Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью)





Скачать 89.69 Kb.
НазваниеКонспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью)
Дата публикации28.09.2013
Размер89.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры





ФИО (полностью)

Нюшкова Виктория Федоровна



Место работы

МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска



Должность

Учитель русского языка и литературы



Предмет

Литература



Класс

11



Тема и номер урока в теме

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

1. Судьба художника: противостояние эпохе. Булгаков и советская литература. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе».

«Мастер и Маргарита». Жанровая и композиционная структура романа: роман-миф и три сюжета (роман Мастера, московская дьяволиада, роман о Мастере).

2 -3. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия.

4. Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры.

5. Роман Мастера; проблема добра, предательства, трусости, верности.

6. Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.



Базовый учебник

Сухих И. Н. Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. - М.: Издательский центр «Академия», 2011




  1. Цель урока: показать роль «московских» глав в идейном содержании романа; подвести учащихся к пониманию своеобразия булгаковской дьяволиады;

9. Задачи:

- обучающие: показать особенности сатирического изображения московских обывателей в романе; повторить понятия сатиры, иронии, сарказма, гротеска, пародии, гиперболы, фантастики, каламбура; показать роль Воланда и его свиты как катализатора в выявлении пороков общества;

-развивающие: развитие общекультурных и коммуникативных компетенций (навыки самостоятельного анализа текста, монологической речи, умения делать выводы из наблюдений);

-воспитательные: формирование системы нравственных ориентиров личности на основе нравственных ценностей, утверждаемых М. Булгаковым.

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся: самостоятельная работа с ЭОР, с текстом, монологические выступления, эвристическая беседа.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
К уроку предложено перечитать следующие главы романа: 7, 9, 12,17, 18, 28.



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент











1 мин

2

Повторение изученного на предыдущих уроках по изучению романа Булгакова



Презентация (ЭОР № 3)

Слайд №5



Беседа с учащимися


Наблюдение, аналитическое повторение изученного, выводы

5мин

3

Вступительное слово учителя и комментарии к теме





Активизация мыслительной деятельности учащихся, мотивация к выполнению задания



Ответы на вопросы


2 мин

4

Самостоятельная поисковая работа


ЭОР №1, №2 (работает одна группа)


Консультации в случае затруднения


Поисковая работа с текстом романа: наблюдение, сопоставление с материалами ЭОР, ответы на вопросы задания.


10 мин



5

Выступления учащихся по подготовленным вопросам


ЭОР №1, 2 (выбранные учениками фрагменты демонстрирует одна группа)



Корректирование ответов, если необходимо.



Монологические ответы с использованием примеров из текста романа.

15 мин

(сЭОР-4мин)

6

Выводы


(ЭОР №3, слайд № 28, 33)


Демонстрация слайдов


Ответы на вопросы обобщающего характера, формулировка выводов


10 мин (сЭОР-3мин)

7

Домашнее задание, ориентирование на проблемы следующего урока






Мотивация к выполнению домашнего задания




2 мин


1. Оргмомент.

2. Повторение изученного на прошлом уроке материала.

Вопросы к слайду № 5:

  1. В чем особенность изображения хронотопа в романе?

  2. Какие образы объединяют эти три плана повествования?

  3. Какова роль Воланда в системе образов романа?

3. Слово учителя.

Безусловно, три плана повествования связаны в романе и системой образов, и идеей, которая раскрывается на протяжении романа с разных сторон и в «ершалаимских» главах, и в «московских». Уже на первых страницах романа Булгаков вместе с читателем задается вопросом: Что лежит в основе человеческого поведения – 1)стечение обстоятельств, ряд случайностей, 2)предопределение или 3)следование избранным идеалам, осознанный выбор самого человека? Ответить на этот вопрос поможет анализ «московских» глав романа.

К уроку вы должны были перечитать несколько «московских» глав.

Вопрос учащимся:

Отличается ли, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому в этих главах от того, что мы видели в главах библейских главах?

Сообщение темы и цели урока.
4. Самостоятельная поисковая работа (по группам)

1 группа (по ЭОР № 1или 2):

Изучить материалы и приготовить сообщение на основе модуля о топонимах, упоминаемых в романе.

2 группа (по 5 главе романа):

  • Какие ассоциации вызывает слово МАССОЛИТ? Как бы вы расшифровали это название?

  • Описание дома Грибоедова. Что для членов МАССОЛИТа является главным? Чем - по сути – занимаются литераторы?

  • Сколько писателей дожидается Берлиоза? Почему их 12?

  • Найдите примеры иронии в описании писателей? Традиции кого из русских писателей продолжает Булгаков в изображении писателей?

  • Прочитайте изображение танца под звуки «грибоедовского джаза». Что выражает этот танец? Как воспринимается слово «ад» в этом контексте?

3 группа (по 12 главе) :

  • Для чего понадобилось Воланду проводись сеанс черной магии?

  • Какие черты москвичей «проявляет» Воланд в этой сцене?

  • За что наказывает Воланд зрителей сеанса черной магии?

  • Какие сатирические приемы изображения использует Булгаков? Использовать, при необходимости, словарь литературоведческих терминов (Термины: ирония, сарказм, пародия, гипербола, гротеск, каламбур, фантастика)

4 группа (по 7, 9, 17, 18, 28 главам) (можно по каждой главе отдельную группу, но с одинаковым заданием, если класс слабый):

  • Какие проделки совершают Коровьев, Бегемот, Азазелло, Гелла? С какой целью?

  • Какие «грехи» советских людей выявляются в этих главах?

  • Какие сатирические приемы использует Булгаков? Использовать словарь литературоведческих терминов.

5. Выступления учащихся по подготовленным вопросам.

6. Выводы. Зачем Воланд и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные (а иногда и противоправные) поступки? Кто и что «управляет» этими людьми?

Какова роль Воланда в романе? Как вы понимаете смысл эпиграфа? (обсуждение слайдов № 28, 33). Можно ли переделать человека? Наказан ли порок в романе?

7. Домашнее задание. Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? Что может противостоять стихии человеческих пороков? (Перечитать главы )


Выводы по использованию ЭОР.

Использование ЭОР на уроке даёт возможность на этапе изучения нового материала более экономно использовать время на уроке, т. к. позволяет наглядно и компактно изложить материал. На этапе закрепления изученного ЭОР помогает отработать навыки. При изучении литературы с помощью ЭОР можно «раздвинуть» границы учебника: привлечь дополнительный (в том числе культурологический) материал, показать фрагменты экранизаций литературных произведений, на основании чего показать различные интерпретации художественного произведения. Наконец, и это немаловажно, современные дети не мыслят свою жизнь без компьютера, для них изначально важно наличие современных обучающих технологий, а потому использование ЭОР повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Приложение к плану-конспекту урока

Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Булгаковская Москва

Учебный модуль

Иллюстрации, видеофрагмент

http://fcior.edu.ru/card/28540/bulgakovskaya-moskva-bazovoe-izuchenie.html

2

Булгаковская Москва


Аудиогид

Мультимедийный ресурс

http://audioguide.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=57

3

Презентация к урокам


Презентация

Презентация

http://www.rusedu.ru/detail_2564.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока конструирование текстов (Тема урока) фио (полностью)
Цель урока: Формирование представления о хронологических датах как части исторических знаний
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока внутренняя среда организма (Тема урока) фио (полностью)...
Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)...
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока тема урока: Письмо заглавной буквы «М». Фио (полностью)...
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока всемирная паутина как информационное хранилище (Тема урока) фио (полностью)
...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока земля и ее внутреннее строение. Фио (полностью) Приходько Маргарита Анатольевна
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «География. Начальный курс. 6 класс», Москва Дрофа 2011г
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» фио (полностью)
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5 урок в теме «Чудесный мир классики»
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока электрическое сопротивление проводника (Тема урока)...
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с электрическим сопротивлением как физической величиной
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconПлан-конспект урока «Ионные уравнения» 1 фио (полностью)
Учебник для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 класс, О. С. Габриелян. Издательство «Дрофа», Москва 2010 Рекомендовано Министерством...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока «В мире слов, звуков и красок» фио (полностью) Титова Вера Федоровна Место работы
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока предлог как часть речи (Тема урока) фио (полностью) Тарасова Татьяна Афанасьевна
...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока «фотоэффект» фио (полностью) Пугаченко Елена Алексондровна Место работы
Учебник для общеобразовательных учреждений – Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, рекомендован Министерством образования Российской Федерации,...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока тема урока Человек как духовное существо фио (полностью)...
Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. М.,...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)...
Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном)
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»...
...
Конспект урока булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры фио (полностью) iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск