Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения"





Скачать 51.68 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения"
Дата публикации02.07.2013
Размер51.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения".


Цели урока:

  • Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;

  • Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;

  • Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класса (С.В. Иванов, Кузнецова М.И.и др)

  • опорные таблицы для алгоритма, (виды предложений по цели высказывания и интонации).

  • Карточки, фантики или (конфеты) для работы в группе.


Ход урока:

1. Организационный момент


Подготовка рабочего места.

Снятие психологического напряжения:

- Поздоровайтесь с нашими гостями. Успехов вам!

Запись числа в тетрадях.

2. Чистописание


Прочитайте высказывание Пифагора. Объясните её смысл.

Шутку, как соль, должно употреблять с уверенностью.

Запишите в тетради красиво, аккуратно, без ошибок, каллиграфически.

Игра «Орфографическое домино» (слайд 3)

В группах. Каждой группе даётся домино. Вам нужно соотнести правило и орфограмму.

3. Мини-исследование.


- Как вы думаете, зачем я принесла фантики на урок?

- Какой у нас урок?

- Давайте проведём мини-исследование. Найти орфограммы в названиях конфет.

-Огни Москвы - Москва – город, столица России, сущ .,собствен., словарное слово, пишем с большой буквы.

Огни – (словарное слово пишем – о)

-Морские чудеса –( проверочное - море, чу-щу пиши с «у»)

Каждой группе даю (конфету) либо фантик от неё для орфографической работы

Золотая Нива – (проверочные слова - золотце, позолота)

4. Разминка


Игра “Да - нет”

- Если согласны с утверждением - хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Суффикс – это часть речи (часть слова)

- Глагол обозначает действие предмета.

- Доброта – это прилагательное (сущ.)

- В конце предложения всегда ставится точка.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова (часть речи)

Фонетика и лексика – это синонимы ( науки о языке)

По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.

5. Актуализация опорных знаний


а) повторение о членах предложения

На доске ромашка с названиями главных и второстепенных членов предложения на

обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Как подчёркиваются?

  4. Какой частью речи выражено?

б) определение темы и задач урока

- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении

Будем упражняться в разборе простого предложения.

в) Знакомство с новым термином

- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?

Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

- Что изучает синтаксис?

- Как переводится это слово с греческого языка?

6. Повторение о предложении


а) что мы знаем о предложении

Дети

- Предложение выражает законченную мысль.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

- Предложения бывают простые и сложные.

- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Назовите виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Физминутка


Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

б) Игра “Парный выход”

Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.

Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.

На доске:

Повеств.
Вопросит.
Побудит.

 

На улице идёт дождь.
Куда мы пойдём?
Не трогайте гнездо.

 

На улице идёт дождь!
Куда мы пойдём?!
Не трогайте гнездо!

Задание:

- Запишите в тетрадь:

1 вариант – повествовательное, восклицательное предложение,

2 вариант – побудительное, невосклицательное.

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

Проверка выполнения задания по вариантам

в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях

Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?

Игра “Аукцион”


Задание:

- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных

членов.

Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.

1 группа:

Опадают листья.      

Осень, жёлтые

2. группа

Опадают листья

Осень, жёлтые, медленно.

3. группа

Опадают листья

Осень, жёлтые, медленно, багряные

Осенью опадают листья.

Осенью опадают жёлтые листья.

Осенью опадают жёлтые и багряные листья.

Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.

г) Разбор предложения по алгоритму.

Коллективная работа.

- Запишем последнее предложение на доске, и выполним синтаксический разбор предложения.

- Для этого давайте ознакомимся с алгоритмом синтаксического разбора (учебник стр. 57)

На доску вывешивается алгоритм:

1.Вид предложения по цели высказывания.

2.Вид предложения по интонации.

3.Подчеркни грамматическую основу.

4.Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение.

5.Укажи, есть ли однородные члены предложения.

На доске:

Осенью медленно опадают жёлтые, багряные листья.

(повествовательное, невосклицательное, распространенное, с однородными второстепенными членами предложения).

7. Самостоятельная работа.


Учебник.стр.58. упр.4 –дифференцированно

8. Проверка выполненного задания.

9. Итог урока.


- Что нового узнали на уроке?

- Что изучает синтаксис?

- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”.

В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

синий - я всё понял и усвоил;

желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;

красный - мне многое непонятно.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

Литература:


Журнал «Начальная школа» № 12 - 2008г., Л.А. Герасимова //Орфографическое домино

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения
«любимых» ошибок, формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.»
Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объяснительный диктант. Фонетический, словообразовательный, морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложения
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconПравописание н и нн в разных частях речи (в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях)
Выполните синтаксический разбор предложения, расставив знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синтаксический разбор предложения (указать синтаксическую роль имен существительных, определить падеж, объяснить значение слов «благородство»,...
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconРабочая программа по элективному курсу «Грамматический разбор предложения»
Планирование курса «Грамматический разбор предложения» ориентировано на 35 часов (1 час в неделю в 10 классе)
Урок русского языка по теме \"Синтаксический разбор предложения\" iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск