Скачать 313.36 Kb.
|
Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг. в рамках ГИП г. Москвы по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания». Обозначенная проблема тесным образом связана с проблематикой научной работы ФГНУ «Институт художественного образования» РАО программы фундаментальных научных исследований Российской академии образования в рамках следующих проектов: «Проект 2.6 «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» (государственная регистрация №01201351639 на период 2012 – 2017 гг., в том числе по темам: «Тенденции и закономерности социокультурного развития современных детей и подростков» рук. Е.М.Торшилова, «Социокультурное пространство региона как фактор гуманитаризации образования», рук. Л.Г. Савенкова; Проект 3.10 «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» (государственная регистрация №01201351640), по темам: «Теоретические и методические основания модернизации дошкольного образования в условиях эстетико-ориентированного подхода», рук. Л.Г.Савенкова, Л.В.Школяр, «Психолого-педагогические технологии и методы формирования универсальных учебных действий на уроках искусства (в условиях внедрения ФГОС общего образования второго поколения), рук. Л.Г.Савенкова. Л.В. Школяр; Проект 6.2 «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков» (государственная регистрация №01201351642), рук. Е.М.Торшилова, М.С.Бережная. Проблема исследовательской деятельности школы является частью ГИП ГРИЦ Департамента образования г. Москвы по темам: 1) «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования». 2) «Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики». В которых ГБОУ СОШ 875 выступает базовым образовательным учреждением Эстетическое воспитание и художественно-творческое развитие детей и школьников является важной составной частью всей системы народного образования России. Практической целью общеобразовательных учреждений является создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности школьника, его эмоционально-чувственной сферы, духовного и нравственного становления. Как показывает практика, осуществить этот процесс без искусства и продуманной общей системой эстетического воспитания невозможно. В реализации сказанного важную роль, если не сказать основную, играет обучение и воспитание детей и школьников в образовательных учреждениях. Опираясь на это, Программа Исследовательской деятельности ГБОУ СОШ 875 по теме: «Развитие индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащихся в условиях интегрированного обучения и поликультурного воспитания» является не только актуальной на современном этапе развития российского общества, но и одной из самых приоритетных. Эксперимент рассчитан на 4 года 2012 – 2016 гг. I. Актуальность исследования обусловлена своевременностью и важностью внедрения в практику работы образовательного учреждения в рамках Образовательного Комплексного инновационных направлений и форм организации педагогической деятельности, направленных на общее эстетическое воспитание и творческое развитие детей и школьников. Необходимость целенаправленного системного подхода к проблеме гуманитаризации образования обоснована тем, что сегодня встает принципиально новая и качественная задача образования – сделать занятия в школе развивающей областью для всех. Не стоит забывать, что перегрузки в школе привели к тому, что сегодня здоров один ребенок из десяти. В этой связи следует выделить важную роль в обучении детей разного возраста занятий искусством, особенностью которых является их влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка, что позволяет переключать внимание детей на совершенно иные от общего процесса обучения виды деятельности, тем самым, способствуя не только снижению напряжения, но и раскрытию творческих способностей детей. Грамотно выстроенный учебный процесс, в котором занятия искусством включаются в учебное расписание не по остаточному принципу, а наравне с другими предметами естественно-научного цикла позволяют решать проблему снижения дневной переутомляемости детей в детском саду и учащихся школ. Следует добавить, что в этот процесс важно включать не только те предметы, которые выделены в образовательную область «Искусство» (изобразительное, музыка, мировая художественная культура), то также театр, хореографию, поэзию. Учебные часы для этих предметов вполне можно найти в школьном компоненте. С другой стороны, необходимо изменение технологий обучения, направленных не столько на получение знаний, сколько на развитие творческих способностей детей в различных областях знаний. В этой связи внедрение гуманитарных технологий обучения в процесс освоения предметов естественно-научного цикла как раз и позволяет организовать этот процесс естественно в рамках образования не нарушая общей структуры обучения как такового. В качестве пути решения обозначенных проблем нами предлагается создание на базе ГБОУ СОШ 875 своеобразной исследовательской обсерватории в рамках Образовательного Комплекса по включению в образовательный процесс не только учителей школы, но также сети дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, сети экспериментальных школ в совместную творческую работу, направленную на разработку проекта продуктивной модели творческого развития детей и школьников, позволяющей воспитателям детских садов, педагогам общеобразовательной школы находить реальные пути включения детей и школьников в творческий процесс освоения учебных предметов. Создание такого комплекса с исследовательской обсерваторией позволит реализовать 3-х уровневое образование: учащихся, а также воспитателей ДОУ и учителей школы: 1-й уровень. Создание комплексного развивающего образования для детей дошкольного возраста в основу которого составляет культуроориентированное обучение (образование через культуру всех образовательных областей ДОУ) 2-й уровень. Образовательный Комплекс позволит развивать в школе образование по выбору, созданию на базе ГБОУ СОШ 875 исследовательской обсерватории по внедрению в практику школы гуманитаризации образования, составляющим которой является освоение гуманитарных технологий обучения на предметах естественно-научного цикла, в том числе проектных технологий, построенных на сотворчестве и грамотном педагогическом сопровождении процесса обучения (учителя - фасилитатора). 3-й уровень. Образовательный Комплекс по повышению квалификации преподавательского корпуса (воспитателей и учителей, руководителей дополни тельного образования) по освоению эффективных способов работы лучших учителей школы, по модульному принципу организации учебного процесса, по освоению интегрированных технологий и организации инновационных форм обучения: Цель: Направить усилия коллектива воспитателей и педагогов исследовательской обсерватории на разработку эффективных форм и направлений общего культурологического образования детей, школьников, воспитателей и педагогов, путем внедрения в практику инновационных педагогических технологий, развивающих интегрированных курсов по разным предметам и видам деятельности. Организация и проведения на базе Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875 школы курсов повышения квалификации педагогов совместно с МИОО и Учреждением РАО «Институт художественного образования» (опыт такой работы уже есть в течении 4 лет), направленных на освоение:
Задачи исследовательской и опытно-экспериментальной работы:
Объект исследования: деятельность Образовательного Комплекса ГБОУ СОШ 875, включающего дошкольные образовательные учреждения и школы-партнеры сети ГИП: «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования»; «Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики». Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность внедрения интегрированных инновационных технологий и комплексных образовательных блоков в обучение детей и школьников. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что высокий уровень сформированности культуры личности достигается при условии:
Эффективность этой системы может быть достигнута благодаря единству четырех составляющих: методической, образовательной, воспитательной и организационной деятельности студентов и педагогов вуза, учителей школы и системы дополнительного образования. Она условно разделена на три функциональных направления: образовательное, развивающее, формирующее. Ожидаемые результаты эксперимента:
Развитие культуры личности, культуры межличностных отношений – это не только выполнение общепринятых норм и правил поведения в обществе. Это, прежде всего, содержательные отношения между субъектами образовательно-воспитательной системы:
Это также система отношений коллектива и личности. Без которой педагогический процесс обречен на провал, на формальные отношения и не сможет дать адекватного ответа на требования современной социальной жизни. Развитие целевых ориентиров образования мы связываем с решением следующих задач:
Совершенствование содержания образования мы связываем:
Развитию практики преподавания, на наш взгляд, будет способствовать:
Совершенствование практики оценивания успешности продвижения каждого ребенка и учащегося на каждой ступени образовательной области мы видим в:
Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений города и районов мы связываем с такими формами работы:
Совершенствование информационно-коммуникативного обеспечения образовательной среды мы связываем с решением следующих задач:
Развитие мотивационного обеспечения образовательного процесса мы видим в решении таких задач:
Содержание этапов опытно-экспериментальной работы: - разработка методов и приемов педагогической диагностики определения уровня эстетической развитости детей и учащихся в условиях вариативного пространства образовательного учреждения;
Задачи этапов исследования:
- апробация и внедрение в практику Образовательного комплекса (Доу и школы) инновационных форм и направлений работы, разрабатываемых комплексных образовательных блоков с учетом социокультурной среды г. Москвы;
качественно-количественных характеристик уровня подготовки детей, школьников и и педагогов общеобразовательных учреждений к внедрению в практику инновационных форм и направлений работы;
3) Инновационно-преобразующий этап (2015-2015 гг.):
воспитателями и учителями культурных ценностям региона;
освоению искусства и культуры детьми и школьниками с учетом их возрастных особенностей;
педагогического опыта, определение педагогически целесообразных границ внедрения опыта в систему образовательного мегаполиса г. Москвы. Деятельность исследовательской обсерватории Образовательного комплекса ГБОУ СОШ 875 В ГБОУ СОШ 875 в процессе многолетнего педагогического сотрудничества с ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования по опытно-экспериментальной работе в области полихудожественного воспитания и интегрированного обучения накоплен уникальный опыт современного инновационного обучения в организованной предметно-пространственной среде, адаптированный к разно уровневым возрастным особенностям детей и школьников. Результаты завершенных экспериментов подтвердили социальную и педагогическую значимость данной работы, показана позитивная динамика творческого развития детей и школьников, в том числе по уроню загруженности детей в течение учебного дня. Материалы и результаты исследования нашли отражение в отчетах Российской академии образования. В массовой практике образовательных учреждений нередко отсутствует продуманная система эстетического и художественного воспитания детей и студентов, чаще всего она осуществляется эпизодически и, как правило, лишена результативности. В образовательной деятельности в целом можно выделить следующие негативные моменты: не используются возможности искусства в развитии интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка; не достаточно осмыслена практическая роль дополнительного образования детей средствами искусства; не учитываются особенности и специфика региона, его социальной, культурной среды; не продумана система эффективного взаимодействия базового и дополнительного образования; не в полной мере определяется возможности и воспитательная роль творческого взаимодействия коллектива педагогов и учащихся в развитии творческой личности. В качестве реального пути решения обозначенных проблем мы рассматриваем создание на базе ГБОУ СОШ 875 исследовательской обсерватории по эстетическому воспитанию и художественно-творческому развитию детей и школьников для создания научно–обоснованной системы взаимодействия общеобразовательных учреждений города по разработке проекта продуктивной модели творческого развития детей и школьников, позволяющей воспитателям, педагогам-специалистам, учителям общеобразовательных школ находить реальные пути включения детей и школьников в творческий процесс освоения учебных предметов в условиях внедрения интегрированных гуманитарных технологий в преподавание предметов естественно-научного цикла. Внедрение этого предполагается осуществлять в условиях активной творческой среды общения и активного сотворчества воспитателей, педагогов, учителей школ и научных сотрудников Института художественного образования по разработке и внедрению в массовую практику города комплексных образовательных блоков, направленных на развитие художественно-творческой деятельности обучающихся на всех ступенях образования. Обращение к учреждениям культуры неслучайно. Их социальная роль с позиций образовательной и воспитательной функции в последние десятилетия постоянно повышается. Например, музей все чаще выступает составной частью системы непрерывного образования и центром дополнительного эстетического воспитания детей, «как средство адаптации детей к миру. В той связи рассмотрение педагогической функции искусства вполне закономерно и рассматривается как:
Сумму составляющих, обуславливающих творческое отношение человека к миру, можно определить как результат эстетического воспитания и художественного развития в условиях взаимодействия произведений искусства, музея, вуза и образовательного учреждения. Организация инновационной работы в Образовательном Комплексе ГБОУ СОШ 875 планируется в рамках традиционной сетки часов образовательных областей, общеобразовательных предметов и активного использования системы дополнительного образования. В процессе обучения и воспитания будут исследоваться и апробироваться:
В разработке исследовательской деятельности мы опираемся на теоретическую и практическую разработку проблемы художественно-творческого развития школьников, продуманную систему комплексного развивающего подхода к детскому творчеству, развиваемых в Лабораториях Института художественного образования РАО. Важное значение придается обогащению содержания и форм творческой деятельности обучающихся. Стержнем всей работы выделяется обогащение духовного мира детей и школьников, насыщение его яркими, необычными, интересными событиями, делами, встречами, играми, приключениями. Сказанное возможно только при условии присутствия – воспитателя, учителя, способного внедрить их в практику любого общеобразовательного учреждения. Инновационная работа, организуемая в Образовательном Комплексе ГБОУ СОШ 875 позволит на практике: апробировать, выделить направления и условия интегрированного и поликультурного образования и воспитания в зависимости от возрастных особенностей детей и учащихся; выявить возможности взаимодействия и сочетания базисного компонента образования и дополнительного образования и воспитания; разработать новые педагогические гуманитарные технологии и технологии развивающего обучения и воспитания; раскрыть формы и условия взаимодействия искусств на разных ступенях образовательного процесса школы, моделировать практическую образовательную среду. На основе внедряемых направлений работы и полихудожественных интегрированных программ каждый педагог и воспитатель- исследователь будет участвовать в разработке комплексных образовательных блоков, создавать авторские педагогические технологии, творческие развивающие задания; методические разработки, развернутые планы-конспекты по различным направлениям и видам работы с учащимися по освоению особенностей культуры региона. Предполагается широкое развертывание тематики исследований детей и учащихся, в основе которых будут представлена самая разная проблематика по приобщению детей к искусству и культуре. Цель: Направить усилия коллектива сотрудников исследовательской обсерватории на разработку эффективных форм и направлений общего культурологического образования детей, учащихся, воспитателей и педагогов, путем внедрения в практику инновационных педагогических технологий, развивающих интегрированных курсов по мировой художественной культуре и предметам искусства, позволяющих повышать культуроемкость педагогической деятельности. Цель инновационной деятельности – подготовка и воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Именно на это направлен новый СТАНДАРТ качества образования, в котором предлагается повысить требования к самому процессу работы образовательных учреждений и педагогического коллектива, в частности. Задача - повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников). Деятельность Образовательного Комплекса ориентирована на практическое внедрение гуманитарных технологий обучения в реальную образовательную продуктивную и социально полезную деятельность сети, включающую: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения культуры, науки и промышленные объектов г. Москвы в условиях совместного обучения детей и взрослых (учеников, учителей, музейных педагогов, родителей, ученых, работников промышленной сферы). Формирование у подрастающего поколения ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, языковых, научных, информационных, метапредметных и поликультурных, направленных на воспитание нравственных ценностей, культурной идентичности, способностей к ответственному самоопределению. Задачи:
Объект исследования: образовательная деятельность Образовательного Комплекса, основанная на интегрированных направлениях и формах работы с обучающимися. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность внедрения интегрированных инновационных технологий в образовательный процесс. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что высокий уровень сформированности культуры личности детей и учащихся достигается при условии:
Эффективность этой системы может быть достигнута благодаря единству четырех составляющих: методической, образовательной, воспитательной и организационной деятельности студентов и педагогов вуза, учителей школы и системы дополнительного образования. Она условно разделена на три функциональных направления: образовательное, развивающее, формирующее. Методологическим основанием исследования является комплексный подход сочетающий теоретические и практические вопросы разных областей наук (педагогики, психологии, философии, эстетики, искусствовзнания), который строится:
Научный руководитель
Научный руководитель зам. директора по научной работе, ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, д.п.н., профессор Л.Г.Савенкова Руководитель научно- методического подразделения школы, к.п.н., старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» РАО О.И.Радомская |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ДтдиМ «Восточный» в 2012-2013 учебном году направлена на решение задач в рамках реализации Государственной программы на среднесрочный... | О проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи «Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из примеров подобного проектирования является разработка и реализация Государственной программы города Москвы на среднесрочный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой «Развитие образования до 2020 г.», Государственной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).... | Развитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной... | ||
«Под знаменем Победы» Открытая историко-познавательная конференция... Великой Отечественной войны, «горячих точках» научно-исследовательской, практической и творческой деятельности, а также развитие... | Образовательная программа муниципального образовательного учреждения... ... | ||
Постановление От 3 октября 2011 г. N 460-пп об утверждении государственной... Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год «Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения» | ||
Согласовано Актуальность развития многопрофильной (универсальной) школы в современных социокультурных условиях города Москвы | Творческий час по теме Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация | ||
Приказ № ii/138 протокол №1 Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых... | Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | ||
Рабочая программа по биологии 10 класс Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых... | Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного... |