Скачать 22.61 Kb.
|
Урок русского языка в 5-классе. Учитель Коаржа Галина Ионовна Тема : Род имен существительных Цель : -научить учащихся определять род имен существительных; - разграничивать категорию рода в вопросе согласования с прилагательными и глаголами; - привитие любви к языку, отработка навыков выразительного чтения. Ход урока 1.Орг.момент(запись даты, темы урока, определение цели урока, задач) 2. Работа у доски: ( работа с деформированным текстом, объяснение орфограмм, объяснить значение словосочетания «дотянуться до высоких нот») Сикрет мой прост- любой ево паймет, И мелочи сдесь неиграют роли. Чтоб датятутся да высоких нот, Учится нужно только в нашей школе. Синтаксический разбор предложения (указать синтаксическую роль имен существительных, определить падеж, объяснить значение слов «благородство», «честь», «верность») Жаль . невозможно все книги прочесть про благородство, про верность и честь. Проверка домашнего задания (упр 528 ) Подведение итогов. 3.Слово учителя Мы продолжаем знакомство с именем существительным, сегодня мы будем говорить о роде имен существительных, который является одним из характерных морфологических признаков этой части речи. - что вам известно об имени существительном? -что вы уже знаете о роде имен существительных? (обращаемся к предложению, указать род имен существительных) Справка: ученые считают, что грамматический род имен существительных принадлежит к числу самых таинственных и еще не разгаданных до конца явлений языка. Вы, наверное, не задумываясь, ответите на вопрос, почему слова отец, брат, дядя, лев – мужского рода, а слова мама, львица, тетя – женского рода. Но.. как ответить на следующие вопросы? Почему дом – мужского рода, а изба –женского? Почему живот – мужского рода, а брюхо – среднего рода? - как правильно определить род имен существительных? ( поставить к нему местоимение мой, моя. мое) 4. Работа с таблицей учебника Записать слова в столбик. Указать род (рояль, кофе, шампунь, картофель. мышь, доктор). Представление общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина) В доме- грязь, черна рубаха, А зовут его…. Ничего на целом свете Не поделит с вами Петя: Ни ватрушку, ни игрушку, Ни забавную зверушку… И кричат мальчишке дети: «Эх и …ты, Петя!» Круглый год у нас потери: Календарь на той неделе, В прошлом месяце – билет, В этом – книга и пакет. Невиновна вся семья, Ведь … это-я! 5.Подведение итогов: -итак, что мы знаем о роде существительных? -изменяются ли существительные по родам? - какие существительные относятся к общему роду? (забияка, рева, злюка, соня, егоза, непоседа, работяга, обжора ,…) Ребята, как вы думаете, что выражают эти слова ( качества человека) 6.Выполнение заданий разного уровня ( критерии оценивания указаны) 7.Домашнеее задание ( придумать сказку о том, как появился род имен существительных) |