КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Учитель Перехожева Л.Е.
Образовательная система «Гармония»
Тема урока. Зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного.
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока.
1. Развивать умение находить имена существительные и прилагательные, определять род имен существительных, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов и в зависимости от рода.
2. Развивать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия;
3. Воспитывать трудолюбие, чувство сопереживания, любознательность, коммуникативность. Обеспечение.
Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней школы.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 3 класс: Тетрадь-задачник.
Содержание урока
| Целеполагание
Для учителя 2) Для обучающихся
| Организационный момент и самоопределение деятельности.
- Каково ваше настроение? Покажите смайлик. Что нужно сделать, чтобы оно сохранилось (улучшилось) на уроке русского языка?
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите: число, классная работа
|
Цели этапа:
1. Создать эмоциональный настрой
2. У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность на усвоение нового материала.
| Актуализация опорных знаний.
Вспомните домашнее задание, как вы рассуждали при написании окончаний имен прилагательных? Какая часть речи вам помогала ставить вопрос? Посмотрите на тему сегодняшнего урока.
Слайд 1.
Чем имена прилагательные отличаются от имен существительных?
(значение, вопрос, изменение по родам)
Мальчик Антон назвал эти слова именами прилагательными. Оцените его работу.
Слайд 2.
зеленый
зелень
темный
темнота
свет
светлый
-По какому признаку эти слова Антон посчитал именами прилагательными? Запишите эти слова в два столбика: в первый имена существительные, во второй имена прилагательные.
Определите род записанных слов. Очень много слов мужского рода, а скоро праздник женский, пусть все слова будут женского рода.
- Какие части речи легко изменяют свой род?
- Сделайте вывод, как отличить имена прилагательные от имен существительных.
|
Цели этапа:
1. Увидеть степень усвоения изученного материала, необходимого на уроке и возникновение проблемной ситуации, связанной с затруднением между необходимостью и невозможность выполнить задание учителя (дать практическое задание, невыполнимое вообще).
2.Обучающиеся должны вспомнить особенности изученных ранее частей речи, осознать необходимость получения новых знаний.
| Создание проблемной ситуации.
- Вы помните, как определить род имен существительных?
-Узнай род имен существительных из плашки на с. 54, запиши слова в три столбика по родам: мужской, женский и средний. Не забудь решить задачи. Встретились ли слова, род которых было трудно определить? Как поступить в этом случае?
Проверка. Слайд 3.
Какими правилами воспользовались, чтобы решить задачи?
- Так же легко можете дописать в свои столбики слова шаль, пианино. Что же делать?
|
Цели этапа:
1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблему и предлагать пути ее решения.
2.Обучающиеся должны увидеть и сформулировать учебную проблему, захотеть ее решить.
| IV Открытие детьми новых знаний. Вам на помощь как всегда приходят авторы учебника. Воспользуйтесь их подсказкой. С. 54.
-Мальчик иностранец опять не понимает нас. Пришел с вопросом. Слайд 4.
А зачем знать род имен существительных?
-Попробуйте объяснить ему. Вам может подсказать ответ на этот вопрос тема сегодняшнего урока.
- Чтобы ваше объяснение было более убедительным, запишите имена существительные шаль и пианино в столбик и припишите к ним имена прилагательные, подходящие по смыслу. Но сначала составим сами себе инструкцию, как будем действовать, чтобы не ошибиться.
Вывод. Ответ Тому. Не знаешь род имени существительного - не сможешь по его команде в единственном числе верно употребить имя прилагательное.
-Ребята, Том очень мало знает русских слов, а вы можете назвать слова сегодняшнего урока на английском языке? Жаль, я учила немецкий язык, не смогу поговорить с вами на английском.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
Цели этапа:
1. Содействовать развитию у школьников умений самостоятельно находить пути решения, выделять главное в изучаемом материале.
2. Обучающиеся должны понять, как определять род имен существительных.
| Первичное закрепление
№ 481
Проверка. Слайд 5.
Работа в парах.
Давайте докажем и Тому, и сами себе, что очень важно уметь определять род имен существительных.
- Задание может встретиться труднорешаемое, и, если не сможете его решить, ребята помогут во время проверки.
Работа в парах на карточках. Сначала определяют род, другой его проверяет, записывает окончание прилагательного и передает листок на проверку первому.
Задание на карточках.
Вещь ( ) нов…, дерево ( ) высок…, завод ( ) тракторн… , картофель ( ) вкусн…, ворона ( ) черн…, брошь ( ) красив… , овощ ( ) спел… , макароны ( ) длин….
Проверка.
Слайд 6
Сделайте вывод еще раз, почему важно уметь определять род имен существительных. Сравните свое объяснение с объяснением авторов.
С. 55 в синей плашке.
|
Цели этапа:
1. Организовать закрепление полученных знаний, проговаривание нового знания, содействовать развитию умения общаться с одноклассниками.
2.Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания на практике: определять род имен существительных,
иногда пользуясь словарем, ставить вопрос к имени прилагательному, правильно употреблять окончание имени прилагательного, аргументировать свой выбор.
| Самостоятельная работа.
Спишите текст, решив задачи. Чтобы не ошибиться в выборе окончания имен прилагательных, указывайте слова командиры значком. Слайд7.
Летит над речкой зимородок. Он немного побольше в.р.б.я. Очень красив… птица! Брюшко оранжев…, спинка ярко-зелён…, а нос длиннющ…, прям…, как палочка. Им зимородок без промаха рыбок хватает. Слайд8.
- Это очень красивая птица живет и в России, селится на берегах чистых рек в норах до 2 метров. Пищу - мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”.
|
Цели этапа:
1. Формировать у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; содействовать развитию у детей умений общаться.
2. Обучающиеся должны уметь самостоятельно выполнять задание, применяя новые знания, прислушиваться к мнению одноклассников.
| Рефлексия деятельности.
- Поделитесь вашими впечатлениями, мыслями об уроке, что вы расскажете сегодня дома об уроке русского языка?
- Что все-таки еще остается не до конца понятым? К чему завтра надо вернуться? Если вы дома полистаете учебник и найдете для себя ответ на этот вопрос, то на следующем уроке не нужно будет тратить время на это.
Покажите ваше настроение смайликом.
|
Цели этапа:
1. Помочь осознать результаты своей учебной деятельности, выразить свое отношение к проделанной работе.
2. Каждый обучающийся должен уметь делать самооценку результатов своей деятельности
| Домашнее задание.
Чистописание.
- Посмотрите на свою работу, на правильность написания букв и соединений. Найдите то, что не очень получилось, поставьте выше знак - . На полях пропишите это правильно.
Дома просмотрите свою классную работу и по одному разу напишите буквы, которые на следующем уроке надо постараться на +
Закрепить и повторить знания сегодняшнего урока поможет № 483, если вам покажется этот номер слишком простой, выполните еще № 484.
|
Цели этапа:
1.Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний полученных на уроке, проявить свое творчество при выполнении домашнего задания.
2.Каждый обучающийся должен уметь пользоваться словарем, ответственно подходить к выполнению домашнего задания.
| |