Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели





Скачать 40.85 Kb.
НазваниеУчитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели
Дата публикации15.10.2013
Размер40.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Учитель физики МОБУ СОШ №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович

Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания»
Цели:

  • Сформировать знания у школьников о гармо­ническом колебании, о его частоте, амплитуде, периоде, фазе;

  • развить умения применять знания на практике, развивать логическое мышление, развить способности анализировать явления, сравнивать колебания;

  • воспитать познавательный интерес, активность, интерес к познанию нового учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимeдийный проектор, штативы, секундомеры, шарик с нитью.

Демонстрации: маятник нитяной.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

4 учащихся индивидуально у доски работают по карточкам.

Карточка №1.

Какие тела входят в колебательную систему «нитяной маятник»?

Карточка № 2

Являются ли колебательными данные виды движений:

  • движение секундной стрелки часов;

  • движение Земли вокруг Солнца ;

  • движение крыльев насекомых, птиц.

Карточка № 3

  • Какие системы называют колебательными?

  • Приведите примеры колебательных систем

  • Назовите силу, под действием которой совершает колебания горизонтальный пружинный маятник.

Карточка № 4

  • Какой вид колебаний изображен на рисунках?

  • Какие колебательные системы изображены?

  • В чем отличие колебаний на рисунке а ?

Фронтальный опрос:

  • Продолжите фразу: (слайд 2)

  • Движение, при котором тело откланяется то в одну то в другую сторону, называется…

  • Основной признак …

  • Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются…..

  • Выберите правильный ответ (слайд 3)

Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями?

А.Движение качелей.
Б. Движение мяча, падающего на землю.
В.Движение звучащей струны гитары

  • Ответьте на вопросы (слайд 4)

  1. Как вы понимаете утверждение, что колебательное движение периодично?

  2. Какие тела входят в колебательную систему, называемую пружинным маятником?

Ответы учащихся по карточкам (слайды 5,6,7,8)

Несмотря на сходство колебательных движений, колебания имеют различия.

Тема нашего урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания». Формулировка цели урока.

III. Основная часть. Изучение нового материала.

Демонстрация. Два нитяных маятника одинаковой длины. Один маятник отклоняем на малый угол, другой на большой.

Вопрос: чем отличаются эти колебания? (Размахом)

Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия.

Амплитуда [А] - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия.

Демонстрация. Два нитяных маятника разной длины. Маятники отклоняем так, чтобы амплитуды были одинаковые.

Вопрос: чем отличаются эти колебания? (продолжительностью)

Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия.

Период ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание.

Рассмотрим справочные данные:

Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия.

Частота ( ν- ню) – число колебаний за 1 секунду

Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний?

Если период увеличивается, то частота уменьшается, и наоборот. Такая зависимость в математике называется обратной пропорциональностью.

 

Демонстрация. Два нитяных маятника одинаковой длины. Отклоняем в разные стороны, на одинаковый угол.

Сравним:

Амплитуды – равны.

Длины нитей - равны.

Периоды - равны.

Частоты - равны.

А колебания одинаковы? РАЗЛИЧНЫ

Должна существовать физическая величина для характеристики этих отличий

Фаза (φ)-фипоказывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания

Синфазно ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону)‏

В противофазе ( скорости в любое время направлены в противоположные стороны)‏

С некоторой разностью фаз.

Физкультминутка :

Все встали. 1 ряд совершает колебания синфазно, 2 ряд – в противофазе, 3 ряд с некоторой разностью фаз.

Обратимся к модели, рассмотрим колебания, происходящие под действием силы упругости, трение пренебрежимо мало. Колебания происходят с одинаковой амплитудой. Кривая называется синусоидой.

Колебания, происходящие по закону синуса или косинуса, называется гармоническими.

Рассмотрим график. По графику можно определить период, частоту и амплитуду.

IV. Закрепление:

Вспомним изученные величины:

V. Обобщение:

Рассмотрим примеры: № 430, 431 (Рымкевич)

VI. Домашнее задание:

§26, упр. 24 (2,3,4)

VII. Подведение итогов урока

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconТема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconНа заседании шмс директор школы
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconТематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология"
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconУрок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана»
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconСерикова Галина Евгеньевна, учитель физики мобу лицей №4 муниципального...
...
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила...
Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconАвтор: Галимуллина Фарида Ханифовна учитель физики и математики мобу...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconРеспублики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский...
Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconРеспублики Башкортостан Отдел образования городского округа город...
Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся...
Учитель физики мобу сош №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели iconУрок на тему «Вес тела»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск