Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».
Учитель Вакалова С.А.
Цели:
показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;
формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально и в парах, преобразовывать простые предложения в СПП, определять стиль текста и выделять основную мысль;
воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь. В школе проходит неделя русского языка и литературы, у нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными».
Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Владимира Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и познакомимся с таким явлением, как СПП с несколькими придаточными, узнаем способы подчинения придаточных, научимся определять их и ,конечно, расставлять знаки препинания.
Тест
Начнём работу с повторения изученного, разбора тестовых заданий ЕМЭ. Перед вами на слайде предложение.
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование (правильное соотношение, правильное звучание).
Сверка со слайдом. У кого всё выполнено верно?
Проверка домашнего задания.
- Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./ Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.)
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».
К доске идёт … разобрать предложение.
К доске идёт… готовиться к ответу.
Проверим выполнение домашнего упражнения № 190 (1). На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с правильными ответами и назовите виды придаточных.
1 [ - = и = сущ.],(какой = )определительное
2 [ - = ],(так что = - )следствия
3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки
4 [ = ],(если - = ) условия
5 [ = ], (так как = ) причины
6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели
7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени
8 […,(куда = ), = - и - ] места
9 [ = ],(что = ) степени Прочитайте 8 предложение со знаками препинания.
Проверим разбор предложения.
Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
- Как отличить придаточные присоединительные?
Молодцы, правила повторили, можем переходить к изучению нового.
Объяснение нового материала.
Тема нашего урока – СПП с несколькими придаточными. Мы с вами на уроках уже встречали такие предложения. Обратимся к эпиграфу. Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.
Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Составим схему предложения.
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).
Такое подчинение называется параллельным.
- Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения (слайд)
Последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [ ], (потому что… глаг.), (что…).
Объясняет учитель.
Параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …).
Называет ученик виды придаточных.
Однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …).
Читает предложение и объясняет ученик - А теперь ….. нам напомнит о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
Первичное закрепление.
1 уровень – упр. 200 I (1), III (2) 1[- =],(чтоб - = ),(где - =) последовательное
2[= - ],(что = - ),( = -) однородное
2 уровень – упр. 201 (4,5) 4 [ - = сущ],(в котором = - )и(который = - ) однородное
5 [ - =, = ],(так что - = и = ),(что = ),( потому что - =)
последовательное
Анализ текста.
Поработаем с текстом. Перед вами текст З. Люстровой. 1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты. - Определите стиль текста (публицистический).
- Определите тип текста (рассуждение).
- Найдите тезис (2 предложение).
- Найдите номера СПП с несколькими придаточными (1,2,5). Поработайте в парах. Выберите 1 или 5 предложение и, не записывая их, составьте схемы, определите вид подчинения. Какая пара первой выполнит задание, заработает оценку 5. (1- последовательное, 2 – параллельное).
[- =,=,=],(чтобы = ),(чем = - ) последовательное подчинение
5. [ ,( ли = - ),(ли = ), = ],(= ли -) параллельное подчинение - Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы)
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?
Оценивание.
Домашнее задание.
п. 14,
упр. 1 уровень – 201(1)
2 уровень – 202
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. ________________________________________________________________________
1. Последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
[ ], (потому что… глаг.), (что…).
2. Параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня).
(Когда …), [… сущ.], (которых …).
3. Однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …). Анализ текста
1. Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать все чем живёт наша страна наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.
З.Люстрова 1. Последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
[ ], (потому что… глаг.), (что…).
2. Параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня).
(Когда …), [… сущ.], (которых …).
3. Однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …). Анализ текста
1. Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать все чем живёт наша страна наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.
З.Люстрова |