Скачать 264.17 Kb.
|
Открытый урок Урок-исследование Тема: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Назывные предложения. (Стилистическая роль назывных предложений в художественном тексте) Учитель русского языка ГБОУ средняя школа №667 Метелева Светлана Леонидовна Санкт-Петербург
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Готовясь к уроку, я вспомнила двух учёных: Архимеда и Ньютона: с какой лёгкость они совершали свои открытия. Яблоко на голову упало – закон Ньютона. Архимед вообще во время приёма ванны сделал своё открытие, воскликну: «Эврика!» . В современном мире, к сожалению, многое уже открыто. А если считать открытием любое новое знание? Посмотрите на экран. (1 слайд) -Какое время, изображено? (ночь) - Какие предметы? (фонарь, дом, окна, аптека) -Если за окнами дом, жилище, то, оказавшись вне дома, мы попадаем ….на улицу) (свет, тьма) Эти слова мы найдём в первых строчках одного из стихотворений А.Блок, эти строки - в теме нашего урока. Запишите в тетради число и тему урока.(2 слайд) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 3 Целеполагание -Глядя на предложения темы, определите, какие предложения будут предметом сегодняшнего исследования, в результате которого мы и совершим наши открытия? Учащиеся дают характеристику предложений. (Простые, односоставные, с главным членом подлежащим). Найдите подобные предложения в домашнем упр.№172. Докажите их родство. Чем выражено подлежащее? ( существительным) Что обозначает, называет существительное? ( предмет или явление). От глагола «называть» и образован термин для таких предложений – «назывные или номинативные» (называющие) Конкретизируйте тему урока. Назывные предложения. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока: изучение особенностей назывных предложений.
Однако мы с вами не только исследуем назывные предложения с точки зрения их состава и структуры, но и попытаемся решить одну проблему, ответить на вопрос. Чтобы определить проблему, вопрос для нашего исследования, ответьте, что объединяет авторов всех текстов в домашнем упр.№172? (Все они поэты. Все они активно используют назывные предложения.) Почему? Почему назывные предложения любят поэты, часто используют писатели да и в разговорной речи мы иногда не можем без них обойтись? В связи со сказанным цели нашего урока-исследования следующие: Цели: 1)Познакомиться с особенностями назывных предложений: 2)На материале художественных текстов рассмотреть изобразительные возможности назывных предложений. 3) Научиться употреблять назывные предложения в речи. Для работы нам понадобится технологическая карта, в которой есть и материал для исследования назывных предложений и план исследования. Они у вас на столе. (Слайд) 5. Актуализация знаний. Для работы нам понадобится технологическая карта, в которой есть и материал для исследования назывных предложений и план исследования. Они у вас на столе. Технологическая карта урока-исследования Фамилия ___________________________________________
Работа с ТК (дальше –технологическая карта) Инструкция по работе с картой. ТК – это план нашего исследования. Этапы исследования, части плана, мы будем записывать в тетрадь. Работать с текстами будем в карте. Выводы будем записывать в тетрадь. В карте работаете самостоятельно, выводы делаете самостоятельно.
Вывод: Грамматическая основа назывного предложения может быть выражена сущ. в и.п., числительным и сочетанием сущ. с числительным. (состоит из одного члена предложения – подлежащего, выражено сущ. в и.п.)
Вывод: по структуре назывные предложения бывают распространёнными и нераспространёнными. Назывные предложения могут распространяться только определениями: согласованными и несогласованными. В состав назывного предложения могут входить указательные и восклицательные частицы. Следующий этап работы непосредственно связан с проблемой, которую мы определили как цель нашего исследования – значение назывных предложений. Наблюдениие, анализ, эксперимент – вот неполный перечень методов исследования Предлагаю эксперимент. Творческая работа. Сравните слова «ночь, улица, фонарь, аптека» с предложениями: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Сравнить – значит найти сходство и различия. Сходство И слово и назывное предложение называют предмет или явление. Различия
(7 слайд) Продолжим наше исследование по изучению назывного предложения и его возможностей. Запишите в одну строку тему урока. (у вас получится четыре предложения (8 слайд) Каждое предложение задаёт тему. Используя ассоциативный ряд, представления, допишите маленькие тексты (!,2,3 предложения) Ассоциация - мгновенное представление. Поэтому времени это должно занять немного. Опрос, запись на интерактивной доске. Что произошло, ребята. Скрытое в кратком назывном предложении содержание стало ёмче, объёмнее, благодаря разности вашего восприятия. Вывод: Краткость (лаконизм) назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию. А теперь посмотрим, как это у А.Блока. Работа с текстом А.Блока.(4 слайд) Текст звучит. Высвечивается на экране. (9 слайд) Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912 Исход – выход «Лирика – мир, пропущенный через сердце поэта,» - Поль Элюар ..(5 слайд) Оптимистично ли звучит начало стихотворения? Какая тональность задана первой строкой? - Как воспринимает мир лирический герой А.Блока? (однообразие, ничего не меняется, безысходность, отчаяние). Вывод: Краткость (лаконизм) назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию. Проблемная ситуация: - В чём видите особенность композиции ? (конец – начало имеют повторяющиеся слова). Сравните синтаксическую роль повторяющихся слов. В чём разница? ( в начале БСП, состоящее из назывных предложений, а в конце ряд однородных подлежащих). - В литературоведении такая композиция называется кольцевая. Почему А.Блок так строит стихотворение? (кольцо- замкнутый круг, жизнь по кругу, всё повторяется…) Таким образом, именно композиция помогает автору передать чувство безысходности и отчаяния. Ведь ничего нельзя изменить. И назывные предложения играют здесь не последнюю роль. Продолжим исследование и обратимся к ТК.
|