяют следующие положения:
И все-таки играть, значит – жить! А это всегда прекрасно… Во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное неравенство, в ходе которого происходит мощная мобилизация физических, волевых и душевных сил. Именно игра способствует решению целого ряда важных задач. Знание игровых принципов помогает ориентироваться в многообразии игр и игрового общения. Конкурсный принцип игры – выявляет лидерство, победителя соревнования. При этом игра связана с проигрышем. Аттракционный принцип игры – предполагает, что игра имеет оснащение специальным оборудованием и реквизитом. Аукционный принцип игры – может быть словесным, песенным, материальным. Это игра с перечислением предметов либо распродажа за знания. Викторинный принцип игры – строится на отгадывании поставленных вопросов. Затея – как игровой принцип – это игра-притворство, шутка. Лотерея – как игровой принцип – театрализованная беспроигрышная игра. Игра-шанс. Состязание – как игровой принцип – это всегда соперничество, борьба.
Гадальный подход к играм – загадывание под судьбу. Используется для усиления сюжета игрового действа. Фанты – как игровой принцип – используется для проявления активности: предмет принадлежности личности предъявляют игроку за провинность. Но чтобы вернуть его, нужно отработать «фант». Игра как представление – игру необходимо одеть в сверкающие одежды: музыку, костюм, речь, энергетику аниматора. Все должно быть зрелищным. Игра является сокровищницей человеческой культуры, в которой отражаются все области материального и духовного творчества людей. Игра – одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Во многих играх – в цирке, на футбольном поле, за шахматной доской – человек действует, находясь как бы в условиях экстремальной ситуации, благодаря чему обнажаются и проверяются не только психофизиологические, но и моральные ресурсы личности: инициативность, упорство, решительность. В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются. Игры людей – естественное состояние, а участие в игровой деятельности зачастую способствует наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределенности, свободы выбора. В игре человек как бы ставит все на карту и сам, не советуясь ни с кем, принимает решение. Такого рода условия отсутствуют, как правило, в повседневном труде и быту, где человек окутал множеством обязательств, ограничений, не позволяющих ему свободно принимать решение.
Технология игрового общения — это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры ведущий ведет жесткий расчет — условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.
Рассмотрим структуру игры:
Необходимо действие. Нужен конфликт, решить который могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистентов. Например: аниматор — юморист, ассистент — человек без юмора (ЧБЮ), или другой прием — Ржевский и Эллочка-людоедка. Возможен вариант сказочных персонажей — вечно ссорящиеся Лиса Алиса и Кот Базилио, Баба Яга и Кикимора и т. п. Ведущий с ассистентом спорят, присутствующие уже вовлечены в круговорот проблем, они уже соучастники разворачивающихся событий.
На помощь приходит манок — прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо. Например, загадывание загадок; предложение продолжить известное стихотворение; повторить скороговорку... Это все «крючки», на которые цепляются желающие взаимодействовать с ведущим, становящиеся сразу участниками предлагаемой игры или конкурса.
Зная все перечисленные этапы игрового действия, аниматор (ведущий) осознанно разворачивает игровое представление.
Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать человек, — это доставлять удовольствие своим друзьям Играть — значит жить! Жить с удовольствием, азартом, ощущать дух соперничества, стремление к победе. Получить (и отдавать) массу положительных эмоций. Создание условий для такой игровой деятельности — непростая задача ее организатора. Это должен быть необыкновенно добрый, талантливый, умный, образованный человек. Сегодня такого человека, способного вместить в себя все эти качества и свойства, называют аниматором. Он — организатор, умеющий управлять аудиториями, способный создать комфортную атмосферу — условия для реализации способностей участников игрового действа. Он — душа общества, образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой культуры. Он — актер с хорошей дикцией, красивой речью, хорошими манерами, привлекательным внешним видом, умеющий сдерживать свои чувства и владеть вниманием собравшихся, превращать свое появление в праздник. Он — драматург и режиссер игры. Он сам — театр одного актера. У французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери мы можем найти ответ на вопрос — какова роль ведущего в организации игрового общения: «Быть может, величие и значение любого искусства в том, чтобы, прежде всего, объединять людей, есть лишь одна настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Основные задачи организатора игрового действа Если помнить, что в основе игры всегда заложен юмор, то задача ведущего — создать чудесный, праздничный мир шутки, жизненной правды, правильных ответов на интеллектуальные вопросы, дружеское игровое общение. Ведущий — это человек, который должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, а играющего сделать не просто отвечающим на вопросы, а участником творческого процесса, артистом из народа. Задача организатора — «заставить» выступать как можно больше желающих. Хороший аниматор мало говорит, а много играет. Игра невозможна без ведущего и водящих. Ведущий — это руководитель игрового общения. Водящий - один из играющих, который находится в игровом конфликте с коллективом. Залог успеха организуемых игр — тщательно разработанный сценарий, в котором предусмотрена предварительная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть, подобраны специальные вопросы-ловушки, предложения, направленные на коллективные действия с целью активизации аудитории. В момент проведения игры ведущий решает множество задач. Во-первых, создать непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности, Во-вторых, своевременно и тактично помочь людям преодолеть их застенчивость, неумение познакомиться с товарищами по отдыху, учесть возрастные особенности общения. В-третьих, не просто демонстрировать схему игры, а «одевать игру в сверкающие одежды воображения и фантазии», моделировать игру. В-четвертых, изучать интересы людей и учитывать то, что они хотят получить от игры: для одних игра — возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других — утолить потребность в движении, у третьих — получить зрительные и слуховые эмоции, зрительские симпатии. Попытаемся изобразить профессиональные требования к организатору игрового общения.
Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок. Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: О чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике:
Вторая проблема сценариста: Ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства. Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде. Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа. Следующая проблема — поиск приема подачи игрового материала. Сценарно-режиссерский ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии: экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку — т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий. Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию — высшую точку представления. Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея. Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так: Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры — это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта — противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором. На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке. В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом. Однако чаще всего предпочтение отдается такому построению программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают. |
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Урок на интерактивной доске Учредителями являются Департамент общего образования Томской области, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... | Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла... | ||
2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Министр образования Иркутской области В. С. Басюк Иркутской области «Иркутский аграрный техникум», переименованного в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Программа практической конференции Ассоциации школьных учителей истории... Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс являются министерство образования и науки Архангельской области, Архангельский областной институт переподготовки и повышения... | ||
Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального... Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | Методическое пособие воронеж 2013 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) воронежской... | ||
Выступления Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Образовательная программа Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | 1. Настоящее Положение об областной олимпиаде по журналистике «Информационная... Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |