Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе





Скачать 350.88 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе
страница1/3
Дата публикации11.10.2013
Размер350.88 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Гистология

Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе

Красноярск

СФУ

2012

УДК 576(7)

ББК 28.05Я73

Б

Составитель Г.И. Боровкова

Б Гистология: методические указания к самостоятельной работе по курсу «Гистологии». – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – с.
В пособии представлены темы теоретического курса, примерный список рефератов и график выполнения и сдачи рефератов.

Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия».

Предложенные темы теоретической формы обучения и рефераты для самостоятельной работы по данной дисциплине расширят информативное поле и упрочат знания. Кроме того, могут использоваться студентами и преподавателями высшей школы для образовательной, научной деятельностях и востребованы при изучении других дисциплин.
УДК 576(07)

ББК 28.05Я73

© Сибирский

федеральный университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов реализуется через самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение лабораторных работ и написание реферата. Все задание на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику выполнения самостоятельной работы.

Главная цель дисциплины «Гистология» сформировать у студентов представлений о взаимоотношении между организмом, тканями и клеткой на различных уровнях организации живой материи, о системе интеграционных механизмов, регулирующих в многоклеточном организме развитие и жизнедеятельность, получить знания о гистогенезе, строении и функциях тканей животных; сформировать представления об общих принципах организации тканей и сохранении тканевого гомеостаза при изменении окружающей среды, определить значение структурно-функционального уровня организации тканей для понимания основ жизнедеятельности организма.

Выпускник по специальности 020208-65 – «Биохимия» с квалификацией «Биохимик» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен

знать:

- строение тканей, входящих в состав живых организмов;

- процессы пролиферации, дифференцировки, детерминации, интеграции и функциональной адаптации в условиях физиологической нормы;

- гистогенез отдельных тканей в эмбриональном и постнатальном периодах развития организма;

- эволюционные пути развития тканей;

- особенности строения межклеточного вещества различных тканей и их функциональную нагрузку;

- красители, используемые для окраски гистологических препаратов.

уметь:

- работать с готовыми гистологическими препаратами;

- идентифицировать ткани на препаратах;

- применять полученные знания для постановки и проведения экспериментальной работы;

- уметь готовить гистологические препараты;

- использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин;

владеть:

- необходимыми теоретическими знаниями о строении тканей, входящих в состав живых организмов, о процессах пролиферации , дифференцировки, детерминации, интеграции и функциональной адаптации в условиях физиологической нормы;

- современными представлениями о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции;

- знаниями клеточной и тканевой организациях живых систем, биофизическими и биохимическими основами функционирования, мембранными процессами и молекулярными механизмами жизнедеятельности;

- способностью использовать теоретические знания и практические навыки для овладения основами теории и методов биологических исследований;

- способностью использовать знания, умения и навыки в области химических исследований для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии;

- использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин.
Объем самостоятельной работы




п/п

Виды самостоятельной работы

Трудоемкость

(часы)

Объем реферата

1

Теоретическое освоение курса

10 ч.





2

Реферат

8 ч.

20 стр.

5

Лабораторные работы

4 ч.




Каждый из видов самостоятельной работы преследует свою цель.
Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой, итогом работы является конспект, схема, таблица, реферат. Самостоятельное изучение теоретического материала планируется по темам курса: гемопоэз; нервные волокна, физиологическая и репаративная регенерация.

Рассмотрение и описание готовых препаратов и схем по темам самостоятельного теоретического обучения.

При подготовке студентов по дисциплине «Гистологии» написание рефератов является необходимым элементом учебного процесса. Основной целью выполнения данной работы является развитие мышления и творческих способностей студента.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

для самостоятельного изучения


№ п/п

Название темы теоретического материала

Часы

1

Гемопоэз:

1.1кроветворение у плода и эмбриона;

1.2.постнатальный- эритропоэз, гранулоцитопоэз, тромбоцитопоэз, лимфоцитопоэз


6

2

Нервные волокна:

2.1.безмиелиновые;

2.2. миелиновые

2

3

Регенерация: репаративная, физиологическая

2


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

для самостоятельного изучения


1

Схема гемопоэза. Стадии эритропоэза, гралулоцитопоэз. тромбоцитопоэз, лимфоцитопоэз


2ч.

2

Строение и образование нервных волокон

2ч.


В рамках 2-х часовой самостоятельной лабораторной работы необходимо ознакомиться и нарисовать в рабочих тетрадях по гистологии схемы гемопоэза с обозначением всех стадий развития эритроцитов, гранулоцитов, тромбоцитов и лимфоцитов.

В рамках 2-х часовой самостоятельной лабораторной работы изучить, опираясь на теоретический материал, готовые препараты миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, зарисовать в рабочей тетради и защитить у преподавателя.

ГРАФИК
Самостоятельной работы студентов по дисциплине «Гистология» образовательной программы специальности 020208.65 «Биохимия» Института фундаментальной биологии и биотехнологии 3 курса на 6 семестр



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВЗ




ВЗ




ВЗ

ТО

ВЗ

ТО

ЛЗ

ЛЗ

ВЗ

ТО

ВЗ

ЗР







ЗП




ЗП




ЗП




ЗП




ЗП

ЗР

ЗП

ЗР

ЗП







ВРФ




ВРФ







ВРФ


























































ЗРФ

ЗРФ

ЗРФ






Условные обозначения: ВЗ – выдача темы для самостоятельного изучения; ЗП – защита презентации; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; ЗРФ – защита реферата; ТО – изучение теоретического курса; ЗР – защита работы; ЛЗ – лабораторное занятие.
Изучить самостоятельно предоставленный теоретический материал, проанализировать, ответить на контрольные вопросы и сдать преподавателю.
Тема 1.

1.1 Кроветворение у плода и эмбриона.

Мегалобластическая стадия кроветворения. Появление клеток крови во внезародышевых органах, а именно в мезенхиме стенки желточного мешка, мезенхиме хориона и стебля. Первая генерация стволовых клеток крови (СКК). Мезобластический этап протекает с 3-й по 9-ю неделю развития зародыша человека. Кроветворение в стенке желточного мешке. Первичные эритробласты – мегалобласты и их характеристика. Эмбриональный гемоглобин. Наряду с мегалобластическим в стенке желточного мешка начинается нормобластическое кроветворение, при котором из бластов образуются вторичные эритробласты, из которых образуются вторичные эритроциты (нормоциты).Развитие эритроцитов в стенке желточного мешка происходит интраваскулярно. Одновременно экстраваскулярно из бластов, расположенных вокруг сосудистых стенок, дифференцируется небольшое количество гранулоцитов — нейтрофилов и эозинофилов.Часть СКК остается в недифференцированном состоянии и разносится током крови по различным органам зародыша, где происходит их дальнейшая дифференцировка в клетки крови или соединительной ткани. Редукции желточного мешка.

Кроветворение в печени

Печень закладывается примерно на 3—4-й неделе эмбриональной жизни, а с 5-й недели она становится центром кроветворения. Кроветворение в печени происходит экстраваскулярно, - по ходу капилляров, врастающих вместе с мезенхимой внутрь печеночных долек. Источником кроветворения в печени являются стволовые клетки крови, из которых образуются бласты, дифференцирующиеся во вторичные эритроциты. Одновременно с развитием эритроцитов в печени образуются зернистые лейкоциты, главным образом нейтрофильные и эозинофильные.Кроме гранулоцитов, в печени формируются гигантские клетки — мегакариоциты, - предшественники тромбоцитов. К концу внутриутробного периода кроветворение в печени прекращается.

Кроветворение в тимусе

Тимус закладывается в конце 1-го месяца внутриутробного развития, и на 7—8-й неделе его эпителий начинает заселяться стволовыми клетками крови, которые дифференцируются в лимфоциты тимуса. Увеличивающееся число лимфоцитов тимуса дает начало T-лимфоцитам, заселяющим T-зоны периферических органов иммунопоэза.

Кроветворение в селезенке

Закладка селезенки также происходит в конце 1-го месяца эмбриогенеза. Из вселяющихся сюда стволовых клеток происходит экстраваскулярное образование всех видов форменных элементов крови, т.е. селезенка в эмбриональном периоде представляет собой универсальный кроветворный орган. Образование эритроцитов и гранулоцитов в селезенке достигает максимума на 5-м месяце эмбриогенеза. После этого в ней начинает преобладать лимфоцитопоэз.

Кроветворение в лимфатических узлах

Первые закладки лимфоузлов человека появляются на 7—8-й неделе эмбрионального развития. Большинство лимфатических узлов развивается на 9—10-й неделе. В этот же период начинается проникновение в лимфатические узлы стволовых клеток крови, из которых на ранних стадиях дифференцируются эритроциты, гранулоциты и мегакариоциты. Однако формирование этих элементов быстро подавляется образованием лимфоцитов, составляющих основную часть лимфатических узлов.

Появление единичных лимфоцитов происходит уже в течение 8—15-й недели развития, однако массовое «заселение» лимфатических узлов предшественниками T- и B-лимфоцитов начинается с 16-й недели, когда формируются посткапиллярные венулы, через стенку которых осуществляется процесс миграции клеток. Из клеток-предшественников дифференцируются сначала лимфобласты (или большие лимфоциты), а далее средние и малые лимфоциты. Дифференцировка T- и B-лимфоцитов происходит, соответственно, в T- и B-зависимых зонах лимфатических узлов.

Кроветворение в костном мозге

Закладка костного мозга осуществляется на 2-м месяце эмбрионального развития. Первые гемопоэтические элементы появляются на 12-й неделе развития; в это время основную массу их составляют эритробласты и предшественники гранулоцитов. Из СКК в костном мозге формируются все форменные элементы крови, развитие которых происходит экстраваскулярно. Часть СКК сохраняется в костном мозге в недифференцированном состоянии. Они могут расселяться по другим органам и тканям и являться источником развития клеток крови и соединительной ткани.

Таким образом, костный мозг становится центральным органом, осуществляющим универсальный гемопоэз, и остается им в течение постнатальной жизни. Он обеспечивает стволовыми кроветворными клетками тимус и другие гемопоэтические органы.

1.2. Постэмбриональный гемопоэз.

Постэмбриональный гемопоэз представляет собой процесс физиологической регенерации крови, который компенсирует физиологическое разрушение дифференцированных клеток. Он подразделяется на миелопоэз и лимфопоэз.

Миелопоэз происходит в миелоидной ткани, расположенной в эпифизах трубчатых и полостях многих губчатых костей. Здесь развиваются эритроциты, гранулоциты, моноциты, тромбоциты, а также предшественники лимфоцитов. В миелоидной ткани находятся стволовые клетки крови и соединительной ткани. Предшественники лимфоцитов постепенно мигрируют и заселяют тимус, селезенку, лимфоузлы и некоторые другие органы.

Лимфопоэз происходит в лимфоидной ткани, которая имеет несколько разновидностей, представленных в тимусе, селезенке, лимфоузлах. Она выполняет функции образования T- и B-лимфоцитов и иммуноцитов (например, плазмоцитов).

Миелоидная и лимфоидная ткани являются разновидностями соединительной ткани, т.е. относятся к тканям внутренней среды. В них представлены две основные клеточные линии — клетки ретикулярной ткани и гемопоэтические клетки.

Ретикулярные, а также жировые, тучные и остеогенные клетки вместе с межклеточным веществом формируют микроокружение для гемопоэтических элементов. Структуры микроокружения и гемопоэтические клетки функционируют в неразрывной связи друг с другом. Микроокружение оказывает воздействие на дифференцировку клеток крови (при контакте с их рецепторами или путем выделения специфических факторов).

Таким образом, для миелоидной и всех разновидностей лимфоидной ткани характерно наличие стромальных и гемопоэтических элементов, образующих единое функциональное целое.

СКК относятся к самоподдерживающейся популяции клеток. Они редко делятся. Выявление СКК стало возможным при применении метода образования клеточных колоний – потомков одной стволовой клетки.

Пролиферативную активность СКК регулируют колониестимулирующие факторы (КСФ), различные виды интерлейкинов (ИЛ-3 и др.). Каждая СКК в эксперименте или лабораторном исследовании образует одну колонию и называется колониеобразующей единицей (сокращенно КОЕ, CFU).

Исследование клеточного состава колоний позволило выявить две линии их дифференцировки. Одна линия дает начало мультипотентной клетке — родоначальнице гранулоцитарного, эритроцитарного, моноцитарного и мегакариоцитарного рядов гемопоэза (сокращенно КОЕ-ГЭММ). Вторая линия дает начало мультипотентной клетке — родоначальнице лимфопоэза (КОЕ-Л).

Из мультипотентных клеток дифференцируются олигопотентные (КОЕ-ГМ) и унипотентные родоначальные клетки. Методом колониеобразования определены родоначальные унипотентные клетки для моноцитов (КОЕ-М), нейтрофильных гранулоцитов (КОЕ-Гн), эозинофилов (КОЕ-Эо), базофилов (КОЕ-Б), эритроцитов (БОЕ-Э и КОЕ-Э), мегакариоцитов (КОЕ-МГЦ), из которых образуются клетки-предшественники. В лимфопоэтическом ряду выделяют унипотентные клетки — предшественницы для B-лимфоцитов и для T-лимфоцитов. Полипотентные (плюрипотентные и мультипотентные), олигопотентные и унипотентные клетки морфологически не различаются.

Все приведенные выше стадии развития клеток составляют четыре основных класса, или компартмента, гемопоэза:

  • I класс СКК - стволовые клетки крови (плюрипотентные, полипотентные);

  • II класс — КОЕ-ГЭММ и КОЕ-Л - коммитированные мультипотентные клетки (миелопоэза или лимфопоэза);

  • III класс — КОЕ-М, КОЕ-Б и т.д. - коммитированные олигопотентные и унипотентные клетки;

  • IV класс — клетки-предшественники (бласты, напр.: эритробласт, мегакариобласт и т.д.).

Сразу отметим, что оставшиеся два класса гемопоэза составляют созревающие клетки (V класс) и зрелые клетки крови (VI класс).

Эритропоэз у млекопитающих и человека протекает в костном мозге в особых морфофункциональных ассоциациях, получивших название эритробластических островков. Эритробластический островок состоит из макрофага, окруженного одним или несколькими кольцами эритроидных клеток, развивающихся из унипотентной КОЕ-Э, вступившей в контакт с макрофагом. КОЕ-Э и образующиеся из нее клетки (от проэритробласта до ретикулоцита) удерживаются в контакте с макрофагом его рецепторами.

У взрослого организма потребность в эритроцитах обычно обеспечивается за счет усиленного размножения эритробластов. Но всякий раз, когда потребность организма в эритроцитах возрастает (например, при потере крови), эритробласты начинают развиваться из предшественников, а последние — из стволовых клеток.

В норме из костного мозга в кровь поступают только эритроциты и ретикулоциты.

Кроветворение регулируется:

  • факторами роста, обеспечивающими пролиферацию и дифференцировку СКК и последующих стадий их развития,

  • факторами транскрипции, влияющими на экспрессию генов, определяющих направление дифференцировки гемопоэтических клеток,

  • витаминами, гормонами.

Факторы роста включают колониестимулирующие факторы (КСФ), интерлейкины и ингибирующие факторы. Они являются гликопротеинами, действующими и как циркулирующие гормоны, и как местные медиаторы, регулирующие гемопоэз и дифференцировку специфических типов клеток. Почти все факторы роста действуют на СКК, КОЕ, коммитированные и зрелые клетки. Однако отмечаются индивидуальные особенности действия этих факторов на клетки-мишени.

КСФ действуют на специфические клетки или группы клеток на различных стадиях дифференцировки. Например, фактор роста стволовых клеток влияет на пролиферацию и миграцию СКК в эмбриогенезе. В постнатальном периоде на гемопоэз оказывают влияние несколько КСФ, среди которых наиболее изучены факторы, стимулирующие развитие гранулоцитов и макрофагов (ГМ-КСФ, Г-КСФ, М-КСФ), а также интерлейкины.

Большинство указанных факторов выделено и применяется для лечения различных болезней. Для получения их используются биотехнологические методы.

Дифференцировка полипотентных клеток в унипотентные определяется действием ряда специфических факторов, поэтинов — эритропоэтинов (для эритробластов), гранулопоэтинов (для миелобластов), лимфопоэтинов (для лимфобластов), тромбопоэтинов (для мегакариобластов).

Большая часть эритропоэтина образуется в почках. Его образование регулируется содержанием в крови кислорода, которое зависит от количества циркулирующих в крови эритроцитов. Снижение числа эритроцитов и соответственно парциального давления кислорода, является сигналом для увеличения продукции эритропоэтина. Эритропоэтин действует на чувствительные к нему КОЕ-Э, стимулируя их пролиферацию и дифференцировку, что в конечном итоге приводит к повышению содержания в крови эритроцитов.

Тромбопоэтин синтезируется в печени, стимулирует пролиферацию КОЕ-МГЦ, их дифференцировку и образование тромбоцитов.

Ингибирующие факторы дают противоположный эффект, т.е. тормозят гемопоэз; их недостаток может быть одной из причин лейкемии, характеризующейся значительным увеличением числа лейкоцитов в крови. Выделен ингибирующий лейкемию фактор (ЛИФ), который тормозит пролиферацию и дифференцировку моноцитов-макрофагов.

Витамины необходимы для стимуляции пролиферации и дифференцировки гемопоэтических клеток. Витамин В12 поступает с пищей и соединяется с внутренним фактором (Касла), который синтезируется париетальными клетками желудка. Образуемый при этом комплекс, в присутствии ионов Са2+, соединяется с рецепторами эпителиоцитов подвздошной кишки и всасывается. При всасывании в эпителиоциты поступает лишь витамин В12, а внутренний фактор освобождается. Витамин В12 поступает с кровью в костный мозг, где влияет на гемопоэз, и в печень, где может депонироваться. Нарушение процесса всасывания при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта может служить причиной дефицита витамина В12 и нарушений в гемопоэзе.

Литература к теме 1

  1. Селезнева Т.Д. Гистология : учебное пособие /Т.Д. Селезнева, А.С. Мишин, В.Ю. Барсуков. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.

  2. Гистология: Учебник. 2-е издю, перераб. и доп. / Под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю.А. Челышева. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2002. – 672 с.: ил. – (Серия « XXI век «)

  3. Кларк Д., Рассел Л. Молекулярная биология. – М.: ЗАО «Компания КОНД», 2004. – 472 с.

  4. Гистология. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., М.: Медицина, 1999, с 671.

  5. Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э.Г. Улумбекова Ю.А. Челышева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

  6. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология. С.-П.: ЭЛБИ-СПБ, 2004.

  7. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология. Учебник для студентов медицинских ВУЗОВ.М.: Медицинское информационное агентство. 2006.

  8. Дерябин Д.Г. Функциональная морфология клетки. Учебное пособие.. М.: ЛДУ, 2005.

  9. Иванова С.В. Мейоз. М.: изд-во РГАУ - МСХА им. К.А.Темирязева, 2006.

  10. Кларк Д., Рассел Л. Молекулярная биология. М.: ЗАО «Компания КОНД», 2004.

  11. Селезнева Т.Д., Мишин А.С., Барсуков В.Ю. Гистология. М.: Эксмо, 2007.

  12. Самусев Р.П., Пупышева Г.И., Смирнов А.В. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», 2004.

  13. Фаллер Д.М., Шилде Д. Молекулярная биология клетки. М.: Изд-во БИНОМ, 2006.

  14. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность...
Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И....
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие по научно-исследовательской работе студентов...
Максименко, Людмила Витальевна. Почва и ее гигиеническое значение: Учебно-методическое пособие. М. Изд-во рудн, 2008. 49 с
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Рецензенты: Е. И. Петрова, доцент, зав кафедрой трудового и экологического права Юридического института
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск