Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 264.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации07.02.2014
Размер264.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Открытый урок

Урок-исследование
Тема: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Назывные предложения.

(Стилистическая роль назывных предложений в художественном тексте)

Учитель русского языка

ГБОУ средняя школа №667

Метелева Светлана Леонидовна

Санкт-Петербург

Форма проведения урока: урок-исследование

Тема: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

(Назывные предложения.

Стилистическая Роль назывных предложений)

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока (для учителя):

Образовательные:

Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.

Развивающие:

Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения в микрогруппе

Воспитывать интерес, любовь к поэтическому слову.

Цели урока (для учащихся):

ЗНАТЬ:

основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления.

УМЕТЬ:

  • находить назывные предложения;

  • отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым;

  • использовать назывные предложения в речи.



Задачи:

  1. Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.

  2. Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным именным сказуемым.

  3. Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.

  4. Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.

  5. Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.


Методические приемы: исследовательская деятельность, тренировочные упражнения, комплексный анализ текста, контроль, самоконтроль, самостоятельная работа.
Оборудование:, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, дидактически папки с текстами.



Ожидаемые результаты: Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.Воспитание внимательного читателя.Расширение знаний школьников о стилистической роли простых предложений


Ход урока

  1. 1 Организационный момент

  2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ УРОКА.

- Здравствуйте, ребята. Готовясь к уроку, я вспомнила двух учёных: Архимеда и Ньютона: с какой лёгкость они совершали свои открытия. Яблоко на голову упало – закон Ньютона. Архимед вообще во время приёма ванны сделал своё открытие, воскликну: «Эврика!» . В современном мире, к сожалению, многое уже открыто.

А если считать открытием любое новое знание?

Посмотрите на экран. (1 слайд)

-Какое время, изображено? (ночь)

- Какие предметы? (фонарь, дом, окна, аптека)

-Если за окнами дом, жилище, то, оказавшись вне дома, мы попадаем ….на улицу)

(свет, тьма)

Эти слова мы найдём в первых строчках одного из стихотворений А.Блок, эти строки - в теме нашего урока.

Запишите в тетради число и тему урока.(2 слайд)

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

3 Целеполагание

-Глядя на предложения темы, определите, какие предложения будут предметом сегодняшнего исследования, в результате которого мы и совершим наши открытия? Учащиеся дают характеристику предложений.

(Простые, односоставные, с главным членом подлежащим).

Найдите подобные предложения в домашнем упр.№172. Докажите их родство.

Чем выражено подлежащее? ( существительным)

Что обозначает, называет существительное? ( предмет или явление). От глагола «называть» и образован термин для таких предложений – «назывные или номинативные» (называющие)

Конкретизируйте тему урока. Назывные предложения.

Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока:

изучение особенностей назывных предложений.

  1. Постановка проблемы.

Однако мы с вами не только исследуем назывные предложения с точки зрения их состава и структуры, но и попытаемся решить одну проблему, ответить на вопрос.

Чтобы определить проблему, вопрос для нашего исследования, ответьте, что объединяет авторов всех текстов в домашнем упр.№172? (Все они поэты. Все они активно используют назывные предложения.)

Почему?

Почему назывные предложения любят поэты, часто используют писатели

да и в разговорной речи мы иногда не можем без них обойтись?

В связи со сказанным цели нашего урока-исследования следующие:
Цели:

1)Познакомиться с особенностями назывных предложений:

2)На материале художественных текстов рассмотреть изобразительные возможности назывных предложений.

3) Научиться употреблять назывные предложения в речи.

Для работы нам понадобится технологическая карта, в которой есть и материал для исследования назывных предложений и план исследования. Они у вас на столе. (Слайд)
5. Актуализация знаний.
Для работы нам понадобится технологическая карта, в которой есть и материал для исследования назывных предложений и план исследования. Они у вас на столе.
Технологическая карта урока-исследования

Фамилия ___________________________________________


Особенности

Материал

для работы.


1.Характер грамматической основы





2.Значениее





3.Структура





4.Сфера употребления.






Работа с ТК (дальше –технологическая карта)
Инструкция по работе с картой. ТК – это план нашего исследования. Этапы исследования, части плана, мы будем записывать в тетрадь. Работать с текстами будем в карте. Выводы будем записывать в тетрадь. В карте работаете самостоятельно, выводы делаете самостоятельно.


1.Характер грамматической основы


Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматическую основу, дайте её характеристику (состав, чем выражена).

Выводы о способах выражения подлежащего в назывных предложениях запишите в рабочую тетрадь.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

(А.Ахматова)

Учебник: стр.86, задание под звёздочкой.



Вывод: Грамматическая основа назывного предложения может быть выражена сущ. в и.п., числительным и сочетанием сущ. с числительным. (состоит из одного члена предложения – подлежащего, выражено сущ. в и.п.)

2.Структура


Подчеркните главные и второстепенные члены назывных предложений.

Чем может быть распространено подлежащее в назывном предложении? Какие частицы могут быть в назывном предложении, какие значения они вносят в предложение?

Сделайте вывод о структуре назывного предложения.

Вывод запишите в тетрадь.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

(А.Блок.)

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

(Б. Пастернак.)

Какая ночь. Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

(С.Есенин)

Вот моя деревня. Вот мой дом родной.


Вывод: по структуре назывные предложения бывают распространёнными и нераспространёнными. Назывные предложения могут распространяться только определениями: согласованными и несогласованными. В состав назывного предложения могут входить указательные и восклицательные частицы.
Следующий этап работы непосредственно связан с проблемой, которую мы определили как цель нашего исследования – значение назывных предложений.
Наблюдениие, анализ, эксперимент – вот неполный перечень методов исследования Предлагаю эксперимент. Творческая работа.

Сравните слова «ночь, улица, фонарь, аптека» с предложениями: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Сравнить – значит найти сходство и различия.

Сходство

И слово и назывное предложение называют предмет или явление.

Различия

  • Предложение – это средство общения, так как в нём содержится законченная мысль,

  • Предложение соотнесено с фрагментом действительности.

(7 слайд)

Продолжим наше исследование по изучению назывного предложения и его возможностей.

Запишите в одну строку тему урока. (у вас получится четыре предложения (8 слайд)

Каждое предложение задаёт тему.

Используя ассоциативный ряд, представления, допишите маленькие тексты (!,2,3 предложения)

Ассоциация - мгновенное представление. Поэтому времени это должно занять немного. Опрос, запись на интерактивной доске.

Что произошло, ребята.

Скрытое в кратком назывном предложении содержание стало ёмче, объёмнее, благодаря разности вашего восприятия.

Вывод: Краткость (лаконизм) назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию.
А теперь посмотрим, как это у А.Блока.

Работа с текстом А.Блока.(4 слайд) Текст звучит. Высвечивается на экране.
(9 слайд)
Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912
Исход – выход
«Лирика – мир, пропущенный через сердце поэта,» - Поль Элюар ..(5 слайд)

Оптимистично ли звучит начало стихотворения? Какая тональность задана первой строкой?

- Как воспринимает мир лирический герой А.Блока? (однообразие, ничего не меняется, безысходность, отчаяние).

Вывод: Краткость (лаконизм) назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию.
Проблемная ситуация:

- В чём видите особенность композиции ? (конец – начало имеют повторяющиеся слова).

Сравните синтаксическую роль повторяющихся слов. В чём разница?

( в начале БСП, состоящее из назывных предложений, а в конце ряд однородных подлежащих).

- В литературоведении такая композиция называется кольцевая. Почему А.Блок так строит стихотворение? (кольцо- замкнутый круг, жизнь по кругу, всё повторяется…)

Таким образом, именно композиция помогает автору передать чувство безысходности и отчаяния. Ведь ничего нельзя изменить. И назывные предложения играют здесь не последнюю роль.

Продолжим исследование и обратимся к ТК.



3.Значение


1. Сопоставьте пары предложений. Подчеркните грамматическую основу предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину?

Лютует январь. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Мы идём по дороге к лесу. Пробираемся узкой тропинкой. Видим

избушку лесника.— Январь. Метели. Снега. Дорога к лесу. Узкая тро-

пинка. Избушка лесника.

На основании 1-ой группы заданий запишите вывод в тетрадь.

Почему именно назывные предложения дают дают возможность домыслить, дофантазировать? ( Нет глаголов, указывающих на конкретное время.)

2. Какое время выражается в назывных предложениях?

Осенний вечер. Тишина. (А.П.Чехов)

Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет. (М.И.Цветаева).

(Проверьте себя:

стр. 86 – определение назывных предложений.

Ответ запишите в тетрадь.

3. Что изменяется при изменении временного плана?

Мороз и солнце.

Был мороз . Будет солнце.

( Предложение стало двусоставным.)

4. Проблема

Изменится ли синтаксический состав предложения при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

Лунная ночь. Ночь лунная.

 

Изменится. Предложение Лунная ночь является назывным (лунная – определение, ночь – подлежащее).

Предложение Ночь лунная является двусоставным (ночь – подлежащее, лунная – часть составного именного сказуемого).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск