Скачать 161.96 Kb.
|
ЛИТЕРАТУРА Машевский Алексей Геннадьевич, преподаватель высшей категории, член Союза Писателей Санкт-Петербурга, почетный работник среднего профессионального образования. С 1990 года и до момента закрытия был редактором отдела прозы, поэзии и публицистики журнала «Искусство Ленинграда» (с 1992 года — журнал «Арс»). Печатается с 1983 года. Автор 8 книг и более чем 140 публикаций в научной и художественной периодике. Лауреат нескольких литературных премий. Участвовал в ряде международных и всероссийских конференций, посвященных вопросам литературы, культурологи, педагогики. Курирует литературно-художественный сетевой альманах «Folioverso» (http://folioverso.ru), посвященный проблемам современной литературы, философии, живописи, культурологи, образовательной среде Интернета. По совместительству работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в школе № 268 Невского района Санкт-Петербурга, курируя инновационную деятельность и опытно-экспериментальную работу педагогического коллектива. Тема урока: «Творчество Франца Кафки» (Роман Кафки как одна из трех основных разновидностей модернистского романа). Литература (Курс «Западноевропейская литература ХХ века») Тип урока: Урок изучения нового материала; урок теоретического исследования; 80 минут. Главная дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала средствами технологии критического мышления в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Задачи
Оборудование: мульдимедийная установка; использование комплексного материала презентации, включающей фрагменты фильма по рассказу Кафки «Превращение», карты РНК. Ход урока.
Работа с заданием №1 по карте РНК. Вариант заполнения третьей графы таблицы: Годы жизни:… Родился в Праге в семье … Сложные отношения с отцом. Нищета Бюрократический механизм Австро-Венгерской империи Романы «Процесс» (вышел в…), «Замок»; не закончен (издан…) Рассказы («Превращение») Велел сжечь свои рукописи Ранняя смерть от… Друг-издатель… Совместно со студентами восстанавливаются основные звенья сюжета.
Не подвластен Никто не может \ / Тайный ― ПРОЦЕСС ― О человеке вообще / \ Вина без вины Вина царя Эдипа = он человек В ходе работы делается следующий парадоксальный вывод, что Йозеф К. виноват, прежде всего, в том, что он человек. Странной виной без вины. А процесс, в который он втянут, есть метафора человеческой жизни, которая, как известно, неминуемо заканчивается смертью. Лекционный фрагмент: Разгадка метафорического смысла названия романа помогает нам понять его глубинную проблематику. Это само по себе, безусловно, интересно и важно. Но самое важное в «Процессе» - это именно поведение главного героя романа. Во-первых, оно невероятно психологически достоверно: вначале умирающий человек протестует против надвигающегося нечто, потом, всё более теряя силы, впадает в депрессию и перестает защищаться, обреченно ожидая конца. И самое главное: как ведет себя герой в последние мгновения своей жизни. Он ведет себя, как Человек. Даже не зная за собой прямой вины, он не пытается отрицать некую неподвластную его разуму «сверхсправедливость» происходящего.
Работа с картой РНС, задание № 5.
Онбезусловно, интересно и важно. - не реченноожидая концаестует против надвигающегося нечто, потом все более теря Замок как Иносказательность бюрократический механизм Мистичность САТИРА _____________ ПРИТЧА Закрытость Ирреальность Недосягаемость, происходящего Раздражение героя Ощущение себя маленьким и беспомощным Множественность инстанций …………В том числе высших над жизнью, людьми Данный кластер, прежде всего, позволяет выявить двойственность структуры романа Кафки. С одной стороны, конкретика деталей (бюрократическая система). С другой - загадочность, таинственность, ирреальность. Как возникает мистическая атмосфера романа? Конкретные детали сопряжены с фантастическими или помещены в ирреальную ситуацию. Главный вывод, который делается студентами с помощью преподавателя: для романов Кафки характерна особая двойственность, являющаяся следствием изначальной высокой степени обобщения. Кафка всегда интересуют предельные вещи: смысл человеческой жизни, вины человека, его достоинства, смысл смерти. Об этом нельзя сказать прямо. А с другой стороны – абстрактно. Он поступает «хитро», как в притче: изображает как бы конкретную ситуацию, которая обрастает фантастикой и мистикой и превращается в нечто большее – в разговор о сущностных вещах. Попытка безымянного героя достичь замка, пробиться через бюрократические препоны фактически становится метафорой человеческого бытия, бессмысленностью всей наших попыток подчинить своей воле нечто, что выше нашего понимания.
Человек просыпается утром, собирается, как всегда, отправится на службу и вдруг обнаруживает, что не может этого сделать потому, что превратился в огромное насекомое. Как такое может произойти в реальности? Абсурдность ситуации очевидна. Что такое абсурд? – Словарь предлагает следующий синонимический ряд: бессмысленность, бред, ерунда, нонсенс. Если же на время отвлечься от произошедшей с Грегором Замзой метаморфозы, и сосредоточиться на тех результатах, к которым она привела, то можно заметить следующее: до Превращения Грегор Замза был любимым и любящим братом и сыном, а после Превращения – он превратился в изгоя в собственной семье. Близкие с брезгливостью и раздражением стали желать только одного: как можно скорее освободиться от этого мерзкого создания. Они восприняли его смерть с огромным облегчением, предоставив заботы «по утилизации» останков бывшего брата и сына, кормильца всей семьи, равнодушной служанке, выбросившей хитиновый скелет последнего на помойку. А если бы Грегор Замза не превратился в насекомое, а просто смертельно заболел и перестал выполнять свои социальные функции, отношение его близких к бедолаге было бы другим? В русской литературе XIX столетия есть двойник «Превращения» - это «Смерть Ивана Ильича», где вполне реалистическими средствами Л.Н. Толстой воспроизводит идентичную ситуацию. Иван Ильич, случайно упавший со стула, на который взобрался с какой-то пустячной целью, повредил что-то в своем организме и стал медленно умирать. Толстой показывает, как постепенно нарастает отчуждение между героем и его любящим семейством. Близкие знают, что он угасает, но их увлекают повседневные заботы. В результате присутствие Ивана Ильича, выпавшего из социальной «обоймы», начинает все более раздражать. И дочь, и жена все реже заходят в его комнату, предоставив заботы об отце и муже старому слуге. Одиночество Ивана Ильича становится почти полным. Что же такое произошло с героями этих известных произведений: почему они оказались в полном одиночестве: от них отвернулись даже самые близкие (более того, любящие их люди)? Что дает прием абсурда, использованный Кафкой, по сравнению с реалистическими приемами описания Л. Н. Толстого? (вызов 3). Работа с картой РНС, задание №6 (работа в группах).
Корзина идей:
Обобщение информации, сформированной в процесс осмысления 1-3 и оформление итогов в виде единой таблицы «Отличительные черты творчества Кафки».
Синквейн 1 (роман «Процесс») Процесс Неожиданный, независящий Не прервать, не остановить, не понять Достоинство на пороге небытия Смерть Синквейн 2 (роман «Замок») Приближение Реальный, мистический Добиваться, приближаться, ускользать Шаг вперед – шаг назад Отдаление Синквейн 3 (рассказ «Превращение») Человек-насекомое Социальный, обреченный Функционирует, выпадает и погибает Абсурдность и ужас существования Автоматизм Работа с картой РНС, задание III.
В целом технология критического мышления позволяет в рамках данного занятия развивать важные компетентности студентов, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. Соответственно трем основным аспектам учебного процесса (образовательный, развивающий, воспитательный) можно выделить ряд существенных позитивных итогов использования ТКМ. В результате применения данной технологии на занятиях происходит: - формирование умения работать с источниками информации; находить информацию, классифицировать и обобщать материал; делать поэтапные выводы и умозаключения. - развитие логического и критического мышления; развитие коммуникативных и аналитических навыков; навыка анализа художественного произведения. - формирование навыка организации совместной деятельности и развитие коммуникативных навыков; развитие объективной самооценки студентов и усиление их мотивации к познавательной и исследовательской деятельности. На разных этапах занятия используется работа с картой РНС. Это дает возможность активного включения студентов в работу, развитие навыков самокоррекции, самооценки и взаимооценки. Приложение Технологическая карта урока «Роман Кафки как одна из трех основных разновидностей модернистского романа». (Максимально за урок 30 баллов). Ф.И студента____________________________________ группа I.Самостоятельная работа студента на уроке: самооценка
II. Работа в группах: взаимооценка.
III. Самооценка по итогам работы.
Всего баллов за урок: _______________ |
Ужасное как эстетическая категория в поэтиках Николая Гоголя и Франца Кафки Интертекстуальный параллелелизм в работах Н. Гоголя и Ф. Кафки как научная проблема | «Процесс» Ф. Кафки: проблема вины и особенности построения сюжета «Процесс» («П») Кафка писал в период с августа 1914 по январь 1915 года. Роман не был завершен. Опубликован Максом Бродеом, его близким... | ||
Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского Протагонист как наблюдатель: структурирующая роль взгляда в романе франца кафки «замок» | Перевод изд.: Uber Kafka / Benjamin. Suhrkamp Verl. В прил.: Из переписки... Произведения Франца Кафки, литературные исследования его творчества, зарегистрированные в Российской книжной палате с 1917 г по март... | ||
Поэтика сна в творчестве франца кафки нуждова Д. А. научный руководитель... До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Трагедия человеческого существования в новелле Ф. Кафки «В исправительной колонии» | ||
Урок 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…» Урок 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…» «Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская... | По итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие... А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого... | ||
Конспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А.... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Урок: лекция «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел... «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе» | ||
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои... | Даниэль Пеннак Как роман «Как роман»: Самокат; Москва; 2005 isbn 5-90232614-1 «Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любят читать — не надо винить в этом ни телевизор, ни современность,... | ||
План I. Творческий замысел романа История создания Предшественники... В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего... | Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Модель урока Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | Е. З. Алеева в данной статье предпринята попытка проследить связь... Кроме того, этот аспект позволяет рассмотреть произведение Свифта с точки зрения культурологического подхода, что в свою очередь... |