Социальная работа в кризисных ситуациях





Скачать 348.41 Kb.
НазваниеСоциальная работа в кризисных ситуациях
страница1/4
Дата публикации27.03.2015
Размер348.41 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2010

УДК 364-78(07)

ББК 60.999я73

С692

Составитель Черкашина, Е.Ю.
Социальная работа в кризисных ситуациях: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. 26 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2010

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Уважаемые студенты!
При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:


  • Углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех контрольных письменных работ.

  • Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

  • Написание реферата по одной из тем и защита его на семинарском занятии в группе.


Условные обозначения, используемые в данном тексте:
 – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару.


Практические занятия




п/п

№ раздела

Дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

1

  1. 1. Психологические особенности кризисных ситуаций, их виды (4 часа).

  1. Общая классификация кризисных ситуаций.

  2. Виды стресса (физиологический, психологический) и его особенности.

  3. Оптимизация психических состояний и поведения человека в условиях кризисной ситуации.

Литература

  1. Голан Н. Вмешательство в кризисную ситуацию //

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. M., 2004.

  1. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной

личностью. Ярославль, 2009.

  1. Корхонен Т.В. Социальная работа в кризисных

ситуациях: Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2005.

  1. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1995.

  2. Психология социальной работы / Под общ. ред.

М.А. Гулиной. СПб., 2002.
2. Психологические особенности восприятия информации в кризисных условиях (6 часов).

  1. Механизмы восприятия в кризисных ситуациях

  2. Основная задача антикризисного управления

  3. Основные принципы системы антикризисного

управления.

Литература

  1. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной

личностью. Ярославль, 2009.

  1. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к

катастрофе: деструктивное поведение в современном

мире. Новосибирск, 2001.

  1. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М., 2001.



3.Коммуникационные стратегии в кризисных ситуациях (6 часов).

  1. Аспекты кризисной ситуации

  2. Типы кризисов и возможные сценарии из развития
  3. Особенности коммуникационного процесса в кризисных ситуациях.

Литература


  1. Корхонен Т.В. Социальная работа в кризисных

ситуациях: Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2005.

  1. Психология социальной работы / Под общ. ред. М.А. Гулиной. СПб., 2002.

3. Ленеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психологическая помощь населению.М., 2008.

4. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.М., 1997.

5. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998.

6. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова. М., 1997.


2

2

4. Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса (6 часов).

1. Возможности психотерапии в разрешении кризисов.

2. Терапия, применяемая в учреждениях здравоохранения: вклад в разрешение кризисов.

3. Возможности реабилитационной терапии в социальных учреждениях в позитивном преодолении кризисов.

4. Технология кризисного вмешательства: сущность, сходство и различие с другими видами терапии.

5. Логотерапевтические технологии: сущность, сходство и различие с другими видами терапии.

6. Предотвращение развития кризисов: первичные, вторичные и третичные меры (взаимосвязь с различными терапевтическими технологиями).

7. Понятия «естественного и формального управления кризисом»: их взаимосвязь, стадии.

Литература

  1. Ванье Ж. Каждый человек – священная история. М., 2008.

  2. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2003.

  3. Голан Н. Вмешательство в кризисную ситуацию // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. M., 2004.

  4. Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб., 2003. 640 с.

  5. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 2009.

6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

4. Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Психосоциальная оценка кризиса: логотерапевтический контекст (8 часов).

1. Значение первой стадии процесса управления кризисом.

2. Психосоциальная оценка кризиса: основные характеристи-ки.

3. Первый уровень психосоциальной оценки: сущность, кем осуществляется, виды вопросов.

4. Оценка уровня преследования.

5. Оценка риска совершения самоубийства.

6. Оценка риска совершения нападения или убийства.

7. Второй уровень психосоциальной оценки: сущность, кем осуществляется, виды вопросов.

8. Компоненты кризисного переживания. Понятие «опасного или травмирующего события», соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов.

9. Понятие «переполняющего события или события послед- ней капли»,

соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов.

10. Понятие «личной уязвимости», соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов.

11. «Плюмаж кризиса»: понятие, сущность.

12. Оценка социальных ресурсов клиента и социокультурного контекста кризисных переживаний.

Литература

  1. Ванье Ж. Каждый человек – священная история.

М., 2008.

  1. Голан Н. Вмешательство в кризисную ситуацию //

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. M., 2004.

  1. Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. –

СПб., 2003. 640 с.

  1. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной

личностью. Ярославль, 2009.

  1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

  2. Франкл В. Воля к смыслу / Пер. с англ. М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.

  3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.


Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Разработка и реализация плана вмешательства: логотерапевтический контекст (6 часов).

  1. Установление раппорта с клиентом в процессе управления кризисом: значение, цели.

2. Разработка плана вмешательства: ключевые вопросы (по Р. МакГи).

3. Консультирование по принятию решения: когнитивные возможности, цели, основные вопросы.

4. Основные принципы консультирования по принятию решения.

5. Реализация плана: критерии оценки.

6. Последующая поддержка. Стратегии социальных изменений.

7. Возможности кризисинтервентной модели практики социальной работы. Проблемы и перспективы развития.

Литература

  1. Ванье Ж. Каждый человек – священная история.

М., 2008.

  1. Голан Н. Вмешательство в кризисную ситуацию //

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. M., 2004.

  1. Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. –

СПб., 2003. 640 с.

  1. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной

личностью. Ярославль, 2009.

  1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии

посттравматического стресса. СПб., 2001.

  1. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер с англ. – М.: «Рефлбук», Киев «ваклер» 1997. 320 с.

  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. Исениной Е.И. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. 480 с.





Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ для студентов очной
и заочной формы обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Социальная работа в кризисных ситуациях» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям (30 часов);

  • подготовку к промежуточному и итоговому контролю (10 часов);

  • выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 10 страниц) на предложенную тему (14 часов).

Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы и в библиотеке на студенческом абонементе.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на два смысловых блока: «Вопросы для самоконтроля», «Реферат».

Блок 1: «Вопросы для самоконтроля»

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается проверить свои знания вопросами для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебно-методическую литературу и нормативные акты, подготовиться к промежуточному и итоговому тестовому контролю, а также сформировать необходимые компетенции.
Блок 2: «Реферат»

По одной из наиболее проблематизированных тем курса каждый студент индивидуально выполняет реферативную работу, заранее согласовывая тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В реферате должны быть отражены актуальные результаты исследований, проведенных ведущими отечественными или зарубежными авторами. Выполнение реферативной работы студентом и её публичная защита продемонстрируют уровень сформированных знаний и аналитических навыков.
БЛОК 1: Вопросы для самоконтроля

Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах.

При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо проверить себя при помощи тестов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроляэто и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д.

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.

После выполнения предварительной работы можно приступать к решению тестовых заданий.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная работа в кризисных ситуациях iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и...
Социальная работа в кризисных ситуациях icon2014 нужные телефоны
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления мчс россии по Свердловской области
Социальная работа в кризисных ситуациях iconV-я Международная научно-практическая конференция психологическая...
Гбоу впо «тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Социальная работа в кризисных ситуациях iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconРабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная...
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фпс и гражданского персонала Национального центра управления в кризисных ситуациях и центров управления
Социальная работа в кризисных ситуациях iconФедеральное казенное учреждение «центр управления в кризисных ситуациях...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
Социальная работа в кризисных ситуациях iconРабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Социальная работа в кризисных ситуациях iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconПояснительная записка Краткая характеристика дисциплины Курс «pr в кризисных ситуациях»
В ходе изучения курса особое внимание уделяется вопросам диагностики кризиса в контексте pr, стратегиям оперативного антикризисного...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconСоциальная работа в вузе
Социальная работа в вузе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. А. Раицкий. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 15 с
Социальная работа в кризисных ситуациях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для реализации функций федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (далее – фку нцукс)...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconУчебная программа курса «Социальная работа в Германии в новое и новейшее...
Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа»
Социальная работа в кризисных ситуациях iconСамостоятельная работа 72
Попытки реформирования государственного социализма и нарастание кризисных явлений в СССР (1953 – 1985 гг.)
Социальная работа в кризисных ситуациях iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая культура 040100. 62 «Социальная работа»
Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление...
Социальная работа в кризисных ситуациях iconПрограмма дисциплины для специальности 040100. 62 «Социальная работа»
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск