Скачать 400.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ________физический факультет_______ (Наименование института, факультета) УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы реферирования научно-технической литературы (Б1. ДВ2) Направление подготовки педагогическое образование 050100 Профиль подготовки физика и информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Модуль: «Основы реферирования научно-технической литературы» (Б1.ДВ2) по профилю «Физика и информатика» Направление: педагогическое образования Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 2 кредитные единицы 72 часа, из них 36 часов – аудиторная нагрузка (лекции – 18 часов, практика – 18 часов), 36 часов – самостоятельная работа. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 являются: ознакомить студентов с основами реферирования научно-технической литературы, сформировать навыки письменного и устного реферирования речевых сообщений, получаемых как в письменной форме (статьи, книги), так и в устной (доклады, лекции, выступления и т.п.). Формирование профессиональной компетентности бакалавра позволяет познакомить студентов с основами технологии речевого продуцирования, развить задатки профессионального практического реферирования. Задачи дисциплины: 1) ознакомить студентов с содержанием профессиональной деятельности референта, его должностными обязанностями и, в соответствии с этим дать представление о реферировании как особом виде аналитической деятельности; 2) ознакомить студентов с системой понятий и терминов, которые используются в процессе реферирования; 3) дать представление о поаспектном методе реферирования и практических процедурах составления реферата; 4) сформировать навыки осмысленного восприятия, устранения избыточности и осуществления смысловой компрессии текста; 5) привить навыки речевого продуцирования, которыми должен владеть бакалавр педагогического направления по профилю «Физика и информатика» для успешной работы по своей специальности; 6) теоретически изучить и практически овладеть многоступенчатой техникой реферирования письменных и устных речевых сообщений. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Для освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 по профилю «Физика и информатика» студенты должны использовать знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин и модулей на других уровнях образования: «Философия» (Б1.Б2), «Культура речи (устной и письменной)» (Б1.Б4), «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б3) «Основы культуры чтения» (Б1.В4), «Информационные технологии в образовании» (Б1.ДВ1), «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б3), «Инновационные тенденции в системе образования» (Б3.ДВ1). К «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин предъявляются следующие требования: - знать основные механизмы социализации личности, особенности современного экономического развития России и мира; - использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности; - знать основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; - использовать современные информационно-коммуникационные технологии, уметь находить и пользоваться информацией в глобальной сети Интернет; - знать особенности современного этапа развития образования в России и мире, сущность и структуру обучающего и воспитательного процессов в системе школьного образования; - владеть глубокими и прочными знаниями по теории физической науки, в частности, фундаментальных законов, теорий, закономерностей и их применение в практической деятельности; - использовать современные инновационные тенденции в образовании, владеть основными методическими приемами и средствами, различными подходами к педагогической деятельности. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 по профилю «Физика и информатика»: общекультурные компетенции (ОК) - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения (ОК-1); - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые и философские проблемы (ОК-2); - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); - способность логически верно излагать устную и письменную речь (ОК-6); - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); - готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-13); - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); - способность использовать навыки публичной речи, ведению дискуссии и полемики (ОК-16). общепрофессиональные компетенций (ОПК) - осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); - способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). - способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-6); в области педагогической деятельности (ПК) - способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности (ПК) - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: - содержание основных понятий и терминов процесса реферирования; способы фиксации информации, принципы составления конспекта, виды рефератов, виды аннотаций; - назначение, цели и задачи аналитико-синтетической обработки документов, виды обработки и их последовательность, функции и принципы различных видов обработки документов; - объективные и субъективные факторы, определяющие эффективность слухового восприятия, содержание процесса чтения; избыточность и ее составляющие, характеристики текста, свертываемость научной информации; - основные приемы смысловой компрессии текста, принципы поиска ключевых слов и выражений, грамматические признаки ключевых слов; классификацию рефератов по различным основаниям. - специфику реферирования статей, книг в зависимости от сферы научной деятельности; своеобразие языка и стиля реферата; - взаимосвязь аналитических и синтетических методов анализа при обработке документов; - основные российские и международные стандарты по библиотечно-информационной деятельности и требования, предъявляемые к различным видам обработки документов; - правила и требования для различных видов обработки документов; - основные этапы процессов аналитико-синтетической обработки документов (библиографического описания, индексирования, аннотирования, реферирования и т.д.). •Уметь: - понимать сущность процесса реферирования как одного из видов аналитической деятельности; смысловых аспектов и особенностей их применения; - выявлять смысловые аспекты, заслуживающие отражения в реферате – проблеме, области исследования, его цели, задачах, методах и результатах. - обрабатывать любой документ и его составные части; распознавать элементы библиографической записи как главного результата аналитико-синтетической обработки документов; - составлять библиографическое описание документа; формировать заголовок записи; - оформлять элементы библиографической записи в процессе индексирования, аннотирования, реферирования и прочих видов обработки документа. •Владеть: - представлениями о формах изложения материала в реферате; об общих требованиях к языку реферата, методикой реферативной работы; - понятием об общем и различном в языковых и стилистических свойствах реферата и первоисточника; об обобщающих словах и буквализме; - навыками осмысленного восприятия текста, поиска ключевых слов, составления смысловых рядов, выявления доминанты, определения круга смысловых аспектов, построения схемы изложения и работы над текстом, языком и стилем реферата. - специальной терминологии в сфере аналитико-синтетической обработки документов; - способами работы со справочно-библиографическим аппаратом библиотек, органов научно-технической информации и других учреждений системы документальных коммуникаций; - общей и частной методикой процессов аналитико-синтетической обработки документов; технической и семантической (библиографической) обработки различных видов документов. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 кредитные единицы 72 часа, рассчитана на изучение в течение одного семестра (1), включает лекционные (18 часов), практические (18 часов), самостоятельную работу студентов (36 часов). Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется тестовая и зачетная система оценки освоения учебного модуля.
Содержание дисциплины Ведение. Цели и задачи курса. Основные понятия обработки текстов. Понятие аналитико-синтетической обработки текстов. Аналитико-синтетическая обработка документа (АСОД) в системе документальных коммуникаций. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |