Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура»





Скачать 144.47 Kb.
НазваниеМкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура»
Дата публикации13.04.2015
Размер144.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Администрация Таловского

муниципального района

Воронежской области
МКОУ Шанинская СОШ

Областная краеведческая конференция школьников по этнографии


«Народные традиции – моя история,

моя культура».


Номинация: «Русская изба»


«Мир русской избы»

Выполнил: Бурахин Кирилл

ученик 9 класса

МКОУ Шанинской СОШ

Контактный телефон: 8-903-655-95-39

e-mail:
Руководители: Бурахина Галина Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ Шанинской СОШ

Контактный телефон: 8-961-186-94-00

e-mail:

Доможирова Галина Васильевна

учитель истории

МКОУ Шанинской СОШ

п. Участок №26 – 2012
План.



  1. Вступление.

  2. Мир русской избы

  1. Красный угол.

  2. Печной угол.

  3. Стол – «Божья ладонь».

  4. Дверь – защита дома.

  5. Внешний вид русской избы.

  1. Заключение.


I.

Уже 3 года подряд в конце августа мы с мамой ходим в Покровский храм р.п. Таловая на службу, которая посвящена началу учебного года.

В прошлом году мы приобрели по совету одной служительницы церкви маленькую иконку для учащихся. Приехав домой, мы никак не могли решить, куда же её нужно поставить. Ведь икона – это не картина, которую вешают из соображений эстетики и дизайна. В принципе, у нас в доме уже есть иконы, и не одна, они стоят в шкафу.

Я вспомнил, что, например, у моих бабушек они висят в углу, стоят на столе, у крёстной стоят на полочке, у тёти висят над дверью. (Фото 1, 2, 3)

А как же тогда правильно? Или можно их вешать как угодно? Но почему они тогда висят или стоят почти всегда где-то в одном месте, а не по всем стенам. И не во всех комнатах? (Фото 4)

Это меня очень заинтересовало.

Бабушка сказала, что иконы должны висеть в красном углу. Я решил поподробнее узнать обо всем этом. Когда я начал изучать литературу по данному вопросу, то нашел много материала не только о том, где и как располагались иконы, но и вообще о русском быте, о русских избах. Оказалась, что все это взаимосвязано. И если на первом этапе своей работы я ставил цель – узнать всё о том, что такое красный угол, каковы правила его расположения, то на следующем этапе я решил узнать в целом о правилах устройства русской избы. Исходя из этого, я поставил перед собой следующие задачи:

  1. С помощью Интернет – ресурсов и литературы выяснить общие правила устройства русской избы.

  2. Побеседовав со старожилами, выяснить, каковы общие и отличительные черты внутреннего и внешнего устройства избы в России и в нашей местности.

  3. Выяснить, чем они объясняются.

По ходу исследования я понял, что красный угол всего лишь частица создания мира дома.

Для этого я обратился к Интернет – ресурсам. Из ссылок я взял для работы статьи «Русская изба. Наследие предков», «Мир русской избы», «Русская изба», изучил следующую литературу: «Таловский район. Историко-экономический очерк», «Люби и знай родной край», «История России».

Кроме этого я посетил дома старожилов нашего села. По моему мнению, они ещё сохранили традиции русского быта.

Строительство дома для русского человека было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и также организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

II.

1. Главное украшение домов составляли иконы и располагались всегда в красном углу избы. Они ставились на полочку или открытый шкафчик, называемы «божницей», которая часто бывала двухъярусная: в нижнем новые иконы, в верхнем – старые поблекшие. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. Но в основном в домах нашего села иконы висят в углу. Правильно ли это? (Фото 5)

Изучив все источники, я увидел противоречия и чтобы разрешить их, я обратился к батюшке Покровского храма. Отец Александр объяснил, что нет такого закона: висеть или стоять должны иконы, это больше связано с местными традициями. Например, в храмах их писали на стенах или располагали в киотах. Он обратил внимание на то, что вешать или ставить иконы, конечно, лучше всего в восточный угол, чтобы люди молились на восход также можно и напротив входной двери. При отсутствии удобного восточного угла, можно повесить в северо-восточный или юго-восточный угол. Главное, чтобы они были почитаемы. Нежелательно ставить иконы в шкаф, за стекло.

Традиционно на Руси, кроме икон на божнице хранились освещенные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие, перышко для обметания икон. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы или божник, узкое длинное полотнище домотканых полот. (Фото 6)

В домах жителей нашего села я увидел, что у них так же есть красный угол, где висят иконы, они завешаны, так называемой пеленой, которая состоит из трех полотнищ: две по бокам, одна сверху. Они украшены вышивкой или кружевом, или иконным орнаментом. Вместе с иконами висит лампада, которую зажигают в особые церковные праздники. (Фото 6)

2. Раньше при постройке дома сразу определяли местонахождение Красного угла, печи, стола, входной двери. (Схема 1)

Местоположение печи в избе строго регламентировалось. «В южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Отсюда в южнорусских районах Европейской России красный угол – пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной.»1(Фото 7) Красный угол был всегда по диагонали от печи. (Схема 2) Такое расположение наблюдается и в нашей местности в старых домах. В домах Чалых (уч. 37), Кузнецовых (уч. 22), Шишлянниковых (уч. 19), Бурахиных (уч.26) и других.

Я поговорил с некоторыми из этих людей. Когда я беседовал с Анной Ивановной Чалых, то узнал, что печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища. (Фото 8) Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой

сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Устье, обычно прямоугольной формы или с полукруглой верхней частью, закрывалось заслонкой, вырезанным по форме устья железным щитом с ручкой. Перед устьем находилась небольшая площадка - шесток, на который ставилась хозяйственная утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь. (Фото 9)

Белая русская печь имеет трубу для выхода дыма. Над шестком из кирпича выкладывается патрубок, собирающий дым, который выходит из устья печи. Из патрубка дым поступает в горизонтально выложенный на чердаке боров из обожженного кирпича, а оттуда в вертикальную дымовую трубу. В домах до сих пор на чердаке около борова зимой хранят лук. Обычно, боров проходил по чердаку, но я увидел необычное расположение борова в доме Гороховой Валентины Петровны (участок №19). Он проходит прямо в комнате. ( Фото 10)

Старожилы утверждают, что печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому его всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан".

Из истории я узнал, что к концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. (Фото 8)

Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба на неделю. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Печи топились кизяками. Его мне показал житель участка 19 Тройнин Александр Александрович. Несколько штук у него сохранились. (Фото 11)

Плиты для жарения стали пристраивать к русским печам лишь с конца XIX века, хотя в городах они были известны со времени Петра I. В отличие от очага, в таких плитах, огонь разводился внутри печи, что позволяло долго сохранять тепло. Но отдельных камер для топки и для варки, как это устроено в современных “голландках”, не было. В нашем селе во всех домах, где нет газового отопления, до сих пор пользуются плитами или «голландками». (Фото 12, 13, 14)

3. Традиционно для русской избы и расположение стола. Жительница нашего села Кузнецова Зинаида Емельяновна рассказала, что стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. (Схема 1, фото 15)

Из прочитанных статей я узнал, что в XI-XIII веках стол делали глинобитным и неподвижным. «Лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губерниях стол ставили в простенке между окнами – против угла печи.» 2

Но такое положение стола и в доме Бурахиных (это мои дедушка с бабушкой). Они так поставили стол из соображения удобства.

Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII-XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. (Фото 15) Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословение их. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Не случайно слова стол и престол имеют один корень. Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью.

Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило, с клеточным узором (расцветка допускалась самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани. ( Фото 16, 17)

В статье «Русская изба. Наследие предков» из Интернета я прочитал, что под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. (Схема 1, 2) В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Но такое расположение лавок встречается и в современном интерьере. ( Фото 18)

Таким образом, красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Русская изба с её особым, хорошо организованным пространством, была единым целым, составляющим целый мир крестьянина. Это мы старались отобразить в школьной музейной комнате. (Фото 19, 20)

4. Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. (Схема 1) В нашем селе таких домов сохранилось достаточно много. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. Избяная дверь отворялась всегда в сени, что увеличивало пространство теплой избы. Это увидел во всех посещённых мною домах. (Фото 21)

Дверь была низкая и с высоким порогом для сохранения тепла. В русских деревнях существовало множество приемов символического очищения дверей. В день Богоявления (Крещения), например, повсеместно окропляли двери крещенской освященной водой, рисовали на них углем кресты, выжигали освященной в страстной четверг свечой кресты на притолоке. Это христианская традиция. А вот со времен язычества сохранились традиции: на дверной косяк или на порог прибивать случайно найденные подкову, нож, обломок косы.

У нас дома мама вечером 18 января на входных дверях рисует мелом кресты. А утром 19 января набранной водой окропляет двери. Перед праздником Троицы украшаем двери веточками березы.

Бабушка, Таисия Ивановна Сушкова, рассказала, что в старых русских домах отапливаемое помещение дома делилось на две части: первая изба и горница. Интерьер горницы отличался от интерьера первой избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей. ( Фото 22, 23) По рассказам старожилов где-то с 30 годов, в некоторых домах и до сих пор, находились зеркало, которое украшали полотенцем (вышитым или «выбитым» или с шитьем), а также сундук. (Фото 24, 25, 26) Особым образом украшалась кровать: матрас, перина, простыня с «подзором» или «подзор» отдельно. ( Фото 23, 27) Все покрывалось красивым лоскутным одеялом, а позже стеганым одеялом или покрывалом. Также на кровать ставились две большие подушки и маленькая «думочка», на них - вышитые или «выбитые» наволочки. (Фото 28)

5. Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. Наше село находится в степной зоне, для нашей местности характерен овражно-балочный рельеф, где находится месторождение глин. Поэтому сначала строили глинобитные мазанки (саманки) крытые соломой. (Фото 29, 30)

И только в 60-х годах в нашем селе началось массовое строительство деревянных домов. Старожилы рассказывают: «Начинали строить дом с того, что сначала делали сруб. (Фото 31) Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Об этом говорят зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы бревна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. В нашем селе весь дом мазали глиной, затем белили.» (Фото 32)

А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. С 70-х годов дома стали обивать деревянными рейками, железом или обкладывать кирпичом. Такие дома я увидел на участке 31 (дом Кондратьевой Валентины Николаевны), (дом Брызгалиной Татьяны Алексеевны), на участке 37 (дом Чалых), на участке 32 (дом Федосова Ивана Борисовича) и многие другие. ( Фото 33, 34, 35, 36)

III.

В результате своего исследования я очень много узнал о том, как строились дома на Руси и у нас в Шанино, в частности. Какую роль в доме играли печь и красный угол. Конечно, наш дом построен в современном стиле, без соблюдений правил русского зодчества. ( Фото 37) Поэтому в нем нет возможности повесить иконы в восточном углу. Но мы, учитывая совет батюшки, с мамой достали их из шкафа и поставили в юго-восточный угол, в котором здесь нашлось место и для моей иконки. Теперь и у нас в доме есть красный угол. (Фото 38)

Но у меня ещё остался ряд вопросов, над которыми я планирую работать в дальнейшем:

1) Почему всё-таки в нашей местности существуют традиция вешать иконы. (Может, потому что у нас безлесная местность, и делать полочки было очень дорого.)

2) Почему массовое строительство в нашем селе началось именно в 60-е годы. Я думаю, что для того чтобы ответить на эти вопросы мне нужно будет обратиться к жителям села, в районный архив (просмотреть протоколы общеколхозных собраний и заседаний правления), посетить музей, а также побеседовать со специалистами по данному вопросу.

Литература.

Зеленин П. М., Лукьянов А. Т.

Таловский район. Историко-экономический очерк. Воронеж, 1995

Панова В. И.

История Воронежского края. Воронеж, 1995

Саплина Е. В., Саплин А. И.

Введение в историю. Москва, 2001

Савенков Ю. А. и др.

Люби и знай родной край. Воронеж, 2008

Интернет-ресурсы.

http://www.referat-web.ru/content/referat/construction/construction71.php

http://forumn.ru/viewtopic.php?id=13515

http://matricca.ru/news_1316432996.html

Приложение.

Фотографии.

  1. d:\галина ивановна\печка\img_2085.jpg 2. d:\галина ивановна\печка\img_2316.jpg

3. d:\галина ивановна\печка\img_2225.jpg 4. d:\галина ивановна\печка\img_2378.jpg

5. d:\галина ивановна\печка\img_2392.jpg 6. d:\галина ивановна\печка\img_2212.jpg

7. d:\галина ивановна\печка\img_2397.jpg 8. d:\галина ивановна\печка\img_2093.jpg

9. d:\галина ивановна\печка\img_2096.jpg 10. d:\галина ивановна\печка\img_2361.jpg

11. d:\галина ивановна\печка\img_2374.jpg 12. d:\галина ивановна\печка\img_2197.jpg

13. d:\галина ивановна\печка\img_2355.jpg 14. d:\галина ивановна\печка\img_2319.jpg

15. d:\галина ивановна\печка\img_2094.jpg 16. d:\галина ивановна\печка\img_2318.jpg

17. d:\галина ивановна\печка\img_2328.jpg 18. d:\галина ивановна\печка\img_2232.jpg

19. d:\галина ивановна\печка\img_2322.jpg 20. d:\галина ивановна\печка\img_2324.jpg

21. d:\галина ивановна\печка\img_2391.jpg 22. d:\галина ивановна\печка\img_2201.jpg

23. d:\галина ивановна\печка\img_2352.jpg 24. d:\галина ивановна\печка\img_2326.jpg

25. d:\галина ивановна\печка\img_2202.jpg 26. d:\галина ивановна\печка\img_2350.jpg

27. d:\галина ивановна\печка\img_2353.jpg 28. d:\галина ивановна\печка\img_2311.jpg

29. d:\галина ивановна\печка\img_0001.jpg 30. d:\галина ивановна\печка\img_0002.jpg

31. d:\галина ивановна\печка\img_2206.jpg 32. d:\галина ивановна\печка\img_2205.jpg

33. d:\галина ивановна\печка\img_2158.jpg 34. d:\галина ивановна\печка\img_2358.jpg

35. d:\галина ивановна\печка\img_2075.jpg 36. d:\галина ивановна\печка\img_2381.jpg

37. d:\img_2336.jpg 38. d:\галина ивановна\печка\img_2500.jpg

Схемы

1. d:\галина ивановна\печка\7нр.bmp


Печной угол

Печь

Полати

Красный угол

Сени
2. d:\галина ивановна\печка\нро.bmp

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconСочинение «Моя семья»
Я родился в многодетной семье. Моя мама молодая. Ей всего 35 лет. Её зовут Зинаида Васильевна. Мы живём в п. Путь Ленина. Моя семья...
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconТема: Моя страна! Моя Россия!
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» icon«Моя педагогическая философия»
Педагогическому мастерству тоже учатся. Моя задача – успешное овладение методами и приёмами преподавания математики
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconРайонная конференция по краеведению «Моя малая Родина» при одстюн номинация: история
В 2010 году страна будет отмечать 65-летие со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconСочинение на тему «Лучше всех на свете мамочка моя»
У моей мамы красивое имя – Елена. В сказках Елена всегда Прекрасная. Вот и моя мама красивая
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос через проектную и исследовательскую деятельность. В методическом объединении приняли участие учителя мкоу хмр сош с. Нялинское,...
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconУрок путешествие «Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная!»
При входе в класс каждый ученик берет листочек с загадкой, отгадав которую, он садится за тот стол, где написан ответ. Загадки
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconКлассный руководитель : На этом моя пресс-конференция закончена....
Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconПрограмма на будущее". Мир управляемого климата 13: 30 "Моя планета"...

Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» icon«Использование инновационных технологий на уроках изо»
Изо моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным...
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconТема я и моя семья мои родные и близкие, их профессии и интересы
Аттестационная комиссия по проведению аттестации руководителей мкоу куртамышского района
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» icon2009 содержание
Н. Г. Чернышевского (филологический факультет). Автор книг: «Моя первая книжка», «Легкомысленный Козочкин», «Пока душа не успокоится…»,...
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconСочинения учащихся
Я вижу белоснежные облака. Под моими ногами тихо перешептывается ковыль, и ветерок играет со мной, нежно касаясь кончиков пальцев....
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconВ стране Литературии
Что такое миниатюра. Сочинение-миниатюра. («Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно…Увы, моя мечта не сбылась…» )
Мкоу шанинская сош областная краеведческая конференция школьников по этнографии «Народные традиции моя история, моя культура» iconСочинение на тему «Моя семья»
Мою маму зовут Ирина Васильевна, папу- игорь Венедиктович, бабушку- валентина Григорьевна, дедушку- василий Александрович. Мы с мамой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск