Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы





Скачать 340.75 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы
страница1/2
Дата публикации22.11.2017
Размер340.75 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
g:\новые скан программ\сальм альм\1 - 0025.jpg
Пояснительная записка

Цели и задачи изучения учебного предмета

Цель программы: Способствование формированию у учащихся правильного, беглого чтения, умения выделять главные мысли произведения, способствовать духовному становлению личности, формированиюеё нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речи.

В 5—9 классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность.

Специальной целью литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

1. Сферы и ситуации речевого общения.

2. Эффективность речи, оценка её коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности:

1. Аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

2. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.

3. использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.

4. Информационная переработка текста.

5. Культура учебно – научного и делового общения (устная и письменная). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).

6. Культура разговорной речи.

. Учащиеся должны овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированных нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

В 8 классе ученик должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений, а также определять связь литературного произведения со временем, понимать сложности соотношения времени изображаемого, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано; использовать различные формы изучения художественных произведений: исторический комментарий, исторический документ; определять авторскую позицию писателя; создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи; пользоваться различными справочными изданиями; использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

Краткая характеристика сформированных знаний, общеучебных умений, навыков и способов деятельности, учащихся по учебному предмету на начало учебного года

Учащиеся должны знать:

-наизусть 10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать главных действующих лиц;

-пересказывать содержание прочитанного.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (или сведения об авторской программе) с указанием наименования, автора и года издания.

Рабочая Программа уроков русской литературы (чтение и развитие речи) в 8 А, Б классах составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014 год. Количество часов — 68 по предмету определено Учебным планом Мамадышской (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2015-2016 учебный год, составленного на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), утверждённого приказом МО РФ №29/2065 п. от 10.04.02. и составляет 2 часа в неделю.

Рабочая Программа учитывает особенности развития и познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание. Материал помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание учебного курса русской литературы

(чтение и развитие речи) в 8 классе

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте.

Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова.

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова. А. Рыбакова.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста. Обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной». «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

Бондарев Ю. В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».

Ваншенкин К.Я. Стихотворения.

Гайдар А.П. «Школа».

Есенин С.А. Стихотворения.

Искандер Ф.А. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

Каверин В.А. «Два капитана».

Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».

Рубцов Н.М. Стихотворения.

Симонов К.М. Стихотворения.

Сурков А.А. Стихотворения.

Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

Шукшин. В.М. « Сильные идут дальше», «Сын матери», «Хозяин бани и огорода».

Система оценивания планируемых результатов

Основные требования к умениям учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Группы учащихся по уровню усвоения учебного материала:

1 группа - обучающиеся в целом правильно решают представленные им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала:

2 группу - характеризует замедленный темп продвижения, обучающиеся успешно и самостоятельно реализуют задания в конкретно заданных условиях, анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, с требованиями эта группа справляется.

3 группа - обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при выполнении задания, практических работ, с трудом осваивают программу.

4 группа - характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам, т.к. основное содержание учебных дисциплин для них недоступно. Они усваивают систему минимальных знаний и элементарных умений.

На основе этих характеристик оценкой «удовлетворительно» можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий. Оценкой «хорошо» - от 50% до 65% и «отлично» свыше 65%. В любом случае при оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребѐнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

Коррекционная деятельность учителя - предметника на основе данных учета комплексной диагностики особенностей ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности) ученика. Характеристика ИСУД .

(как определяется еѐ значение) Когда и как учитывается учителем. Когда и как развивается эффективнее всего.

1. Уровень предметных ЗУН – обученность

(Измеряется отметками)

При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3»), или от общего к частному («4» и «5»). Объяснять ученикам с низким уровнем обученности несколько раз. Использовать памятки, справочники, и т.д. Использовать вертикальные модули там, где это возможно, начиная работу с того этапа, где знания «обнаруживаются». Дифференцировать содержание заданий для самостоятельных работ по глубине и объему содержания: от обязательного уровня к продуктивному и творческому. Постепенно увеличивать долю самостоятельности ученика в учебной работе. При планировании домашнего задания давать задания обязательного уровня и дополнительные задания - повышенного уровня с отдельной оценкой.

2. Уровень учебных возможностей (обучаемость)

Измеряется:

I, II, III. Оказывать дозированную индивидуальную помощь при отработке и усвоении знаний на уроке. Объяснять новый материал с учетом уровня обучаемости:

1. Если большинство учащихся на 1 уровне - объяснять пошагово, отрабатывая каждый шаг в усвоении знаний и навыков.

2. Если много учеников II уровня - можно укрупнять блоки содержания.

3. Ученикам с III уровнем возможностей давать задания на самостоятельное освоение нового материала (доклады, рефераты) с выходом на урок объяснения нового материала.

Этот параметр стиля учебной деятельности самый интегральный, поэтому все приемы, работающие на развитие ученика, будут повышать положительную динамику обучаемости.

3. Особенности психических процессов (память, внимание)

Определяем по данным врачей, психологов (уровни 0,1,2). На этапе актуализации использовать яркое, эмоциональное содержание, видеоряд (TV, слайды, плакаты и т.д.). Подача материала малыми дозами с возвратом к нему через 3, 7, 15 дней. Учет истощаемости: смена деятельности. Учет медленной врабатываемости: подготовка к усвоению новых знаний ( на 12-25 минуте урока). Не планировать несколько видов деятельности одновременно. Обучение приемам мнемотехники. Обучение навыкам концентрации и распределения внимания. Все это - с помощью развивающих заданий с предметным содержанием.

4. Психофизиологические особенности (функциональное доминирование полушарий, ведущие каналы приема и переработки информации)

Вести объяснение нового материала через все каналы приема информации (аудиальный, визуальный, кинестетический). При объяснении использовать не только логические доказательства, но и работу по образцу. При первичном закреплении нового материала опираться на ведущие каналы приема и переработки информации и доминирующее полушарие мозга. Развивать оба полушария, все каналы специальными формами заданий только на этапах закрепления и обобщения учебного материала, в рамках самостоятельной работы на уроке, при выполнении домашнего задания.

Учебно-методическое обеспечение

УМО для учащихся

З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 – ое издание. Москва: «Просвещение», 2006.

УМО для учителя

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»; №68-ЗРТ 22.07.2013 г., принятый Государственным Советом РТ от 28.06.2013 г.

3. Приказ МО и Н РТ № 1763/10 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан».

4. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного МО РФ 10.04.2002 г. 29/2065-п.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы). Группа авторов под редакцией В.В. Воронковой. Сборник 1. Москва: «ВЛАДОС», 2014.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Е.А. Адамович. Объяснительное чтение в начальной школе. «Учпедгиз», 1954 г.

Школа цифрового века: электронные журналы: «Начальная школа», газета «Первое сентября» ns- портал, http://korshkola.ru/, http://peduspeh.ru/, http://metodsovet.su














































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ)
КЛАССЫ: 8 А, Б

УЧИТЕЛЬ: АЛЬМАНОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:



Класс

Часов в неделю

По четвертям

Всего часов

I

II

III

VI

8 А

2

18

14

21

17

70

8 Б

2

17

14

21

15

67
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета
...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconРабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет
Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников,...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск