Российской федерации





Скачать 349.48 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации07.03.2016
Размер349.48 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГУ в городе Тобольске

Кафедра химии, БЖД и МП


Цапцова Т.Н.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Учебно-методический комплекс

для студентов

Педагогическое образование
Профиль подготовки

Математика, информатика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Тобольск


2015


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2014

Содержание: УМК по дисциплине Основы медицинских знаний для студентов направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» очной формы обучения Автор: Цапцова Т.Н.

Объем _____стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой (наименование кафедры)

ФИО

__.__.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от __.__.2014

№ __

Председатель УМК (Институт)

ФИО

__.__.2014

Согласовано

Протокол заседания УМК от __.__.2014

№ __

Директор ИБЦ

ФИО

__.__.2014

Согласовано




Пояснительная записка

  1. Цели освоения дисциплины

формирование у студентов готовности к использованию полученных систематизированных знаний и умений в области основ медицинских знаний, для сохранения и укрепления (воссоздания) здоровья человека, в педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

- сформировать положительно мотивационное отношение к здоровью;

- изучить влияние учебной нагрузки на показатели здоровья учащихся различных возрастных групп;

- рассмотреть современные подходы к обеспечению охраны здоровья и повышению работоспособности работников сферы образования;

- изучить основные приемы и способы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплины «Возрастная психология».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Охрана труда на производстве и в учебном процессе». А также для прохождения учебной и производственной практик, и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Возрастная психология

+













+










2.

Охрана труда на производстве и в учебном процессе

+













+











1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен

  • знать:

- нормы физиологических показателей здорового организма;

- основные признаки нарушения здоровья;

- основные виды детского травматизма;

- причины возникновения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний;

- методы и способы профилактики инфекционных заболеваний;

- признаки неотложных состояний, причины и факторы, их вызывающие;

- признаки поражения органов и систем организма;

- методы оказания первой помощи при неотложных состояниях и травмах.

  • уметь:

- оказать первую медицинскую помощь;

- распознать признаки нарушения здоровья;

  • владеть:

- навыками определения функционального состояния организма;

- навыками применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- навыками формирования мотивации здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 1.Форма промежуточной аттестации зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.

3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.1

Основные школьные патологии

1,2

2

4




2

8

2

15

1.2

Инфекционные болезни и инвазии

3,4

2

4




2

8

2

15




Всего






















0-30




Модуль 2

























2.1

Внутренние болезни

5,6

2

4




2

8

2

15

2.2

Основы хирургии и травматологии

7,8

2

4




2

8

2

15




Всего




























Модуль 3






















0-30

3.1

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

9,10

2

4




2

8

2

15

3.2

Психические заболевания

11,12

2

4




2

8

-

25




Всего






















0-40




Итого (часов, баллов):






















0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме



















10






4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1

1.1

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

-

0-15

1.2

-

0-1

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-15

Всего





































0-30

Модуль 2

2.1

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

-

0-15

2.2

-

0-1

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-15

Всего





































0-30

Модуль 3

3.1

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

-

0-15

3.2

-

0-1

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-15

Всего





































0-40

Итого





































0-100



5. Содержание дисциплины.

_____________________________________________________________________________



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела


1

Основные школьные патологии

Патологические состояния опорно-двигательного аппарата. Виды нарушения органов зрения, слуха, обоняния и др. Причины. Профилактика.

2

Инфекционные болезни и инвазии

Основы эпидемиологии. Кишечные инфекции. Особо опасные инфекции. Детские болезни. Заболевания органов дыхания. ИППП и их профилактика. Глистные инвазии.

3

Внутренние болезни

Заболевания сердечнососудистой системы. Заболевания пищеварительной и эндокринной системы.

4

Основы хирургии и травматологии

Асептика и антисептика. Классификация ран. Травмы. Кровотечения. СДС.

5

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

Сердечно-лёгочная реанимация. Первая помощь при утоплении. Первая помощь при ожогах, обморожениях, электротравме, тепловом ударе.

6

Психические заболевания

Неврозы. Неврастении. Истерический и эпилептический припадки. Первая помощь при истерическом и эпилептическом припадках.


6. Планы семинарских занятий.




занятия



раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

1

Основные школьные патологии

2

2

1

Профилактика нарушения осанки и миопии у школьников

2

3,4

2

Инфекционные болезни и глистные инвазии

4

5,6

2

Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика глистных инвазий

4

7,8

3

Внутренние болезни

4

9

3

Профилактика заболеваний сердечнососудистой и пищеварительной систем.

2

10

3

Сахарный диабет

2

11,12

4

Основы хирургии и травматологии

4

13

4

Первая медицинская помощь при кровотечениях и различных травмах. Правила наложения повязок.

2

14

4

Первая помощь при СДС, профилактика травматического шока.

2

15

5

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

2

16

5

Проведение сердечно-лёгочной реанимации

2

17

6

Психические заболевания

2

18

6

Профилактика неврозов у детей

2


7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)

Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом ОП.
8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ОП).

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом ОП.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5 .



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные






















Модуль 1
















1.1

Основные школьные патологии

Профилактика нарушений осанки и нарушения зрения школьников

Сообщение «Врождённые патологии опорно-двигательного аппарата: мышечная кривошея, вывих бедра, косолапость»

2

6

3

1.2

Инфекционные болезни и инвазии

Глистные инвазии: описторхоз, аскаридоз, энтеробиоз, тениаринхоз

Презентация «Инфекционные заболевания кожи: стригущий лишай и др. Педикулёз. Чесотка».

4

6

5




Всего
















Модуль 2
















2.1

Внутренние болезни

Составление таблицы «Заболевания мочеполовой системы».

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы

6

6

5

2.2

Основы хирургии и травматологии

Краткий конспект по теме «Острая гнойная очаговая инфекция»

Презентация на одну из тем

«Первая помощь при кровотечениях»,

«Первая помощь при травмах»

8

6

5




Всего
















Модуль 3
















3.1

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

Первая помощь при утоплении (синий тип и бледный тип)

Таблица «Первая помощь при отравлении лекарственными препаратами и токсичными веществами»

10

6

5

3.2

Психические заболевания

Выступление по теме «Профилактика вредных привычек»

Подбор информации СМИ по данной проблеме

12

6

5




Всего










36

28




Итого










36

28



10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Контрольная работа

по теме «Основные школьные патологии»

  1. Выберите правильный ответ.

1.К врождённым заболеваниям опорно-двигательного аппарата не относят

А- косолапость, Б- кривошея,

В- сутулость, Г- плоскостопие.

2.Искривление позвоночника вбок называется

А – сколиоз, Б – лордоз,

В – кифоз, Г- синдактилия.

3.Физиологический шейный изгиб формируется у ребёнка в возрасте

А – 1 месяц, Б- 2 месяца, В – 3 месяца,

Г- 4 месяца, Д- 5 месяцев, Е- 6 месяцев.

4.К приобретенным заболеваниям опорно-двигательного аппарата не относят

А- косолапость, Б- сколиоз,

В- сутулость, Г- плоскостопие.

5.Искривление позвоночника назад называется

А – сколиоз, Б – лордоз,

В – кифоз, Г- синдактилия.

6.Физиологический грудной изгиб формируется у ребёнка в возрасте

А – 1 месяц, Б- 2 месяца, В – 3 месяца,

Г- 4 месяца, Д- 5 месяцев, Е- 6 месяцев.

7. Лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи, удалённые предметы видны как бы в тумане.


А – косоглазие, Б- миопия,

В – дальтонизм, Г –дальнозоркость.

8.Какой цвет первым начинают различать дети в возрасте около года?

А – красный, Б- синий, В – зелёный,

Г – жёлтый, Д- оранжевый.

9.Цветоощущение лучше и раньше формируется у

А- девочек, Б- мальчиков,

В- одинаково у мальчиков и у девочек.

10.Воспаление краёв век называется

А- конъюнктивит, Б- блефарит,

В – ячмень, Г- миопия.




  1. Дайте определение следующим понятиям: осанка, плоскостопие, сколиоз, миопия, дальтонизм.

  2. Ситуационные задачи:

1.Возникает внезапно, у ребёнка появляется беспокойство, крик, нарушается сон, поднимается температура, головная боль, рвота и даже жидкий стул. Чаще возникает после перенесённого ОРЗ и гриппа. При надавливании на больную область ребёнок вздрагивает и кричит.

  1. Покраснение и утолщение краёв век, жжение, зуд, светобоязнь, сужение глазной щели.

  2. Светобоязнь, слёзотечение, боль, покраснение и отёчность века. По утрам склеивание век.

  3. Человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удалённые от него.

  4. Во время двигательной нагрузки дети жалуются на боли в икроножных мышцах и в области свода стопы, появляется быстрая утомляемость при длительном стоянии.

  5. При постоянном напряжении глаз у человека возникают сильные головные боли, он быстро устаёт.

  6. Ребёнок жалуется на то, что у него двоится в глазах, и он не видит чёткого изображения предметов.

  7. У ребёнка на краю века появились болезненная точка, затем припухлость, покраснение и отек века. Через 2—4 дня на ее верхушке образовалась желтоватая головка, нарыв, при вскрытии которого выделился гной и частицы омертвевшей ткани. Ребёнок часто болеет простудными заболеваниями.


Вопросы к коллоквиуму по теме «Инфекционные болезни»


  1. Рассказать об инфекционных болезнях по следующему плану:

- Пути передачи инфекции.

-Инкубационный период.

-Признаки заболевания.

-Меры доврачебной помощи. Профилактика.

Инфекционные болезни: брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит, сибирская язва, холера, туляремия, чума.

2. Термины: эпидемиология, спорадическая заболеваемость, эндемия, эпидемия, пандемия, инкубационный период, карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, инфекционные болезни, ИППП.

3. Ситуационные задачи

  1. Охотник-любитель почувствовал себя плохо. У него поднялась температура 40o, появилась тошнота и рвота. Кожа лица и шеи покраснели. Кровеносные сосуды глаз стали отчётливо видны. Увеличились шейные лимфатические узлы.

  2. Иван Фёдорович почувствовал себя плохо: поднялась температура, заболел живот, и его вырвало. Появилась тяжесть в правом подреберье, склеры глаз слегка пожелтели.

  3. Сергей, 18 лет. Неделю назад вернулся из археологической экспедиции. Почувствовал себя плохо. Повысилась температура, почему-то вздулся живот. В зеркале он увидел, что на утолщённом языке видны по краям отпечатки зубов. На груди и животе появилась сыпь, которая при надавливании исчезала.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск