Скачать 85.04 Kb.
|
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА (Тюменская область) НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» Конспект интегрированного урока «Поэтический мир Ивана Бунина» Урок подготовила Калинина Л.В., учитель русского языка и литературы с.п. Покур, 2008г. Интегрированный урок русского языка и литературы, изобразительного искусства в 9-ом классе "Поэтический дар Ивана Бунина»Тема урока: Поэтический мир Ивана Бунина Комплексная работа с текстом стихотворения “Ещё и холоден и сыр… ” Цели:
ТСО: компьютер, проектор, презентация «Поэты и художники о природе». Текст стихотворения “Ещё и холоден и сыр…”. Эпиграф к уроку: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его - по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». (А. Блок. О лирике. 1907г.) Основные этапы урока.
Предварительное домашнее задание:
Домашняя работа учащихся. Синтаксический разбор предложений. Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет Божий мир. Прозрачно-белый, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость Бытия. 1901 Вид рифмовки стихотворения. Сыр рифма кольцевая (опоясывающая) Садом Взглядом мир Определение размера стиха. Ещё и холоден и сыр ямб Февральский воздух, но над садом Ход урока.
На примере анализа одного стихотворения мы постараемся определить роль грамматических и лексических средств языка в этом произведении, определим индивидуальный стиль поэта через изобразительно – выразительные средства языка. Исследуя стихотворение, заглянем в жизнь и судьбу поэта, попытаемся отметить особенности стиля.
а) на доске сделать синтаксический разбор 1-ой строфы, без характеристики предложений; б) на доске начертить схемы предложений по строфам; в) устно дать характеристику предложений. Вывод: поэт использует в основном сложные синтаксические конструкции, это ССП, СПП с придаточными изъяснительными, которые поясняют основную мысль произведения. Строфы состоят из 1- ого сложного предложения. В стихотворении присутствуют простые двусоставные и односоставные предложения. Определённо-личное предложение указывает, с кем происходит событие, изображает чувства, настроение лирического героя, безличные выражают его внутреннее состояние, отношение к увиденному.
Задание: найти, определить в стихотворении, если есть, инверсию, многосоюзие или бессоюзие, антитезу, анафору, параллелизм. Инверсия встречается только в одном предложении, она усиливает эмоциональность стихотворения и повышает его выразительность. Многосоюзие
Вывод: в стихотворении встречается стройная система использования союзов. Повторяющиеся союзы и, а, как находятся в строфах рядом, логично и интонационно подчёркивают соединяемые члены предложения и части сложного предложения. В стихотворение есть антитеза: февральский воздух «ещё и холоден и сыр», но небо уже ясное, «И молодеет Божий мир»; прозрачно-бледному снегу противопоставлен отблеск голубой, который ложится с неба на кусты и лужи. Анафора встречается в последней строфе, что усиливает эмоциональное воздействие текста и смысловую нагрузку его заключительных строк. Синтаксический параллелизм в 3-ей строфе раскрывает живую связь образов. Вывод: В стихотворении поэт использует многосоюзие, антитезу, анафору, параллелизм для того, чтобы придать ему эмоциональность, яркость, указать на свои жизненные ценности. Для него важнее всего не февральский пейзаж, не краски приближающейся весны, а «любовь и радость бытия» - важная сторона его творчества, правда, одна из многих. Это поэт – певец, мечтатель, философ. Поработаем над изобразительно-выразительными средствами языка. Определим тропы. Определим размер (четырёхстопный ямб), рифмовку (кольцевая, опоясывающая). Все стихотворение живописно, наполнено интонацией и словарным богатством поэтической речи. Назовите самые яркие, красочные эпитеты (прозрачно-бледный снег, жадный взор, Божий мир). Много ли их? (Нет) Назовите олицетворения. (Слезится снег, ложится отблеск; смотрит небо, молодеет мир). Их тоже немного. В стихотворении присутствует цветопись – голубой (благородство), прозрачно-бледный (чистота). Цветопись подчёркивает приметы ранней весны, создают жизнеутверждающее настроение стихотворения. Звукопись («снегири в кустах звенят») выступает как средство «распознавания и живописания мира сущего» (А. Твардовский. О Бунине. 1965). Сравнение «как весной» помогает создать художественный образ слезящегося снега после недавней стужи. Вывод: хотя в стихотворении немного олицетворений и эпитетов, возможно, из-за особенности построения, из-за синтаксиса оно яркое, эмоциональное. 6. Наиболее важный этап. Работа над лексикой. Работаем по строфам. 1.
2. Ключевые слова находятся в конце строф, как вывод, за исключением 3-ей. Логическое ударение в ней падает на первое слово, но основная смысловая нагрузка заключена всё-таки в последующих строчках. Даже по синонимам и однокоренным словам построение стихотворения напоминает кольцо (как и рифмовка). Начало и завершение подобны. 3. Найдите в стихотворении глаголы. Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно- выразительные возможности: а) смотрит, молодеет, слезится, ложится, сквозят, звенят, влечёт, подметит и др. Какого они вида в основном? Какова их роль? (Картина ожила. Мы видим, как слезится снег, как ложится отблеск; мы слышим, как снегири звенят. Происходит это за счёт насыщенности текста глаголами, что указывает на последовательность и одновременность действий или явлений.) Вывод: поэт, употребляя глаголы несовершенного вида, нарисовал февральский пейзаж, изобразил приметы ранней весны, сделал вывод в конце стихотворения. 4. Есть ли в стихотворениях высокая лексика (слова, принадлежащие к ней, близкие к ней)? (Божий мир, в лоне, бытие). Каково их значение? Обратите внимание на то, что мир, в котором живёт поэт, Божий; деревья «в лоне небосклона», бытие наполнено любовью и радостью – значит, мир прекрасен, понятен и осмыслен. 5. Проведите наблюдения над интонацией 1,2, строф и первых двух строк 3-ей строфы. Какую роль в интонации этих строф и строк играет перенос (несовпадение паузы в конце строки с паузой смысловой)? Какие чувства героя выражены этих строфах и строках? Вывод: Что узнали о поэте? Какие ассоциации вызывает у вас этот поэт? (Простота стихов, любящий и знающий природу, февраль, приход весны, любовь, радость, жизнь). Его стихотворения живописны, естественны, правдивы. Простым языком, используя немного эпитетов, олицетворений, поэт говорит о вечном, о философском, о природе, о ценностях мира, о любви и радости бытия. В своей лирике Бунин во многом оставался верным поэтическим традициям 19 века, но «не мог бы стать тем, чем стал в поэзии, если бы только буквально следовал классическим образцам». Он изображает старые ценности мира, пишет о том, о чём уже воспевали многие до него. «Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звёзды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» - всё это продолжает его вдохновлять, всё это, казалось бы исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в свое первозданной чистоте. Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самое….» (Ю. Айхенвальд.) В конце урока звучат слова А. Блока, взятые в эпиграф к уроку. Домашнее задание ( задания а, б – по выбору): а) написать подражание И.Бунину; б) написать сочинение “Поэт Бунин – это…”, или “Слушая музыку Чайковского “Времена года”. в) выразительное чтение стихотворение “Ещё и холоден и сыр”. |
Отчет о результатах самообследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Полное наименование оу в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная... | Департамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Технологическая карта урока. Образовательное учреждение ... | Сценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина... Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17-муниципальное образовательное учреждение, реализующее... | Муниципальное образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное... Оборудование: запись песни “Jingle Bells”, презентации, листы с текстами, тетради, ручки | ||
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Бинарный урок русского языка и риторики Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77 г. Екатеринбурга | ||
Пушкова Надежда Александровна Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Козловская средняя общеобразовательная школа №1» имени Героя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лучановская сош» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение г. Северск «сош №89» Томской области | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «црр детский сад №387» г. Перми | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Красное» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Республики Татарстан | Муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение «Детский... Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности |