Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»





Скачать 60.61 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Дата публикации04.08.2014
Размер60.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок русского языка в 8 классе по теме

«Назывные предложения»

Цели урока (для учителя):

  • Образовательные:

    • Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.

    • Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

  • Развивающие:

    • Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать культуру общения

    • Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Цели урока (для учащихся):

  • Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.

  • Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.


I.Организационный этап
- Начинаем урок русского языка. На уроке у нас много гостей. Слушают нас внимательно. Пишем в тетрадях красиво, аккуратно. Шестнадцатое декабря. Классная работа.
II. Актуализация знаний учащихся

Слайд 1. Виды предложений.

- Посмотрите на схему. Вспомним виды односоставных

предложений.

- Какое предложение называется двусоставным?

Слайд 2. Предложения- примеры к схеме слайда 1.

- Выберите из данных предложений двусоставное.

- В каком предложении главный член сказуемое. Лицо мыслится

определенно, можно подставить местоимения я, мы, ты, вы?

- Выберите из данных предложений определенно-личное. И т.д.

- Какое из предложений не подошло ни к одной группе?

- Что вы можете о нем сказать?
III.Сообщение темы, постановка целей урока

- Итак, тема нашего урока «Назывные предложения».

Слайд 3. Тема урока.

- Какие цели вы поставите для себя на уроке?

( К концу урока мы должны знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений;

уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения).
IY.Объяснение новой темы с одновременной проверкой первичного усвоения знаний

- Как бы вы сами дали определение назывному предложению?

- А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитаем определение назывного предложения. (стр. 87).

Слайд 4. Схема назывного предложения.
- Какие предложения называются назывными?

- Прочитать определение со слайда.

Слайд 5. Определение понятия назывного (номинативного) предложения.
- Что общего и чем отличаются предложения?

Слайд 6. Примеры распространенного и нераспространенного назывных предложений.

Утро. Зимний день.

(общее – односоставные, назывные)

(отличие – нераспространенное, распространенное)

Слайд 7. Примеры распространенного назывного и двусоставного предложений.

Зимний день. Сегодня мороз.

(общее – распространенные )

(отличие – односоставное, двусоставное).
Слайд 8. Распространенные и нераспространенные назывные предложения и их использование в речи.
- Прочитать слайд

Запомнить: назывные предложения (или номинативные) бывают распространенными и нераспространенными (в них есть определения) . если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считаются двусоставными.

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания.

Y.Закрепление полученных по новой теме знаний

- Необычность нашего урока в том, что я учитель русского языка и литературы Блявтамакской средней школы. Блявтамак – моя малая Родина, где прошло все мое детство, где живут мои родители. Нас с вами разделяет расстояние всего в 15 км, многие из вас, наверняка, бывали в нашем поселке и его окрестностях. Хочу предложить вам виртуальную экскурсию по поселку. Но не будем забывать при этом о теме нашего урока.
Слайд 9, 10. Карта Блявтамака

Маленький поселок Блявтамак.

Не на каждой карте виден знак.

Сколько замечательных людей

Называют Родиной своей.
- Назовите из текста назывное предложение. Выполните синтаксический разбор. (под руководством учителя)

Маленький поселок Блявтамак. (Повествовательное, невосклицательное, простое, грамматическая основа – поселок (подлежащее), односоставное, назывное, распространенное).
Слайд 11, 12, 13. Горы, река, джигит, конь.

- Вы не поверите, но существует легенда о том, как появился наш поселок. Сейчас я ее вам расскажу. Но вы должны не просто слушать, а еще и выписывать назывные предложения.

Слайд 14. Текст.
Горы. Река. Буйные травы. Молодой джигит. Он оставил коня на лужайке с сочной шелковистой травой и стал бродить по увалу. Вдруг увидел камень, который давно искал. Им можно наточить меч, наконечник стрелы, косы, ножи, другой нехитрый инвентарь скотоводов. «Бейляу (оселок)»! – восторженно крикнул Рамазан. Целая россыпь! Бейляу (Бляу). Устье Блявы. Там, где сливают свои воды две речки, поселились башкиры – соплеменники Рамазана и назвали свою деревню Блявтамак, что означает «Устье Блявы».
Слайд 15. Проверим.
- Самопроверка. (Предложения, которые нужно было выписать, появляются на слайде).

- Кто выписал все предложения? Кто не выписал одно? Два?

Слайд 16,17, 18, 19. Вулкан, Сундучок.

-Может быть, вы не поверите, но ученые выдвигают гипотезу, что наш поселок расположен в кратере потухшего вулкана.

Слайд 20. Текст.

Блявтамакский вулкан. Грядово-скалистый район. Массив Кандыкташ. Правобережье Кураганки против устья Блявы. Высокие скальные останцы. Они расположены в одном километре севернее села Блявтамак. Гора Сундучок.
- Выпишите назывные предложения.

- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

Слайд 21. Проверим.
Слайд 22. Преодолеем высоту.
Физминутка
У каждого в жизни своя высота: кто-то покоряет Эверест, а наши ребятишки стремятся взобраться на Сундучок. Давайте и мы с вами преодолеем эту высоту виртуально. Поднимаемся.
Бляву, Кураганку мы переплывем.

От вулкана грозного пыль идет столбом.

В гору мы поднимемся аж на Сундучок,

Спустимся к подножию, сядем и молчок.
Слайд 23. Школа.
- У подножия Сундучка течет река Кураганка, на левобережье которой в 150 метрах находится наша школа. Она является главной достопримечательностью поселка. Это храм науки. Островок знаний. И как точно написано о ней в стихотворении «Сельская школа».
Слайд 24. Стихотворение.

- Выразительное чтение стихотворения.

Сельская школа

Быть может, вы где-то слыхали про это,

А, может, читали в стихах у поэта:

Огромные окна, с колонной крылечко,

И сельская школа под быстрою речкой.
Возможно, вы где-то видали картину:

Бескрайние дали, холмы и долину,

Село, палисад из душистой сирени

И сельскую школу с рябиновой сенью.
Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода,

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России.
- Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите. Учащиеся 1-го ряда работают с первой строфой, 2-го ряда со второй, третьего ряда – с третьей.

- Что у вас получилось?

Проверка самостоятельной работы.
Слайд 25, 26.Уголки природы в окрестностях поселка.
- В школе существует добрая традиция. Ежегодно в сентябре-месяце проводить туристический слет. Посмотрите, среди какой красоты он проходит. Осень. Листопад. Разноцветье красок. Зеленые, красные, багровые, желтые листья. Желуди со свистом летят, не разбирая, куда им упасть. Горят костры. Ребятишки бегают, играют. И вот она – красавица-березка. Символ России.
- Напишите сочинение-миниатюру по данному слайду (20) из 5-7 назывных предложений. Так, чтобы у вас получился связный текст.
- Проверка текстов
Слайд 27.Домашнее задание.

YI.Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему

«Мой любимый уголок природы», используя назывные и другие односоставные предложения.
YII.Итог урока

- Подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Назовите, пожалуйста, те места, которые вам запомнились.

- Какие предложения вы употребили?

- Могут ли назывные предложения лаконично изображать предметы, явления природы?

(Могут, мы с вами убедились на примере ваших сочинений-миниатюр.)

- Какие предложения являются назывными?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения....

Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения. Повторение»
...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск