Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания»





Скачать 313.36 Kb.
НазваниеПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания»
Дата публикации11.10.2013
Размер313.36 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа

инновационной деятельности на

период с 2012-2016 гг. в рамках ГИП г. Москвы

по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания».

Обозначенная проблема тесным образом связана с проблематикой научной работы ФГНУ «Институт художественного образования» РАО программы фундаментальных научных исследований Российской академии образования в рамках следующих проектов: «Проект 2.6 «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» (государственная регистрация №01201351639 на период 2012 – 2017 гг., в том числе по темам: «Тенденции и закономерности социокультурного развития современных детей и подростков» рук. Е.М.Торшилова, «Социокультурное пространство региона как фактор гуманитаризации образования», рук. Л.Г. Савенкова; Проект 3.10 «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» (государственная регистрация №01201351640), по темам: «Теоретические и методические основания модернизации дошкольного образования в условиях эстетико-ориентированного подхода», рук. Л.Г.Савенкова, Л.В.Школяр, «Психолого-педагогические технологии и методы формирования универсальных учебных действий на уроках искусства (в условиях внедрения ФГОС общего образования второго поколения), рук. Л.Г.Савенкова. Л.В. Школяр; Проект 6.2 «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков» (государственная регистрация №01201351642), рук. Е.М.Торшилова, М.С.Бережная.

Проблема исследовательской деятельности школы является частью ГИП ГРИЦ Департамента образования г. Москвы по темам:

1) «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования».

2) «Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики».

В которых ГБОУ СОШ 875 выступает базовым образовательным учреждением

Эстетическое воспитание и художественно-творческое развитие детей и школьников является важной составной частью всей системы народного образования России. Практической целью общеобразовательных учреждений является создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности школьника, его эмоционально-чувственной сферы, духовного и нравственного становления. Как показывает практика, осуществить этот процесс без искусства и продуманной общей системой эстетического воспитания невозможно.

В реализации сказанного важную роль, если не сказать основную, играет обучение и воспитание детей и школьников в образовательных учреждениях. Опираясь на это, Программа Исследовательской деятельности ГБОУ СОШ 875 по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» является не только актуальной на современном этапе развития российского общества, но и одной из самых приоритетных.
Эксперимент рассчитан на 4 года 2012 – 2016 гг.
I. Актуальность исследования обусловлена своевременностью и важностью внедрения в практику работы образовательного учреждения в рамках Образовательного Комплексного инновационных направлений и форм организации педагогической деятельности, направленных на общее эстетическое воспитание и творческое развитие детей и школьников.

Необходимость целенаправленного системного подхода к проблеме гуманитаризации образования обоснована тем, что сегодня встает принципиально новая и качественная задача образования – сделать занятия в школе развивающей областью для всех.

Не стоит забывать, что перегрузки в школе привели к тому, что сегодня здоров один ребенок из десяти. В этой связи следует выделить важную роль в обучении детей разного возраста занятий искусством, особенностью которых является их влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка, что позволяет переключать внимание детей на совершенно иные от общего процесса обучения виды деятельности, тем самым, способствуя не только снижению напряжения, но и раскрытию творческих способностей детей. Грамотно выстроенный учебный процесс, в котором занятия искусством включаются в учебное расписание не по остаточному принципу, а наравне с другими предметами естественно-научного цикла позволяют решать проблему снижения дневной переутомляемости детей в детском саду и учащихся школ. Следует добавить, что в этот процесс важно включать не только те предметы, которые выделены в образовательную область «Искусство» (изобразительное, музыка, мировая художественная культура), то также театр, хореографию, поэзию. Учебные часы для этих предметов вполне можно найти в школьном компоненте.

С другой стороны, необходимо изменение технологий обучения, направленных не столько на получение знаний, сколько на развитие творческих способностей детей в различных областях знаний. В этой связи внедрение гуманитарных технологий обучения в процесс освоения предметов естественно-научного цикла как раз и позволяет организовать этот процесс естественно в рамках образования не нарушая общей структуры обучения как такового.

В качестве пути решения обозначенных проблем нами предлагается создание на базе ГБОУ СОШ 875 своеобразной исследовательской обсерватории в рамках Образовательного Комплекса по включению в образовательный процесс не только учителей школы, но также сети дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, сети экспериментальных школ в совместную творческую работу, направленную на разработку проекта продуктивной модели творческого развития детей и школьников, позволяющей воспитателям детских садов, педагогам общеобразовательной школы находить реальные пути включения детей и школьников в творческий процесс освоения учебных предметов.

Создание такого комплекса с исследовательской обсерваторией позволит реализовать 3-х уровневое образование: учащихся, а также воспитателей ДОУ и учителей школы:

1-й уровень. Создание комплексного развивающего образования для детей дошкольного возраста в основу которого составляет культуроориентированное обучение (образование через культуру всех образовательных областей ДОУ)

2-й уровень. Образовательный Комплекс позволит развивать в школе образование по выбору, созданию на базе ГБОУ СОШ 875 исследовательской обсерватории по внедрению в практику школы гуманитаризации образования, составляющим которой является освоение гуманитарных технологий обучения на предметах естественно-научного цикла, в том числе проектных технологий, построенных на сотворчестве и грамотном педагогическом сопровождении процесса обучения (учителя - фасилитатора).

3-й уровень. Образовательный Комплекс по повышению квалификации преподавательского корпуса (воспитателей и учителей, руководителей дополни тельного образования) по освоению эффективных способов работы лучших учителей школы, по модульному принципу организации учебного процесса, по освоению интегрированных технологий и организации инновационных форм обучения:

Цель: Направить усилия коллектива воспитателей и педагогов исследовательской обсерватории на разработку эффективных форм и направлений общего культурологического образования детей, школьников, воспитателей и педагогов, путем внедрения в практику инновационных педагогических технологий, развивающих интегрированных курсов по разным предметам и видам деятельности.
Организация и проведения на базе Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 школы курсов повышения квалификации педагогов совместно с МИОО и Учреждением РАО «Институт художественного образования» (опыт такой работы уже есть в течении 4 лет), направленных на освоение:

  • социо-игровых (театральных) технологий организации образовательного процесса, направленного на максимальное включение учащихся всего класса в активную образовательную деятельность;

  • проектных форм организации обучения;

  • комплексных образовательных блоков для всех 3 уровней и ступеней образования

  • интегрированных технологий, позволяющих развивать активное взаимодействие и сотрудничество учителей и учащихся в коллективе;

  • взаимодействие базового и дополнительного образования: занятий, объединенных одной сквозной темой, уроков-путешествий, технологии «мозгового штурма»; творческих мастерских; музейной педагогики; художественных событий; уроков культуры и др.

  • формы и методы сотрудничества с другими образовательными учреждения разного типа, в том числе: школой-интернатом, дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

  • Организации опытно-экспериментальной работы в школе по освоению инновационных форм работы в педагогическом коллективе.

  • Развитие на ГБОУ СОШ 875 школы практики сетевого взаимодействия между педагогами и учащимися разных школ сети ГИП г. Москвы, направленную на обновление содержания, составления разумного расписания рабочего дня детей ДОУ и воспитателей; учителя и учащихся, позволяющего максимально снизить утомляемость детей и школьников в течение учебного дня (внедрение в обучение дополнительных часов по разным видам художественного творчества; вынесения за рамки учебного дня уроков физкультуры и создание широкой сети спортивных секционных обязательных занятий для всех учащихся по интересам, взаимодействие учреждений образования, культуры и спорта).

  • Организация и проведение квалифицированной практики студентов педагогических вузов.

Задачи исследовательской и опытно-экспериментальной работы:

  1. Внедрение в практику работы с детьми и школьниками инновационных гуманитарных технологий обучения, интегрированных форм обучения и направлений работы, разрабатываемых в ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования, разработка и апробация своих оригинальных методов и форм занятий, комплексных образовательных блоков направленных на:

  • развитие у детей и школьников эмоционально-чувственной сферы;

  • формирование коммуникативных способностей детей и школьников, их умение общаться друг с другом, адекватно реагировать на происходящие события;

  • развитие способности детей и школьников самостоятельно мыслить, обобщать, анализировать, сопоставлять и находить оригинальное решение поставленной задачи;

  • формирование активной жизненной позиции детей и школьников, их способности к организаторской и управленческой деятельности;

  • привитие любви и уважения к народным традициям через освоение культуры и социума родного края, страны;

  • развитие толерантного мышления и уважения к другим культурам и традициям;

  • формирование индивидуальной гражданской позиции, построенной на нравственных началах, экологическом воспитании, региональном и поликультурном подходе к обучению и воспитанию детей.



  1. Создание проекта модели исследовательской организации процесса формирования эстетического мировосприятия и развитого творческого сознания школьников в художественно-организованном пространстве и образовательной среде школы и региона.



  1. Разработка технологий организации и проведения системной общественно-значимой работы в области художественного воспитания и образования детей и юношества, одинаково важной для различных образовательных учреждений г. Москвы.



  1. Организация на базе ГБОУ СОШ обучающих семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий, в том числе по освоению интегрированных, полихудожественных, социо-игровых технологий; комплексных образовательных блоков; театральных форм организации образовательной деятельности, художественных событий и др.

Объект исследования: деятельность Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875, включающего дошкольные образовательные учреждения и школы-партнеры сети ГИП: «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования»; «Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики».
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность внедрения интегрированных инновационных технологий и комплексных образовательных блоков в обучение детей и школьников.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что высокий уровень сформированности культуры личности достигается при условии:

  • активной и системной совместной творческой деятельности воспитателей, педагогов, родителей и детей ДОУ; учителей школ, школьников и родителей по созданию среды общения по разработке и внедрению в практику развивающих, интегрированных направлений работы;

  • заинтересованного самостоятельного творчества воспитателей и педагогов по анализу социально значимых воспитательных ситуаций, определению приоритетных направлений организации этой работы и сотворческой коллективной деятельности педагогов и студентов.

Эффективность этой системы может быть достигнута благодаря единству четырех составляющих: методической, образовательной, воспитательной и организационной деятельности студентов и педагогов вуза, учителей школы и системы дополнительного образования. Она условно разделена на три функциональных направления: образовательное, развивающее, формирующее.

Ожидаемые результаты эксперимента:

  1. Создание мобильной схемы интеллектуальной среды общения между педагогами ДОУ и школы; детьми ДОУ и учащимися школы через освоение интегрированных технологий обучения и разработке оригинальных форм и направлений работы с детьми в различных типах образовательных учреждений с учетом особенностей региональной специфики.

  2. Разработка проектов продуктивных рабочих моделей взаимодействия базового и дополнительного образования для различных образовательных учреждений, направленных на формирование эстетического мировосприятия, развитого творческого сознания детей и школьников в художественно-организованной образовательной среде.

  3. Формирование и последовательное развитие коллектива соратников (педагоги ДОУ, школы, учреждений дополнительного образования), приоритетными функциональными направлениями которой являются:

    • охранение и приумножение культурных ценностей региона;

    • развитие культуры взаимоотношений, толерантности и терпимости к разным культурам и национальностям;

    • развитие эмоционально-чувственной сферы детей, позволяющей совершенствовать коммуникативные и творческие способности детей, умение управлять и самостоятельно принимать оригинальные, продуманные решения;

    • воспитание доброжелательности друг к другу, проявление интереса к различным точкам зрения, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, делать и действовать.

  1. Подготовка и издание сборников научно-методических статей участников эксперимента.

  2. Формирование пакета развивающих художественно-творческих заданий, комплексных образовательных блоков, направленных на общее формирование саморазвивающейся активной личности.

  3. Внедрение в практику работы вуза, школ, детских садов современных интегрированных форм организации занятий или блока занятий, направленных на общее поликультурное развитие детей, школьников, студентов.

Развитие культуры личности, культуры межличностных отношений – это не только выполнение общепринятых норм и правил поведения в обществе. Это, прежде всего, содержательные отношения между субъектами образовательно-воспитательной системы:

  • между педагогами в коллективе;

  • между педагогами и учащимися;

  • между воспитателями и детьми;

  • между детьми в коллективе;

  • между педагогами - родителями и детьми,

Это также система отношений коллектива и личности. Без которой педагогический процесс обречен на провал, на формальные отношения и не сможет дать адекватного ответа на требования современной социальной жизни.

Развитие целевых ориентиров образования мы связываем с решением следующих задач:

  • разработка модели выпускника ДОУ и школы на каждой ступени образования;

  • совершенствование модели проекта универсальной системы формирования эстетического мировосприятия и развитого творческого сознания школьника в художественно-организованной образовательной среде школы.


Совершенствование содержания образования мы связываем:

  • с решением задач взаимодействия предметов базового естественно-научного и гуманитарного циклов с предметами художественного направления;

  • с созданием дополнительных интегрированных курсов, развивающих блоков заданий, направленных на разностороннее, гуманитарно-художественное образование детей всех возрастных групп;

  • с внедрением в практику современных интегрированных и интерактивных технологий и пакета развивающих творческих заданий в процессе освоения предметов естественнонаучного, гуманитарного и эстетического цикла.


Развитию практики преподавания, на наш взгляд, будет способствовать:

  • совершенствование подходов к образованию (направлений деятельности, технологий, форм, методов);

  • планирование образовательной деятельности творческих групп воспитателей и педагогов ДОУ, учителей школы, в зависимости от решаемых задач;

  • внедрение в практику работы с детьми и школьниками индивидуальной образовательной деятельности, направленной на максимальное их проявление в творчестве;

  • создание творческих педагогических проектов интегрированной художественной деятельности школы;

  • выявление фактов, раскрывающих положительное, здоровьесберегающее влияние на детей и школьников занятий разными видами искусства;

  • корректирование учебного процесса в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования детей в области гуманитарно-художественного обучения.


