№
| Разделы
Темы уроков
| Кол-во
часов
| Сроки
| Тип урока
| Оборудование
| Элементы обязательного минимума образования
| Промежуточный
и итоговый контроль
| Практические
работы
| Дом Домашнее задание
|
I полугодие
|
1
| Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII – XIX веков
| 1
|
| Лекция
| Учебник 9 класса
| Художественная литература как образное отражение действительности
Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
| Стр. 3 – 14 (составить периодизацию исторического и литературного развития)
|
2
| Классицизм как литературное направление
| 1
|
| Лекция
|
| Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Доклады учащихся
|
| Подготовить сообщение
|
3
| Просвещение в Европе и России
| 1
|
| Лекция
|
|
|
| Чтение-анализ.
| Подготовить сообщение об эпохе Просвещения
|
4
| Творчество Г.Р. Державина. Вехи жизни и творчества. «Осень во время осады Очакова», «Фелица»
| 1
|
| Рассказ учителя, элементы анализа поэтического текста
| Репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене 8 января 1815 года»
| Показать значение творчества Державина для русской литературы, развить навыки анализа поэтического текста
|
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Подготовить доклад о Державине как о человеке эпохи Просвещения
|
5
| Оды Г.Р. Державина. «Снигирь».
| 1
|
| Рассказ учителя, реализация межпредметных связей
|
| Особенности языка поэта, закрепить жанр оды, понятия об аллегории и олицетворении
| Письменная работа
|
| Раскрыть образ поэта в оде «Фелица»
|
6
| Сентиментализм. Творчество Н.М. Карамзина
| 2
|
| Беседа
|
| Литературное направление: классицизм и сентиментализм
|
|
| Раскрыть признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза», ответить на вопросы на стр. 40 (1, 3)
|
7
| Романтизм. Литературные общества. Романтизм в Европе и Америке. Русский романтизм
| 2
|
| Лекция.
Беседа
|
| Романтизм как художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности
| Письменная работа
| Сопоставительный анализ
| Стр. 41 – 60 подготовиться к пересказу, сообщение
Стр. 80 ответить на вопросы 1, 2, 3, 5; 10 письменно
|
8
| Россия 1816 – 1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. «История государства Российского» Н.М. Карамзина
| 1
|
| Рассказ учителя
|
| Сопоставление исторических событий и литературного движения
|
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Стр. 80 – 86 читать. Вспомнить стих-я Пушкина; подготовить сообщения о детских и юношеских годах Пушкина
|
9
| А.С. Пушкин. Периодизация жизни и творчества. Детство (1799–1811). Лицей (1811–1817). Лицейская лирика.
Петербург (1817–1820). Южная ссылка (1820– 1824). Овладение различными стилями романтизма. Михайловская ссылка (1824 –1826). Лирика Михайловского периода. После ссылки или середина жизни (1826–1830). 1830-е годы. После Болдинской осени. Последние годы. «Современник». Дуэль и смерть поэта.
Пушкин о назначении поэта и поэзии.
Философские мотивы
Тема любви и дружбы
«Я помню чудное мгновенье»
«Сожжённое письмо»
«Маленькие трагедии»
«Повести Белкина»
Историческая тема в творчестве Пушкина
«Капитанская дочка»
Речь Достоевского о Пушкине (1880).
Обобщающий урок по творчеству
| 13
1 1
1
1
1 1
1
1
1 1
1 1
1
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
Лекция.
Беседа
Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Высказывания современников об А.С. Пушкине
Электронный учебник Кирилла и Мефодия по русской литературе
| Своеобразие пушкинской эпохи, закрепление знаний о жизни и творчестве Пушкина
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Основные роды художественной литературы. Эпические, лирические произведения.
| Сочинение - размышление на тему: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» Письменная работа Домашнее сочинение по лирике Пушкина
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Сопоставительный анализ
Развернутые ответы
| Подготовить сообщение.
Написать сочинение-размышление.
Подготовить выразительное чтение и анализ одного из стих-ий на тему поэта и поэзии. Выучить наизусть стихотворения «Памятник», «Сожжённое письмо» (обосновать свой выбор). Индивидуально: подготовить сообщение об А. Керн Ответить на вопросы стр. 193-194
Прочитать статью.
Стр. 191-193, теоретические понятия
|
10
| РР. Сочинение на одну из заданных тем.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
11
| Россия в 1826 – первой половине 1850-х годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Русская критика и В.Г. Белинский
| 1
1
|
| Лекция. Беседа
| Портрет В.Г. Белинского, книги о его жизни и деятельности
| Знакомство с мнением критиков
|
|
| Конспект статьи
Характерные черты западников и славянофилов
|
12
| М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841). Биография и творчество.
Род Лермонтова. Детство поэта. Воспитание. Лермонтов на Кавказе. Жизнь в Петербурге. Дуэль и смерь.
Лирика 1828 – 1833 годов. Поэтический язык Лермонтова в его развитии от ранней лирики к зрелой.
Лирика 1837 – 1841 годов. Поэмы Лермонтова. «Мцыри»
Сон Валерика, поэма «Демон»
Художественные средства выразительности в лирике Лермонтова
| 6 1 1
1 1 1
1
|
| Лекция. Беседа
Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Иллюстрации Портрет писателя, альбомы
Портрет писателя, выставка книг
| Проза (крупные по объему произведения изучаются во фрагментах Тема поэта и поэзии
Жанры лирической поэзии
|
Доклады учащихся Письменная работа
Контрольная работа «Как мы внимательно читаем»
| Чтение отрывков произведений Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Читать биографические сведения о Лермонтове. Выучить стихотворение наизусть.
Читать поэмы
Выписать средства художественной выразительности
|
13
| Н.В. Гоголь. Детство. Учение. Петербург.
Первая повесть.
«Тарас Бульба». Цикл «Петербургских повестей».
Фантастика и реальность Главное литературное оружие Гоголя.
Сатира, ирония, сарказм Н. Гоголя. «Маленький человек» в русской литературе.
Гоголь и театр.
| 6
1
1
1
1
1
|
| Лекция.
Беседа
Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Портрет писателя, выставка книг Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Художественный вымысел в произведении и историческая правда
Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения)
|
Письменная работа Доклады учащихся
| Чтение отрывков произведений
Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Читать творческую историю писателя. Читать рассказы из циклов.
Анализ одного из рассказов. Читать сборник «Миргород» (1, 2)
Подготовиться к сочинению.
|
14
| РР. Творчество Гоголя и наше время. Сочинение на одну из заданных тем.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
15
| Россия во второй половине XIX века в контексте мировой литературы. Периодизация исторического и литературного развития.
| 1
|
| Лекция.
Беседа
|
| Знакомство с мнением критиков
|
|
| Стр. 330-336 (выписать причины)
|
16
| Россия во второй половине 1850 – 1870-х годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Время духовного подъёма (1855 – 1859). Состояние литературы. Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889). Эстетическая теория и роман «Что делать?»
| 2
1
1
|
| Лекция.
Беседа
| Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
|
Форма и содержание литературного произведения
Знакомство с мнением критиков
|
Доклады учащихся
|
Сопоставительный анализ Чтение-анализ.
| Подготовить сообщение о литературной деятельности эпохи
|
18
| Поздний романтизм.
Ф.И. Тютчев (1803 – 1873).
Общий смысл лирики Тютчева.
| 3 (1)
1 1
|
| Лекция.
Беседа
| Портрет писателя, выставка книг
| Романтизм как литературное направление
|
| Сопоставительный анализ
| Подготовить информацию о русских критиках. Стр. 368-408 Выразительное чтение стих-я наизусть
|
20
| А.А. Фет.
Жизнь и творчество.
Поэтическая система Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике. Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Лирика 1840 – 1850 г.г. Любовная лирика.
Лирика Фета 1860 – 1890 г.г. Выпуски сборника «Вечерние огни»
| 4
1 1
1 1
|
| Рассказ учителя, элементы анализа поэтического текста
| Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Тема поэта и поэзии
Форма и содержание литературного произведения
| Развернутые ответы Письменная работа
| Чтение-анализ.
|
Читать о поэте.
Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе…» Одно из стихотворений выучить наизусть
|
19
| РР. Сочинение на одну из заданных тем по анализу стих-ий А. Фета и Ф. Тютчева
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
21
| А.К. Толстой. Общественные и эстетические позиции А.К. Толстого. Взгляд на русскую историю.
Фольклорные, романтический и исторические черты лирики
| 2 1 1
|
| Рассказ учителя
| Портрет писателя, выставка книг
| Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения)
| Доклады учащихся
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Читать творческую биографию.
Анализ одного из стихотворений
|
22
| Реализм в Европе и в Америке. Реализм как художественный метод и литературное направление. Русский реализм. Обзор русской литературы II половины XIX века
| 2
1
1
|
| Лекция.
Беседа
|
| Знакомство с мнением критиков
|
|
| Выписать отличительные черты реализма Англии, Франции, России.
Дочитать статью
|
23
| И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Как писатель «натуральной школы». Трилогия «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Роман «Обломов». Творческая история романа. Обломов – «коренной народный наш тип». Сон Обломова. Его место в композиции романа.
«Обломов» как роман о любви. Обломов и Ольга Ильинская.
Трагический конфликт поколений и его развязка. Роман в критике.
| 5
1 1
1 1
1
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
Лекция.
Беседа
| Портрет писателя, альбомы
Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Развитие понятий о теме и идее произведения
Форма и содержание литературного произведения
| Доклады учащихся
Письменная работа
Домашнее сочинение по произведению
| Чтение отрывков произведений Чтение-анализ
комментирование отрывков
|
Читать статью о жизни и творчестве А. Гончарова. Прочитать гл. 9 «Сон Обломова» Конфликт между мечтой и действительностью
|
24
| А.Н. Островский – «отец русской драматургии». Бытовое направление в драме. «Самое решительное произведение Островского». Две точки зрения: «После «Грозы» А.А. Григорьева и «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова. Мотивы русской драмы
| 6
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Портрет писателя, альбомы, выставка книг
| Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
| Письменная работа Доклады учащихся
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Сопоставительный анализ
| Конспект статьи
Раскрыть характеры героев
Домашнее сочинение по пьесе «Гроза» Прочитать материал учебника стр. 135-144
|
25
| Н.А. Некрасов. Начало пути. Становление лирического стиля. Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя. Народная тема. «Кому на Руси жить хороши». История создания. Проблема жанра. Авторский замысел. Особенности композиции. Образ пореформенной Руси. Образы «народных заступников»:Ермила Гирин, Матрёна Тимофеевна Корчагина, Савелий, богатырь святорусский. Позднее творчество
| 9
|
| Лекция.
Беседа
Рассказ учителя, элементы анализа поэтического текста
| Альбом Некрасова, выставка книг, портрет поэта. Песни на стихи Некрасова
| Мотивы народной поэзии в лирике Некрасова - лиризм, искренность чувств
Форма и содержание литературного произведения
| Доклады учащихся
Письменная работа
Контрольная работа «Как мы внимательно читаем»
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Чтение по ролям Чтение-анализ.
| Подготовить пересказ статьи Выучить наизусть одно стихотворение
Анализ одного из стихотворений
Читать главы «Крест», «Дёмушка» Домашнее сочинение по поэме
|
26
| И.С. Тургенев. Детство писателя. Встреча с В. Белинским. Тургеневский роман. Атмосфера тургеневского романа, Герои тургеневского романа. Время в романе. «Ася». Разрыв с «Современником». «Отцы и дети» «Что такое Базаров?» - Он нигилист». Рефлектирующий нигилист. Роман «Отцы и дети в русской критике
| 8
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Форма и содержание литературного произведения
Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения)
| Письменная работа
Доклады учащихся
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Сопоставительный анализ
| Место в русской литературе произведения «Записки охотника»
Подготовиться к анализу образов героев
Критика в романе «Отцы и дети»
Дописать сочинение
|
27
| Сочинение по творчеству И. С. Тургенева
| 2
|
|
|
|
| Контрольная работа. Сочинение
|
|
|
28
| Ф.М. Достоевский. Повести конца 40-х годов. В кружке Петрашевского. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество. Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт. Особенности композиции романа. Образ Раскольникова. Теория Раскольникова. Образ Сони. Роль второстепенных персонажей. Образ Свидригайлова. Разрешение конфликта и развязка сюжета. Эпилог. Итоговый урок.
Роман «Идиот». «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». «Дневник писателя». «Пушкинская речь» Достоевского.
Сочинение по роману
| 10
3
2
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Портрет писателя, выставка книг
Иллюстрации
Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Развитие понятий о теме и идее произведения
Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения)
| Доклады учащихся Письменная работа
Домашнее сочинение по произведению
Классное сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Сопоставительный анализ Развернутые ответы Чтение-анализ.
| Читать статью.
Подготовиться к беседе по роману (ч. 1, гл.1,2; ч. 1, гл.3; ч. 1, гл.5; ч. 1, гл.1,2; ч. 2, гл.7; ч. 4, гл.4; ч. 5, гл.2, 3; ч. 5, гл.5). Ответить на вопросы. Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Какие выводы о характере Раскольникова делаете на основании поступков?. Перечитать разговор студента с офицером. Ответить на вопросы; пересказ тезисов учебника. Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой. Сжатое обобщение по характеру Раскольникова, каким видится герой. Написать домашнее сочинение по теме на выбор
|
29
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Запутанное дело». «Отечественные записки». «История одного города». «Господа Головлёвы». «Сказка». «Унтер Пришибеев». «Мелочи жизни»
| 7
|
| Рассказ учителя
| Портрет писателя, выставка книг
| Развитие понятий о теме и идее произведения
| Письменная работа Доклады учащихся
| Чтение отрывков произведений
| Составить план-схему по биографии Салтыкова-Щедрина, используя материал учебника. Прочитать стр. 188-193 учебника. Письменно ответить на вопр.: в чём трудность искусства сатирика? Написать сочинение по теме на выбор
|
30
| Н.С. Лесков – писатель будущего. «Лесковские университеты». «Противу всех». «Леди Макбет Мценского уезда». «Очарованный странник». Лесковский сказ. Поздний Лесков. «Писатель в справедливости суровой». «Заячий ремиз». Итоговый урок по творчеству Н.С. Лескова
| 5
|
| Лекция.
Беседа
| Портрет писателя, альбомы
|
| Доклады учащихся Сочинение по творчеству Н.С. Лескова
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
| Прочитать повесть «Очарованный странник», выделить несколько истории и подготовить пересказ. Составить план-характеристику Ивана Флягина. Сочинение-размышление по темам на выбор.
|
31
| Россия в 1880 – 1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Идеология К.П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков. В 1880 – 1890-е годы. Проза 1880- 1890-х годов. Поэзия 1880-1890-х годов. Литература народов России. К. Хетагуров
| 2
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Знакомство с мнением критиков
| Доклады учащихся
| Развернутые ответы
| Ответить на вопросы
|
32
| Символизм в Европе. Шарль Бодлер. Поль Верлен. Артюр Рембо. «Пьяный корабль. Стефан Малларме
| 1
|
| Лекция.
Беседа
| Иллюстрации
| Символизм как литературное направление
| Доклады учащихся
| Чтение-анализ.
| Подготовить сообщения
|
33
| Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880 – 1890-х годов. Поэзия Вл. С. Соловьёва. Журнал «Северный вестник»
| 1
|
| Рассказ учителя
| Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
|
| Письменная работа
|
| Подготовить рассказ по конспекту. Ответить на вопрос: как повлияла на мироощущение А.П. Чехова эпоха 80-х г.г.?
|
34
| А.П. Чехов. Происхождение. Детские годы. Начало творческого пути. Чехов-юморист. Нравственный идеал Чехова. «Чайка». «Дядя Ваня». «Три сестры». «Вишнёвый сад». Новые духовные ориентиры. «Дама с собачкой». Идея прекрасного будущего. «Случай из практики». Чехов-драматург. Смерть Чехова
| 7
|
| Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, обсуждение вопросов
| Портрет писателя, выставка книг
Электронное учебное издание Русская литература. 10 – 11 классы.
| Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
| Доклады учащихся
Сочинение по предложенным темам (на выбор)
| Чтение-анализ
комментирование отрывков
Сопоставительный анализ
| Подготовить сообщения по творчеству Чехова. Подготовить доклад «А.П. Чехов и Московский Художественный театр». Составить план ответа: «Этапы в развитии основного конфликта пьесы». Определить формы проявления авторской позиции в пьесе. Подготовить сообщение «Пространственная организация пьесы «Вишнёвый сад». В чём заключается своеобразие чеховских диалогов?
|
35
| Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века
|
|
|
|
|
|
|
|
|