Русский язык, 4 класс Апрель 2013





Скачать 197.35 Kb.
НазваниеРусский язык, 4 класс Апрель 2013
Дата публикации15.08.2013
Размер197.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Русский язык, 4 класс

Апрель 2013


Диагностическая работа проводилась в конце учебного года с целью установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определялись на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

Характеристика инструментария

Проверочные материалы включали основные элементы содержания курса 4 класса, а также наиболее важный материал, изученный во 2 – 3 классах, знание которого необходимо для эффективного усвоения программы.

Тестовые задания сбалансированы по основным разделам курса русского языка в начальной школе (фонетика. и графика, лексика, состав слова, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, текст) и соответствуют современным подходам в системе контроля качества образования.

В целом тест должен был проверить уровень сформированности следующих умений: анализировать и характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; различать произношение и написание слова; находить способ проверки написания слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; использовать знания для соблюдения орфоэпических норм русского языка.

Из программного материала 4 класса проверялись главным образом темы: «Правописание безударных окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов», «Грамматические признаки изученных частей речи», «Однородные члены предложения». Эти темы изучаются в начальной школе, и без их качественного усвоения невозможно достичь высоких предметных результатов по русскому языку в старшей школе.

Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов. Каждый вариант диагностической работы – из 18 заданий: 16 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2 заданий с кратким ответом. Время выполнения теста – 45 минут.

В тесте были представлены задания базового и повышенного уровней сложности (13 и 5 заданий соответственно). Задания базового уровня сложности проверяли усвоение тем курса, обеспечивающих владение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических).

Задания повышенного уровня сложности проверяли умение применять знания в измененной ситуации.

За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальное число баллов, которое можно было получить за правильное выполнение всей работы, - 18. За выполнение проверочной работы обучающиеся получили оценки по пятибалльной шкале.

Шкала выставления оценок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов:

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный тестовый балл

Меньше 8

8-11

12-15

16-18



Результаты выполнения диагностической работы


по русскому языку

Диагностическую работу по русскому языку выполняли 20551 обучающийся 4-х классов (918 классов) из 768 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.




Диаграмма 1


Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 8 заданий), составляет 6% (1133 учащихся).

Большинство тестировавшихся выполнили 15,16 и 17 заданий теста.

Большинство учащихся набрали 15-17 баллов. Максимальный балл набрали 1966 четвероклассников. Меньше допустимого порога в 8 баллов набрали 1133 учащихся. Пограничный балл (8 баллов) зафиксирован у 561 учащегося.

В таблице 1 показано распределение оценок, полученных за выполнение диагностической работы по русскому языку учащимися 4-х классов в апреле 2013 года и школьных оценок за последнюю промежуточную аттестацию.



Таблица 1

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Распределение оценок за выполнение теста

6%

17%

40%

37%

Доля учащихся, имеющих школьную оценку (по результатам промежуточной аттестации)



27%

56%

18%



Как видно из таблицы 1, все учащиеся, имеющие в школе «4» и «5», подтвердили свои оценки на диагностической работе; 6% учащихся не достигли достаточного уровня овладения необходимыми знаниями и умениями

По дополнительно проведённым исследованиям установлено, что 1% классов, участвовавших в тестировании, показали низкие результаты («2» получили более 40% учащихся), и 15% классов – высокие результаты (процент выполнения выше среднего на 10%), что свидетельствует о хороших и стабильных результатах овладения предметным содержанием по русскому языку.

Анализ результатов выполнения диагностической работы


по русскому языку

На диаграмме 2 показана структура знаний по русскому языку, а в приведенной ниже таблице 2 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым элементам содержания.

Диаграмма 2



Таблица 2

Код


Контролируемые элементы содержания

%

1.1.1

Звуки и буквы: гласные и согласные

77,9


1.2.2

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

76,3

1.5.1

Ударение. Правильное произношение слов

73,7

2.1.1

Лексическое значение слова

51,6


2.1.3

Антонимы

88,1

2.1.4

Прямое и переносное значение слова

84,3

3.1.3

Разбор слова по составу

69,5

4.1.1

Грамматические признаки имён существительных

71,2

4.1.5

Изменение имён существительных по падежам

79,8

4.1.6

Определение склонения имён существительных

85,3

4.6.2

Отличие частей речи от членов предложения

84,7

5.2.1

Виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные)

85,0

5.2.2

Главные и второстепенные члены предложения

88,4

5.2.3

Простое распространённое и нераспространённое предложения. Связь слов в предложении

66,2

5.2.4

Однородные члены предложения

76,5

6.1.1

Безударные гласные в корне слова

75,8

6.1.3

Непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корне

81,8

6.1.4

Безударные падежные окончания имён существительных

82,0

6.1.5

Безударные падежные окончания имён прилагательных

84,0

6.1.11

Разделительный Ь и Ъ

80,9

6.1.13

Орфография. Обобщение

72,1

8.2.1

Установление последовательности предложений для построения текста

49,4


В среднем выполнение теста составило 77% (на рубежной диагностике в феврале 2013г - 73%).

Выпускники начальной школы продемонстрировали уверенное владение умениями, относящимися к лингвистической и языковой компетенции:

  • различение главных и второстепенных членов предложения (88%)

  • различение частей речи и членов предложения (85%)

  • различение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений) (85%)

  • определение склонения имен существительных (85%)

  • правописание безударных окончаний имен существительных (82%)

  • правописание безударных окончаний имен прилагательных (85%)

Достаточный результат (70% и выше) показали четвероклассники, выполнив задания на проверку практических умений, относящихся к языковой компетенции:

  • звуки и буквы: гласные и согласные (78%)

  • ударение, правильное произношение слов (74%)

  • грамматические признаки имен существительных (71%)

  • однородные члены предложения (77%)

  • распознавание распространенных и нераспространенных предложений (66%)

Более низкие результаты (65% и ниже) показали учащиеся 4 классов при выполнении заданий, проверяющих умения:

  • понимание лексического значения слова (52%)

  • установление последовательности предложений для построения текста (49%)

Анализ выполнения проблемных заданий диагностической работы


Умение пользоваться лексическим богатством языка – важный аспект коммуникативной подготовки учащихся. Работа по толкованию лексического значения слова, подбору синонимов, антонимов, включение слова в различные контексты, использование различных лингвистических словарей должна быть на каждом уроке русского языка. Актуальность этой задачи наиболее ярко проявляется при анализе заданий, связанных с соблюдением норм лексической сочетаемости.

Пример 1

С каким из перечисленных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом ЮНОША?


1)

молодой – Правильный ответ

2)

высокий

3)

стройный

4)

весёлый

Пример 2

С каким из перечисленных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом ДЕВУШКА?


1)

красивая

2)

стройная

3)

молодая –Правильный ответ

4)

грустная


Выполнение первого задания составило 58%, второго – 43%.

Задания на соблюдение норм лексической сочетаемости оказались выполнимыми только для учащихся с оценкой за тест «5» (выполнение 82% и 77%). Большинство четвероклассников не отметило часто наблюдаемое в письменной и устной речи явление избыточности. Выполнение подобных заданий актуализируют данную проблему в сознании учащихся и помогает избежать речевых ошибок.

Уровень выполнения данного задания различными категориями учащихся представлен на диаграмме 3.

Диаграмма 3



Те же трудности в выполнении подобных заданий были отмечены и в рубежной диагностике.

Между тем задания с выбором ответа по выявлению умений отличать однозначные и многозначные слова, находить антонимическую пару выполнены от 82% до 89%, причём эти задания оказались трудными только для учащихся, получивших за тест «2». Данные умения будут совершенствоваться в основной школе, однако рекомендуем обратить внимание на необходимость введения в практику обучения в начальной школе заданий по лексике с кратким ответом, активизирующих мыслительную и речевую деятельность учащихся.

Ряд заданий был сориентирован на проверку предметных результатов по разделу «Синтаксис».

Код

Элемент содержания

Выполнение

%

4.6.2

Отличие частей речи от членов предложения

84,7

5.2.1

Виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные)

85,0

5.2.2

Главные и второстепенные члены предложения

88,4

5.2.3

Простое распространённое и нераспространённое предложения. Связь слов в предложении

66,2

5.2.4

Однородные члены предложения

76,5


Все умения, заложенные в данный раздел, освоены на высоком и достаточном уровне. Самые низкие результаты получены по заданиям, выявляющим умения различать распространённое и нераспространённое предложения.

Пример 3

Какое предложение простое нераспространённое?


1)

Дождь за окном стих.

2)

Буря выла, плясала, пела. – Правильный ответ

3)

Прозвенел школьный звонок.

4)

Блеснул луч солнца.


Выполнение данного задания составило 63%. Уверенно справились с этим заданием учащиеся, получившие за тест «5» и «4» (87% и 69% соответственно). Остальные четвероклассники ошиблись в указании предложения, в котором отсутствуют второстепенные члены. Каждый ответ был построен на предложениях из 3-4 слов. Вероятно, более трети учащихся не выбрали правильный ответ, который состоял из самого большого количества слов. Таким образом, 36 % учащихся не различают главные и второстепенные члены предложения. Ошибка возможна из-за неумения осознанно анализировать синтаксическую конструкцию, видеть в ней смысловые и грамматические связи. Дифференциация учащихся по уровню овладения умениями анализировать синтаксические конструкции представлена на диаграмме 4.

Диаграмма 4


Как видно из диаграммы, полный комплекс умений по данному разделу освоен только теми учащимися, кто за тест получил «4» и «5». Учащиеся с удовлетворительной оценкой смогли на достаточном уровне выполнить только задания с выбором ответа, которые проверяли умение отличать часть речи от члена предложения и находить грамматическую основу. Такие результаты свидетельствуют о том, что формирование синтаксических умений – незавершённый процесс.

Яркое подтверждение этой мысли находим при анализе выполнения заданий, построенных на поиске однородных подлежащих.

Пример 4

В каком предложении есть однородные подлежащие?


1)

Груши были сочные и спелые. –

2)

Терпенье и труд всё перетрут. Правильный ответ

3)

Месяц светит, а не греет.

4)

Заковал мороз реки, пруды, болота.


Это задание выполнено 59% учащихся. 41% учащихся не различают главные и второстепенные члены предложения, причем почти половину от этого числа четвероклассников (24%) составляют те, кто не различает грамматические формы именительного и винительного падежей существительных (ответ 4).

Умение анализировать грамматические особенности слова проверялось в заданиях с выбором ответа. Такие задания легко выполняются подавляющим большинством учащихся (от 71% до 80%), однако учителю стоит обратить внимание на то, что среди тех, кто выполняет их на достаточном уровне (выше 65%) только учащиеся с оценкой «4» и «5».


Пример 5

Прочитайте предложение и укажите ошибочное утверждение о выделенном слове.

Весной школьники вырастили САЖЕНЦЫ, а потом высадили их на пришкольной территории.


1)

В этом предложении слово САЖЕНЦЫ употреблено в именительном падеже. – Правильный ответ

2)

В этом предложении выделено существительное 2-го склонения.

3)

Это слово стоит во множественном числе.

4)

Выделенное слово – имя существительное.



Пример 6


Выполнение первого задания составило 70%, второго - 80%. В каждом задании учащиеся работали с падежными формами имён существительных, но в том задании, где добавлялись новые грамматические категории (склонение, число), уровень выполнения уступает тому заданию, которое построено на одном контексте. Дифференциация учащихся по уровню выполнения данных заданий на грамматические темы представлена в таблице 4
Таблица 4

Элемент содержания

Средний процент выполнения по всем вариантам

Выполнение данного задания учащимися, получившими за тест

«2»

«3»

«4»

«5»

Грамматические признаки имён существительных

71%

21%

39%

71%

94%

Изменение имён существительных по падежам

80%

26%

53%

82%

97%


Основное требование к методике преподавания грамматических тем в курсе начальной школе – добиваться осмысленного отношения учащихся к грамматическим явлениям. Для этого следует работать на доступном для учащихся языковом материале с использованием разнообразных заданий, позволяющих сформировать лингвистическую компетенцию.

Важный аспект работы в начальной школе по развитию коммуникативных умений учащихся – работа над пониманием основной мысли текста, установлением последовательности предложений для построения текста, над использованием средств связи. Результативность выполнения заданий, включающих данный спектр умений, представлена ниже.

Пример 7

Выберите такую последовательность предложений, обозначенных буквами, чтобы получился текст.

А.

Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжёлыми клочьями.

Б.

Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев, кустов.

В.

Я шёл по узкой тропинке.

Г.

Долго ещё дрожала в морозном воздухе снежная пыль.


В ответе запишите буквы, соответствующие порядку следования предложений в тексте.

Ответ:

В

Б

А

Г


Выполнение задания составляет 54%. Кроме учащихся с оценкой за тест «5», с данным заданием на достаточном уровне (для заданий повышенного уровня сложности он составляет 50%) не смогли справиться остальные категории учащихся (диаграмма 5).

Диаграмма 5


Можно предположить, что низкий процент выполнения подобных заданий обусловлен недостаточно целенаправленной работой учителей по изучению способов связи предложений в тексте. Между тем данные умения оказываются востребованными при конструировании собственного текста. Поэтому учителям начальных классов следует больше внимания уделять комплексному анализу текста на всех предметах.

В целом анализ диагностической работы показал, что основным при организации учебной деятельности по усвоению языка должно стать постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых явлений, к текстообразующей функции языковых средств.
Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании

Дифференциация учащихся по уровню выполнения диагностической работы по русскому языку в 4 классе представлена на диаграмме 6.

Диаграмма 6


Сравнение групп учащихся, выделенных по результатам диагностической работы, позволил выявить ряд особенностей, специфических для каждой группы.


Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по русскому языку различных категорий участников тестирования

Отметка «5»

(16-18 баллов)

Учащихся этой категории – 37%.

Средний процент выполнения заданий – 94%.

Учащиеся продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на достаточно высоком уровне (выполнение заданий от 73% до 99 %)

Для этой категории учащихся важно усилить работу по работе с текстом

  • Установление последовательности предложений для построения текста

Отметка «4»

(12-15 баллов).

Учащихся этой категории – 40%. Средний процент выполнения заданий – 76%.


Учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания (процент выполнения выше 65%), за исключением следующих:

  • Определение лексического значения слова

  • Различение распространенных и нераспространенных предложений

  • Установление последовательности предложений для построения текста

  • Изменение имён существительных по падежам




Отметка «3»

( 8-11 баллов).

Учащихся этой категории – 17%.

Средний процент выполнения заданий – 55%.

Учащиеся показали удовлетворительный уровень подготовки (процент выполнения выше 65%) при выполнении некоторых элементов содержания:

  • Антонимы

  • Различение частей речи и членов предложения

  • Виды предложений (повествовательные, побудительные, вопросительные)

  • Главные и второстепенные члены предложения

  • Безударные падежные окончания имён прилагательных

Отметка «2»

(меньше 8 баллов).

Процент учащихся этой категории - 6%.

Средний процент выполнения заданий – 32%.

У учащихся, получивших за тест неудовлетворительную оценку, полностью отсутствуют усвоенные контролируемые элементы содержания (не выявлены задания базового уровня, для которых процент выполнения оказался выше 65%.)


Выводы и рекомендации

  1. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне освоены большинством выпускников начальной школы. 94% четвероклассников, участвовавших в тестировании, овладели необходимыми знаниями и умениями. 6% показали недостаточный уровень освоения учебного содержания по русскому языку и нуждаются в специальной помощи по предмету.

  2. При анализе результатов выполнения ряда диагностических работ выявлен недостаточный уровень освоения предметного содержания по разделам, связанным с лингвистической и коммуникативной компетенциями. В данной диагностике среди недостаточно освоенных тем оказались следующие:

    • лексическое значение слов;

    • простое распространенное и нераспространенное предложение;

    • установление последовательности предложений для построения текста.

  1. Дифференцированный анализ по уровням овладения учащимися 4 класса основным комплексом языковых умений показал, что высокий уровень выполнения теста обеспечен учащимися, получившими за тест отметки «4» и «5». Учащиеся, имеющие отметки «2» и «3», не достигли достаточного уровня подготовки по русскому языку. Учащиеся с отметкой «3» за тест справляются на высоком уровне лишь с отдельными заданиями, что делает данную категорию учащихся уязвимой при переходе из начальной школы в основную. Именно эти учащиеся требуют особого внимания со стороны учителя и особой работы по повышению их мотивации к изучению русского языка, формированию лингвистической компетенции.

  2. В процессе обучения учителям необходимо в большей мере использовать системно - деятельностный и практико-ориентированный подходы, позволяющие сделать работу учащихся более активной и осознанной. При организации учебной деятельности по усвоению языка привлекать детей к разнообразным формам и видам языковых разборов (лексическому, морфологическому, синтаксическому), которые систематизируют изученные факты и явления в языке, формируют языковое мышление. С этой же целью необходимо вводить упражнения, построенные на конфликтном языковом материале. Данные упражнения способствуют развитию системности восприятия базового курса русского языка в начальной школе.

  3. При планировании курса русского языка необходимо выстроить систему повторения наиболее трудных тем, по которым получены низкие результаты, для чего составить индивидуальные тестовые задания для конкретного класса и ученика.

  4. Детей, для которых русский язык не является родным, необходимо обучать на основе специальных программ и методик «Русский как иностранный».

  5. Для проведения внутришкольного контроля по русскому языку следует разнообразить виды проверочных материалов, что позволит повысить объективность оценивания, повысить мотивацию учащихся и избежать натаскивания на определённые задания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconРусский язык, 7 класс (март-апрель)
...
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс
Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,...
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconУчебного материала на 2014-2015 учебный год Предмет: русский язык...
Учебный комплекс для учащихся: Г. Ф. Хлебинская. Русский язык. 10 класс. Учебник для образовательных школ. – М., Мнемозина, 2013
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconПрограмма «Русский язык» ассоциация 21 в 2006г Русский язык М. С....
Мбоу «Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С. Р. Суворова» на 2012-2013 учебный год
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconКалендарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика....
Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 icon"БуквыЕиЁ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconПрограмма «Начальная школа 21 века»
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconБондаренко Е. А., Корнилаев С. В. Русский язык 1-4 : 1 класс: Пособие для учителей
Начальная школа 1 класс. Обучение грамоте; русский язык; математика; окружающий мир. М.: Ооо кирилл и Мефодий, 2009
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconЭкзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая...
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 icon«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: электронные учебные материалы «Русский язык 2 класс», учебник «Русский язык» 2 класс, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е....
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconГостева Ю. Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс»...
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс.» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2013
Русский язык, 4 класс Апрель 2013 iconКрылова О. Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания
Полякова А. В. Русский язык 1 Просвещение 2010 Полякова А. В. Русский язык 2 Просвещение 2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск