Скачать 55.4 Kb.
|
Н.Н.Ефремов (Якутск) СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ) При преподавании якутского языка русскоязычным лицам и современным двуязычным носителям языка саха определенную трудность представляет грамматическая система якутского языка, которая характеризуются агглютинативным строем. Агглютинация – способ слово- и формообразования, при котором к основе присоединяются однозначные стандартные аффиксыi. Русский язык имеет флективную структуру, которая заключается в постоянном совмещении в одном словоизменительном аффиксе нескольких граммем, принадлежащих разным грамматическим категориямii. Агглютинация в якутском языке в расширенном представленииiii проявляется и в синтаксическом строе якутского языка, которая имеет твердый порядок слов – «препозитивное зависимое/уточняющее слово + постпозитивное главное / уточняемое слов». На морфологическом уровне якутского языка структура слова также имеет подобную модель – «основа / уточняющая морфема + аффиксы / уточняемая морфема». В настоящей статье речь пойдет об особенностях синтаксического строя языка саха в сопоставлении с русским языком. Структура словосочетания Как известно, словосочетания подразделяются как подчинительные и сочинительные. Компоненты первых сочетаются посредством твердого порядка слов (примыкания) и синтетических (аффиксальных) и синтетико-аналитических средств (послелогов). При помощи порядка слов образуются определительные и обстоятельственные конструкции. Они в русском языке оформляются согласованием, а также союзом. Ср.: кыра кыыс – маленькая девочка; улаханнык аах- – читать громко; баран эт- – сходить и сказать; Аффиксальные средства – изафет, управление и согласование – в русском языке имеют соответствующие эквиваленты. Ср.: изафетные словосочетания – уол оонньуура – игрушка мальчика (род.п.); о±о сада – детский сад (согласование); словосочетания с падежными показателями – остуолга уур- – положить на стол (предложно-падежный способ); оскуола±а бар- идти в школу; предикативные словосочетания (способ связи – согласование) – уол хаамар – мальчик ходит. Как видно, в якутском языке в отличие от русского используется относительно малое количество средств. Например, словосочетания с показателем дательного падежа передаются на русский язык различными предложно-падежными конструкциями. А словосочетания, образованные без грамматических средств связи, посредством твердого порядка слов – примыкания имеют эквиваленты в русском языке, представленные согласованием, примыканием и союзом. Изафетные словосочетания также транслируются на русский язык разными средствами – конструкциями с родительным падежом и структурами, построенными на согласовании. Поэтому при обучении русскоязычных следует обратить на эти особенности структуры словосочетаний в обоих языках. Сахаязычные как правило допускают ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций русского языка. Структура предложения Особенности структуры словосочетания имеют место и в строе предложения, так как закон твердого порядка слов является общим для языковых субстанций разного синтаксического уровня. Сказуемое как главный член предложения замыкает предложение, оно реализует свою валентность в структуре предложения в виде актантов – подлежащего (субъекта), объектов и актант-локализаторов (обстоятельств места). Кроме того в предложении функционируют атрибутивные и другие обстоятельственные / сирконстантные компоненты. Они все конкретизируют предикативный компонент предложения – сказуемое – и зависят от него. В русском языке сказуемое имеет относительно свободное размещение, оно может занимать в предложении интерпозицию, постпозицию, а также препозицию. Расположением слов – компонентов предложения – определяется актуальное членение высказывания в обоих языках. Однако в якутском языке перемещение сказуемого из постпозиции в другие выполняет стилистическую функцию и расценивается как инверсия – обратный порядок слов в предложении. Кроме того сказуемое или компонент, размещенный в контактной позиции к данному главному члену предложения, расценивается как смысловое ядро высказывание, то есть как информативный центр, который выделяется логически. Ср.: Убайым бэ±эґээ/ Намтан кэлбитэ – Мой старший брат вчера / приехал из села Нам (Нам – смысловое ядро). Поэтому при изучении строя предложения следует обратить внимание на этот факт. Сложное предложение Сложное предложение образуется тоже основе основного закона строя тюркских языков – твердого порядка слов. В сложноподчиненных предложениях зависимая предикативная часть обычно предшествует главной. При этом части этих предложений сочетаются теми же средствами, какими соединяются компоненты словосочетаний – примыканием, изафетом, управлением, согласованием. Такие сложноподчиненные предложения называются синтетическими, а предложения с послеложными показателями обозначаются как синтетико-аналитические, что тоже выделяет их принадлежность к синтетическим конструкциям. В русском языке сложноподчиненные предложения (СПП) выражаются подчинительными союзами, поэтому они имеют принципиально иную структуру. Если зависимые сказуемые якутских СПП представляются инфинитными формами (например, причастными, деепричастными) , то в русском языке – финитными структурами (глаголами и другими спрягаемыми формами). Сложным предложениям русского языка близки якутские сложные предложения с союзными показателями (скрепами), которые представляют собой периферию системы сложного предложения (СП) якутского языка. Среди союзных СПП языка саха выделяются СП с постпозитивными скрепами в препозитивной части и СП с препозитивной прономинальной скрепой в постпозитивной части. Эти предложения в школьной грамматики якутского языка представлены как сложносочиненные предложения (ССП). Однако по структуре и семантике они являют собой аналитические эквиваленты синтетических и синтетико-аналитических СПП. Ср.: ССП с постопозитивной скрепой – Ваня кэллэ да, оскуола±а барыахпыт – Как только/ если только придет Ваня, мы пойдем в школу; синтетико-аналитическое СПП – Ваня кэллэр эрэ, оскуола±а барыахпыт (перевод тот же); ССП с препозитивной прономинально-наречной скрепой – Ваня кэлбитэ, онтон сонно тута оскуола±а барбыппыт – Пришел Ваня, и сразу мы пошли в школу; синтетико-аналитическое СПП – Ваня кэлэрин кытта, биґиги оскуола±а барбыппыт – Как только пришел Ваня, мы пошли в школу. Как видно из приведенных примеров, ССП с препозитивной скрепой по сравнению с ССП с постпозитивными скрепами являются более отдаленными эквивалентами синтетических СПП. Это связано с тем, что ССП препозитивными скрепами по существу являются единицами текста, а не собственно сложными предложениями. Если ССП с постпозитивными скрепами суть исконно тюркские конструкции, то ССП с препозитивными скрепами, образовавшись как сочетания самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых, функционируют в современном языке в качестве аналитических эквивалентов синтетических СПП. Активизация данных конструкций в современном языке обусловливается также влиянием русского языка. Таким образом, при изучении сложного предложения якутского языка следует обратить внимание на синтетические и синтетико-аналитические СПП., связь между частями которых осуществляется теми же средствами, что используется и в соединении компонентов словосочетаний. Это, в свою очередь, свидетельствует о моноцентрированном характере системы якутского языка, который имеет агглютинативную основу. Итак, синтаксические единицы якутского языка – словосочетания, простые и сложные предложения – в отличие от русского языка имеют более ограниченную систему средств выражения связи, которые характеризуются моноцентрированной, агглютинативной структурой. Обращая на эту особенность строя якутских синтаксических единиц, можно успешно изучить данный язык и овладеть им. i Лингвистический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1990. С.17. ii Там же, с. 552. iii См. об этом подробнее: Ефремов Н.Н. Полипредикативные конструкции в якутском языке. Новосибирск: СО РАН 1998. |
Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | Российской Академии Наук Институт проблем нефти и газа со ран министерство... Председатель – Александр Федотович Сафронов, чл корр. Ран, председатель Президиума Якутского научного центра со ран, директор ИПНГ... | ||
Урок биологии на тему: "Питание животных" Средняя общеобразовательная школа №33 им. Л. А. Колосовой, г. Якутск, 677000, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. П. Алексеева... | Курсовая работа ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры | Конкурсная документация открытого конкурса «Создание научно-технической... Якутского государственного университета, основанная на портальных технологиях (2 этап), включая создание баз данных для поддержки... | ||
Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения" Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.» Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на... | ||
Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского... Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Давыдова Лидия Евгеньевна, учитель английского языка моу сош№9 им. М. И. Кершенгольца го якутск | Го «город Якутск» папкадостижени й бурцевой Анны Дмитриевны, учителя русского языка и литературы Мобу «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2» (с углубленным изучением отдельных предметов) | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения... Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений | Урок демократии в истории республиканской Турции (от нейтралитета... Алексеева И. С., Панина С. В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики... | ||
Список научных трудов д филол н., г н. с сектора грамматики и диалектологии... Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Ключевые слова Ввод в строй gps/глонасс станции спбГУ; модернизация аппаратурно-регистрирующей части радиотелескопа урт 5, измерение диаграммы направленности... |