Муниципальное образовательное учреждение





Скачать 85.04 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение
Дата публикации03.07.2015
Размер85.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

(Тюменская область)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»


Конспект интегрированного урока

«Поэтический мир Ивана Бунина»

Урок подготовила

Калинина Л.В., учитель

русского языка и литературы

с.п. Покур, 2008г.

Интегрированный урок русского языка и литературы, изобразительного искусства в 9-ом классе "Поэтический дар Ивана Бунина»


Тема урока: Поэтический мир Ивана Бунина

Комплексная работа с текстом стихотворения “Ещё и холоден и сыр… ”

Цели:

  1. Анализируя одно стихотворение, попытаться понять особенности стиля поэта.

  2. Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (ключевые слова, синонимы, однокоренные слова, глагольные формы).

  3. Определить роль грамматических средств языка (грамматические категории, стилистическая характеристика морфологических и синтаксических средств).

  4. Найти в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определить индивидуальный стиль поэта. ( Звукопись, цветопись; тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; стилистические фигуры: параллелизм, анафора, антитеза, инверсия, бессоюзие, многосоюзие).

  5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

  6. Подготовиться к сочинению.

ТСО: компьютер, проектор, презентация «Поэты и художники о природе».

Текст стихотворения “Ещё и холоден и сыр…”.

Эпиграф к уроку:

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его - по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». (А. Блок. О лирике. 1907г.)

Основные этапы урока.

  1. Вступительное слово учителя. Презентация «Поэты и художники о природе»

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Выразительное чтение стихотворение подготовленного ученика.

  4. Работа в группах.

    1. Определить роль грамматических средств языка.

    2. Обнаружить стилистические фигуры.

  5. Работа в группах.

    1. Найти изобразительно – выразительные средства языка.

    2. Определить индивидуальный стиль поэта. Тропы (размер, рифмовки, олицетворение, эпитеты).

  6. Работа над лексикой:

    1. Найти ключевые слова по строфам, однокоренные слова, значение слов, синонимы, глаголы, цветопись, звукопись.

  7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Слушая музыку Чайковского “Времена года” или “Подражание Бунину” (по стилю, лексике, тональности).

Предварительное домашнее задание:

  1. Стихотворение учится наизусть, учащиеся должны приготовиться писать его по памяти.

  2. Сделать полный синтаксический разбор (подчеркни, укажи части речи, дай характеристику, нарисуй схемы)

  3. Повторить определения: размеров стиха, вид рифмовки, эпитет, олицетворение, инверсия, антитеза, сравнение и др.

Домашняя работа учащихся.

Синтаксический разбор предложений.

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-белый, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость Бытия.

1901

Вид рифмовки стихотворения.

Сыр рифма кольцевая (опоясывающая)

Садом

Взглядом

мир

Определение размера стиха.

Ещё и холоден и сыр ямб
Февральский воздух, но над садом
 Ход урока.

  1. Цели урока.

На примере анализа одного стихотворения мы постараемся определить роль грамматических и лексических средств языка в этом произведении, определим индивидуальный стиль поэта через изобразительно – выразительные средства языка. Исследуя стихотворение, заглянем в жизнь и судьбу поэта, попытаемся отметить особенности стиля.

    1. На листочках в течение 2-х минут учащиеся пишут по памяти стихотворение.

    2. Послушаем то, что вы написали. Стихотворение выразительно читает заранее подготовленный ученик.

    3. Начнём работу над текстом:

а) на доске сделать синтаксический разбор 1-ой строфы, без характеристики предложений;
б) на доске начертить схемы предложений по строфам;
в) устно дать характеристику предложений.

Вывод: поэт использует в основном сложные синтаксические конструкции, это ССП, СПП с придаточными изъяснительными, которые поясняют основную мысль произведения.

Строфы состоят из 1- ого сложного предложения.

В стихотворении присутствуют простые двусоставные и односоставные предложения. Определённо-личное предложение указывает, с кем происходит событие, изображает чувства, настроение лирического героя, безличные выражают его внутреннее состояние, отношение к увиденному.

    1. Поговорим о стилистических фигурах.

Задание: найти, определить в стихотворении, если есть, инверсию, многосоюзие или бессоюзие, антитезу, анафору, параллелизм.

Инверсия встречается только в одном предложении, она усиливает эмоциональность стихотворения и повышает его выразительность.

Многосоюзие

Строфа

Подчинительные

Сочинительные

1

-

И…и, но, и

2

Как

А, и

3

Как, как

И

4

Что

А, и

Вывод: в стихотворении встречается стройная система использования союзов. Повторяющиеся союзы и, а, как находятся в строфах рядом, логично и интонационно подчёркивают соединяемые члены предложения и части сложного предложения.

В стихотворение есть антитеза: февральский воздух «ещё и холоден и сыр», но небо уже ясное, «И молодеет Божий мир»; прозрачно-бледному снегу противопоставлен отблеск голубой, который ложится с неба на кусты и лужи.

Анафора встречается в последней строфе, что усиливает эмоциональное воздействие текста и смысловую нагрузку его заключительных строк.

Синтаксический параллелизм в 3-ей строфе раскрывает живую связь образов.

Вывод: В стихотворении поэт использует многосоюзие, антитезу, анафору, параллелизм для того, чтобы придать ему эмоциональность, яркость, указать на свои жизненные ценности. Для него важнее всего не февральский пейзаж, не краски приближающейся весны, а «любовь и радость бытия» - важная сторона его творчества, правда, одна из многих. Это поэт – певец, мечтатель, философ.

Поработаем над изобразительно-выразительными средствами языка. Определим тропы. Определим размер (четырёхстопный ямб), рифмовку (кольцевая, опоясывающая). Все стихотворение живописно, наполнено интонацией и словарным богатством поэтической речи.

Назовите самые яркие, красочные эпитеты (прозрачно-бледный снег, жадный взор, Божий мир).

Много ли их? (Нет)

Назовите олицетворения. (Слезится снег, ложится отблеск; смотрит небо, молодеет мир). Их тоже немного.

В стихотворении присутствует цветопись – голубой (благородство), прозрачно-бледный (чистота). Цветопись подчёркивает приметы ранней весны, создают жизнеутверждающее настроение стихотворения.

Звукопись («снегири в кустах звенят») выступает как средство «распознавания и живописания мира сущего» (А. Твардовский. О Бунине. 1965).

Сравнение «как весной» помогает создать художественный образ слезящегося снега после недавней стужи.

Вывод: хотя в стихотворении немного олицетворений и эпитетов, возможно, из-за особенности построения, из-за синтаксиса оно яркое, эмоциональное.

6. Наиболее важный этап. Работа над лексикой. Работаем по строфам.

1.

Строфы

Ключевые слова

Однокоренные

Синонимы

1

И молодеет Божий мир




Взглядом

2

Ложится отблеск голубой

Небо




3

Не налюбуюсь

Небосклона




4

Любовь и радость бытия




Взором

2. Ключевые слова находятся в конце строф, как вывод, за исключением 3-ей. Логическое ударение в ней падает на первое слово, но основная смысловая нагрузка заключена всё-таки в последующих строчках.

Даже по синонимам и однокоренным словам построение стихотворения напоминает кольцо (как и рифмовка). Начало и завершение подобны.

3. Найдите в стихотворении глаголы. Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно- выразительные возможности:

а) смотрит, молодеет, слезится, ложится, сквозят, звенят, влечёт, подметит и др.

Какого они вида в основном? Какова их роль?
(Картина ожила. Мы видим, как слезится снег, как ложится отблеск; мы слышим, как снегири звенят. Происходит это за счёт насыщенности текста глаголами, что указывает на последовательность и одновременность действий или явлений.)

Вывод: поэт, употребляя глаголы несовершенного вида, нарисовал февральский пейзаж, изобразил приметы ранней весны, сделал вывод в конце стихотворения.

4. Есть ли в стихотворениях высокая лексика (слова, принадлежащие к ней, близкие к ней)? (Божий мир, в лоне, бытие). Каково их значение? Обратите внимание на то, что мир, в котором живёт поэт, Божий; деревья «в лоне небосклона», бытие наполнено любовью и радостью – значит, мир прекрасен, понятен и осмыслен.

5. Проведите наблюдения над интонацией 1,2, строф и первых двух строк 3-ей строфы. Какую роль в интонации этих строф и строк играет перенос (несовпадение паузы в конце строки с паузой смысловой)? Какие чувства героя выражены этих строфах и строках?

Вывод:

Что узнали о поэте? Какие ассоциации вызывает у вас этот поэт?

(Простота стихов, любящий и знающий природу, февраль, приход весны, любовь, радость, жизнь). Его стихотворения живописны, естественны, правдивы. Простым языком, используя немного эпитетов, олицетворений, поэт говорит о вечном, о философском, о природе, о ценностях мира, о любви и радости бытия. В своей лирике Бунин во многом оставался верным поэтическим традициям 19 века, но «не мог бы стать тем, чем стал в поэзии, если бы только буквально следовал классическим образцам». Он изображает старые ценности мира, пишет о том, о чём уже воспевали многие до него. «Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звёзды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» - всё это продолжает его вдохновлять, всё это, казалось бы исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в свое первозданной чистоте. Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самое….» (Ю. Айхенвальд.)

В конце урока звучат слова А. Блока, взятые в эпиграф к уроку.

Домашнее задание ( задания а, б – по выбору):

а) написать подражание И.Бунину;
б) написать сочинение “Поэт Бунин – это…”, или “Слушая музыку Чайковского “Времена года”.
в) выразительное чтение стихотворение “Ещё и холоден и сыр”.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение iconОтчет о результатах самообследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Полное наименование оу в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение iconДепартамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение iconТехнологическая карта урока. Образовательное учреждение
...
Муниципальное образовательное учреждение iconСценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина...
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского...
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17-муниципальное образовательное учреждение, реализующее...
Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное...
Оборудование: запись песни “Jingle Bells”, презентации, листы с текстами, тетради, ручки
Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Муниципальное образовательное учреждение iconБинарный урок русского языка и риторики
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77 г. Екатеринбурга
Муниципальное образовательное учреждение iconПушкова Надежда Александровна
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Козловская средняя общеобразовательная школа №1» имени Героя...
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лучановская сош»
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение г. Северск «сош №89» Томской области
Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «црр детский сад №387» г. Перми
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Красное»
Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Республики Татарстан
Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение «Детский...
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск