Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т.





НазваниеРабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т.
страница1/6
Дата публикации24.05.2015
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куликовская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы

__________ протокол №___ _______Ковалёва О.Н.

приказ № _____ от « » ___ 2014г.

Рабочая программа

по курсу «Литература» для 5-9 классов

Программа разработана на 5 лет

с 2014 года по 2019 год

2014 год

Рабочая программа основного общего образования по литературе

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т.Ф.Курдюмова) 2013 г., федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; основное содержание учебного предмета, учебно – тематическое и тематическое планирование курса; требования к результатам изучения предмета «Литература»; учебно – методический комплекс, обеспечивающий процесс литературного образования по данной программе.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

«Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота», способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы;

- последовательно формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений искусства;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;

- расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;

- формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;

- получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;

- совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

- овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.).

Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации

Место и характер использования сведений по теории литературы обозначены во всех темах программы: это обозначение предполагает лишь использование названных сведений. Их теоретическое осмысление осуществляется достаточно последовательно и экономно в специальных разделах. С решением вопроса о месте и роли теории связано и оформление «Кратких словариков литературоведческих терминов», которые есть в учебнике каждого класса и содержат главным образом термины, важные для более полного освоения избранной для этого класса проблемы. Так, в 5 классе – это термины, сопутствующие изучению сюжета, в 6 классе – героя, в 7 классе – родов и жанров литературы.

Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности. Реализуя его, программа включает тщательно отобранные произведения. Часть этих произведений расширяет общую картину литературы эпохи. Однако для практики начинающего читателя особенно важна возможность выбора способа общения с этим материалом. В одних случаях это будет краткая информация, в других – тщательное изучение художественного текста и обращение к жизненному и творческому пути писателя. Выбор варианта зависит от подготовленности и возможностей класса.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература как учебный предмет тесно связана с изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникативных навыков.

Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человека мыслящего и гуманного. Этот процесс учитывает логику развития подростка, его возрастные этапы.

В 5-9 классах проходят годы взросления учеников. Учитывая особенности возраста, в программу включаются авторы и произведения разных жанров: эпоса, лирики, драматургии. При этом большую роль играет осознание литературного процесса.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII в.

  4. Русская литература XIX в.

  5. Русская литература XX – XXI вв.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-7 каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткое изложение жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Программа каждого класса содержит доступный возрасту и интересный юному читателю материал.

Строясь на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно – тематического принципов, программа помогает ученику освоить несколько этапов литературного образования.

На уроке литературы мы имеем дело с художественной речью. Перед юным читателем стоит двойная задача: дать достойную оценку прочитанному произведению и включить в собственную речь то, что дает конкретный текст.

Набор материалов для активации восприятия, которыми располагает учитель на уроке литературы, многообразен. Это литературные тексты, комментарии, иллюстрации, картины, таблицы, диаграммы, а также интернет-ресурсы.

Учитель свободен в выборе приемов общения с художественным произведением.

Каждый класс соответствует конкретному этапу образования. На каждом из них реализуется своя задача.

В 5 классе в центре наблюдений за текстом стоит сюжет.

В 6 классе это место занимает герой художественного произведения.

В 7 классе программа охватывает весь круг родов и жанров художественной литературы.

В 8 классе обращается внимание на связь искусства слова с историей.

В 9 классе завершается обзор классики литературы – воссоздается общая картина развития искусства слова.

От класса к классу меняются акценты организации учебной деятельности, расширяется круг творческих работ, чему помогают «Рабочие тетради».

Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч., в том числе в 5 классе – 105 ч., в 6 классе – 105 ч., в 7 классе – 70 ч., в 8 классе – 70 ч., в 9 классе – 105 ч.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т.Ф.Курдюмова) 2013 г. В программу внесен региональный компонент.

Требования к результатам изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Предметные результаты изучения литературы предполагают:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

- владение навыками сопоставления произведений;

- освоение техники самостоятельных творческих работ;

- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куликовская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы

__________ протокол №___ _______Ковалёва О.Н.

приказ № ________ от « » ___ 2014г.

Рабочая программа по курсу «Литература»

для 5 класса на 105 годовых часов (3 часа в неделю)

учителя русского языка и литературы

Полковниковой Ирины Анатольевны

2014 г.

Основное содержание

5 КЛАСС (105 часов)
Происхождение и развитие литературы (1)

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель, как читатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

Мифы народов мира (3)

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Мифы.

Устное народное творчество (Фольклор) (10)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Русские народные сказки

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

«Царевна-лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).

Народные сказки в творчестве художников (В.М.Васнецов, И.А.Билибин и др.).

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

Сказки народов мира

Отражение полноты жизни в сказках народов мира.Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» — сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» — сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

Теория. Путешествие как жанр.

Малые жанры фольклора

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.

Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора.

Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и современной литературе.

Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и литературе.

Теория. Анекдот.

Причины создания произведений , сочетающих разные жанры: сказка-загадка, сказка-анекдот.

Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стихи и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПрограмма по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы
Рабочая программа по предмету «Русская литература XX века» в 12 классе создана на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной...
Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 5 классаосновной школы составлена...
Приказом Министерства образования и науки РФ №1897/, в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы по литературе (Примерные...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПрограмма по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПрограмма по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа по предмету «Русская литература» в 11 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по литературе для 5-9 классов (автор Т. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск