«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма





Название«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма
страница1/7
Дата публикации29.05.2015
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. «Натуральная школа» в РЛ 40х годов. В.Г.Белинский как т-к реализма: НШ– этап в развитии Рус. Реализма, граница которого измеряется 40гг.НШ объединяет писателей-прозаиков, начинающих талантливых писателей, признающих авторитет Белинского-теоретика и следующих традициям Гоголя («Мертвые души», «Петербургские повести»). Название от ругательного выражения Фадея Булгарина, который в одном из фельетонов своей газеты «Северная Пчел» обругал новое лит. Явление за грубый натурализм, грязные темы, обнаженную правду. Но Белинский не растерялся и подхватил термин и придал ему + значение. В его понимании – естественная и правдивая. Бел., статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В ней Бел. говорит: «Натуральность стремления к действительности, к жизни, как она есть». Расцвет НШ в 1845-48гг.Начало 50-х – распад (смерть Белинского). Авторы НШ активно печатаются в «Современнике» и «Отеч.записках», выходят альманахи «Физиология Петербурга» (ред-Некрасов). В эти гг. дебютируют Гончаров («Обыкновенная история» 47г.), Достоевский («Бедные люди»), Салтыков-Щедрин («Противоречия»), Герцен («Кто виноват?»). Все эти разные авторы объединились в 40 годы вокруг общих худ.принципов. эстетическая программа: 1. корневое понятие – натуральное.2. 1 план – черновая сторона писательского труда 3. Детальное изображение быта и нравов, элементы этнографизма. 4. «Физиологизм».Жанр физиологического очерка. Жанр физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте. Истоки жанра у Бальзака (Булгарин, Полевой, Погодин). Локализация (Лотман) - автор целенаправленно концентрируется на избранном участке жизни, что не отменяет установки на обобщённость. Виды локализации: 1. описнаие к-л соц или проф. Признака. 2. описание к-л места (Пет повести, Некрасов) 3. описание одного обычая, привычки, традиции («чай в Москве»). Школа то расширяет сферу изображения (маргиналы). Отвергается эстетизм. Пафос сочувствия героям сопутствует всем текстам НШ. Стилевые особенности: сухое, бесстрастное описание сочетается с чувственностью и сочувствием. Повести, романы НШ: более конфликтны, с интригой, центр. персонаж связан с окружением. В окружении них формируются устойчивые типы конфликта (Ю.Манн): 1. Диалогический («Обыкновенная история», Гончаров). Столкновение персонажей с противоположными мнениями. 2.конфликт, при котором ошибки и несчастья героев строго обусловлены прежними обстоятельствами («Кто виноват», Герцен). 3. конфликт, при котором демонстрируется коленное изменение характера под ежедневным давлением обстоятельств. Обычно мечтатель-практик («О.И.», Гончаров). НШ осуществила решение сложной задачи: познакомила читателя с массой и углубилась в человека. Этим объясняется жанровое движение от физиологического очерка к роману, от описательности к психологизму. Выработаны НШ: 1. внимание к быту и повседневности. 2. система художественных конфликтов. Происходила демократизация РЛ. Но НШ явила собой не только развитие, но и упрощение реалистич принципов. Преодоление шаблонов происходило в русле самой НШ. Мотивировка событий предшествующими несчастьями, слом характера под воздействием обстоятельств («Бедные люди», Макар Девушкин). Белинский – теоретик НШ: 1. предъявлял требование соц Актуальности 2. Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). 3. понятие народности имело прежде лит. Значение без всякого приложения к жизни. Но литература – эхо жизни. Что человек без личности, то народ без национальности

2) славянофилы и западники и их влияние на литературу 1840гг.:40е годы (1842-1856). 1842 – начинается новый этап в развитии РЛ. Завершается жизненный путь авторов 1\3 – Лермонтов, Кольцов, Пушкин, Гоголь. Перелом в мировоззрении Белинского – от романтико-идеалистической эстетики к защите реализма – Некрасов («Мечты и звуки» - сборник), Тургенев, Фет. Зарождается нат. Школа, переживает расцвет (50), отживает (56).деление на славянофилов и западнков. Западники – группировались вокруг либеральных журналов «Современник», «Отеч. Записки». П.Я. Чаадаев (фил.письма). идеи:1. Россия выпала из мировой христианской работы и этим она преподаёт миру великий трагический урок. 2. синтез религии и политики, общественная жизнь. Образец – Европа, коммунизм. Идеи западников (Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич):1. Увлеклись европейскими идеями соц-полит либерализации, прогресса под знаком рационализма и атеизма. 2. за активное соц. Служение, за изменение мира к лучшему путём соц реформ или революционного насилия. 3. за земные практические дела, за самоутверждение личности на основах разума – влияние философии Гегеля. Славянофилы – предпочитали салонные формы общения. . регулярные встречи в салоне Елагиной, в московских домах Хомякова, бр. Аксаковых .это было фил-фил. Собрания. Объедин и вокруг журнала Погодина «Москвитянин». Славянофильским с тал к 50г. в дурнал пришла новая редакция – Аполлон Григорьев, Островский, Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин. Много сделали для русской к-ры: 1.фольклористич.д-ть Киреевского. 2. языковед труды Аксаковы. 3. сочинения по всеобщей истории Хомякова. Программные статьи славянофилов: «О старом и новом» (Хомяков), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (Киреевский). Идеи: 1. борьба с западничеством, тк не призновали идолопоклонства перед Европой. 2. пафос возвращения к православию.3. неверили в спасительную силу реформ и революций. Только личность обязана совершать подвижнический труд над собой в соответствии с божьим замыслов. 4. ради православия и нац. Возрождения России нужно дистанцироваться от Европы. 5. Гос-во должно проникнуться духом церковности – восприняли и приняли форму Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». То антитеза:Запад - зания и наука, индивидуализм. Россия – вера и соборность. Западники и славянофилы обозначили 2 линии в развитии Отеч. К-ры: 1. Революционно-освободительную, направленную на вкл. На нац. К-ры в европейский контекст (Добролюбов, Минаев, Михайлов) 2. Нац-самобытная, отстаивающая мысль о специфике русской к-ры (Достоевский, Островский).


3) повесть Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка» как произведение НШ: в повести «А-Г» (1847) окончательно утверждается демократическая направленность и принцип верности действительности. В произведении изображена трагическая судьба крестьянина-антона, доведённого до нищеты и тюрьмы произволом своих властителей и собственным бесправием. Антон – человек мягкий, совестливый, безропотно переносит свои страдания. С произведениях Григоровича зримо запечатлены типы «маленького человека» из горю низов и тип крепостного крестьянина. Герой – маленький человек, жесткий детерминизм (характер и судьба обусловлены обстоятельствами), автор сочувствует герою.Портрет подчеркивает принадл-ть героя к той или иной соц.среде+отношение автора.. Портреты Антона и управляющего построены на антитезе. Отрывочные, незаконченные предложения,обилиемноготочийнеобразованность,спонтанность,прямолинейность.Речь.Антон: просторечия, диалектные слова (ишь куда забрался), эмоцион-экспрессив. Приём соц контраста. Авторская позиция выражается в названии Автор сочувств. Антону:Антон-ГОРЕМЫКА,в комментариях, эпиграфе(живи коли можется, помирай,коли хочется-народн.пословица), обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи Ант. Отсутствие психологизма, неглубокая разрботка характеров, но расширение тематики, проблематики. Демократизация, обращение внимания на быт.Дом Антона: ветхий дом, все криво, окно заткнуто лохмотьями, все было валко,шатко.Дом Ник.Федорыча:3 больш.светл.комнаты, предметы роскоши,форфор, диваны,кресла из крас.дерева,соблюд.читаоту- светлая квартира.

Пейзаж враждебен герою. Бел.о Григор.: «Это целый роман,где всё верно идее,трогательная пов-ть».

4. политические стихотворения Ф.И.Тютчева: Тютчев отдал дань и политической тематике. Политические взгляды стали складываться в студенческие годы. Были довольно умеренно либеральными. Сокурсник: «говорим с Тютчевым об оде «Вольность» Пушкина. Отзывается на оду Пушкина своими стихами «к оде Пушкина на вольность». Гражданский романтизм (огонь свободы, звук цепей) – фразеология. Тютчев приветствует Пушкина за смелое выступление, но резкость несколько смущает поэта». Стихотворение на восстание декабристов «14 декабря1825г». Противоречивое стихотворение: самодержавии, развращающее русскую монархию – образ вечного полюса, железной зимы. Но и декабристы – жертвы мысли безрассудной. Окончательные взгляды Тютчева складываются к 40 годам – увлекся политической публицистикой. Задумал политико-философский трактат «Россия и Запад». Но было создано лишь несколько статей, все они тяготеют к к идеям славянофилов: 1. политическое и духовное освобождение России от Европы. 2. Добродетели России: патриархальная империя, образец крестьянского смирения и безличия. 3. своими достоинствами Россия должна победить Европейский индивидуализм. Но тем ни менее, отношения славянофилов и Тютчева были парадоксальны. Корни – личность Тютчева. Он – европеец, говорящий на французском языке, женатый дважды на европейских красавицах, не переносивших русской деревни, чужд церковных православных обычаев. Бухштаб: «Политические идеи: Тютчев бежал от самого себя, сознания своей раздвоенности и хаотичности». Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.

5. Философская лирика Ф.И. Тютчева: истинный Тютчев раскрылся в стихотворениях на философскую тему. Центральная тема творчества – тема природы и человека. Он осмысляет её как контекст, следуя идеям философии природы Шеллинга. Именно в природе ключ к истинному бытию, душа мира. У раннего Тютчева: античный пантеизм. «Не то, что мните вы – природа». Природа как блаженная прелесть. «Весенняя гроза», «летний полдень». Постепенно Тютчев начинает писать о преобладании в мире хаотичных сил. Темный корень мирового бытия,. Хаос для Тютчева – сущность мировой души, основа всего мироздания. Космические силы подчиняют хаос разумным законам, давая миру смысл и красоту. Но хаос постоянно даёт о себе знать мятежными порывами. «О чем ты воешь, ветр ночной?». Космос не искореняет хаос, а лишь покрывает его. «День и ночь» - метафорическое стихотворение. 2 части: день – светло, разум; ночь – демоническое, хаотичное, иррациональное. Творчеству ночная стихия более дорога (буря, гроза, огонь, ночной ветер) – борются с космосом (гармонией). Этой борьбой объясняется контрастность творческого художественного мира: Север-Юг, зима-лето, буря – тишина, зной-прохлада. Двойственность бытия. Двойственен и человек. Человека также влекут демонические проявления жизни. Безумие, смерть, любовь. Любовь для Тютчева – страсть, она приближает человека к хаосу. Любимые эпитеты – убийственный и роковой – трагическая концепция любви у поэта – роковой поединок. «Предопределение». Приверженность к хаосу – одиночество лирического героя Тютчева. «Странник» - лирический ерой – вечный скиталец, странник, но вместе с тем он стремится обрести гармонию с природой. Но полная гармония невозможна. «Певучесть есть в морских волнах». Тема разлада порождает мотив космического одиночество Тютчевского героя. «и от земли до крайних звезд…» (цитата. Откуда – не знаю). Космическое одиночество позволяет говорить об экзистенциальном сознании в лирике зрелого Тютчева: человек один на один с бытием, он вписан в вечность, космическое пространство, мучительно осознаёт свою смертность, одиночество, чувствует страшное бессилие что-либо изменить. Человеческий дух, по Тютчеву, всегда высок и стремится к познанию мира. «Silentium» - глубинное познание возможно только в молчании. Знаки истинного познания – образы звезд, ночи, подземные ключи. Познание до конца не постижимо, не достоверно. «Фонтан» - «водомет», струя всегда доходит до какого-либо предела. Так и познание всегда не выходит за пределы возможностей человеческого познания. Тема – духовный разлад, безверие современного человека. «я - лютеран, люблю богослужения». Тема поиска веры. Б.Козырев связывает эволюцию поэта с переходом от языческого пантеизма в ранней лирике (до 49 года) к христианскому мировоззрению (с 50гг): «О, вещая душа моя» (образы Марии и Христа), «Над этой тёмною толпой». Даётся негативная характеристика современности, которую должна излечить «риза чистая Христа». Но Тютчев так и не сможет преодолеть мучительную раздвоенность сознания.

Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.
6. Интимная лирика Ф.И.Тютчева: романтический психологизм Тютчева гуманен, поэт умеет постичь лучшие свойства внутреннего мира человека. Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30шш пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие. Жизнь человека – широкое общение с людьми, природой, миро. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, зрелищ, людей. В то же время в духе восприятия мировой жизни во взаимопереходах света и тьмы странствие может приобретать трагический характер. Этот мотив получает у Т-ва символический подтекст. Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение («где ж в мире лучшего сыскать?»). Удовлетворение и счастье приносит жизнь в макрокосмасе, не в себе, а в большом мире.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconВ. Г. Белинский Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconТема Кол-во страниц
Роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как произведение магического реализма
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие....
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: рассмотреть, как в комедии, сочетаются черты трёх литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма)
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconГерберт шелтон натуральная гигиена — наука жизни
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconВиссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма icon1 История развития информатики
В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений эвм: на электронных лампах (40-е-начало 50-х годов),дискретных...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconИстория развития информатики
В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений эвм: на электронных лампах (40-е начало 50-х годов), дискретных...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconТерроризм реферата
За последнее время значительно увеличилось количество террористических актов. Как считают социологи, в начале 90-х годов вероятность...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconВопросы жанровой поэтики в работах М. М. Бахтина
Становление науки о литературе в образах критиков 1830-1840-х гг. (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев)
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconНеореализм vs Неолиберализм
Кеннет Уолтц, который в работе "Теория международной политики", опубликованной в 1979 г., переосмыслил традиционные положения теории...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconВ. Г. Белинский Пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconΜГ. Н. Бояджиев. Жан-Батист Мольер§ Человек, который мог страшно...
Творец "Тартюфа" не может быть забыт!" {В. Г. Белинский. Полн собр соч., Изд. Академии наук ссср, т. VI, М. 1955, стр. 369-370.}...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconРоссийская империя при Николае I. План
Идеология самодержавия. Борьба с инакомыслием. Революционно-демократическая мысль 30-40-х гг.: Герцен, Белинский, «западники» и «славянофилы»,...
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма iconДиплом Образ США и СССР 90-х годов
Ссср и США в представлении американского подростка начала 90-х годов прошлого столетия, а также охарактеризовать важный для обеих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск