Элективного курса





Скачать 277.04 Kb.
НазваниеЭлективного курса
страница1/2
Дата публикации15.04.2015
Размер277.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
САРС по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку»
По окончании изучения курса студент должен предоставить преподавателю методическую папку.
Структура методической папки:

  • титульный лист (см. Приложение 1);

  • реферат на любую из предложенных тем;

  • протокол урока русского языка, анализ данного урока по любой из предложенных в Приложении 2 методик;

  • программа элективного курса по русскому языку (примерная программа представлена в Приложении 3);

  • конспект урока русского языка, разработанного самостоятельно (примеры оформления конспектов даны в Приложении 4).


Темы рефератов:

  1. Коммуникативно-деятельностный подход в практике обучения русскому языку.

  2. Система развития речи в современном курсе русского языка.

  3. Итерактивные формы и приемы работы на уроках русского языка.

  4. Подготовка к тестированию (ЕГЭ) по русскому языку.

  5. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения по русскому языку.

  6. Научно-методические подходы к разработке дополнительного содержания образования по русскому языку.

  7. Организация коррекционно-развивающей работы по русскому языку;


Требования к оформлению реферата.

Объем – 25–30 листов машинописного текста, интервал – 1,5; шрифт – Times New Roman, кегль 14; ссылки сквозные в квадратных скобках; список литературы – не менее 15 источников.

Требования к содержанию и оформлению программ элективных курсов.

Базовые требования:

  1. ориентация на современные образовательные технологии;

  2. соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

  3. соответствие принятым правилам оформления программ;

  4. наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

  5. краткосрочность проведения курса.

Правила оформления программы элективного курса.

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • пояснительную записку;

  • учебно-тематический план;

  • содержание изучаемого курса;

  • методические рекомендации;

  • список литературы.

Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;

  • сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

  • название элективного курса;

  • класс, на который рассчитана программа;

  • ФИО, должность автора (авторов) программы;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

  • аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

  • указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

  • цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);

  • сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

  • основные принципы отбора и структурирования материала;

  • методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

  • предполагаемые результаты;

  • инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов на изучение каждой темы;

  • вид занятий.

Содержание изучаемого курса: перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

  • основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

  • описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

  • дидактические материалы.

Литература: предлагается список литературы, необходимой для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся.
Критерии оценки программы элективного курса:
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Приложение 1.

Оформление титульного листа методической папки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАПКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выполнил: ст. гр. 51 РЯ

Тимофеева В.С.

Проверил: к.п.н.,

зав. каф. ТМО РЯиЛ

Артеменко Н.А.

________________

(оценка, подпись)

________________

(дата)

Томск 2009
Приложение 2.

Методики анализа урока русского языка
Предложенную схему студенты могут использовать для анализа посещенного урока или для самоанализа.

  • формулировка темы, ее место в системе других тем;

  • постановка и предъявление целей и задач урока;

  • качество подготовки учителя к уроку;

  • организация, тип, структура урока, распределение времени по этапам;

  • реализация учителем общедидактических принципов обучения;

  • методика отдельных компонентов урока:

  1. методика организационного момента;

  2. методика опроса и повторения;

  3. методика изложения нового материала;

  4. организация мыслительной деятельности учащихся;

  5. привитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

  6. реализация практической направленности;

  7. формирование орфографических, пунктуационных и речевых навыков;

  8. закрепление знаний – разнообразие и целесообразность видов работ, соотношение коллективной и индивидуальной форм работы, устных и письменных упражнений;

  9. методика задания на дом – был ли комментарий, образец, дифференциация;

  10. методика подведения итогов урока;

  11. оценка знаний, умений, навыков учащихся;

  • использование наглядности и технических средств обучения;

  • правильность отбора языкового материала;

  • работа и поведение учащихся на уроке (внимание, интерес, активность, уровень знаний, дисциплина);

  • реализация принципа дифференцирующего подхода в обучении;

  • воспитание и развитие учащихся в процессе урока;

  • культура труда и поведение учителя (умение владеть классом, педагогический такт, умение держать себя, речевое поведение);

  • общее заключение по уроку (достиг ли урок поставленной цели; насколько эффективны пути достижения; рекомендации учителю).


Для самоанализа можно использовать приведенный выше план или использовать любую другую схему анализа. Например:
План поэтапного анализа урока

  1. Общие сведения: дата проведения, школа, класс; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

  2. Начало урока, объяснение целей, задач урока.

  3. Психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала: проверка домашнего задания; актуализация прежних знаний, повторение ранее изученного.

  4. Изучение нового материала, показ образца применения теории.

  5. Проверка усвоения учащимися нового материала.

  6. Закрепление (упражнения, творческие задания, повторение нового материала).

  7. Домашнее задание (инструктаж, дозировка, индивидуализация).

  8. Подведение итогов урока. Комментирование и оценка успехов и неудач учащихся на уроке; анализ того, в какой мере достигнуты обучающая, развивающая и воспитательная цели урока.

  9. Учитель на уроке, особенности его обучающих действий, стиля отношений с учащимися, умение наладить педагогическое сотрудничество. Культура поведения и личный пример на уроке.

10. Общие выводы, оценка деятельности учителя на уроке, предложения и пожелания по ее совершенствованию.
План обобщенного анализа урока

Общие сведения: дата проведения, школа, класс; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

  1. Тип, структура и этапы урока; организация деятельности на каждом этапе. Рационально ли распределено время на уроке с точки зрения реализации его задач?

  2. Содержание урока и его дидактическая проработка. Научность, доступность, занимательность его содержания. Соотношение фактов и выводов, теоретического и практического материала.

  3. Методические средства, технические средства и средства наглядности на уроке элементы индивидуализации и дифференциации обучения, коллективной учебной деятельности, сочетание работы учащихся с учителем и самостоятельной работы.

  4. Учащиеся на уроке: степень их активности, проявление любознательности, их поведение на уроке, удовлетворенность уроком; приемы предупреждения утомления и поддержания работоспособности учащихся.

  5. Результаты урока: степень достижения обучающих, развивающих и воспитательных целей урока.

  6. Учитель на уроке: характеристика учителя и его деятельности на уроке. Роль учителя в учебном процессе: общая и речевая культура, поведение, стиль отношений с учащимися, педагогика сотрудничества.

  7. Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по совершенствованию урока.


План тематического анализа урока

Тема анализа: Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Общие сведения: дата проведения урока; школа, класс, количество учащихся; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет.

  1. Тема и цели урока.

  2. Тип, структура, этапы урока и их продолжительность (в минутах).

  3. Приемы активизации прежних знаний учащихся и организация их преемственной связи с новым материалом.

  4. Приемы постановки учебных задач и вопросов перед учащимися на разных этапах урока.

  5. Характеристика и анализ проблемных вопросов, поставленных перед учащимися, ход рассуждений учащихся в поиске ответов на вопросы. В какой мере этот прием активизирует учащихся?

  6. Занимательные задачи и вопросы учителя к учащимся. Придумывание учащимися аналогичных вопросов. Как относятся учащиеся к ним? Влияет ли этот прием на активное участие ребят в учебном процессе?

  7. Вопросы и задания повышенной трудности для учащихся. Какая часть класса с ними справилась? Как развивал учитель познавательный интерес тех, для кого предложенные задания оказались непосильными?

  8. Сочетание конкретного и абстрактного материала на уроке. Связь теоретических знаний учащихся с практикой, прикладные знания. Способствует ли данный прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке?

  9. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся при выполнении ими самостоятельной учебной работы.

  10. Приемы анализа и синтеза; обобщения и выводы в учебном процессе (на уроке).

  11. Общая оценка урока с точки зрения развивающего обучения: что было удачно, что – нет. Пожелания и предложения учителю (практиканту) по совершенствованию урока.


План анализа урока в опыте передовых руководителей школ

Общие сведения об уроке.

  1. Научно-теоретический уровень урока

  2. Правильность и полнота определения образовательных и воспитательных задач урока.

  3. Определение содержания учебного материала и методов его изучения.

  4. Пути и обоснование средства, обеспечивающие развитие познавательных сил школьника: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез, проверка их правильности.

  5. Использование на уроке различных источников знаний.

  6. Актуализация ранее приобретенных учащимися знаний, связь обучения с жизнью.

  7. Организация самостоятельной работы учащихся.

  8. Методы и приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет учитель в зависимости от используемых на уроке источников знаний.

  9. Методика получения обратной информации (организация обратной связи).

  10. Система учета и оценки знаний учащихся.

  11. Индивидуальный подход к учащимся на уроке, приемы индивидуализации обучения.

  12. Учебная деятельность учащихся на уроке.

  13. Объем и характер домашнего задания.

14. Структура урока, его педагогическая целесообразность.

Приложение 3.

Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку «Любить и уважать свое прошлое и настоящее» (историко-этимологический анализ устаревшей лексики в произведении А.Н. Толстого «Петр Первый»)

Программа разработана студентом IV курса ФФ С.Д. Крюковым и реализована в МУ СОШ № 53 г. Томска.

Программу данного элективного курса можно предложить учащимся 10 класса любого профиля.

Пояснительная записка. Создание теоретического курса по русской словесности, связанного с углублением знаний в области устаревших слов, вызвано необходимостью развития и усовершенствования речевой компетентности школьников.

Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Одни из них существуют давно, являются старыми. Другие выступают как номинативные единицы недавнего времени, имеют ощущаемый нами оттенок свежести, осознаются по сравнению с другими словами новыми. Подавляющее большинство старых слов входит в активный словарный запас, употребляется нами часто и в силу этого старыми не осознается. Более того, они составляют основу современной актуальной лексики, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно. Вместе с тем, среди старых по времени появления слов выделяется значительная группа слов, которые употребляются редко, в определенных условиях, достаточно часто встречаются лишь в произведениях классической литературы, иначе говоря, являются устаревшими, не всегда понятными для нас.

В связи с этим в последнее время в научно-методической литературе широко обсуждается проблема, связанная с непониманием школьниками, да и не только ими, значения многих слов, активно употребляемых в классической литературе XIX века. Касаясь этого, еще в 1959 г. филолог и журналист Ю.А. Федосюк в письме журналу «Вопросы литературы» пишет: «Сотни выражений, встречающихся в сочинениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для все более широкого круга современных читателей «камнем преткновения» - либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно».

За минувшие со времени написания письма годы интерес к поднятой в нем проблеме только возрос, потому как даже с хорошим кругозором, эрудицией, неплохими интеллектуальными способностями некоторые молодые люди, например, показавшие себя хорошо на трудных экзаменах по истории, английскому языку и литературе, часто сталкиваются с трудностями в богатом и многообразном мире классической литературы. Произведения классиков воспринимаются ими не просто, и не столь легко, как современниками автора. Учащиеся часто не понимают как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл и значение.

Но, как пишет известный литературовед В.Щербина, «язык литературы, оказывая огромное объединяющее и нормирующее воздействие на народную речь, в то же время не может сам развиваться без неразрывной связи со своим главным источником – живым разговорным языком современности»... «Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его» [Щербина В. А.Н. Толстой - М.: Гослитиздат, 1955. – С. 27].

Исходя из этого А.Н. Толстой, заботившийся о развитии языка русской литературы, великолепно раскрывал жизненную силу русского языка в романе «Петр Первый» «мастерски использует его как поэтическое оружие, образное выражение линий чувств. Его произведения – пример настойчивой и любовной работы по овладению сокровищами народной речи» [Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: Худ. лит-ра, 1959. – С. 112].

В то же время постичь роман в полном объеме невозможно без ясного понимания значения отдельных слов и выражений. Например, фраза: «А хотя бы и быть, - так, чтобы на Страстной Седмице приехать, а на Святой паки назад…» А что означает «на страстной седмице» и сколько времени пройдет до «святой»? Что значит «…рыть глубокий ров с монетами, реданами и бастионами…»? Каких «Государевых людей ныне развелось – плюнь и там дьяк, али подъячий, али целовальник сидит…», что это за люди, чем они занимались на государственной службе? Много или мало выпили стрельцы, когда «суровый старец целовальник принес штоф вина и свечу». (Примеры из романа «Петр Первый» / А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти т. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 7. Петр Первый. Роман.) Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», второго - «ваше сиятельство», а третьего - «ваше превосходительство»? Одним словом, при чтении романа возникают многочисленные вопросы, ответы на которые играют весьма существенную роль для уяснения смысла повествования, времени действия, характеристики героев.

Данный курс посвящен изучению устаревшей лексики русского языка на материале романа А.Н. Толстого «Петр Первый».

Предметом данного курса является историко-этимологический анализ названной лексики в произведении А.Н. Толстого «Петр Первый».

Отбор лексики для анализа осуществляется с помощью приема сплошной выборки. Отбирается лексика, которая к настоящему времени вышла из активного употребления и является устаревшей, но получившая широкое отражение в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».

Одна из важных целей курса – развитие у учащихся умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, что позволит школьникам отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства для формирования собственной речевой компетентности.

Другая немаловажная цель – развитие у учащихся умения воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, что способствует умению передавать свои жизненные впечатления в образной форме на основе словесного художественного образа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. с помощью приема сплошной выборки выделить устаревшие слова, встречающиеся в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»;

  2. выяснить, какое лексическое значение имели слова в эпоху, изображаемую автором произведения, и проследить изменения, произошедшие к настоящему времени;

  3. проследить историю слова, провести этимологический анализ слова, т.е. выяснить его происхождение (когда и откуда слово появилось в языке);

  4. определить, в каком значении и как часто употребляется данное слово в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»;

  5. ответить на вопрос, было ли это слово устаревшим до написания произведения и какую стилистическую функцию оно выполняет в произведении;

  6. выяснить степень изученности данных слов времен Петра I, с точки зрения языка и стиля А.Н. Толстого.

Для выполнения поставленных задач можно использовать метод научного описания, включающий в себя: а) прием сплошной выборки устаревших слов и выражений из романа; б) прием тематической группировки устаревшей лексики; в) прием системного анализа материала для классификации его по типам устаревших слов; г) прием элементарных количественных подсчетов анализируемых единиц и их процентного соотношения.

Таким образом, реализация данного курса позволяет учащимся создать базу лингвистического образования и речевого развития как языковой личности.
Учебно-тематический план курса.

N\n

Тема занятия

Кол-во часов

    1. Лексика русского языка с точки зрения ее

активного и пассивного запаса


1.

Лексика активного и пассивного запаса

1

2.

Устаревшая лексика

1

    1. История формирования устаревшей лексики

русского языка на материале романа

А.Н. Толстого “Петр Первый»

3.

Язык Петровской эпохи

1

4.

Язык и стиль романа А.Н. Толстого «Петр Первый»

2

5.

Устаревшая лексика в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Анализ устаревшей лексики.

1

6.

Старинные слова – слова, вышедшие из употребления и утраченные современным русским языком (на материале романа А.Н. Толстого «Петр Первый»)

2

7.

Устаревшие слова – слова, перешедшие в пассивный словарный запас (на материале романа А.Н. Толстого «Петр Первый»)

2

8.

Слова, сохранившиеся в современном русском языке, но имеющие иное лексическое значение (на материале романа А.Н. Толстого «Петр Первый»)

2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Элективного курса iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективного курса iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективного курса iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Элективного курса iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Элективного курса iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Элективного курса iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Элективного курса iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Элективного курса iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Элективного курса iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Элективного курса iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Элективного курса iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск