Скачать 40.85 Kb.
|
Учитель физики МОБУ СОШ №1 г. Агидель Республики Башкортостан Гилязов Илгиз Тимерханович Тема урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания» Цели:
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимeдийный проектор, штативы, секундомеры, шарик с нитью. Демонстрации: маятник нитяной. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. 4 учащихся индивидуально у доски работают по карточкам. Карточка №1. Какие тела входят в колебательную систему «нитяной маятник»? Карточка № 2 Являются ли колебательными данные виды движений:
Карточка № 3
Карточка № 4
Фронтальный опрос:
Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями? А.Движение качелей. Б. Движение мяча, падающего на землю. В.Движение звучащей струны гитары
Ответы учащихся по карточкам (слайды 5,6,7,8) Несмотря на сходство колебательных движений, колебания имеют различия. Тема нашего урока «Величины, характеризующие колебательные процессы. Гармонические колебания». Формулировка цели урока. III. Основная часть. Изучение нового материала. Демонстрация. Два нитяных маятника одинаковой длины. Один маятник отклоняем на малый угол, другой на большой. Вопрос: чем отличаются эти колебания? (Размахом) Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия. Амплитуда [А] - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия. Демонстрация. Два нитяных маятника разной длины. Маятники отклоняем так, чтобы амплитуды были одинаковые. Вопрос: чем отличаются эти колебания? (продолжительностью) Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия. Период ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание. Рассмотрим справочные данные: Следовательно, есть величина характеризующие эти отличия. Частота ( ν- ню) – число колебаний за 1 секунду Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний? Если период увеличивается, то частота уменьшается, и наоборот. Такая зависимость в математике называется обратной пропорциональностью. Демонстрация. Два нитяных маятника одинаковой длины. Отклоняем в разные стороны, на одинаковый угол. Сравним: Амплитуды – равны. Длины нитей - равны. Периоды - равны. Частоты - равны. А колебания одинаковы? РАЗЛИЧНЫ Должна существовать физическая величина для характеристики этих отличий Фаза (φ)-фи – показывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания Синфазно ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону) В противофазе ( скорости в любое время направлены в противоположные стороны) С некоторой разностью фаз. Физкультминутка : Все встали. 1 ряд совершает колебания синфазно, 2 ряд – в противофазе, 3 ряд с некоторой разностью фаз. Обратимся к модели, рассмотрим колебания, происходящие под действием силы упругости, трение пренебрежимо мало. Колебания происходят с одинаковой амплитудой. Кривая называется синусоидой. Колебания, происходящие по закону синуса или косинуса, называется гармоническими. Рассмотрим график. По графику можно определить период, частоту и амплитуду. IV. Закрепление: Вспомним изученные величины: V. Обобщение: Рассмотрим примеры: № 430, 431 (Рымкевич) VI. Домашнее задание: §26, упр. 24 (2,3,4) VII. Подведение итогов урока |
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории... Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан | Конспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Конспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Тема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
На заседании шмс директор школы Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Тематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология" Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Конспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Урок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана» Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Серикова Галина Евгеньевна, учитель физики мобу лицей №4 муниципального... ... | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила... Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан | ||
Автор: Галимуллина Фарида Ханифовна учитель физики и математики мобу... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Республики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский... Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В | ||
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город... Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся... | Урок на тему «Вес тела» ... |