За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев»





Скачать 412.16 Kb.
НазваниеЗа курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев»
страница1/4
Дата публикации13.04.2015
Размер412.16 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4



Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 523.

Экзаменационный реферат


За курс основной средней школы

По предмету: мировая художественная культура.

На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев».


Санкт- Петербург.

2008
Содержание:

Актуальность темы.

Введение. Что такое икона?
I. Традиции русской иконописи.

1.Отличие русской иконописи от византийских

произведений.

2.Убранство древних храмов. Иконостас.

3.Отличия икон от религиозной живописи западных

художников.
II.Преподобный живописец. Андрей Рублев.

1.Творческие вехи жизненного пути художника.

2.Главное произведение икона «Троица».

Сюжет и особенности написания.

3.Сравнение «Троицы» Андрея Рублева с

византийскими образцами.
Заключение.

Приложение.

Библиография.

Актуальность темы.

Меня заинтересовала данная тема, поскольку иконопись является яркой страницей в истории нашей великой страны. Икона может охарактеризовать историческую эпоху, в которую была написана, рассказать о мировоззрении людей того времени. Во времена создания шедевров древнерусской иконописи, наша страна, была раздроблена на отдельные княжества, постоянно сражавшиеся друг с другом, страдала от разорений татаро-монгольского ига, была полностью изнурена и подавлена. Несмотря на это лучшие образцы духовного искусства призывали людей к вечному миру и согласию, вселяли в сердца надежду и веру в лучшее будущее. К сожалению, в определенный период древнерусская иконопись была почти забыта. И связано это с тем, что старые иконы закрашивались новыми слоями олифы, упрятывались под драгоценные оклады, под которыми не видно было всей красоты иконы, поэтому древние иконы были скрыты от людей.

Во-вторых, это связано с историей нашей страны. После революции 1917 года церковь была отлучена от государства, многие церкви были разрушены или превратились в хозяйственные постройки, священники репрессированы. Немало икон было просто сожжено. Поэтому, несколько поколений не имело возможности даже увидеть это искусство.

Однако, в шестидесятые, семидесятые годы двадцатого века интерес к древнерусской иконописи возрос. Были заново открыты древние иконы советскими реставраторами.

В наше время познакомиться с памятниками древнерусского искусства, возможно, каждому человеку. Образы выставлены в былой красе в Третьяковской галерее, в Кремлевских соборах, в музее имени Рублева, в Русском музее, в Эрмитаже, в историко-художественных музеях и галереях Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова, Загорска, Ярославля, Ростова Великого, Горького, Вологды, Рязани, Перми, Костромы и других городах нашей страны.

Год назад, путешествуя по «Золотому кольцу», я воочию увидела древние храмы и иконы, в том числе и росписи Рублева. Смотря на эти лики святых, чувствуешь что-то особенное, как будто их глаза глядят прямо в твою душу. Испытываешь чувство особой торжественности и умиротворения.

Сейчас наша страна переживает политический и экономический подъем после почти двух десятилетий развала государства. Наступает время подумать не только о хлебе насущном, но и о душах. Государство вновь обратилось к церкви. Но этого не достаточно, для того, чтобы в душах и умах людей пробудились лучшие чувства. Только высокий уровень культуры и нравственности может сделать жизнь людей гармоничной, и поэтому общество не должно забывать суть своего существования и национального искусства.

Введение

Что такое икона?


« И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…»¹, - так свидетельствовали послы князя Владимира, побывав перед крещением Руси в Византии. Вряд ли и сегодня найдутся более точные слова, способные выразить всю полноту чувств, которые испытываешь при встрече с православным искусством, с православными иконами.

Древнерусское искусство - наша национальная гордость. Оно самобытно и неповторимо, бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Средневековое искусство- это, прежде всего храмы и иконопись, то, что строилось и создавалось на века, а значит, художник мог своим творением вступать в «живое общение» с новыми и новыми поколениями людей. И поэтому он самоотверженно отдавался своему делу, смело, преобразуя естественный облик родной земли по велению бога и ради прославления его, завещая будущему свои самые затаенные думы и чаяния.

«Icon» - в переводе с греческого обозначает «изображение», «образ». Икона – это религиозное искусство. Она иллюстрирует евангельские и библейские сюжеты. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Причина этому очевидна.

Поскольку дерево, а не камень служило у нас основным строительным материалом, то подавляющее большинство русских церквей было деревянным. Значит, не только мозаике, но и фреске, живописи по свежей сырой штукатурке, не суждено было стать на Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок, растворенных на яичном желтке, иконы, написанные на досках, сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом – левкасом, как нельзя лучше подходили для убранства русских церквей.

Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины.

Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. В живописи художник воспроизводит на плоскость доски, стены или холста – мир людей, животных, пейзажей и предметов быта.
__________________________________________________________________

1. Иконы из собрания музея-заповедника. Издательство «Аркаим»

Картины не выносят нас в мир иной природы, иных пространственных и временных шкал, иных ценностей.

Иконы же представляют другой горний мир. Создавая иконы, мастера используют особые изобразительные средства.

Цвет выполняет в иконах особую функцию – функцию символического языка, который должен выражать не соотношение цветов предметов, но свечение предметов и человеческих лиц, озаренных светом, источник которого вне нашего физического мира. Золотые штрихи на иконах олицетворяют этот неземной свет, а золотой фон символизирует пространство «не от мира сего». Теней на иконах нет. В царствии Божием все пронизано светом.

По самому предназначению и по самой их природе иконы нельзя и рассматривать как картины. В них нет не только обычного пространства, но нет и событий, обусловленных обычными причинно- следственными связями.

Икона – это окно в мир иной природы, но открыто оно только для тех, кто обладает особым - духовным – зрением. Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо стараться увидеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности, более важная, чем собственная быстротечная земная жизнь. Реальность вездесущая, незримо стоящая за каждым событием.

Принципы и художественные средства создания икон формировались в течение многих веков, прежде чем Древняя Русь приобщилась к этой стороне человеческой культуры. На рубеже XIV-XV веков традиция писания икон стала частью духовного обновления вызванного подвигом Сергия Радонежского. Это было время его прославленных учеников. На Руси возникали десятки монастырей, желание подвижничества распространилось по всюду, границы Руси трудами иноков оказались раздвинуты далеко на север и северо-восток, в христианскую веру обращались живущие в этих местах финно-угорские народы. Все эти перемены, а так же политическое возвышение Москвы и объединение вокруг нее соседских княжеств, постепенное ослабление после битвы на Куликовом поле зависимости от татар, создавали особый настрой, вселяли в сердца ощущение ожидаемого небывалого подъема всей русской жизни. Это время творения Андрея Рублева, о жизни и творчестве которого пойдет речь в моей работе.

I. Традиции русской иконописи.

Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце X века.

Как Священное Писание является словесным изображением, образом, священной истории, так и иконы составляют ее изображение, пересказ, но не словами, а линиями и красками Регламентация канонических типов икон и иконографического стереотипа образов была итогом длительных дискуссий и борьбы, разгоревшейся вокруг догматических проблем, связанных с культом икон, борьбы, важнейшим эпизодом которой была эпоха иконоборчества и запрета культа икон. Эта эпоха продолжалась более ста лет и закончилась примерно за полтора века до крещения Руси.

Постепенно сформировались иконографические каноны и затем закрепились, как традиции и правила, устанавливающие характер и способ изображения религиозных сцен и образов святых. Иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания. Нарушение иконографического канона считалось впадением в ересь и строго наказывалось. «Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и домыслию.»

Иконы, построенные по неизменным формулам, содержат набор определенных символов, понятных посвященным. Из поколения в поколение, из мастерской в мастерскую стали передаваться, так называемые, иконописные подлинники – образцы, с которых очень часто и воссоздавались образы (лики).

Западной церковью (возглавлять которую стали не только добившиеся независимости от Константинополя, но и противостоящие ему епископы Рима - римские папы) провозглашалось, что объектом поклонения является только Бог, но никак не иконы. Иконы могут создаваться и могут использоваться лишь как украшение храмов , как средство вдохновения верующих и для просветительских целей. В соответствии с этим, жестких канонов изображения не было, и художники Западной Европы были отчасти вольны изображать христианские сюжеты и сцены по своему усмотрению, вследствие чего религиозная живопись постепенно отошла от иконописи. Стало создаваться, то, что называется картинами. Постепенно были открыты линейная перспектива (в ХШ в), способы изображения движения, передача свойств воздушной среды и многое другое.

Православному художнику, иконописцу, не нужен был поиск новых средств изображения – основополагающие способы создания образов уже даны, завещаны отцами. Свобода творчества – источник соблазнов – иконописцу не нужна. Шедевры православных икон возвышают дух, укрепляют веру от всего материального и низменного, но по существу не знают никаких изменений и только через человеческую душу связана с земной жизнью и ее нуждами. В таком уже полностью определившимся виде, искусство иконотворчества было передано Византией народу Древней Руси.

На Руси иконотворчество нашло новую родину.

__________________________________________________________________

Глядя на дошедшие до нас древнейшие русские иконы, невольно осознаешь, что подобные творения могли появиться только там, где культурная почва была благодатна и щедро возделана народом, выработавшим свое чувство прекрасного. Поэтому восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Расцвет древнерусского искусства относится к тому времени, которое в истории Западной Европы известно под названием эпохи Возрождения, эпохи колоссальных сдвигов и великих открытий во всех областях жизни. Это время в Европе - время нарождающихся новых буржуазных отношений и нового нерелигиозного мировосприятия. На Руси это время – период становления феодального государства и упрочнения христианства. В высочайших образцах художественного творчества Древней Руси, которые стоят на одном уровне с самыми великими творениями эпохи Возрождения и всех других эпох увековечена жизнерадостная молодость русского народа, его сыновняя любовь к родной земле, упорство и неколебимая стойкость в годы тяжелых испытаний, умиротворенность победителя и вера в светлое будущее.
1.Отличие русской иконописи от византийских произведений.

Для культуры зрелой Византии свойственен суровый аскетизм, для древнерусского искусства – гармония и человечность. Древняя Русь лишь недавно вступила на сцену мировой истории. Это был молодой народ. Древнерусская культура вобрала и сплавила в единое целое культурные традиции разнообразных племен и народов, это были, прежде всего, языческие традиции. Восприятие жизни народами Древней Руси было своеобразным, не лишенным наивности и оптимистическим.

Русские иконы отличаются от перенятых у Византии тяжеловесных, напряженных, грозящих образов, более яркими и звонкими красками, мягкими линиями, умиленностью добрых ликов, создающими особый изысканный праздничный ритм. Русские иконописцы не просто переняли у греков традиции созданного ими великого искусства, но и щедро обогатили его. По сравнению с византийским искусством, русское более демократичное, в древнюю традицию добавились добрые, жизнелюбивые устремления.

2. Убранство древних храмов. Иконостас.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. Изначально алтарная часть храма отделялась алтарной преградой, как в византийских храмах. Посреди преграды были царские врата, а по бокам дьяконские двери. В центре на преграде ставился крест, который позже сменился иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. На Руси постепенно алтарная преграда стала заменяться высоким иконостасом. Так как большинство церквей было деревянными, в них не делалось настенной росписи, поэтому постепенно увеличивалось число икон. Неизвестно как именно и когда алтарная преграда превратилась в иконостас. Однако уже от XIII – XIV веков сохранились иконы входящие в иконостас.

«Иконостас – это храмовое собрание икон со строгой организацией и строением, олицетворяющее царство небесное и его взаимодействие с миром земным. По сложности иконостас сравним разве что с симфонией». Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году. Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий: нижний ряд, или по-другому чин – местный. В нем располагаются Царские врата, на которых изображены Благовещение и четверо евангелистов. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева – икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и архангел Михаил. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые, как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным. Второй ряд – это деисус или деисусный чин. В центре всегда икона Христа. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева Богоматери, справа – Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты к Христу и молиться Спасителю. Третий ряд – праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории. Праздничный ряд содержит иконы Распятия и Воскресения Христа. Четвертый ряд – пророческий. В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств и другие. Позже появился пятый ряд праотеческий, в нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа – Адама, Евы и Авеля. Завершается иконостас крестом или иконой Распятия.
3. Отличие русской иконописи от религиозной живописи западных художников.

Чем отличаются иконы от религиозной живописи западных художников?

Во-первых, отношением к пространству. Пространство обычно обозначается на иконах сплошным золотым фоном, а предметы в нем и их взаимное расположение даются в так называемой обратной перспективе, то есть предметы расширяются при их удалении от зрителя.. Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть «на самом деле».

__________________________________________________________________

Икона воспринималась как окно в сакральный (священный) мир, который распахивался перед человеком, смотрящим на икону. Пространство в этом мире должно обладать свойствами, отличными от свойств земного пространства. Свойства эти не доступны зрению и не объяснимы логикой. Но строго следовать расширяющемуся пространству было невозможно, поскольку мир на иконах обозначался символами. Использование обратной перспективы имело и свои преимущества: она, например, позволяла разворачивать строения так, что открывались заслоненные ими детали или сцены. Обратная перспектива производит чрезвычайно сильный ошеломляющий эффект: пространство разворачивается вширь и вглубь, вверх и вниз с такой безудержной мощью, что происходящее на глазах взирающего на икону обретает космический масштаб. Обратная перспектива на иконах не должна восприниматься, как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов плотского зрения. Происходящее на иконе как бы соединяется со всей вселенной. Во-вторых, в иконе не определена временная протяженность. Различие в понимании времени (как философской категории) в Западной Европе и в Византии, а позднее на Руси сформировалась в эпоху Возрождения. Европа встала на путь нового миропонимания, воскресила понятие истории. История священная, то есть данная людям через откровения, отделилась от истории общества. Время стало категорией, связанной с изменениями, с причинно-следственной связью событий. Была открыта ретроспектива. Осознание пространственно-временной связи событий привело к тому, что на картинах европейских художников исчезли совместные изображения событий, происходивших в разное время с одними и теми же персонажами. На востоке Европы – в Византии и в Древней Руси сохранялась прежняя концепция времени и истории восходящая к отцам церкви. Жизнь человечества из поколения в поколение понималась как время, имеющее начало и конец, от момента сотворения Богом человека, до второго пришествия. До сотворения мира не было и времени. Время, как носитель изменений, к самому Богу неприменимо, Бог вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Замысел Божий вмещает в себя все: время, историю, жизнь, все предметы, всех людей, все события, и всему определено свое место. Причина любого события не определяется в нашем земном мире, оно есть проявление замысла Божьего на «лоскуте времени». Такое понимание жизни отдельными людьми и народом отразилось в характере русского искусства. Земная жизнь человечества лишь скоротечное испытание перед вечностью, когда времени больше не будет, прошедших это испытание ждет жизнь вечная, совершенная и неизменная. Святые, изображенные на древних иконах, уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменения в обычном смысле слова. Образ на иконе подразумевается внепространственным и вневременным, а то, что иногда можно принять за неподвижность, следует понимать, как движение, но не во времени, а в вечности.

В-третьих, набор канонических типов икон, был заранее задан и известен. Это был «стандартный», утвердившийся комплект образов, выйти за который было практически невозможно. Среди которых самые известные: «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество Иисуса Христа», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечере», «Распятие», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа», «Успение Богоматери», «Святая Троица» и другие. Сюжеты и композиции этих икон переписывались изографами в течение многих веков с византийских образцов.

В-четвертых, в иконах, в отличие от картин, многие изображения имеют символическое значение. Например, красный покров в верхней части иконы означает благодать Божью, здания, изображенные на заднем плане на иконе, нередко обозначают то, что действие происходит внутри этого здания, Святой Дух изображался в виде голубя, золотистые нимбы вокруг голов - символ святости и тому подобное.

В-пятых, считалось, что писать иконы могли только праведные люди, отрешенные от всего мирского. В стоглавом соборе 1551 года упоминается: «Подобает живописцу быть смирену, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливцу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную… ». Иконописцами на Руси были монахи. Во время написания иконы они соблюдали жесткий пост, пили только воду, и совершали молитву. Авторы большинства русских икон неизвестны, так, как подписывать иконы было не принято. Древние мастера работали не ради денег и славы, а исполняли замысел Божий. Однако до нашего времени дошли имена некоторых из них. Такие как Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий, Симон Ушаков и другие. В Древней Руси существовало несколько иконописных школ, отличавшихся друг от друга манерой письма. Это Псковская, Новгородская, Тверская, Московская школы. Самым ярким представителем Московской иконописной школы был Андрей Рублев.

_________________________________________________________________
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconПрограмма по предмету «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой (Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г. И. Данилова. – 6-е...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа Мировая художественная культура
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля....
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по курсу мировая художественная культура Для учащихся
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по предмету Искусство и Мировая художественная культура
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах (70 часов)
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании...
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
За курс основной средней школы По предмету: мировая художественная культура. На тему: «Искусство русской иконописи. Преподобный живописец. Андрей Рублев» iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск