Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка





НазваниеН. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка
Дата публикации01.09.2013
Размер55.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Н.Н.Ефремов (Якутск)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

(В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ)
При преподавании якутского языка русскоязычным лицам и современным двуязычным носителям языка саха определенную трудность представляет грамматическая система якутского языка, которая характеризуются агглютинативным строем.

Агглютинация – способ слово- и формообразования, при котором к основе присоединяются однозначные стандартные аффиксыi.

Русский язык имеет флективную структуру, которая заключается в постоянном совмещении в одном словоизменительном аффиксе нескольких граммем, принадлежащих разным грамматическим категориямii.

Агглютинация в якутском языке в расширенном представленииiii проявляется и в синтаксическом строе якутского языка, которая имеет твердый порядок слов – «препозитивное зависимое/уточняющее слово + постпозитивное главное / уточняемое слов». На морфологическом уровне якутского языка структура слова также имеет подобную модель – «основа / уточняющая морфема + аффиксы / уточняемая морфема».

В настоящей статье речь пойдет об особенностях синтаксического строя языка саха в сопоставлении с русским языком.

Структура словосочетания

Как известно, словосочетания подразделяются как подчинительные и сочинительные. Компоненты первых сочетаются посредством твердого порядка слов (примыкания) и синтетических (аффиксальных) и синтетико-аналитических средств (послелогов). При помощи порядка слов образуются определительные и обстоятельственные конструкции. Они в русском языке оформляются согласованием, а также союзом. Ср.: кыра кыыс – маленькая девочка; улаханнык аах- – читать громко; баран эт- – сходить и сказать; Аффиксальные средства – изафет, управление и согласование – в русском языке имеют соответствующие эквиваленты. Ср.: изафетные словосочетания – уол оонньуура – игрушка мальчика (род.п.); о±о сада – детский сад (согласование); словосочетания с падежными показателями – остуолга уур- – положить на стол (предложно-падежный способ); оскуола±а бар- идти в школу; предикативные словосочетания (способ связи – согласование) – уол хаамар – мальчик ходит.

Как видно, в якутском языке в отличие от русского используется относительно малое количество средств. Например, словосочетания с показателем дательного падежа передаются на русский язык различными предложно-падежными конструкциями. А словосочетания, образованные без грамматических средств связи, посредством твердого порядка слов – примыкания имеют эквиваленты в русском языке, представленные согласованием, примыканием и союзом. Изафетные словосочетания также транслируются на русский язык разными средствами – конструкциями с родительным падежом и структурами, построенными на согласовании.

Поэтому при обучении русскоязычных следует обратить на эти особенности структуры словосочетаний в обоих языках. Сахаязычные как правило допускают ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций русского языка.

Структура предложения

Особенности структуры словосочетания имеют место и в строе предложения, так как закон твердого порядка слов является общим для языковых субстанций разного синтаксического уровня. Сказуемое как главный член предложения замыкает предложение, оно реализует свою валентность в структуре предложения в виде актантов – подлежащего (субъекта), объектов и актант-локализаторов (обстоятельств места). Кроме того в предложении функционируют атрибутивные и другие обстоятельственные / сирконстантные компоненты. Они все конкретизируют предикативный компонент предложения – сказуемое – и зависят от него. В русском языке сказуемое имеет относительно свободное размещение, оно может занимать в предложении интерпозицию, постпозицию, а также препозицию. Расположением слов – компонентов предложения – определяется актуальное членение высказывания в обоих языках. Однако в якутском языке перемещение сказуемого из постпозиции в другие выполняет стилистическую функцию и расценивается как инверсия – обратный порядок слов в предложении. Кроме того сказуемое или компонент, размещенный в контактной позиции к данному главному члену предложения, расценивается как смысловое ядро высказывание, то есть как информативный центр, который выделяется логически. Ср.: Убайым бэ±эґээ/ Намтан кэлбитэ – Мой старший брат вчера / приехал из села Нам (Нам – смысловое ядро). Поэтому при изучении строя предложения следует обратить внимание на этот факт.

Сложное предложение

Сложное предложение образуется тоже основе основного закона строя тюркских языков – твердого порядка слов. В сложноподчиненных предложениях зависимая предикативная часть обычно предшествует главной. При этом части этих предложений сочетаются теми же средствами, какими соединяются компоненты словосочетаний – примыканием, изафетом, управлением, согласованием. Такие сложноподчиненные предложения называются синтетическими, а предложения с послеложными показателями обозначаются как синтетико-аналитические, что тоже выделяет их принадлежность к синтетическим конструкциям.

В русском языке сложноподчиненные предложения (СПП) выражаются подчинительными союзами, поэтому они имеют принципиально иную структуру. Если зависимые сказуемые якутских СПП представляются инфинитными формами (например, причастными, деепричастными) , то в русском языке – финитными структурами (глаголами и другими спрягаемыми формами).

Сложным предложениям русского языка близки якутские сложные предложения с союзными показателями (скрепами), которые представляют собой периферию системы сложного предложения (СП) якутского языка. Среди союзных СПП языка саха выделяются СП с постпозитивными скрепами в препозитивной части и СП с препозитивной прономинальной скрепой в постпозитивной части. Эти предложения в школьной грамматики якутского языка представлены как сложносочиненные предложения (ССП). Однако по структуре и семантике они являют собой аналитические эквиваленты синтетических и синтетико-аналитических СПП. Ср.: ССП с постопозитивной скрепой – Ваня кэллэ да, оскуола±а барыахпыт – Как только/ если только придет Ваня, мы пойдем в школу; синтетико-аналитическое СПП – Ваня кэллэр эрэ, оскуола±а барыахпыт (перевод тот же); ССП с препозитивной прономинально-наречной скрепой – Ваня кэлбитэ, онтон сонно тута оскуола±а барбыппыт – Пришел Ваня, и сразу мы пошли в школу; синтетико-аналитическое СПП – Ваня кэлэрин кытта, биґиги оскуола±а барбыппыт – Как только пришел Ваня, мы пошли в школу.

Как видно из приведенных примеров, ССП с препозитивной скрепой по сравнению с ССП с постпозитивными скрепами являются более отдаленными эквивалентами синтетических СПП. Это связано с тем, что ССП препозитивными скрепами по существу являются единицами текста, а не собственно сложными предложениями. Если ССП с постпозитивными скрепами суть исконно тюркские конструкции, то ССП с препозитивными скрепами, образовавшись как сочетания самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых, функционируют в современном языке в качестве аналитических эквивалентов синтетических СПП. Активизация данных конструкций в современном языке обусловливается также влиянием русского языка.

Таким образом, при изучении сложного предложения якутского языка следует обратить внимание на синтетические и синтетико-аналитические СПП., связь между частями которых осуществляется теми же средствами, что используется и в соединении компонентов словосочетаний. Это, в свою очередь, свидетельствует о моноцентрированном характере системы якутского языка, который имеет агглютинативную основу.

Итак, синтаксические единицы якутского языка – словосочетания, простые и сложные предложения – в отличие от русского языка имеют более ограниченную систему средств выражения связи, которые характеризуются моноцентрированной, агглютинативной структурой. Обращая на эту особенность строя якутских синтаксических единиц, можно успешно изучить данный язык и овладеть им.



i Лингвистический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1990. С.17.

ii Там же, с. 552.

iii См. об этом подробнее: Ефремов Н.Н. Полипредикативные конструкции в якутском языке. Новосибирск: СО РАН 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconРоссийской Академии Наук Институт проблем нефти и газа со ран министерство...
Председатель – Александр Федотович Сафронов, чл корр. Ран, председатель Президиума Якутского научного центра со ран, директор ИПНГ...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрок биологии на тему: "Питание животных"
Средняя общеобразовательная школа №33 им. Л. А. Колосовой, г. Якутск, 677000, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. П. Алексеева...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconКурсовая работа
...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconКонкурсная документация открытого конкурса «Создание научно-технической...
Якутского государственного университета, основанная на портальных технологиях (2 этап), включая создание баз данных для поддержки...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения"
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.»
Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского...
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давыдова Лидия Евгеньевна, учитель английского языка моу сош№9 им. М. И. Кершенгольца го якутск
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconГо «город Якутск» папкадостижени й бурцевой Анны Дмитриевны, учителя русского языка и литературы
Мобу «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2» (с углубленным изучением отдельных предметов)
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconУрок демократии в истории республиканской Турции (от нейтралитета...
Алексеева И. С., Панина С. В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconСписок научных трудов д филол н., г н. с сектора грамматики и диалектологии...
Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых...
Н. Н. Ефремов (Якутск) синтаксический строй якутского языка iconКлючевые слова
Ввод в строй gps/глонасс станции спбГУ; модернизация аппаратурно-регистрирующей части радиотелескопа урт 5, измерение диаграммы направленности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск