Скачать 277.04 Kb.
|
САРС по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку» По окончании изучения курса студент должен предоставить преподавателю методическую папку. Структура методической папки:
Темы рефератов:
Требования к оформлению реферата. Объем – 25–30 листов машинописного текста, интервал – 1,5; шрифт – Times New Roman, кегль 14; ссылки сквозные в квадратных скобках; список литературы – не менее 15 источников. Требования к содержанию и оформлению программ элективных курсов. Базовые требования:
Правила оформления программы элективного курса. Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист включает:
Пояснительная записка включает:
Учебно-тематический план включает:
Содержание изучаемого курса: перечень тем и их реферативное описание. Методические рекомендации включают:
Литература: предлагается список литературы, необходимой для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся. Критерии оценки программы элективного курса: 1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. 2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся. 3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. 4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями. 5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи 6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.) 7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. 8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы. 9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. Приложение 1. Оформление титульного листа методической папки ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАПКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Выполнил: ст. гр. 51 РЯ Тимофеева В.С. Проверил: к.п.н., зав. каф. ТМО РЯиЛ Артеменко Н.А. ________________ (оценка, подпись) ________________ (дата) Томск 2009 Приложение 2. Методики анализа урока русского языка Предложенную схему студенты могут использовать для анализа посещенного урока или для самоанализа.
Для самоанализа можно использовать приведенный выше план или использовать любую другую схему анализа. Например: План поэтапного анализа урока
10. Общие выводы, оценка деятельности учителя на уроке, предложения и пожелания по ее совершенствованию. План обобщенного анализа урока Общие сведения: дата проведения, школа, класс; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.
План тематического анализа урока Тема анализа: Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Общие сведения: дата проведения урока; школа, класс, количество учащихся; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет.
План анализа урока в опыте передовых руководителей школ Общие сведения об уроке.
14. Структура урока, его педагогическая целесообразность. Приложение 3. Программа элективного курса по русскому языку Программа элективного курса по русскому языку «Любить и уважать свое прошлое и настоящее» (историко-этимологический анализ устаревшей лексики в произведении А.Н. Толстого «Петр Первый») Программа разработана студентом IV курса ФФ С.Д. Крюковым и реализована в МУ СОШ № 53 г. Томска. Программу данного элективного курса можно предложить учащимся 10 класса любого профиля. Пояснительная записка. Создание теоретического курса по русской словесности, связанного с углублением знаний в области устаревших слов, вызвано необходимостью развития и усовершенствования речевой компетентности школьников. Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Одни из них существуют давно, являются старыми. Другие выступают как номинативные единицы недавнего времени, имеют ощущаемый нами оттенок свежести, осознаются по сравнению с другими словами новыми. Подавляющее большинство старых слов входит в активный словарный запас, употребляется нами часто и в силу этого старыми не осознается. Более того, они составляют основу современной актуальной лексики, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно. Вместе с тем, среди старых по времени появления слов выделяется значительная группа слов, которые употребляются редко, в определенных условиях, достаточно часто встречаются лишь в произведениях классической литературы, иначе говоря, являются устаревшими, не всегда понятными для нас. В связи с этим в последнее время в научно-методической литературе широко обсуждается проблема, связанная с непониманием школьниками, да и не только ими, значения многих слов, активно употребляемых в классической литературе XIX века. Касаясь этого, еще в 1959 г. филолог и журналист Ю.А. Федосюк в письме журналу «Вопросы литературы» пишет: «Сотни выражений, встречающихся в сочинениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для все более широкого круга современных читателей «камнем преткновения» - либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно». За минувшие со времени написания письма годы интерес к поднятой в нем проблеме только возрос, потому как даже с хорошим кругозором, эрудицией, неплохими интеллектуальными способностями некоторые молодые люди, например, показавшие себя хорошо на трудных экзаменах по истории, английскому языку и литературе, часто сталкиваются с трудностями в богатом и многообразном мире классической литературы. Произведения классиков воспринимаются ими не просто, и не столь легко, как современниками автора. Учащиеся часто не понимают как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл и значение. Но, как пишет известный литературовед В.Щербина, «язык литературы, оказывая огромное объединяющее и нормирующее воздействие на народную речь, в то же время не может сам развиваться без неразрывной связи со своим главным источником – живым разговорным языком современности»... «Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его» [Щербина В. А.Н. Толстой - М.: Гослитиздат, 1955. – С. 27]. Исходя из этого А.Н. Толстой, заботившийся о развитии языка русской литературы, великолепно раскрывал жизненную силу русского языка в романе «Петр Первый» «мастерски использует его как поэтическое оружие, образное выражение линий чувств. Его произведения – пример настойчивой и любовной работы по овладению сокровищами народной речи» [Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: Худ. лит-ра, 1959. – С. 112]. В то же время постичь роман в полном объеме невозможно без ясного понимания значения отдельных слов и выражений. Например, фраза: «А хотя бы и быть, - так, чтобы на Страстной Седмице приехать, а на Святой паки назад…» А что означает «на страстной седмице» и сколько времени пройдет до «святой»? Что значит «…рыть глубокий ров с монетами, реданами и бастионами…»? Каких «Государевых людей ныне развелось – плюнь и там дьяк, али подъячий, али целовальник сидит…», что это за люди, чем они занимались на государственной службе? Много или мало выпили стрельцы, когда «суровый старец целовальник принес штоф вина и свечу». (Примеры из романа «Петр Первый» / А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти т. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 7. Петр Первый. Роман.) Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», второго - «ваше сиятельство», а третьего - «ваше превосходительство»? Одним словом, при чтении романа возникают многочисленные вопросы, ответы на которые играют весьма существенную роль для уяснения смысла повествования, времени действия, характеристики героев. Данный курс посвящен изучению устаревшей лексики русского языка на материале романа А.Н. Толстого «Петр Первый». Предметом данного курса является историко-этимологический анализ названной лексики в произведении А.Н. Толстого «Петр Первый». Отбор лексики для анализа осуществляется с помощью приема сплошной выборки. Отбирается лексика, которая к настоящему времени вышла из активного употребления и является устаревшей, но получившая широкое отражение в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Одна из важных целей курса – развитие у учащихся умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, что позволит школьникам отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства для формирования собственной речевой компетентности. Другая немаловажная цель – развитие у учащихся умения воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, что способствует умению передавать свои жизненные впечатления в образной форме на основе словесного художественного образа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для выполнения поставленных задач можно использовать метод научного описания, включающий в себя: а) прием сплошной выборки устаревших слов и выражений из романа; б) прием тематической группировки устаревшей лексики; в) прием системного анализа материала для классификации его по типам устаревших слов; г) прием элементарных количественных подсчетов анализируемых единиц и их процентного соотношения. Таким образом, реализация данного курса позволяет учащимся создать базу лингвистического образования и речевого развития как языковой личности. Учебно-тематический план курса.
|
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | ||
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | ||
Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | Программа элективного курса «Твердые тела» 10 класс Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с... |