Скачать 115.17 Kb.
|
Классный час. «Белоствольный - символ России» Новикова Н. И. МОБУ «ЧЕРКАССКАЯ СОШ» Цели и задачи: Познакомить с традициями, обычаями русского народа, фольклором; воспитывать любовь к родному краю, показать значение березы: дерева – символа русского народа, познакомить с художниками, поэтами - их стихами, картинами, изделиями из бересты; развивать эстетическое восприятие детей, художественный вкус, артистические способности, выразительность, эмоциональность; воспитывать патриотизм, уважение к людям старшего поколения. Оборудование: Презентация. Мультимедиа. Учитель: Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который, словно былинный богатырь готов сразиться с врагом. Но нежную, белоствольную, стройную березку поэты воспевают в стихах, художники – в своих картинах, народ – в песнях. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Почему? Сегодня мы ответим на этот вопрос. – Скажите, а какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн). (Слайд 1) Да, эти символы утверждены правительством России. (Слайд 2) – А вот еще один символ – русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ. – Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России Ученик: Наш учитель в класс вошёл И спросил лукаво: - Что мы знаем о берёзе? - А чего не знаем? Ученик: Так возник вопрос – почему берёзу называют символом России? Мы задумались. Появились разные предположения. В конце концов, было решено подробно рассмотреть этот вопрос и ответить на него. Мы обозначили для себя тему «Береза – символ России.» Ученик: Проект не прост. Все мы вначале В библиотеках материал искали. Смотрели в словари, энциклопедии читали, Свих знакомых, бабушек пытали. Собрав необходимый материал, Отбор его мы провели старательно. Затем о том, что каждый разузнал, Энциклопедию писали обстоятельно. Ученик: Проекта интереснейший вопрос Заставил нас задуматься всерьез. Мы план составили и начертили схему, Писали реферат на тему О том, что видов 60 берез бывает. Одни кустарники собою представляют, Другие – дерево ветвистое такое, А третьи по земле ползут змеею. Ученик: Берёза – это белоствольное и светолюбивое дерево. Принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород на территории России. Общее число видов около ста. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название «береза». В индоевропейских языках корень «бер» означает «светлый, ясный». Тот же корень в названии верхнего слоя коры – берёсте, которая и придает дереву неповторимую окраску. (Приложение 1. Слайд 3) Большинство видов берёз – деревья высотой 30–40 м, с обхватом ствола до 120–150 см, некоторые виды – кустарники от крупных до мелких, едва приподнимающихся над землёй. Многие виды берёзы – широко распространённы, преобладают в 60 % лиственных и смешанных лесов. Ученик: Большинство берёз светолюбивы, очень морозостойки, не страдают от весенних заморозков, переносят вечную мерзлоту, проникают далеко за Полярный круг. К богатству почвы береза не требовательна. Березы растут на песчаных и глинистых, на влажных и сухих почвах. Продолжительность жизни березы по разным данным 100-120 лет, 150-300 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. (Приложение 1. Слайды 4) Ученик: Листья берёзы очерёдные, цельные, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. В разные времена года крестьянин внимательно приглядывался к березе и примечал: «Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб»; «Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое». (Приложение 1. Слайд 5) Ученик: Береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой пушистой, веселой. (Приложение 1. Слайды 6) Ученик: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Учитель: В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». Современному человеку не просто отгадать эту загадку. А когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить: «Первое дело – лучина для освещения избы; второе дело – деготь для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели; третье дело – береста для обвивания разбитых глиняных горшков; четвертое дело – банный веник». Конечно же, это дерево – береза. –Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу – Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.– Сегодня мы поговорим о берёзе с помощью стихов о ней. Дети читают стихи о березе: Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза отвыкшие от слез. (Н. Рубцов) 2.Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез (М. Лермонтов) 3.Ты до того , березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий) 4.На поляне, на пригорке, Под окном среди полей Белокорая березка- Символ Родины моей. (М. Ероха) 5.Белая берёза под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой. Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза. В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря лениво. Обходя кругом, Обсыпает ветви Новым серебром. С.Есенин Учитель: У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура (слайд 7, 8). - Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции (слайд 9). . - Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. - Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!» . - Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и многих других. Береза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов (слайд 10). Удивительна судьба русской берёзы! В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в лихую годину - она воин. Ученик: За селом, вдали, на перекрёстке Полевых, едва заметных троп Я узнал знакомые берёзки, У которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонали Ветки их от взрывов и огня… Возле тех березок подобрали Чуть живым товарищи меня. С той поры остались на березах Черные глубокие рубцы, С той поры с любовью о березках Говорили часто мне бойцы: Ты бы злую смерть не пересилил, Ты бы тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез… И стой поры на все угрозы Мы неизменно говорим: Все: «Родную русскую берёзу В обиду больше не дадим! Ученик: Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Ученик: В России издавна существует обычай – над могилой погибшего воина сажать берёзу. Стоят березы у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны . Я помню, ранило берёзу Осколком бомбы на заре, Студёный сок бежал, как слёзы, По изувеченной коре. За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой, Но мы столицу отстояли, Спасли берёзу под Москвой. Ученик:- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (Слайд 11- Трептов парк в Германии) Ученик. В Трептов – парке белые березы Словно вдовы русские, стоят И роняют слезы, а не росы На могилы братские солдат. Березы! Вы печаль России… Вдовья неизбывная тоска. Учитель. - Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки. Берёза-целительница. Берёзовые почки помогают как противовоспалительное, мочегонное и желчегонное средство. Веником берёзовым полезно в бане попариться. Настоем листьев - лечат ожоги. Берёзовый уголь-карболен- принимают при отравлении. Даже больная берёза помогает нам. Наросты гриба-чага - используют для лечения тяжелых заболеваний вен. Приятен и полезен берёзовый сок. Его издавна употребляют как напиток для укрепления организма Сценарий рекламы №1. (Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.) Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.) На что же жалобы, хорошая моя? Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щелкают, скрипят. Врач: Так… Поясница, ноженьки болят? (Больная кивает). Врач: (подает бутылочку): Принять лекарство «Сок березы» вы должны, Две полных чайных ложки вам нужны. (Больная пьет… Выпрямляется). Врач: Что, полегчало, милая, немножко? Как ваши поясница, ручки, ножки? Больная: (с легкостью встает) Да, очень, очень полегчало! Спасибо, доктор, я спешу! Пока-пока! Я поскакала! Убегает, забыв про костыли. Сценарий рекламы № 2. Врач: Следующий. (Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая) Вас слушаю. На что есть жалобы, больная? Больная: (сквозь кашель): Удушье, доктор, видно, доконает. И кашель напрочь одолел! Бронхит до смерти надоел! Врач: Мне эти жалобы знакомы. У вас и астмы все симптомы. (Больная приходит в ужас, плачет). Врач: Да не рыдайте, дайте срок – Болезни лечит из березы сок. (Достает бутылочку с соком.) Примите ложечку-другую. (Больная принимает лекарство.) Ну что? Я верно вам толкую? Больная: Да, белый свет я увидала! Не кашляю! Свободно задышала! Спасибо, доктор, побегу. Теперь и прыгать я могу! (Убегает). Врач: У кого удушье, астма, В горле боль или отек, Пейте чудное лекарство – Из березы русской сок! (Звучит русская народная песня). Сценка («Дед, баба и русская баня») Дед: Домик на горе стоит Из трубы дымок валит Веник дед сломал большой, Будет париться с душой! Не из клена, не из дуба, А с березы возле клуба Наломал охапок пять, Будет в бане чем махать. Старуха: Баня топится с обеда! Парься лучше дорогой, Будешь вечно молодой! (Дед уходит с веником за декорацию «париться») Ведущий: Долго дедушка пыхтел, Выходить он не хотел! Так прошел один часок, Перестал валить дымок. Смотрит бабка-перед ней Королевич Елисей! (Из «бани» выходит «помолодевший» дед) Старуха: (с волнением) Где мой дед! Скажи на милость! Что со старым приключилось? Дед: Ты, старуха, глаз раскрой, Пред тобой же дед родной! Здесь во всем он виноват! (Показывает на веник.) (Старуха подхватывает веник, исчезает в «бане») Дед: Покупайте веники! (На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют:) Вы не пожалеете! Лет на 20 сразу с ними Вы помолодеете! Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников: Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить. Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы. Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет. Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке Баба: А хранить в прохладном месте. Дед: А париться вот так! Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит. Дед: В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны Ученик: На заре зеленую березку На краю весеннего села Полоснул ножом своим подросток Мимоходом, в шутку, не со зла. Может быть, с сегодняшнего утра Ей не встать бы, сбитой наповал, Только кто-то, ласковый и мудрый, Рану у нее забинтовал И ушел, оставшись безымянным, Доброглазый этот человек… Затянуло время злую рану, К солнцу новый вскинуло побег. И огонь, ликующе зеленый, С той поры в ветвях ее не гас. Очень уж хотелось знать спасенной: Кто ее от смерти верной спас? И тянулись ветви в час затишья Каждого потрогать из ребят… Не тебя ль береза эта ищет? Очень жаль… Я думал, что тебя. Учитель: Помните, народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош соберёшь, а лес на рубль изведёшь!» Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше не калечить берёзу. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод (вставка). Ученик. Опять о них, кудрявых и белесых… А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются березы, Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси, Ученик: «Россия» - шепчут мне березы, «Россия» - шепчут камыши, «Россия» - ключ журчит в ложбинке, И я им тихо вторю: «Русь». Ученик: Мне не трудны твои нагрузки: Я в поле рос, я чубом рус, И я люблю тебя по-русски, Моя березовая Русь! Учитель: – Так почему же берёзку называют символом нашей Родины? Ученик: Русский народ полюбил её за её красоту, за её нежные веточки, белокурые стволы, за то, что они похожи на девушек в белых сарафанах, за их стройность и прямоту. Учитель: Хочется закончить наш урок такими словами: «И не найти её красивей, На радость нам она цветёт. В ней образ матери – России Неувядаемой живёт». Использованы материалы с сайтов: |
Конкурс организуется Международным Союзом благотворительных общественных... Моку «сош с. Ариадное», моку «сош с. Сальское», мобу «сош с. Малиново», мобу сош с. Ракитное», мобу «сош с. Веденка», мобу «сош с.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Презентация школ – участниц проекта «Одна школа – одна страна»: мобу сош №2, мобу сош №12, мобу сош №24, мбоу сош №19 с уиоп кадетский... | ||
Урок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85... Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская... | «Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | ||
Директор мобу сош №70 на педагогическом совете мобу сош №70 Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | Учебно-воспитательной работы мобу сош с. Сатыево за 2008 -2009 учебный... Анализ учебно-воспитательной работы мобу сош с. Сатыево за 2008 -2009 учебный год | ||
Программа мобу сош №1 г. Якутска на 2013 2014 учебный год г. Якутск 2013 Образовательная программа мобу сош №1 г. Якутска направлена на формирование и развитие у школьников таких ценностей как свобода личности,... | План учебно-воспитательной работы мобу сош с Усман-Ташлы муниципального... Анализ учебно-воспитательной работы мобу сош с. Усман-Ташлы за 2009-2010 учебный год | ||
Программа развития моу сош п. Долгоруково до 2014 года. Цели и задачи... Анализ конкурентных позиций школы, учитывающий благоприятные возможности, сильные и слабые стороны внутренней среды, позволяют определить... | Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов... «География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П | ||
Доклад мобу «сош №69» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013/2014 учебный год в моау «сош №69» г.... | Анализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка... «Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год | ||
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила... Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан | Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский... Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан | ||
Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский... Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан | Расписание уроков мобу сош д. Константиновка |