Совершенствование практики оценивания успешности продвижения каждого ребенка и учащегося на каждой ступени образовательной области мы видим в:

  • разработке критериев оценки индивидуального творческого роста обучающегося (ученика школ, детей в дошкольном учреждении);

  • внедрению в практику работы социо-игровых методов оценивания друг друга;

  • демонстрации успешности обучающихся на уровне вуза, школы, района, города, в том числе участие во всевозможных конкурсах, выставках, фестивалях и др.


Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений города и районов мы связываем с такими формами работы:

  • организация и проведение на базе ГБОУ СОШ 875 научно - практических семинаров, том числе, окружного, сетевого и городского уровня, по проблеме исследования;

  • взаимопосещение уроков, занятий, проводимых мероприятий;

  • участие в конкурсах творческих работ - районных, городских и др.

  • учеба на курсах; мастер-классах, семинарах, посещение других образовательных учреждений, организации совместных образовательных и творческих проектов с другими школами;

  • формирование подходов к стимулированию педагогического творчества.


Совершенствование информационно-коммуникативного обеспечения образовательной среды мы связываем с решением следующих задач:

  • развитие информационной среды внутри ГБОУ СОШ 875;

  • оптимизация средств, взаимодействия ГБОУ СОШ 875 с научными лабораториями ФГНУ «Институт художественного образования» РАО с партнерами во внешней среде: дошкольными, средними и высшими образовательными учреждениями, методическими центрами, научными учреждениями, издательствами, художественными коллективами, театрами, концертными и выставочными залами;

  • пропаганда и распространение опыта работы педагогического коллектива Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875.


Развитие мотивационного обеспечения образовательного процесса мы видим в решении таких задач:

  • формирование системы поощрения успешности в образовательной деятельности и творческом росте, как учащегося, так и педагога и воспитателя школы и ДОУ;

  • развитие способов содействия и расширения, предоставляемых ГБОУ СОШ 875 возможностей демонстрации успешности детей и школьников и педагога в любой области;

  • повышение культуры образовательного взаимодействия и сотворчества между детьми и учащимися и педагогом и воспитателями ДОУ и школы внутри коллектива.

Содержание этапов опытно-экспериментальной работы:

- разработка методов и приемов педагогической диагностики определения

уровня эстетической развитости детей и учащихся в условиях

вариативного пространства образовательного учреждения;

  • определение направлений работы с коллегами (в творческих группах);

  • разработка проектов комплексных образовательных блоков для всех ступеней образования, авторских методик, тематических программ, планов работы, пакета творческих развивающих заданий, разработок завершающих занятий, мероприятий, художественных событий, блока тем, индивидуальных педагогических гуманитарных интегрированных технологий;

  • разработка подходов и методов педагогической исследовательской деятельности индивидуальной и групповой в структуре исследовательской обсерватории;

  • анализ эффективных развивающих методов и подходов к системе освоения культурных и художественных ценностей региона, реализуемых в практике обучения в условиях базового и дополнительного образования;

  • выявление фактов, влияющих на индивидуальное развитие детей и школьников с учетом возрастных особенностей и социокультурной среды образовательного учреждения и региона;

  • проверка и уточнение планов, методик, фактов, вариативных моделей школьного расписания, подготовка рекомендаций;

  • определение эффективных взаимоотношений между участников исследовательской деятельности внутри коллектива детей и воспитателей ДОУ, педагогов и учащихся в школе, учителей школ сетевой площадки ГИП и взаимной творческой деятельности;

  • обобщение педагогического опыта, определение педагогически целесообразных границ внедрения опыта в систему дошкольного и школьного образовательного мегаполиса;

  • определение организационных, педагогических, инструктивно-методических условий работы по художественному образованию детей и школьников средствами разных видов искусств, осваиваемых как в условиях образовательного учреждения, так и учреждениях культуры (музеях, театрах, выставочных залах и др.);



Задачи этапов исследования:

  1. Аналитико-ориентационный этап (2012 - 2013 гг.) включает:

  • Знакомство с современными концепциями и направления исследовательской деятельности в области эстетического воспитания и художественно-творческого развития в условиях гуманитаризации образования с учетом социокультурной среды города, разрабатываемых в рамках ГИП ГРИЦ г. Москвы и в ФГНУ «Институт художественного образования» РАО.

  • Подготовка воспитателей и педагогов-специалистов ДОУ, педагогического коллектива ГБОУ СОШ 875 к освоению и разработке комплексных образовательных блоков, направленных на сближение базовых основ преподавания предметов естественно-научного и гуманитарно-художественного циклов.

  1. Исследовательско-проективный этап (2013-2014 гг.) включает:

- апробация и внедрение в практику Образовательного комплекса (Доу и школы) инновационных форм и направлений работы, разрабатываемых комплексных образовательных блоков с учетом социокультурной среды г. Москвы;

  • разработка аналитико-диагностического аппарата для выявления

качественно-количественных характеристик уровня подготовки детей, школьников и и педагогов общеобразовательных учреждений к внедрению в практику инновационных форм и направлений работы;

  • анализ эффективных развивающих комплексных блоков, технологий, методов и подходов в рассматриваемой области, созданных воспитателями и педагогами образовательных учреждений.

3) Инновационно-преобразующий этап (2015-2015 гг.):

  • преобразовании единого образовательного пространства Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 и исследовательской обсерватории в соответствии с ориентацией на художественно-творческое комплексное образование и воспитание детей и школьников в условиях освоения социокультурного пространства г. Москвы;

  • разработка системы комплексной развивающей системы освоения

воспитателями и учителями культурных ценностям региона;

  • создание пакета комплексных образовательных блоков, основанных на гуманитаризации образовательного процесса, развивающих художественно-творческих заданий, программ, учебных методик, практических технологий и рекомендаций для педагогов и воспитателей;

  • разработка критериев эффективности образовательного процесса по

освоению искусства и культуры детьми и школьниками с учетом их возрастных особенностей;

  1. Заключительный этап ( 2015-2916 гг.) предполагает обобщение

педагогического опыта, определение педагогически целесообразных границ внедрения опыта в систему образовательного мегаполиса г. Москвы.
Деятельность исследовательской обсерватории Образовательного комплекса ГБОУ СОШ 875
В ГБОУ СОШ 875 в процессе многолетнего педагогического сотрудничества с ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования по опытно-экспериментальной работе в области полихудожественного воспитания и интегрированного обучения накоплен уникальный опыт современного инновационного обучения в организованной предметно-пространственной среде, адаптированный к разно уровневым возрастным особенностям детей и школьников. Результаты завершенных экспериментов подтвердили социальную и педагогическую значимость данной работы, показана позитивная динамика творческого развития детей и школьников, в том числе по уроню загруженности детей в течение учебного дня. Материалы и результаты исследования нашли отражение в отчетах Российской академии образования.

В массовой практике образовательных учреждений нередко отсутствует продуманная система эстетического и художественного воспитания детей и студентов, чаще всего она осуществляется эпизодически и, как правило, лишена результативности. В образовательной деятельности в целом можно выделить следующие негативные моменты: не используются возможности искусства в развитии интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка; не достаточно осмыслена практическая роль дополнительного образования детей средствами искусства; не учитываются особенности и специфика региона, его социальной, культурной среды; не продумана система эффективного взаимодействия базового и дополнительного образования; не в полной мере определяется возможности и воспитательная роль творческого взаимодействия коллектива педагогов и учащихся в развитии творческой личности.

В качестве реального пути решения обозначенных проблем мы рассматриваем создание на базе ГБОУ СОШ 875 исследовательской обсерватории по эстетическому воспитанию и художественно-творческому развитию детей и школьников для создания научно–обоснованной системы взаимодействия общеобразовательных учреждений города по разработке проекта продуктивной модели творческого развития детей и школьников, позволяющей воспитателям, педагогам-специалистам, учителям общеобразовательных школ находить реальные пути включения детей и школьников в творческий процесс освоения учебных предметов в условиях внедрения интегрированных гуманитарных технологий в преподавание предметов естественно-научного цикла.

Внедрение этого предполагается осуществлять в условиях активной творческой среды общения и активного сотворчества воспитателей, педагогов, учителей школ и научных сотрудников Института художественного образования по разработке и внедрению в массовую практику города комплексных образовательных блоков, направленных на развитие художественно-творческой деятельности обучающихся на всех ступенях образования.

Обращение к учреждениям культуры неслучайно. Их социальная роль с позиций образовательной и воспитательной функции в последние десятилетия постоянно повышается. Например, музей все чаще выступает составной частью системы непрерывного образования и центром дополнительного эстетического воспитания детей, «как средство адаптации детей к миру. В той связи рассмотрение педагогической функции искусства вполне закономерно и рассматривается как:

  • «школа визуального и пространственного восприятия (мышления), приобщение учащегося, студента, педагога к окружающему миру, осуществляется прежде всего, через памятники, несущие в себе огромное общечеловеческое и личностно важное содержание;

  • пространство, аккумулирует эстетический опыт и, благодаря этому, предоставляет возможность самоидентификации, самопонимания индивиду и социуму;

  • фильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном, философско-этическом плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях увеличивающегося значения аудиовизуальных средств коммуникации и массовой культуры.

Сумму составляющих, обуславливающих творческое отношение

человека к миру, можно определить как результат эстетического воспитания и художественного развития в условиях взаимодействия произведений искусства, музея, вуза и образовательного учреждения.

Организация инновационной работы в Образовательном Комплексе ГБОУ СОШ 875 планируется в рамках традиционной сетки часов образовательных областей, общеобразовательных предметов и активного использования системы дополнительного образования. В процессе обучения и воспитания будут исследоваться и апробироваться:

  • нетрадиционные формы общения детей и школьников с искусством;

  • формы взаимодействия и сотрудничества между детьми и педагогами;

  • педагогические технологии интегрированного обучения, нетрадиционные методы и направления работы с детьми и школьниками, направленные на их творческое развитие;

  • внедрение в практику работы современных интегрированных комплексных образовательных блоков, блочных форм обучения; проектных видов работы, исследовательской научной деятельности, фасилитированных дискуссий и др., предполагающих проведение художественных событий, защиту проектов, разработку сценариев выступлений, творческих мероприятий, конкурсов и др.

В разработке исследовательской деятельности мы опираемся на теоретическую и практическую разработку проблемы художественно-творческого развития школьников, продуманную систему комплексного развивающего подхода к детскому творчеству, развиваемых в Лабораториях Института художественного образования РАО.

Важное значение придается обогащению содержания и форм творческой деятельности обучающихся. Стержнем всей работы выделяется обогащение духовного мира детей и школьников, насыщение его яркими, необычными, интересными событиями, делами, встречами, играми, приключениями. Сказанное возможно только при условии присутствия – воспитателя, учителя, способного внедрить их в практику любого общеобразовательного учреждения.

Инновационная работа, организуемая в Образовательном Комплексе ГБОУ СОШ 875 позволит на практике: апробировать, выделить направления и условия интегрированного и поликультурного образования и воспитания в зависимости от возрастных особенностей детей и учащихся; выявить возможности взаимодействия и сочетания базисного компонента образования и дополнительного образования и воспитания; разработать новые педагогические гуманитарные технологии и технологии развивающего обучения и воспитания; раскрыть формы и условия взаимодействия искусств на разных ступенях образовательного процесса школы, моделировать практическую образовательную среду. На основе внедряемых направлений работы и полихудожественных интегрированных программ каждый педагог и воспитатель- исследователь будет участвовать в разработке комплексных образовательных блоков, создавать авторские педагогические технологии, творческие развивающие задания; методические разработки, развернутые планы-конспекты по различным направлениям и видам работы с учащимися по освоению особенностей культуры региона. Предполагается широкое развертывание тематики исследований детей и учащихся, в основе которых будут представлена самая разная проблематика по приобщению детей к искусству и культуре.

Цель: Направить усилия коллектива сотрудников исследовательской обсерватории на разработку эффективных форм и направлений общего культурологического образования детей, учащихся, воспитателей и педагогов, путем внедрения в практику инновационных педагогических технологий, развивающих интегрированных курсов по мировой художественной культуре и предметам искусства, позволяющих повышать культуроемкость педагогической деятельности.

Цель инновационной деятельности – подготовка и воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Именно на это направлен новый СТАНДАРТ качества образования, в котором предлагается повысить требования к самому процессу работы образовательных учреждений и педагогического коллектива, в частности. Задача - повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников).

Деятельность Образовательного Комплекса ориентирована на практическое внедрение гуманитарных технологий обучения в реальную образовательную продуктивную и социально полезную деятельность сети, включающую: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения культуры, науки и промышленные объектов г. Москвы в условиях совместного обучения детей и взрослых (учеников, учителей, музейных педагогов, родителей, ученых, работников промышленной сферы). Формирование у подрастающего поколения ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, языковых, научных, информационных, метапредметных и поликультурных, направленных на воспитание нравственных ценностей, культурной идентичности, способностей к ответственному самоопределению.

Задачи:

  1. Создание проекта модели научной организации процесса формирования эстетического мировосприятия и развитого творческого сознания детей, школьников, воспитателей и педагогов в художественно-организованном пространстве и образовательной среде Образовательного Комплекса.



  1. Разработка технологий организации и проведения системной общественно-значимой работы в области художественного воспитания и образования детей и юношества, одинаково важной для различных образовательных учреждений г. Москвы.



  1. Организация на базе Образовательного Комплекса обучающих семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий, в том числе по освоению созданию и внедрению в практику комплексных образовательных блоков, интегрированных, полихудожественных, социо-игровых технологий; театральных форм организации образовательной деятельности, художественных событий и др.

Объект исследования: образовательная деятельность Образовательного Комплекса, основанная на интегрированных направлениях и формах работы с обучающимися.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность внедрения интегрированных инновационных технологий в образовательный процесс.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что высокий уровень сформированности культуры личности детей и учащихся достигается при условии:

  • активной и системной совместной творческой деятельности педагогов и воспитателей Образовательного Комплекса, по созданию среды общения по разработке и внедрению в практику развивающих, интегрированных направлений работы;

  • заинтересованного самостоятельного творчества детей, школьников и педагогов по анализу социально значимых воспитательных ситуаций, определению приоритетных направлений организации этой работы и сотворческой коллективной деятельности педагогов и обучающихся.


Эффективность этой системы может быть достигнута благодаря единству четырех составляющих: методической, образовательной, воспитательной и организационной деятельности студентов и педагогов вуза, учителей школы и системы дополнительного образования. Она условно разделена на три функциональных направления: образовательное, развивающее, формирующее.

Методологическим основанием исследования является комплексный подход сочетающий теоретические и практические вопросы разных областей наук (педагогики, психологии, философии, эстетики, искусствовзнания), который строится:

  • на единстве и целостности социально-педагогических взаимодействий субъектов образования;

  • на неотъемлемой субъективности ребенка и ученика как основных участников образовательного процесса;

  • на субъективной отраженности участников педагогического взаимодействия;

  • на приоритетности личностной ориентации в образовательном пространстве;

  • на признании ценности социализирующего развивающего взаимодействия педагогов и обучающихся.




Содержание этапов инновационной работы


Сроки


1.
2.
3.

4.

5.

Аналитико-ориентационный этап включает:

  • Знакомство с современными концепциями и направления исследовательской деятельности в области гуманитаризации образования и художественно-творческого развития с учетом социокультурной среды региона, разрабатываемых в рамках ГИП ГРИЦ г. Москвы.

  • Подготовка воспитателей и педагогов-специалистов ДОУ, педагогического коллектива ГБОУ СОШ 875 к освоению и разработке комплексных образовательных блоков, направленных на сближение базовых основ преподавания предметов естественно-научного и гуманитарно-художественного циклов.

  • Разработка проектов комплексных образовательных блоков, авторских программ и направлений интегрированной работы.

  • Создание на базе Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 исследовательской обсерватории по организации и проведению комплексных исследовательских проектов на разных ступенях образования

  • Создание творческой группы учителей и воспитателей ОК, разработка плана инновационных проектов и направлений работы




2012-2013


1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.
8.



Исследовательско-проективный этап включает:

- апробация и внедрение в практику Образовательного комплекса (Доу и школы) инновационных форм и направлений работы, разрабатываемых комплексных образовательных блоков с учетом социокультурной среды г. Москвы;

  • разработка аналитико-диагностического аппарата для выявления качественно-количественных характеристик уровня подготовки детей, школьников и и педагогов общеобразовательных учреждений к внедрению в практику инновационных форм и направлений работы;

- анализ эффективных развивающих комплексных блоков, технологий, методов и подходов в рассматриваемой области, созданных воспитателями и педагогами образовательных учреждений

- разработка подходов и методов педагогической диагностики индивидуальной и групповой формы работы со студентами.

- создание новых вариантов программ, методических разработок, творческих развивающих заданий, направлений работы, педагогических гуманитарных технологий, разработке.

- создание оптимальных условий организации занятий, в том числе, дополнительных, мероприятий, художественных событий, внедрения эффективных методов, приемов работы, новейший комплексных технологий обучения технологии, в том числе по отношению с коллегами, детьми и учащимися.

- постоянная фиксация наблюдений за процессом внедрения инновационных форм работы в практику образовательных учреждений ОК (записи ответов, вопросов, реакций детей, учащихся, педагогов, провоцирующих какой-либо педагогический факт).

- подготовка проекта научно-методического сборника воспитателей, учителей, научных сотрудников.

2013-2014



1.

2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.

10


3) Инновационно-преобразующий этап:

  • преобразование единого образовательного пространства Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 и исследовательской обсерватории в соответствии с ориентацией на художественно-творческое комплексное образование и воспитание детей и школьников в условиях освоения социокультурного пространства г. Москвы;

  • разработка системы комплексной развивающей системы освоения воспитателями и учителями культурных ценностям региона;

  • создание пакета комплексных образовательных блоков, основанных на гуманитаризации образовательного процесса, развивающих художественно-творческих заданий, программ, учебных методик, практических технологий и рекомендаций для педагогов и воспитателей;

  • разработка критериев эффективности образовательного процесса по освоению искусства и культуры детьми и школьниками с учетом их возрастных особенностей;

- подготовка и издание: пакета развивающих художественно-творческих заданий, программ, учебных методик и практических технологий.

- раскрытие подходов и методов педагогической диагностики индивидуальной и групповой формы работы с детьми в школе.

- анализ эффективных развивающих методов и подходов к системе освоения культурных и художественных ценностей, реализуемых в практике исследовательской обсерватории.

- выявление качественных измерений, положительных и отрицательных результатов.

- проверка фактов, влияющих на развитие творческой инициативы студента, определение эффективных форм взаимоотношений внутри коллектива учащихся и педагогов

Подготовка рекомендаций


2014-2015



1.


2.

3.


4.

7.

Заключительный этап предполагает:

- обобщение педагогического опыта, определение педагогически целесообразных границ внедрения опыта в систему образовательного мегаполиса г. Москвы.

- внедрение направлений комплексного интегрированного обучения и поликультурного воспитания в педагогическую работу воспитателей, педагогов, учителей на всех ступенях образования, в том числе и системы дополнительного образования;

- подготовка рекомендаций по обеспечению и созданию необходимых условий по организации и проведению опытно-экспериментальной работы в школе и ДОУ.
Предполагаемые результаты:

Научный результат: создание методики формирования социкультурных компетенций, обеспечение информационно-аналитического сопровождения, научно-методическое сопровождение работы образовательных учреждений.

Практический результат: создание единого интеграционно-развивающего пространства учреждений на базе ФГОУ СОШ 875, образование межшкольной ассоциации учителей-практиков, подготовка совместных инновационных проектов учащихся и педагогов, разработка инновационных форм внедрения комплексных блоков, интегрированных технологий в практику массовых школ, издание коллективного сборника учебно-методических пособий, технологий и форм интегрированного обучения.

Педагогический результат: освоение воспитателями, педагогами-специалистами ДОУ, учителями школы интегрированных педагогических технологий обучения, ориентированных на развитие способностей учащихся, развитие проектного мышления, исследовательских умений, социальных и культурных компетенций, развитие у педагогов желания и стремления выразить себя в разных видах творческой деятельности.

- авторские программы, методики, структуры работы, системы организации занятий, блока тем, индивидуальных педагогических гуманитарных интегрированных технологий.


2015-2016



Научный руководитель




  • Осуществляет общее методологическое и научно-методическое руководство опытно-экспериментальной работой.


  • Обеспечивает квалифицированную помощь в организации и проведении экспериментальной работы в Образовательном Комплексе;

  • Внедряет в реальную педагогическую практику работы учреждения педагогические идеи, концепции, теоретические позиции, инновационные технологии.

  • Переводит на язык педагогики психологические, философские, социологические, информационные положения, приобретающие таким образом педагогическое содержание.

  • Организует и структурирует систему профессионального взаимодействия членов исследовательской обсерватории по реализации и адаптации методик диагностики, развития и коррекции личностных социальных особенностей учащихся.

  • Включается в процесс повышения профессиональной квалификации, руководит процессом самообразования педагогов и студентов –исследователей.

  • Обеспечивает аналитическую базу педагогической диагностики.

  • Помогает учащимся, детям, воспитателям и педагогам в оформлении документации, методических и опытно-экспериментальных материалов, обосновывает и разрабатывает педагогические критерии оценки результатов работы под конкретные практические действия педагогов и психологов.

  • Оказывает помощь в подготовке публикаций по материалам исследований и обобщению опыта работы учреждения.

  • Организует и проводит научно-практические семинары, конференции, мастер-классы, проводимых на базе исследовательской обсерватории в Образовательном Комплексе ГБОУ СОШ 875.

  • Пропаганда опыта Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 в научно-методической литературе, конференциях, заседаниях ученых и экспертных советов.



Научный руководитель

зам. директора по научной работе,

ФГНУ «Институт художественного

образования» РАО,

д.п.н., профессор Л.Г.Савенкова
Руководитель научно-

методического подразделения

школы, к.п.н., старший

научный сотрудник

ФГНУ «Институт художественного

образования» РАО О.И.Радомская

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
ДтдиМ «Восточный» в 2012-2013 учебном году направлена на решение задач в рамках реализации Государственной программы на среднесрочный...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconО проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи
«Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из примеров подобного проектирования является разработка и реализация Государственной программы города Москвы на среднесрочный...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой «Развитие образования до 2020 г.», Государственной...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)....
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconРазвитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной...

Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» icon«Под знаменем Победы» Открытая историко-познавательная конференция...
Великой Отечественной войны, «горячих точках» научно-исследовательской, практической и творческой деятельности, а также развитие...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПостановление От 3 октября 2011 г. N 460-пп об утверждении государственной...
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconАнализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год
«Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения»
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconСогласовано
Актуальность развития многопрофильной (универсальной) школы в современных социокультурных условиях города Москвы
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconТворческий час по теме
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconПриказ № ii/138 протокол №1
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconОтчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на...
В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться....
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых...
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках гип г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» iconРазвитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск