Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования





Скачать 416.12 Kb.
НазваниеГлавное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования
страница1/3
Дата публикации15.08.2013
Размер416.12 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
РЕЖИССУРА

ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ



АНГАРСК

2006

Автор-составитель: Юрганова И.В. – зам. директора по УВР ПУ-43, преподаватель Школы ученического актива Иркутской области – 2006.


Пособие предназначено для проведения учебного занятия в Школе ученического актива учреждений начального профессионального образования Иркутской области.

Рецензент: кафедра профессионального образования ИПКРО

СОДЕРЖАНИЕ:
Цели, ход занятия стр.4

«Игра – это…» стр. 5

«Технология игрового общения» стр. 7

«Роль ведущего в организации игрового действа» стр. 9

«Композиционное построение игровых программ» стр. 11
«Режиссура игрового общения» стр. 15
Приложения для работы в группах на занятии:

для группы № 1 стр. 16
для группы № 2 стр. 20
Приложение «Примерный план – каркас игровой программы» стр. 23
Приложение «Структурное изображение содержания

игровой программы» стр. 26
Приложение «Советы постановщику» стр. 27
Приложение «Тесты» стр. 29
Литература стр. 32
«РЕЖИССУРА ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Цели занятия:


  1. Познакомить учащихся с основными понятиями: игра, игровое действо, аниматор, игровой принцип, т.д., со структурой игры, с ролью ведущего в организации игрового действа, с композиционным построением и подготовкой игровых программ.

  2. Создать условия для развития навыков организации внеурочных мероприятий, практического опыта в подготовке и проведении игровых программ.

  3. Способствовать повышению коммуникативной культуры учащихся.

  4. Способствовать раскрытию творческого потенциала личности учащихся.


Форма занятия: работа в группах.
Оборудование: бумага и канцелярские принадлежности.

Ход занятия:


  1. Знакомство учащихся с основными понятиями, со структурой игры, с ролью ведущего в организации игрового действа, с композиционным построением и подготовкой игровых программ – 20 минут.

  2. Подготовка (в течение 20 минут) и представление игровой мини – программы (не более чем на 15 минут) с использованием различных приемов (манки) вовлечения зрителей в игровое действо (см. приложение для команды № 1, № 2).

  3. Заполнение анкеты: нарисовать свое впечатление от занятия (то, как Вы чувствовали себя, играя, общаясь, свое настроение, рассказать о своем рисунке) – 10 минут.







«ИГРА ВОЗНИКЛА ДЛЯ

УДОВОЛЬСТВИЯ…

ТОЛЬКО ИГРАЯ МОЖНО СТАТЬ

ЧЕЛОВЕКОМ».
Шиллер


Сегодня во всем мире активно действует целая империя игр. Почему такой высокий интерес к игре? Что она нам дает? Ответ прост: врожденный интерес, поиск, эмоции, драйв!

На вопрос «Что же такое игра?» ответить не так просто…

Хотя каждый из нас всю жизнь играет, если верить философскому изречению «Любая человеческая деятельность – игра». Академик Г. Гадамер пишет: «Игра есть совершение движения как такового. Она – явление культуры. Культура первоначально разыгрывается».

Вся наша жизнь - игра:

  • В родителей (поучающих, протестующих, хороших…);

  • В детей (любимчиков, отверженных, помогающих…);

  • Ежедневная – внутри нашего «Я» (конфликты внутренних ролей и ценностей);

  • Игра внешнего «Я» (какими мы представляем себя миру);

  • Игра в «новых русских», игра-война «Отцы и дети», игры семейные, сексуальные, социума, культуры…

Из перечисленных игр можно составить «самоучитель игры в жизнь».

Существует множество исследований и теорий по поводу «игр» человечества, но их объединяют следующие положения:

  • Человечеству свойственно играть;

  • Взрослым нелегко признать стремление к играм. Поэтому они играют в серьезные игры – бизнес, политику…

  • В каждой игре свои правила и роли. Территория игры – его игровое поле;

  • Игры могут быть осознанными (конструктивными) и неосознанными (деструктивными);

  • В игре всегда есть выигрыш. В серьезных играх цена победы может быть очень высокой.

И все-таки играть, значит – жить! А это всегда прекрасно…

Во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное неравенство, в ходе которого происходит мощная мобилизация физических, волевых и душевных сил.

Именно игра способствует решению целого ряда важных задач. Знание игровых принципов помогает ориентироваться в многообразии игр и игрового общения.
Конкурсный принцип игры – выявляет лидерство, победителя соревнования. При этом игра связана с проигрышем.

Аттракционный принцип игры – предполагает, что игра имеет оснащение специальным оборудованием и реквизитом.

Аукционный принцип игры – может быть словесным, песенным, материальным. Это игра с перечислением предметов либо распродажа за знания.

Викторинный принцип игры – строится на отгадывании поставленных вопросов.

Затея – как игровой принцип – это игра-притворство, шутка.

Лотерея – как игровой принцип – театрализованная беспроигрышная игра. Игра-шанс.

Состязание – как игровой принцип – это всегда соперничество, борьба.

    • Эстафета (комические, театрализованные элементы);

    • Блиц – турнир;

    • Микрочемпионат.


Гадальный подход к играм – загадывание под судьбу. Используется для усиления сюжета игрового действа.

Фанты – как игровой принцип – используется для проявления активности: предмет принадлежности личности предъявляют игроку за провинность. Но чтобы вернуть его, нужно отработать «фант».

Игра как представление – игру необходимо одеть в сверкающие одежды: музыку, костюм, речь, энергетику аниматора. Все должно быть зрелищным.
Игра является сокровищницей человеческой культуры, в которой отражаются все области материального и духовного творчества людей. Игра – одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Во многих играх – в цирке, на футбольном поле, за шахматной доской – человек действует, находясь как бы в условиях экстремальной ситуации, благодаря чему обнажаются и проверяются не только психофизиологические, но и моральные ресурсы личности: инициативность, упорство, решительность. В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются.

Игры людей – естественное состояние, а участие в игровой деятельности зачастую способствует наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределенности, свободы выбора. В игре человек как бы ставит все на карту и сам, не советуясь ни с кем, принимает решение. Такого рода условия отсутствуют, как правило, в повседневном труде и быту, где человек окутал множеством обязательств, ограничений, не позволяющих ему свободно принимать решение.


  1. ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ

Технология игрового общения — это искусство, мас­терство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр.

В момент проведения игры ведущий ведет жесткий расчет — усло­вий игрового поля, настроений собравшихся, их интел­лектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.






Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, ведущему (аниматору) необходимо знать все об игре. И, прежде всего то, что любая организованная игра состоит из составляющих ее элементов, расположенных в опреде­ленной последовательности


Рассмотрим структуру игры:

  1. Все начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Он приветствует со­бравшихся, пока просто зрителей, не проявляющих ин­тереса к играм.

  2. Как сломить стену отчуждения, создать условия активного игрового общения?

Необходимо действие. Нужен конфликт, решить кото­рый могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистен­тов.

Например: аниматор — юморист, ассистент — чело­век без юмора (ЧБЮ), или другой прием — Ржевский и Эллочка-людоедка. Возможен вариант сказочных персонажей — вечно ссорящиеся Лиса Алиса и Кот Базилио, Баба Яга и Кикимора и т. п. Ведущий с ассистентом спорят, присутствующие уже вовлечены в круговорот проблем, они уже соучастники разворачивающихся со­бытий.

  1. Для игры необходимо конкретное число участни­ков. Как их вызвать, минуя просьбы, объяснения, воз­можные препирательства?

На помощь приходит манок — прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо.

Например, загадывание загадок; предложение продол­жить известное стихотворение; повторить скороговорку... Это все «крючки», на которые цепляются желающие вза­имодействовать с ведущим, становящиеся сразу участ­никами предлагаемой игры или конкурса.

  1. Появившиеся на игровом поле участники становят­ся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры, определяется арена их действий. Участ­ников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т. е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителями.

  2. Игровое действие для ее участников — всегда на­стоящее соревнование. Поэтому необходимо усвоить пра­вила игры. С этой целью часто применяется «пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состязания.

  3. Соревнование проходит до полного выполнения ус­ловий игры. Заканчивается игра определением победите­ля по решению жюри или зрительской симпатии.

  4. Награждением для соревнующихся может быть ра­зыгрываемый приз, зрительские овации, предоставление возможности взять с «лавки призов» приглянувшуюся безделушку, получить в подарок концертный номер...

Зная все перечисленные этапы игрового действия, ани­матор (ведущий) осознанно разворачивает игровое пред­ставление.

  1. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ДЕЙСТВА


Величайшее удовольствие,

какое только может чувствовать человек,

это доставлять удовольствие своим друзьям

Играть — значит жить! Жить с удовольствием, азар­том, ощущать дух соперничества, стремление к победе. Получить (и отдавать) массу положительных эмоций.

Создание условий для такой игровой деятельности — непростая задача ее организатора. Это должен быть не­обыкновенно добрый, талантливый, умный, образован­ный человек. Сегодня такого человека, способного вмес­тить в себя все эти качества и свойства, называют анима­тором.

Он — организатор, умеющий управлять ауди­ториями, способный создать комфортную атмосферу — ус­ловия для реализации способностей участников игрового действа.

Он — душа общества, образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой куль­туры.

Он — актер с хорошей дикцией, красивой речью, хо­рошими манерами, привлекательным внешним видом, умеющий сдерживать свои чувства и владеть вниманием со­бравшихся, превращать свое появление в праздник.

Он — драматург и режиссер игры.

Он сам — театр одного актера.

У французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери мы можем найти ответ на вопрос — какова роль ведуще­го в организации игрового общения: «Быть может, вели­чие и значение любого искусства в том, чтобы, прежде всего, объединять людей, есть лишь одна настоящая рос­кошь — это роскошь человеческого общения».

Основные задачи организатора игрового действа

Если помнить, что в основе игры всегда заложен юмор, то задача ведущего — создать чудесный, празд­ничный мир шутки, жизненной правды, правильных ответов на интеллектуальные вопросы, дружеское иг­ровое общение.

Ведущий — это человек, который должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, а игра­ющего сделать не просто отвечающим на вопросы, а уча­стником творческого процесса, артистом из народа.

Задача организатора — «заставить» выступать как мож­но больше желающих. Хороший аниматор мало говорит, а много играет.

Игра невозможна без ведущего и водящих. Ведущий — это руководитель игрового общения.

Водящий - один из играющих, который находится в игровом конфликте с коллективом.

Залог успеха организуемых игр — тщательно разра­ботанный сценарий, в котором предусмотрена предвари­тельная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть, подобраны специальные воп­росы-ловушки, предложения, направленные на коллек­тивные действия с целью активизации аудитории.

В момент проведения игры ведущий решает множе­ство задач.

Во-первых, создать непринужденную, дружескую ат­мосферу общения, обстановку доброжелательности,

Во-вторых, своевременно и тактично помочь людям преодолеть их застенчивость, неумение познакомиться с товарищами по отдыху, учесть возрастные особенности общения.

В-третьих, не просто демонстрировать схему игры, а «одевать игру в сверкающие одежды воображения и фан­тазии», моделировать игру.

В-четвертых, изучать интересы людей и учитывать то, что они хотят получить от игры: для одних игра — возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других — утолить потребность в движении, у третьих — получить зрительные и слуховые эмоции, зрительские симпатии.

Попытаемся изобразить профессиональные требования к организатору игрового общения.


Организатор должен

Иметь:

Знать:

  • эмоциональность

  • хорошую дикцию

  • культуру речи


Основы драматургии

  • искренность

  • юмор

  • находчивость


Актерское мастерство



  • доброжелательность

    • тактичность


Режиссерские навыки

  • интеллект (высо­кий)

  • интеллигентность

(хорошие манеры)

Специфику игрового жанра


  • хорошую память

  • личную актив­ность


Методику игрового общения





  1. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ


Сценарий игровой программы представляет собой под­робную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, вклю­чение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы:

О чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом назва­нии уже представлена тема.

Игровые программы могут быть посвящены тематике:

  • исторической (памятные даты в жизни страны);

  • героико-патриотической (например, «Эй, славяне!»);

  • спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»);

  • литературной («В гостях у пушкинских героев»);

  • музыкальной («До-ре-ми»);

  • развлекательной («Эх, Семеновна!»).


Вторая проблема сценариста:

Ради чего? Какой глав­ный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разряд­ка, ощущение русского духа и удальства.

Идейное осмысление должно быть выражено в конк­ретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгран­ных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подби­раются речевые связки, репризы, стихотворные застав­ки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, учас­тию в конкурсах и т. п.

Весь собранный сценаристом материал необходимо ком­позиционно выстроить по законам художественного мон­тажа.

Следующая проблема — поиск приема подачи игрово­го материала.

Сценарно-режиссерский ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сцена­рий, цементирует действие в его логическом развитии:

экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция пе­рерастает в завязку — т. е. непосредственное начало дей­ствия. Появляется конфликт — столкновение жизнен­ных противоречий, противоположных позиций, идей ми­ровоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию — высшую точку представления.

Развязка — как разрешение конфликта, затем — глав­ное событие, где сформулирована основная мысль авто­ра, т. е. идея.

Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:


Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие


Это

исходное

событие

Основное

событие,

с которого

начинается

конфликт

Центральное

событие.

Высшая точка - борьба

Финальное

событие -

разрешение

конфликта

Основная

мысль

автора - идея


Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, про­блемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры — это преодоление препятствий. Суть игрового конфлик­та — противоборство сил, умений, сноровки, эруди­ции. Благодаря напряженному конфликту и интерес­ному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, даю­щих возможность участникам проявить свои литератур­ные, музыкальные, хореографические способности, блес­нуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в лов­кости и сноровке.

В программах развлекательного типа могут использо­ваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом.

Однако чаще всего предпочтение отдается такому построению программ, в котором се­рия игровых развлечений нанизывается на единый сю­жетный стержень.

Театрализованная сюжетно оформленная игра пред­ставляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуаль­ных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургичес­кой организации этот рассказ превращается в целост­ное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность.

С помо­щью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия разви­вается по восходящей, а напряжение и интерес не сни­жаются, а возрастают.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования»
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconУрок на интерактивной доске
Учредителями являются Департамент общего образования Томской области, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования icon2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconМинистр образования Иркутской области В. С. Басюк
Иркутской области «Иркутский аграрный техникум», переименованного в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма практической конференции Ассоциации школьных учителей истории...
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс являются министерство образования и науки Архангельской области, Архангельский областной институт переподготовки и повышения...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconМетодическое пособие воронеж 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) воронежской...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconВыступления
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconОбразовательная программа
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Главное управление общего и профессионального образования иркутской области иркутский областной институт повышения квалификации работников образования icon1. Настоящее Положение об областной олимпиаде по журналистике «Информационная...
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск