Скачать 88.35 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра социологии Социологическое сопровождение избирательных кампаний Программа курса Челябинск 2006 Лаврова А.Г. Социологическое сопровождение избирательных кампаний. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – …с. Программа предназначена для студентов ЮУрГУ специальности 040201 «Социология». Цель курса: формирование целостной системы знаний о социологии и практическом применении полученных в процессе обучения знаний. Задачи курса: - закрепить у студентов знания по общеметодологическим вопросам социологии (измерение социальных характеристик, выборочный метод в социологическом исследовании, методам сбора эмпирических данных); - углубить полученные знания, исходя из специфики электоральных социологических обследований; сформировать целостное представление о процессе подготовки и проведения прикладного исследования по сопровождению избирательного процесса, выделив основные его этапы; - развить у аудитории навыки аналитической работы с эмпирическими социологическими данными; на примере конкретного полевого исследовательского материала добиться понимания слушателями методологических требований к программе и инструментарию прикладного предвыборного социологического проекта; - подробно проанализировать наиболее распространенные в ходе электорального социологического исследования методы сбора первичной информации; исходя из конкретных исследовательских задач, акцентировать внимание студентов на технологии реализации основных методов формирования выборки в различных населенных пунктах; - обучить аудиторию методике и формирования полевого исследовательского коллектива, исходя из специфических особенностей представителей различных социальных групп и общностей, и методам контроля за работой интервьюеров, уделив особое внимание проблеме установления контакта интервьюера с респондентом; - выработать у учащихся навыки работы со вторичными источниками. В ходе изучения курса студенты слушают лекции, участвуют в семинарских занятиях, в ходе которых проводятся дискуссии по уже усвоенному материалу, составляются программы исследований потребления и потребителей. После изучения курса студенты сдают устный зачет по вопросам к зачету. Курс рассчитан на 51 час. Из них 17 часов лекций и 34 часа семинарских занятий. Тема 1. Введение. Обоснование возможности и необходимости социологического сопровождения избирательных кампаний. Институализация социологии выборов как отдельной социологической дисциплины – 20 - 30-е гг. XX в. - бихевиористский подход (группа, возглавляемая П. Лазарсфельдом и Б. Берельсоном). Институт Дж. Гэллапа. Современные западные традиции проведения электоральных исследований. Ситуация с электоральными исследованиями, сложившаяся в России. Краткий экскурс в 90-е гг. Тенденции развития социологического сопровождения избирательных кампаний. Обоснование необходимости проведения социологического сопровождения избирательных кампаний. Тема 2. Избирательное право РФ. Краткая справка (из законодательства РФ). Обоснование необходимости знать нормы российского законодательства для социолога, осуществляющего социологическое сопровождение избирательных кампаний. Понятие «выборы», прописанное в Конституции РФ. Понятия «избирательная кампания», «кандидат», «предвыборная агитация» и правила проведения избирательных кампаний разных уровней согласно Конституции РФ. Тема 3. Типология этапов избирательной кампании в соответствии с задачами социологического сопровождения избирательной кампании. Этапы избирательной кампании согласно т. зр. ведущих политологов. Понятие «ресурсов избирательной кампании». Обзор существующих определений «социологического сопровождения избирательной кампании» («РОМИР», А.Н Максимов и др.). Типология этапов избирательной кампании по данным независимого исследовательского центра «РОМИР». Типология этапов избирательной кампании по данным А.Н. Максимова. Типология этапов избирательной кампании по данным Ширинкина А.В. (из статьи «Проблемы социологического обеспечения ПР-кампании»). Тема 4. Функции социологических исследований в ходе избирательной кампании. Понятие функций социологических исследований в ходе социологического сопровождения избирательных кампаний. Информационная функция. Диагностическая функция. Прогностическая функция. Контрольная функция. Экспертная функция. Социально-технологическая функция. Необходимые исходные условия организации социологического исследования. Структура «идеального» подразделения в составе предвыборного штаба, осуществляющее социологическое сопровождение избирательных кампаний. Тема 5. Спектр социологических исследований, используемых в ходе избирательной кампании. Пилотное исследование. Базовое социологическое исследование. Зондажное социологическое исследование. Мониторинговые опросы. Фокус – группы. Exit polls. Мониторинговый опрос по итогам выборов. Специфика проведения электоральных опросов в крупных и малых населенных пунктах. Правила, которыми должен руководствоваться социолог, заключая договор на проведение электоральных исследований. Тема 6. Поведение населения во время избирательных кампаний. Исследование электоральных ориентаций социальных общностей и отдельных граждан. Анализ факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании. Мотивы участия или неучастия в них. Изучение структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов. Оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей. Прогнозирование итогов выборов. Отличия исследований, проводимых в рамках выборов, от аналогичных в других социологических дисциплинах. Рекомендуемая литература а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
Методические указания по подготовке рефератовПод реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу. Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью). Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются. Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы. Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты. Примерный перечень тем рефератов
Вопросы к зачету и экзаменам
|
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Программа предназначена для студентов юургу специальности 040201 «Социология» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... ... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологическое сопровождение избирательных кампаний» по специальности... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» по специальности... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... ... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... ... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Южно-Уральский государственный университет кафедра социологии Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии | Федеральное агентство по образованию южно-уральский государственный университет Олимпиад, в соответствии с Порядком приема в высшие учебные заведения РФ и Порядком проведения олимпиад школьников пользуются льготами... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Российский... Ю 70 Юриспруденция. Оформление текстовых документов в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Низовцева; Юж.... | ||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами) | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» |