Скачать 190.61 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района Реферат по дисциплине «Русский язык» на тему: «Чистая речь, какая она?» Авторы: Кадочникова Анастасия Валерьевна Микова Юлия Викторовна 7 класс МБОУ "Зоркальцевская СОШ" Томского района Руководитель:Трифонова Марина Владимировна учитель русского языка и литературы с.Зоркальцево - 2013 Содержание
Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче. Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Вадим Шефнер 1.Введение На разных форумах и в социальных сетях часто задают вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?» Наряду с курением, ленью, привычкой опаздывать и грызть ногти одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова - паразиты. Мы задались вопросом: «Что такое слова – паразиты и почему их употребление считается плохой привычкой?» Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного человека и наоборот, повергнуть в уныние весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Сила слова безгранична. Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи школьников стали употребляться лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Наша речь обеднела. Цель исследования: Изучение проблемы употребления слов-паразитов в речи современного школьника и способов борьбы с такими словами. Задачи:
Объектом работы является школьная языковая среда. Предмет: слова – паразиты. Гипотеза: Большинство школьников в своей речи употребляют слова-паразиты, которые обедняют нашу речь и чаще всего не замечают их. Работа актуальна. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Практическая значимость данного исследования заключается в создании словаря слов – паразитов. Словарь предназначен для учащихся 1 – 11 классов, а также для всех, кто интересуется русским языком и особенно культурой речи. Методы исследования: - сбор информации; - анкетирование; - качественный и количественный анализ данных. Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. [4, 23] Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, жаргонизмов, слов-паразитов. Наиболее часто встречаются в речи, особенно молодежи, слова-паразиты, которые ещё называют «навязчивыми» словами, словами - пустышками.[3, 56] К словам - паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и другие слова. [3, 56] 2.Основная часть 2.1Слова-паразиты и причины их употребления По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Но всегда ли слова несут в себе определенное значение? К словам, не несущим никакой информации, относятся слова-паразиты. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. Нам удалось найти несколько: Слова - паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. [2, 36] Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, м-м-м, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа. [3, 38] Употребление таких слов является нарушением правил языка. Сами по себе, изначально, такие слова не являются словами - паразитами, но становятся ими. Почему же употребление слов данной категории так популярно? Что заставляет нас использовать их так часто в своей речи? Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы: 1) Недостаточный словарный запас (большинство лингвистов считает, что слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок); 2) Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями (слова, подобные значит, вот, в общем обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления. [2, 38] ); 3) Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь (многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и др. произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит); 4) Мода на некоторые слова (эти слова могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью). Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и др. Но допустимо то, что имеет меру. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, то количество слов - паразитов увеличивается. 2.2. Исследование употребления слов-паразитов в речи школьников Мы решили узнать, знают ли учащиеся нашей школы, что такое слова – паразиты, употребляют ли они их в своей речи, какие слова употребляют, выяснить отношение к ним и какие способы искоренения слов – паразитов ребята могут предложить. Исследование проводилось во 2 – 11 классах МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района. Всего в исследовании приняло участие 180 человек. Мы провели анкетирование. Анализируя результаты анкеты (приложение 1), мы выявили, что: На вопрос: Знаете ли Вы, какие слова называют словами - паразитами? «Да» ответили – 146 чел. «Нет» - ответили – 34 чел. Среди тех, кто ответил «нет» большинство учащихся начальной школы (приложение 2). На вопрос: Употребляете ли вы в своей речи слова - паразиты? «Да» ответили – 174 чел. «Нет» - ответили – 6 чел. (приложение 3) На вопрос: Какие слова - паразиты Вы употребляете в своей речи? Большинство назвали слова: «как - бы…» 83 - чел. «типа» - 101 чел. «блин…» - 107 чел. «так-то» - 72 чел. «ну» - 128 чел. «вот» - 106 чел. «короче» - 94 чел. «прикинь» - 72 чел. «значит» - 114 чел. «так» - 83 чел. «типа того» - 93 чел. (приложение 4) На вопрос: Откуда вы узнали о словах-паразитах? «телевидение» ответили - 157 чел. «интернет» ответили - 138 чел. «школа» ответили - 119 чел. «дом» ответили - 102 чел. (приложение 5) На вопрос: Считаете ли вы, что слова-паразиты нужно искоренять из русской речи? «Да» ответили – 67 чел. «Они мне не мешают» ответили – 95 чел. «Никогда не задумывался над этим вопросом» ответили – 18 чел. (приложение 6) На вопрос: Какие способы искоренения этих слов вы можете предложить? Чаще всего предлагают следить за речью – 87 чел, 59 чел. предлагают читать больше книг. 32 чел. предлагают запретить слова-паразиты в средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, интернет). 12 чел. предлагают заменять слова – паразиты другими словами. 8 чел. предлагают вообще не смотреть телевизор (приложение 7). Таким образом, мы выяснили, употребляют ли учащиеся нашей школы слова – паразиты, какие именно и как к ним относятся. 2.3. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами Конечно, нас заинтересовал вопрос, а что же рекомендуют лингвисты и психологи, чтобы меньше употреблять в речи слов – паразитов. Результаты были следующие:
2.4. Мировая проблема Мы понимаем, что слова-паразиты – это совершенно пустые слова. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Но выдают слова – паразиты не только русских. Информационное агентство Lenta.ru опубликовало итоги опроса, проведенного общественной организацией «Кампания за чистоту английского языка». Цель исследования – выяснить, какие слова или выражения в современном английском языке раздражают пользователей больше всего. Лидерами стали словосочетания «в данный момент времени», «так сказать», «абсолютно» и «при всем должном уважении». Во французской речи к паразитам исследователи относят слишком часто произносимое междометие «гм», глагол «понимаешь», фразы «как бы это сказать» и «не знаю». Проблема чистоты языка является мировой проблемой. 2.5. Краткий словарь слов - паразитов Наблюдая за речью школьников, анализируя данные анкет, мы решили поближе познакомиться со словами, которыми мы так часто пользуемся и узнать, что же на самом деле представляют собой эти слова. Результатом нашей работы стал краткий словарь слов, которые могут стать словами – паразитами, если употреблять их часто и без смысла. Оказывается, словами – паразитами чаще всего выступают слова с ослабленным лексическим значением: это частицы, модальные слова, местоимения. Модальные слова – это неизменяемые слова, которые выражают отношение говорящего к реальности или высказываемой мысли. В предложениях большинство таких слов являются вводными словами. Словарная статья содержит слово, либо сочетание слов, дается его морфологическое значение, толкование (если возможно), приводятся примеры употребления слов в речи. Материал собран в алфавитном порядке (приложение 8). 3. Заключение Итак, слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Речь становится бедной, скудной, однообразной. Конечно, слушать, как твой собеседник через слово автоматически вставляет в речь бессмысленные слова, трудно. Но это крайний случай. Обычно люди используют лишние слова относительно умеренно, чтобы справиться с волнением, скрыть смущение или выиграть время для раздумий. Нужно тщательно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. 4. Список использованной литературы 1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников. – М.: Эксмо, 2010. – 688 с. 2. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе. – М., 1970. 3. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// Издательский дом «Первое сентября», Русский язык, 2004. № 15. 4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001. 5. Репкин В.В.Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для учащихся 2 – 5 классов, Издательство «Пеленг», 1993. – 654 с. 6. Русский язык, январь, 2013 г., Издательский дом «Первое сентября». 7. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Справочное пособие для учащихся 8 – 11 классов. Издание для дополнительного образования. М.: Грамотей, 2012. - 368 с. 8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/ 9. http://slovari.yandex.ru/ Приложение 1 Анкета 1.Знаете ли Вы, какие слова называют словами - паразитами? - да - нет 2. Употребляете ли вы в своей речи слова - паразиты? - да - нет 3.Какие слова - паразиты Вы употребляете в своей речи? «как-бы…» «как его…» «типа» «блин…» «так-то» «вообще» «ну» «видите ли…» «это» «вот» «прямо» «короче» «это самое» «как говориться» «так сказать» «в натуре» «в принципе» «на самом деле» «просто» «прикинь» «вообще-то» «значит» «на фиг» «скажем…» «так» «собственно говоря» «типа того» «то есть» другие слова - паразиты: 4. Откуда вы узнали о словах-паразитах? - телевидение - интернет - школа - дом 5. Считаете ли вы, что слова-паразиты нужно искоренять из русской речи? - да - они мне не мешают - никогда не задумывался над этим вопросом 6. Какие способы искоренения этих слов вы можете предложить? Приложение 2 Знаете ли Вы, какие слова называют словами - паразитами? Приложение 3 Употребляете ли вы в своей речи слова - паразиты? Приложение 4 Какие слова - паразиты Вы употребляете в своей речи? Приложение 5 Откуда вы узнали о словах-паразитах? Приложение 6 Считаете ли вы, что слова-паразиты нужно искоренять из русской речи? Приложение 7 Какие способы искоренения этих слов вы можете предложить? Приложение 8 Краткий словарь слов – паразитов Блин – переход из одной части речи в другую. Блин (сущ.) - род хлебенного из жидко растворенного теста, поджаренного лепешкой на сковороде. Блины, блинки, блинцы и блиночки, которыми обычно празднуется наша масляна, пекутся с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячные, овсяные, гречневые, из пресного... развернуть[1, 64]. Я, блин, сижу здесь второй час. В общем-то– модальное слово. В общем - то - употребляется как слово, выражающее обобщающее предшествующее высказывание и соответствующее по значению словам: в сущности, по существу. [8] В принципе– модальное слово. В принципе – употребляется как то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки. [9] Вероятно – модальное слово. Вероятно – употребляется как слово, выражающее предположение. В шесть часов я, вероятно, буду дома. [8] Вообще – модальное слово. Вообще – употребляется как слово логического характера. Вообще, занятия уже закончились. [7, 274] Вот – указательная частица. Вот – употребляется как указательная частица. Служит для указания на что-нибудь, находящееся или происходящее перед глазами или как бы перед глазами в данную минуту, на наличие чего-нибудь. [1, 138] Да – вопросительная частица. Да – употребляется, как вопрос при желании получить подтверждение. Ты понимаешь, да? [5, 76] Даже – усилительная частица. Даже - употребляется для выделения и усиления того слова, к которому относится. Я даже представить себе не мог, во что это выльется. [8] Дело в том – модальное слово. Дело в том – употребляется в значении того, что касается чего-либо. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки большую… поэму. (М. Булгаков.) [8] Допустим – модальное слово. Допустим – употребляется как слова: положим, предположим; ну, скажем, пусть, возможно, примем, допустимо. Я, допустим, пойду первым. [8] Жесть - переход из одной части речи в другую. Жесть (сущ.) - листовое железо, покрытое тонким слоем олова. Жестяное ведро. [8] Жесть (сущ.) - желтая или белая жесть, вылуженное сплошь и с обеих сторон оловом листовое железо. [9] Знаете – модальное слово. Знаете – употребляется для выражения побуждения говорящего, его отношения к собеседнику. Я, знаете, был здесь вчера. [7, 274] Значит– модальное слово. Значит – употребляется в значении следовательно, стало быть, выходит. Вещи собраны, ты, значит, уезжаешь? [8] Вот мы, значит, и пришли. [5, 123] Кажется – модальное слово (значение – неуверенность). Кажется – употребляется как слово, выражающее предположение. Он, кажется, еще не ушел. [7, 274] Как бы - сравнительная частица. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. [9] Как его - сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения. [9] Конечно – модальное слово (значение - уверенность). Конечно - употребляется при выражении согласия, утверждения, соответствуя по значению слову да, разумеется. Он, конечно, прав. Конечно - употребляется как вводное слово, соответствующее по значению слову без сомнения, само собою, разумеется. Конечно, много значит привычка. Чехов [8] М-м…- звук. На самом деле – модальное слово. На самом деле - употребляется как словосочетание, указывающее на достоверность факта и соответствующее по значению слову действительно, в самом деле. [8] Наверное – модальное слово. Наверное - употребляется как слово, выражающее вероятность, предположение. Он, наверное, опаздывает. Я, наверное, смогу тебе помочь. [5, 214] Например –модальное слово. Например – употребляется как слово при перечислении или при пояснении предшествующих слов. Можно развлечься, например, пойти в кино, в театр. [8] Ну – резюмирующая частица. Ну – употребляется как резюмирующая частица в значении побуждения, обобщения. Ну, понятно! [5, 235] Понимаешь– модальное слово (привлечение внимания). Понимаешь – употребляется как слово в значении: находить в чем – либо смысл, видеть причину и последствия. Понимаешь, я хочу уехать. [1, 475] Просто - модальное слово. Просто - в значении только и ничего больше, не что иное как. «Мне просто хочется домой». Гончаров [5, 257] Просто - в значении действительно, в самом деле. Это просто невероятно. [5, 257] Прямо – модальное слово. Прямо - в значении усилительного разговорного слова. Истинно, именно, подлинно, действительно, неподдельно, совершенно. Он прямо герой. Я прямо поражен. Я прямо не знаю, что делать. Это - прямо наказание! прямо житься нет от комаров. Прямо необходимо это сделать. [7, 274] Слушай– модальное слово (привлечение внимания). Слушай – употребляется для обращения, призыв к вниманию в начале речи. Слушай, побудь со мной. [5, 416] Собственно говоря – модальное слово. Собственно говоря – употребляется как слово, выражающее значения: в сущности, в действительности. Собственно говоря, загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его, ибо, что бы ни случилось, Иудушка уже ко всему готов заранее (Салтыков-Щедрин). [8] Стало быть– модальное слово. Стало быть – употребляется в значении следовательно. То, что следует из чего – то, является его результатом. Стало быть, мы закончили. [7, 274] Типа – частица. Типа - производное от тип - форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Все девушки, типа, красавицы. [9] Так – утвердительная частица. Так – употребляется для подчеркивания, выделения чего – либо. Я так думаю, что ты не прав. [5, 472] Так сказать– модальное слово. Так сказать - употребляется для уточнения сказанного. Сначала ум человеческий дробит предмет, рассматривает, так сказать, части его – вот анализ… (А. Герцен.) [8] Так - то – частица. Так – то - употребляется для подчеркивания, выделения чего – либо. «- Так -то, брат, кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча.» Чехов[5, 472] Там – местоименное наречие. Там – употребляется как местоименное наречие. В том месте, в тех местах, не здесь. «Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит.» Пушкин. [8] То есть – союз. То есть – употребляется как пояснительный союз. Разъясняет и уточняет содержание предшествующего предложения или предложения в значении «а именно» или для уточнения и поправки сказанного раннее в значении «вернее, говоря более точно». Мы, т.е. я и Вася, успели к началу занятий. Позавчера, т.е. в четверг, я ходил к врачу. [5, 491] Что ли - сочетание вопросительного местоимения и частицы. [9] Черт - переход из одной части речи в другую. Черт (сущ.) – олицетворение зла, враг рода человеческого; нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый. Не было печали, так черти накачали. [1, 660] Черт (междометие разговорное). Возглас, выражающий сильную досаду, неудовольствие. Черт возьми! [8] Чисто – наречие. Чисто – употребляется как разговорное наречие. Исключительно, только; совсем, совершенно. Работал чисто с целью выбраться из глуши. [9] Что ли - сочетание вопросительного местоимения и частицы. [9] Э-э… - звук. Это – указательное местоимение. [9] Это самое - сочетание указательного и определительного местоимений. [9] |
Реферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь» В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,... | Реферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь» В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,... | ||
Реферативно исследовательская работа по химии на тему: «Чистая вода. Какая она?» ... | Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | ||
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Календарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика.... Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И | Реферат по дисциплине «Русский язык» на тему «Слова-паразиты в нашей речи» ... | ||
Рубрика: «Наука и дружба» (О школе по-другому) 06. 10. 2012 «Время... В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры | Программа по дисциплине «русский язык» для студентов-иностранцев Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра... | ||
Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. В. Бабайцевой. Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»,... | ||
Написание реферата. Памятка «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.).... | Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | ||
Написание реферата. Памятка. Историческая справка «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.).... | Написание реферата. Памятка. Историческая справка «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.).... |