«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
И.о.директора ГБОУ кадетская школа № 1785 ЗУВР на заседании МС
«Таганский кадетский корпус» ______ Т.А.Дудниченко _____________________
____Т.А. Дудниченко
приказ № II/138 протокол № 1
«29» августа 2014г «29» августа 2014г «29» августа 2014г
Рабочая программа по биологии
10 класс
Составитель: Запорожец Людмила Юрьевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.), где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и гуманитарного.
В программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Программное содержание определяется исходя из обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, а также временем, отведенным федеральным учебным планом (общеобразовательный профиль в 10-11 классах 68 часов за год, 2 часа в неделю). Программа составлена в соответствии с "Обязательным минимумом содержания образования полной средней общеобразовательной школы, который предполагает обеспечить подготовку школьников в тех случаях, если еще не сформирован выбор направленного интереса старшеклассника до момента окончания общей средней школы. В данной программе пропорционально увеличено количество часов по сравнению с программой Пономаревой, на основе которой построена данная программа. Связано это с тем, что 1 часа в неделю недостаточно для продуктивного повторения пройденного материала и расширения знаний по предмету. Особенно важным является увеличение часов на изучение предмета по сравнению с авторской программой в связи с тем, что в настоящем учебном году в учебном плане не заложено часов для групповых занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Изучение в объеме 68 часов в год позволит качественнее подготовиться к сдаче ЕГЭ и изучить достаточно подробно наиболее важные темы, охваченные в заданиях ЕГЭ.
В рамках этого направления образовательным стандартом предусмотрено некоторое расширение материалов биологии (натуралистического, биолого-экологического, природоохранного, теоретического и прикладного характера), лабораторные работы и экскурсии.
Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут изучения биологии полной средней школы. Такой подход исключает перегрузку учащихся, в то же время предоставляет возможность усиления развития старшеклассников с учетом их интересов и ориентаций в выборе будущих профессий. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни и применение приемов сравнения в обучении, делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).
11 класс: «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2010, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень Рабочая тетрадь Класс: 11).
Срок реализации программы – 2 года.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
урока
| Тема урока
| Использование ИКТ.
Применяемая форма.
| Дата
| Коррекция
| 1
| Введение в курс общей биологии
|
|
|
| 2
| Содержание и построение курса общей биологии
|
|
|
| 3
| Основные свойства жизни
|
|
|
| 4
| Основные свойства жизни
|
|
|
| 5
| Определение понятия «жизнь»
|
|
|
| 6
| Уровни организации живой материи
|
|
|
| 7
| Значение практической биологии
|
|
|
| 8
| Методы биологических исследований
|
|
|
| 9
| Определение видов растений и животных
|
|
|
| 10
| Значение биологических знаний
|
|
|
| 11
| Обобщающий урок по теме «Содержание курса общей биологии»
|
|
|
| 12
| Учение В.И. Вернадского о биосфере
|
|
|
| 13
| Функции живого вещества в биосфере
|
|
|
| 14
| Происхождение живого вещества
|
|
|
| 15
| Физико-химическая эволюция в развитии биосферы
|
|
|
| 16
| Биологическая эволюция в развитии биосферы
|
|
|
| 17
| История развития жизни на Земле
|
|
|
| 18
| История развития жизни на Земле
|
|
|
| 19
| Биосфера как глобальная экосистема
|
|
|
| 20
| Биосфера как глобальная экосистема
|
|
|
| 21
| Механизмы устойчивости биосферы
|
|
|
| 22
| Человек как житель биосферы
|
|
|
| 23
| Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле
|
|
|
| 24
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
|
|
|
| 25
| Живой мир в литературе. Семинарское занятие
|
|
|
| 26
| Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень живой природы»
|
|
|
| 27
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
|
|
|
| 28
| Биогеоценоз как био- и экосистема
|
|
|
| 29
| Строение и свойства биогеоценоза
|
|
|
| 30
| Типы связей и зависимостей в биогеоценозе
|
|
|
| 31
| Типы связей и зависимостей в биогеоценозе
|
|
|
| 32
| Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах
|
|
|
| 33
| Механизмы устойчивости биогеоценоза
|
|
|
| 34
| Зарождение и смена биогеоценозов
|
|
|
| 35
| Суточные и сезонные изменения биогеоценозов
|
|
|
| 36
| Многообразие водных биогеоценозов
|
|
|
| 37
| Многообразие биогеоценозов суши
|
|
|
| 38
| Сохранение разнообразия биогеоценозов
|
|
|
| 39
| Природопользование в истории человечества
|
|
|
| 40
| Природопользование в истории человечества
|
|
|
| 41
| Экологические законы природопользования
|
|
|
| 42
| Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень организации живой материи»
|
|
|
| 43
| Биологический вид: характеристика и структура
|
|
|
| 44
| Популяция как форма существования вида
|
|
|
| 45
| Популяция как структурный компонент биогеоценоза
|
|
|
| 46
| Популяция как основная единица эволюции
|
|
|
| 47
| Видообразование
|
|
|
| 48
| Система живых организмов на Земле
|
|
|
| 49
| Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества
|
|
|
| 50
| Человек – уникальный вид живой природы
|
|
|
| 51
| Человек – уникальный вид живой природы
|
|
|
| 52
| Особенности популяционно-видового уровня жизни
|
|
|
| 53
| Основные закономерности эволюции
|
|
|
| 54
| Современные представления об эволюции органического мира
|
|
|
| 55
| Естественный отбор и его формы
|
|
|
| 56
| Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия
|
|
|
| 57
| Основные направления эволюции
|
|
|
| 58
| Прогресс в эволюции живой природы
|
|
|
| 59
| Регресс в эволюции живой природы
|
|
|
| 60
| Современное состояние изучения видов
|
|
|
| 61
| Значение изучения популяций и видов
|
|
|
| 62
| Генофонд и причины гибели видов
|
|
|
| 63
| Генофонд и причины гибели видов
|
|
|
| 64
| Проблемы сохранения видов
|
|
|
| 65
| Всемирная стратегия охраны природных видов
|
|
|
| 66
| Всемирная стратегия охраны природных видов
|
|
|
| 67
| Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»
|
|
|
| 68
| Заключение
|
|
|
| Содержание курса
10 класс
Введение в курс общебиологических явлений (12 ч).
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Экскурсия.
«Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».
Лабораторная работа.
«Методика работы с определителями растений и животных». Биосферный уровень организации жизни (15 ч).
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.
Лабораторная работа.
«Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов».
«Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».
Биогеоценотический уровень организации жизни (17 ч).
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа.
«Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе». Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (24 ч).
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторные работы.
«Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».
«Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции)» Экскурсия.
«Знакомство с многообразием сортов растений (пород животных)»
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
основные положения клеточной теории;
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
законы наследственности;
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
особенности строения и функционирования вирусов;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Перечень лабораторных работ
10 класс
Л.р. №1. «Методика работы с определителями растений и животных».
Л.р. №2. «Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов».
Л.р. №3. «Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».
Л.р. №4. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».
Л.р. №5. «Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».
Л. Р. №6 «Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции)»
|