Скачать 52.29 Kb.
|
Конспект урока по обучению грамоте. 1 класс Система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова Тема. Слова-названия и слова-помощники (предлоги). Цели.
Тип урока. Постановка учебной задачи, моделирование. Ход урока.
- Ребята, что вы видите на доске? (Модели предложений.) - Составьте, пожалуйста, предложения, которые могут соответствовать этим моделям. Дети выясняют количество слов, устанавливают значение каждого слова, составляют предложения. Промежуточный итог урока: -Что вы сейчас делали? -Зачем выполняли это задание? -Чьё предложение показалось вам самым удачным?
Учитель читает предложение: - Птицы улетели в тёплые края. -Докажите, что это предложение. -Что мы умеем делать с предложениями? ( Произносить, слушать, составлять модели) - Составьте модель этого предложения. Дети составляют модель в парах. Слово птицы отвечает на вопрос кто это? называет предмет, значит, рисуем модель . Улетели отвечает на вопрос что сделали?, обозначает действие. Значит рисуем модель . При обозначении слова в у ребят возникнут трудности. - Почему вам трудно составить модель, у меня всё получилось: втёплые. Это слово-название признака, отвечает на вопрос какие? Рисую . Это утверждение – «ловушка». Цель – предупредить подобную ошибку у ребят, повторить способ выделения слова в связном высказывании (вставить между двумя словами третье) – подготовка к раздельному написанию служебных и самостоятельных частей речи. (Дети не согласны. Они приводят доказательство: в (очень) тёплые.) - О чём я забыла, составляя модель слова? (О том, что два слова могут произноситься слитно, но количество слов всегда необходимо проверять, вставив третье слово.) - Чем данное задание сходно с предыдущим? - В чём их отличие? -Почему у вас возникла трудность при составлении модели предложения? - В чём эта трудность? - Что будем делать? ! Обучение определению причины возможной ошибки.
У: Как мы обозначим слово в? (Об особенностях слова рассказывают сами дети. Дети определяют, что само слово не называет предмет, признак или действие, не отвечает на соответствующие вопросы.) -Если это слово ничего не обозначает, наверное, оно вообще лишнее. Давайте уберём его из предложения. (Утверждение – «ловушка») (Дети не согласны, так как тогда нарушится связь слов.) - Хорошо, вы убедились в необходимости этого слова. Зачем его использовали? ( Чтобы связать слова в предложении.) - Как мы назовём такое слово? Обсуждение вариантов детей. («Связыватель», «помощник» и т. п. -Где место слова в в модели предложения? - Что нам сейчас нужно будет сделать?
- Придумываем модель для слова в. Обсуждение в группах. (Дети предлагают модели: При обсуждении выясняется, что модели не подходят. - Учителя и школьники, которые встречаются со словами – «помощниками» договорились обозначать их одинаково: - - Как можно изменить модель предложения? - Для чего разные люди используют одинаковые модели? (чтобы понимать друг друга.) - Приведите примеры использования жителями разных стран и континентов одинаковых знаков. (Ноты, цифры. формулы и т.д.) - Закончите составление модели предложения. - Молодцы, вы хорошо справились с работой! Дети замечают, что работа ещё не закончена, так как модель не закончена, пока обозначены только отдельные слова. У: - О чём я забыла? (О том, что надо показать связь слов в предложении и обозначить его границы.) -Что нового мы сейчас узнали? -Как вы думаете, в русском языке существует одно слово-«помощник» или их много? (Предположения ребят.) - Почему вы так считаете? - Как можно доказать, что слов-«помощников» в русском языке хотя бы несколько? - Что вы сейчас будете делать? (Строить модели предложений и выделять в них слова-«помощники»; составлять свои предложения по моделям.) Работа со стр.16 «Букваря» -Что изображено на странице? -О чём рассказывают модели? -Придумайте задание по рисунку и модели к нему. (Придумать вопросы к рисункам и моделям.) -Что надо увидеть на странице учебника, чтобы быстро понять и правильно выполнить задание? (Рефлексия учащимися собственных действий). - Помогло ли вам предыдущее задание в работе со страницей учебника? Если да, то – как? Если нет, то – почему? -Зачем вы составляли и выполняли задания по «Букварю»? -Что было особенно интересно, сложно? Что осталось неясно?
У: С какими словами познакомились сегодня? -Почему они названы «помощниками2? -На какие вопросы отвечают эти слова, что они обозначают? - Что надо сделать, чтобы не пропустить такое слово в предложении? -Какие задания из тех, что были на уроке, показались простыми, сложными? -Почему? - Как вы думаете, что мы будем завтра делать на уроке? --Кто из ребят был лучшим помощником учителя и вас? Что вам понравилось в работе этого ученика? |