Скачать 67.73 Kb.
|
Модель урока Автор: Семёнова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №99 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Координаты автора: дом.адрес: г.Уфа, ул.8Марта, д.20, кв.31; дом.тел: 228-08-50 раб.тел: 235-51-70; 284-32-54 моб. тел: 8-927-951-32-44 Краткая аннотация урока Очень часто жизнь ставит человека в ситуацию выбора. И человек несёт ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях. Рассказ М.А.Булгакова «Стальное горло» заставляет обучающихся задуматься над проблемой трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации, углубляет представление обучающихся о внутреннем монологе как приёме психологизма, раскрывающем характер героя. План-конспект урока «Сам человек и управляет!» (По рассказу М.А.Булгакова «Стальное горло») 7 класс Цели урока:
Оборудование
- Тема (закрыта в начале урока). - Эпиграф: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро» (А.П.Чехов) 3. Мультимедийный проектор Ход урока
Как трудно иногда бывает сделать выбор. Вам, ребята, наверняка не раз приходилось выбирать, как поступить в той или иной ситуации. - Вспомните такие случаи. Назовите эти ситуации. - Вспомните своё состояние. Какие чувства вы пережили в этот момент? - Какие вопросы возникали у вас в ситуации выбора? (Ребята делятся своими воспоминаниями) На некоторые из этих вопросов поможет нам ответить М.А.Булгаков – писатель потрясающего таланта. На предыдущем уроке мы познакомились с его рассказом «Стальное горло». (На экране появляется слайд – фотография писателя, текст – название рассказа) Сегодня мы через анализ психологического состояния героя этого рассказа, находящегося в сложной ситуации, раскроем важные проблемы, с которыми сталкиваются все люди. А также понаблюдаем за мастерством М.А.Булгакова как писателя-психолога. Первый вопрос – на доске. Это, пока закрытая, тема урока. Нам предстоит её открыть (в прямом и переносном смысле) в результате анализа произведения, нашего разговора в конце урока.
- От чьего лица ведется повествование? (Рассказ написан от первого лица: один и тот же человек на протяжении всего произведения рассказывает нам о произошедшем. Это молодой врач 24 лет; он 48 дней назад окончил медицинский факультет университета, ныне заведует Никольской больницей) - Дома вы должны были поработать с первым и последним абзацами рассказа. Что представляют собой эти фрагменты с точки зрения типа речи? (Это описания среды и состояния человека. Они взаимосвязаны, т.к. среда дана в восприятии рассказчика.) - Прочитайте слова, характеризующие среду в начале рассказа. («Вокруг меня – ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло… вьюга воет…вечера длинны», «черное окно») - Назовите слова, характеризующие среду в конце рассказа. («Крупный снег шёл, всё застилало, фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен») - Какие слова характеризуют состояние героя в первом абзаце? («Я остался один», «вокруг меня тьма», «страшно», «убежать») - Какие слова характеризуют состояние героя в последнем абзаце? («…от усталости даже устыдиться не могу», «хотел одного – спать») На экране появляется слайд №2 -Проверьте свои записи по таблице на экране. - Сравните описания, данные в начале и конце рассказа; обведите в овал слова, которые показывают общее в состоянии среды и героя, подчеркните то, что является разным. (Один ученик работает со слайдом, остальные самостоятельно, затем озвучивают сделанное) На экране появляется слайд №3 с внесёнными результатами -Проверьте свою работу по таблице на экране. Сделайте вывод: что мы видим в результате этого сравнения? (Среда осталась та же, ничего не изменилось внешне: всё тот же дом, идёт снег, герой одинок. Основное отличие – в настроении, в состоянии героя, в разном восприятии им того же места и времени. Кольцевая композиция рассказа сильнее подчёркивает качественно другое состояние) Чем же можно объяснить эти различия? Поиску причин, которые вызвали изменения в настроении, состоянии героя, мы и посвятим работу над текстом.
-Подберите слова, характеризующие состояние рассказчика до операции. (Одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся) - Чего же он боится? (Молодой врач, понимая свою неопытность, боится «трудного случая». Чувство страха в начале абстрактное. Затем страх приобретает вполне ясные очертания: когда привезли тяжелобольную девочку, он боится предстоящей сложной операции.) - Булгаков – писатель-психолог, мастер. Посмотрим, как он передаёт неуверенность рассказчика, его страх, предчувствие опасности (до операции и во время её) Писатель использует разные выразительные средства. (Обучающиеся находят описания, противопоставления и внутренний монолог героя, проясняющий, чего же он так боялся в преддверии операции. Сравнивают свои наблюдения с таблицами на экране) На экране последовательно появляются слайды №4,5,6 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 - Перечитайте строки: «- Ну, как хотите,- глухо добавил я и подумал: «Ну, вот и всё! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумлённые глаза. Они отказались, и я спасён». «И только что подумал, как другой кто-то за меня чу4жим голосом вымолвил…» - Что это за «другой» голос? Кому он принадлежит? (Второе «я» рассказчика – его совесть…) - Найдите в тексте другие места, где соседствуют оба «голоса» рассказчика. (Ребята зачитывают примеры из текста) На экране появляется слайд №7 - Что происходит в тот момент, когда начинает звучать «другой» голос? (Этот момент можно считать переломным. Это момент нравственного выбора) - Скажите, какому человеку принадлежит «прежний» голос, какому – «другой»? («Прежний» голос принадлежит человеку неуверенному в себе, в своих силах, тому, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своём профессиональном долге. Этот человек думает о себе, о своём страхе. А «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается, думающему о других) -Какова роль этого «двухголосия»? (Звучание этих голосов позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося перед выбором) В разрешении этой ситуации многое зависит от того, какой человек. Поскольку повествование ведется от первого лица, то герой характеризуется через восприятие им окружающего. - Найдите в тексте строки, выражающие восприятие рассказчиком одних и тех же предметов, людей и явлений на разных этапах развития событий. (Обучающиеся зачитывают строки, комментируют их, обращают внимание на средства выразительности) На экране появляется слайд №8 -Почему так по-разному воспринимаются рассказчиком люди, предметы, явления? (Разное восприятие объясняется разным состоянием героя) -Когда наступает спокойствие? (Когда успешно прошла операция, когда победил «другой» голос, когда герой преодолел свой страх) - Что ему помогло победить? Чтобы ответить на этот вопрос точнее, понаблюдаем за тем, как рассказчик воспринимает Лидку и её мать. Найдите слова, которые передают восприятие героем больной девочки. (Зачитываются примеры) На экране появляется слайд №9 -Какой он её видит? (Прежде всего страдающей) -Описанию матери М.А.Булгаков уделяет особое внимание. Найдите слова, передающие восприятие героем матери девочки. (Обучающиеся зачитывают строки, комментируют их, обращают внимание на средства выразительности) На экране появляется слайд №10 - Какая портретная деталь используется в этих описаниях? (Глаза, взгляд) - Каково её значение? (Она передаёт состояние матери: горе, страдание, боль, отчаяние) - Какой человек способен так увидеть и услышать? (Восприятие героем Лидки и её матери характеризует героя как человека, способного на сострадание, участливого, отзывчивого, совестливого) - Что ещё, кроме этих качеств, помогло герою победить? (Он не поддался обстоятельствам, которые были против него: уже 5 дней болел ребёнок, мать и бабка не давали делать операцию, во время операции фельдшер упал в обморок. Но главный герой проявил стойкость, волю и твёрдость и довел дело до конца) 4. Заключение. Выводы - Вернёмся к нашему первому заданию: чем можно объяснить настроение героя в начале и конце рассказа, которое передаётся через разное восприятие окружающего? (Герой спокоен, потому что он одержал победу над собой) - Как можно сформулировать тему нашего урока? (Обучающиеся предлагают свои варианты. Записанная на доске тема открывается и комментируется) - Найдите в начале и конце текста повторяющуюся художественную деталь, которую можно назвать булгаковской художественной деталью, так как она передаёт его понимание смысла человеческой жизни. (Это фонарь) - Фонарь – это свет добра, истины и понимания. Тяготение к свету и приобщение к жизни, которая не менее важна, чем собственное счастье,- основные составляющие булгаковского понимания смысла жизни. - Прочитайте эпиграф – слова А.П.Чехова. Как они связаны с темой нашего урока? 5. Домашнее задание На выбор:
|
Урока Изучаемая тема Вид работ № задания для ... | Я дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная... Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,... | Модель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1 Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая... | ||
Оформление заявки на изобретение и полезную модель ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сконструировать модель для слов-«помощников» и дополнить (конкретизировать) модель предложения | ||
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К проекту плана урока можно обратиться в любое время, неоднократно просматривать его целиком либо по частям, отмечая новые детали.... | ||
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской... | Реферат Отчёта по нир на тему: Разработка и внедрение автоматизированной... ... | ||
Модель урока Координаты: 450520, Уфимский р-н, с. Булгаково, ул. Конторский переулок, дом 2, кв. 1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Модель экономики, модель энергетики, ОАО «Волжская тгк», автоматизированно-информационная система, геоинформационные технологии;... | ||
Модель урока Автор разработки: Мухамедьянова Айгуль Ризаевна, учитель... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Задача Лагранжа. Безусловный и условный экстремумы Задача Лагранжа с одним ограничением Модель II. Модель Уилсона с ограничениями на складские помещения | ||
Тема урока Дидактическая модель обучения Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Лекция №14 Обобщением линейной регрессионной модели с двумя переменными является многомерная регрессионная модель (или модель множественной... |