ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Объяснение нового материала теме «Назывные предложения»(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Акишева Ольга Алексеевна
|
| Место работы
| МОУСОШ № 3» г. Спасск - Дальний Приморского края
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Русский язык
|
| Класс
| 8
|
| Тема и номер урока в теме
| Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1 час)
|
| Базовый учебник
| «Русский язык. Теория», 5-9 классы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 13-е издание, издательство «Дрофа», 2004.
| Цели урока:
Образовательная:Сформировать представление о назывных предложениях, их значении, сфере употребления, научить находить их в тексте, отличать от других видов односоставных предложений. Развивающая: развивать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы;
развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки;
развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Воспитательная: воспитание любви к русскому языку;
формирование навыков контроля и самоконтроля;
активизация познавательной деятельности;
формирование навыков сотрудничества при работе в паре.
формирование навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
9. Задачи: дать понятие о назывных предложениях, способе выражения главного члена в них.
показать выразительную роль назывных предложений в тексте
закрепить у учащихся умение находить назывные предложения в тексте.
проверить умение отличать назывные предложения от других односоставных предложений, умение выполнять синтаксический разбор назывных предложений
Тип урока: урок объяснения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор.
Таблица 1СТРУКТУРА И ХОД УРОКАЭтап урока № 1 – Организационный момент Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин.)
| Приветствие, запись даты урока
| Учащиеся проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей, записывают в тетрадь дату, тему урока.
| | Этап урока № 2 – Актуализация знаний и мотивация учащихся Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин.)
| 1.Учитель проводит опрос по знанию теории об односоставных предложениях: какие предложения называются односоставными, их отличие от двусоставных, типы односоставных предложений
2. Какова роль односоставных предложений в нашей речи?
| Ученики отвечают на вопросы. Учащиеся доказывают необходимость употребления в речи односоставных предложений
| 4мин.
| Этап урока № 3 – Постановка цели урока. Деятельность учителя
Называет тему урока, просит сформулировать его цель, корректирует ее при необходимости
| Деятельность ученика
на основе темы урока формулируют цель
| Время
2 мин.
| Этап урока № 4 – Объяснение нового материала. ЭОР 1 Перед вами один из шедевров лирики 20 века - стихотворение А.Блока (ЭОР 1, сюжет1). Рассмотрите фотографию, определите предметный ряд, представленный на ней, попробуйте восстановить стихотворение.
Прочтите полный текст (ЭОР 1, сюжет 2) определите тип 1-х четырех предложений, чем выражен главный член этих предложений? Сформулируйте определение назывных предложений.
| 1.Ученики комментируют фотографию, учитель записывает предложенные существительные на доске, ученики пробуют восстановить стихотворение.
Проверяют свои предположения, сверяясь с сюжетом 2. Дети анализируют предложения 1-4, формулируют правило, сверяются с учебником.
| 10 мин.
| Этап урока № 5 –Закрепление материала, выявление экспрессивной роли назывных предложений
| Учитель предлагает в парах проанализировать стихотворение Блока, выявить, какое впечатление оно производит, роль односоставных предложений в создании определенного настроя стихотворения.
Затем просит детей высказать свое мнение, предлагает им ознакомиться с точкой зрения литературоведа и на основе его статьи и собственных выводов обобщить сказанное. (ЭОР 1, сюжет 3)
Работа по развитию речи
Как вы считаете, в каком типе речи чаще всего будут использоваться назывные предложения? Обоснуйте свою точку зрения. Составьте по предложенным иллюстрациям (ЭОР1, сюжет 4) сочинения - миниатюры.
Промежуточный контроль, взаимопроверка
Учитель выслушивает 2-3 сочинения, просит назвать назывные предложения в них, просит оценить эти работы других учеников.
: Синтаксический разбор назывных предложений.
Во время прослушивания сочинений записывает 2 предложения на доске (разных по структуре) и предлагает выполнить их синтаксический разбор.
| Работа в парах: дети определяют ведущее настроение стихотворения, пробуют заменить односоставные предложения двусоставными, наблюдают, как меняется тон стихотворения, делают вывод о выразительной роли односоставных предложений.
Высказывают свое мнение, читают статью, делают вывод об экспрессивной роли назывных предложений в художественном тексте.
Индивидуальная работа (сочинения – миниатюры) : Составляют тексты – описания на основе иллюстраций, используя, по возможности, назывные предложения
2-3 ученика читают свои сочинения, указывают назывные предложения, способ выражения главного члена в них, другие ученики оценивают их.
Один ученик выполняет разбор у доски, затем 1-2 ученика устно разбирают предложения из своих сочинений.
| 20 мин.
| Этап урока № 6- Выполнение контрольного тестирования (ЭОР 2) Учитель предлагает выполнить тест
| Самостоятельно выполняют тест на компьютере, сообщают учителю свои результаты.
| 7 мин.
| Этап урока № 7 – Подведение итогов урока Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время (мин.)
| Учитель просит назвать цель урока, спрашивает определение назывных предложений, просит указать сферу применения назывных предложений и их роль.
Выставляет отметки.
| Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итого уроку.
| 3 мин.
| Домашнее задание: Найти в художественных текстах назывные предложения, указать источник, выполнить синтаксический разбор любого предложения.
Подготовиться к тесту по односоставным предложениям.
| Учащиеся записывают задание на дом.
| 2 мин.
| Приложение к плану-конспекту урока Объяснение нового материала по теме «Назывные предложения»(Тема урока)Таблица 2ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР №
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Интерактивная фотография с интерактивным текстом и с группой заданий (N 7776
| Локальный автономный ЭОР
| интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ada8-0a01-00ee-018c-ac4d89c98a8c/%5BRUS8_184%5D_%5BIM_365%5D.swf
| 2.
| Электронное задание "Найдите назывное предложение" (N 7773
| Локальный автономный ЭОР
| тест
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e779-0a01-00ee-00b3-bc1bf72c6b54/%5BRUS8_184%5D_%5BQS_368%5D.html
|
|
|
|
|
| |