Мобу «черкасская сош» Цели и задачи





Скачать 115.17 Kb.
НазваниеМобу «черкасская сош» Цели и задачи
Дата публикации25.04.2015
Размер115.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Классный час.

«Белоствольный - символ России»

Новикова Н. И.

МОБУ «ЧЕРКАССКАЯ СОШ»

Цели и задачи:

Познакомить с традициями, обычаями русского народа, фольклором; воспитывать любовь к родному краю, показать значение березы: дерева – символа русского народа, познакомить с художниками, поэтами - их стихами, картинами, изделиями из бересты; развивать эстетическое восприятие детей, художественный вкус, артистические способности, выразительность, эмоциональность; воспитывать патриотизм, уважение к людям старшего поколения.

Оборудование: Презентация.

Мультимедиа.

Учитель: Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который, словно былинный богатырь готов сразиться с врагом. Но нежную, белоствольную, стройную березку поэты воспевают в стихах, художники – в своих картинах, народ – в песнях. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Почему? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
– Скажите, а какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн). (Слайд 1) Да, эти символы утверждены правительством России.
(Слайд 2) – А вот еще один символ – русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ.
– Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России

Ученик: Наш учитель в класс вошёл

И спросил лукаво:

- Что мы знаем о берёзе?

- А чего не знаем?

Ученик: Так возник вопрос – почему берёзу называют символом России? Мы задумались. Появились разные предположения. В конце концов, было решено подробно рассмотреть этот вопрос и ответить на него. Мы обозначили для себя тему «Береза – символ России.»

Ученик: Проект не прост. Все мы вначале
В библиотеках материал искали.
Смотрели в словари, энциклопедии читали,
Свих знакомых, бабушек пытали.
Собрав необходимый материал,
Отбор его мы провели старательно.
Затем о том, что каждый разузнал,
Энциклопедию писали обстоятельно.
Ученик:
Проекта интереснейший вопрос
Заставил нас задуматься всерьез.
Мы план составили и начертили схему,
Писали реферат на тему
О том, что видов 60 берез бывает.
Одни кустарники собою представляют,
Другие – дерево ветвистое такое,
А третьи по земле ползут змеею.

Ученик: Берёза – это белоствольное и светолюбивое дерево. Принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород на территории России. Общее число видов около ста.
Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название «береза». В индоевропейских языках корень «бер» означает «светлый, ясный». Тот же корень в названии верхнего слоя коры – берёсте, которая и придает дереву неповторимую окраску. (Приложение 1. Слайд 3) 
Большинство видов берёз – деревья высотой 30–40 м, с обхватом ствола до 120–150 см, некоторые виды – кустарники от крупных до мелких, едва приподнимающихся над землёй.
Многие виды берёзы – широко распространённы, преобладают в 60 % лиственных и смешанных лесов.

Ученик: Большинство берёз светолюбивы,  очень морозостойки, не страдают от весенних заморозков, переносят вечную мерзлоту, проникают далеко за Полярный круг.
К богатству почвы береза не требовательна. Березы  растут на песчаных и глинистых, на влажных и сухих почвах. 
Продолжительность жизни березы по разным данным 100-120 лет, 150-300 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более 
Кора у большей части берёз белая,  желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. (Приложение 1. Слайды 4)

Ученик: Листья берёзы очерёдные, цельные, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. В разные времена года крестьянин внимательно приглядывался к березе и примечал: «Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб»; «Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое». (Приложение 1. Слайд 5)

Ученик: Береза  – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой пушистой, веселой. (Приложение 1. Слайды 6)

Ученик: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Учитель: В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». 
Современному человеку не  просто отгадать эту загадку. А  когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить: «Первое дело – лучина для освещения избы; второе дело – деготь для смазки колес у  телеги, чтобы не скрипели; третье дело – береста для обвивания разбитых глиняных горшков; четвертое дело – банный веник». Конечно же, это дерево – береза.

–Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу

– Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.– Сегодня мы поговорим о берёзе с помощью стихов о ней.

Дети читают стихи о березе:

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы

На глаза отвыкшие от слез. (Н. Рубцов)

2.Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (М. Лермонтов)

3.Ты до того , березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)

4.На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокорая березка-

Символ Родины моей. (М. Ероха)

5.Белая берёза под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой.
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза.
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво.
Обходя кругом, 
Обсыпает ветви
Новым серебром.
С.Есенин

Учитель: У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура (слайд 7, 8).
- Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции (слайд 9).
. - Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
- Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
. - Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и многих других. Береза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов (слайд 10).
Удивительна судьба русской берёзы! В мирное время она – радость, подруга, 
советчица, а в лихую годину - она воин.

Ученик: За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали 
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на березах
Черные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили 
Светлыми слезинками берез…

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!

Ученик: Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти.

Ученик: В России издавна существует обычай – над могилой погибшего воина сажать берёзу. Стоят березы у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны .

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

Ученик:- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (Слайд 11- Трептов парк в Германии)

Ученик. В Трептов – парке белые березы

Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска.

Учитель.
- Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки. Берёза-целительница. Берёзовые почки помогают как противовоспалительное, мочегонное и желчегонное средство. 
Веником берёзовым полезно в бане попариться. 
Настоем листьев - лечат ожоги. 
Берёзовый уголь-карболен- принимают при отравлении. 
Даже больная берёза помогает нам. Наросты гриба-чага - используют для лечения тяжелых заболеваний вен. 
Приятен и полезен берёзовый сок. Его издавна употребляют как напиток для укрепления организма

Сценарий рекламы №1.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает).

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (с легкостью встает) 

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

Убегает, забыв про костыли.


Сценарий рекламы № 2.


Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас, плачет).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок – 

Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает).

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отек,

Пейте чудное лекарство – 

Из березы русской сок!


(Звучит русская народная песня).

Сценка («Дед, баба и русская баня»)

Дед:

Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой,

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха: (с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват! (Показывает на веник.)

(Старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Дед:

Покупайте веники!

(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют:)

Вы не пожалеете!

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!


Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:

Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы.

Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке

Баба: А хранить в прохладном месте.

Дед: А париться вот так!

Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

Дед: В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны

Ученик: На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Только кто-то, ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек…

Затянуло время злую рану,

К солнцу новый вскинуло побег.

И огонь, ликующе зеленый,

С той поры в ветвях ее не гас.

Очень уж хотелось знать спасенной:

Кто ее от смерти верной спас?

И тянулись ветви в час затишья

Каждого потрогать из ребят…

Не тебя ль береза эта ищет?

Очень жаль…

Я думал, что тебя.

Учитель: Помните, народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош соберёшь, а лес на рубль изведёшь!» Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше не калечить берёзу. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод (вставка).

Ученик. Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,
Ученик: «Россия» - шепчут мне березы,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке, И я им тихо вторю: «Русь».
Ученик: Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

Учитель: Так почему же берёзку называют символом нашей Родины?

Ученик:

Русский народ полюбил её за её красоту, за её нежные веточки, белокурые стволы, за то, что они похожи на девушек в белых сарафанах, за их стройность и прямоту.

Учитель:

Хочется закончить наш урок такими словами:

«И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери – России
Неувядаемой живёт».

Использованы материалы с сайтов:

  1. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-24-25

  2. http://festival.1september.ru/articles/213545/

  3. http://romanovang.21411s22.edusite.ru/DswMedia/stranaberezovogositca.doc

  4. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200801011  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconКонкурс организуется Международным Союзом благотворительных общественных...
Моку «сош с. Ариадное», моку «сош с. Сальское», мобу «сош с. Малиново», мобу сош с. Ракитное», мобу «сош с. Веденка», мобу «сош с....
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация школ – участниц проекта «Одна школа – одна страна»: мобу сош №2, мобу сош №12, мобу сош №24, мбоу сош №19 с уиоп кадетский...
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconУрок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85...
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская...
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconДиректор мобу сош №70 на педагогическом совете мобу сош №70
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного...
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconУчебно-воспитательной работы мобу сош с. Сатыево за 2008 -2009 учебный...
Анализ учебно-воспитательной работы мобу сош с. Сатыево за 2008 -2009 учебный год
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПрограмма мобу сош №1 г. Якутска на 2013 2014 учебный год г. Якутск 2013
Образовательная программа мобу сош №1 г. Якутска направлена на формирование и развитие у школьников таких ценностей как свобода личности,...
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПлан учебно-воспитательной работы мобу сош с Усман-Ташлы муниципального...
Анализ учебно-воспитательной работы мобу сош с. Усман-Ташлы за 2009-2010 учебный год
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПрограмма развития моу сош п. Долгоруково до 2014 года. Цели и задачи...
Анализ конкурентных позиций школы, учитывающий благоприятные возможности, сильные и слабые стороны внутренней среды, позволяют определить...
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconУчитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов...
«География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconДоклад мобу «сош №69»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013/2014 учебный год в моау «сош №69» г....
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconАнализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка...
«Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила...
Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПубличный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский...
Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconПубличный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский...
Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан
Мобу «черкасская сош» Цели и задачи iconРасписание уроков мобу сош д. Константиновка



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск