Скачать 86.13 Kb.
|
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 655 Приморского района Преподаватель: Павлова Татьяна Георгиевна Тьютор: Малачинская Оксана Юрьевна Учебная дисциплина: русский язык Тема: «Имя существительное» Целевая аудитория: 5 класс Цели урока: Знание: знать определение имени существительного, грамматические признаки. Понимание: понимать грамматический способ определения категории одушевленности/неодушевленности. Применение: определять признаки у имен существительных; согласовывать несклоняемые имена существительные с зависимыми словами; проводить морфемный разбор существительных. Анализ: различать классифицирующие и словоизменительные признаки имени существительного. Синтез: выполнять морфологический разбор имени существительного. Оценка: оценивать свои знания на каждой из предложенных станций. Оборудование: ноутбук, проектор, ИКТ-презентация, маршрутные листы. Ход урока 1. Начало урока. - Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня вам предстоит выступить в роли путешественников. Но чтобы понять, что мы будем сегодня изучать на уроке, вам надо отгадать загадку. Подумайте, о какой части речи эти строки? Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Учащиеся: Об имени существительном. Слайд №1 - Мы знакомились с именем существительным в начальной школе, и сегодня на уроке мы обобщим все, что знаем об этой части речи, а имя существительное поможет нам узнать что-то интересное. Я хочу предложить вам небольшое морское путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Учащиеся: Маршрут. - Правильно. Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, где нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! (маршрутные листы заранее положены на парты). 2. Игра – путешествие. Море Морфологии. - Мы начинаем наш путь с моря Морфологии. Подумайте и объясните, что же такое имя существительное? Ученик: Это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. - Уточните, что конкретно могут обозначать существительные. Ученик: Явления действительности, признак как предмет, действие как предмет. - Возьмите листы для работы, найдите задание под №1. Распределите существительные в графы таблицы в соответствии с их значением. (за каждый правильный ответ учащийся ставит себе в маршрутный лист 1 балл). Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна. Слайд № 2.
Самопроверка (по слайду). (Максимальное количество баллов за правильные ответы – 12, т.е. 1 слово – 1 балл). - Вы уже знаете, что каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими морфологическими признаками обладает имя существительное? Ученик: Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
- Какие существительные называются собственными? Как они пишутся? Ученик: Собственными называются имена существительные, которые обозначают имена, фамилии людей, клички животных, географические названия, название книг, фильмов и т.д. Пишутся они с большой буквы. Объяснительный диктант. - Впишите в свои листы только имена собственные. В романе Пушкина “Евгений Онегин”, теплоход “Лев Толстой”, живём в Санкт-Петербурге, купили Мазду, молодой орёл, город Орёл, газета “Правда”, программа «Итоги». Слайд №3.Самопроверка по слайду. За каждый правильный ответ – 1 балл. - Почему в определении существительного указывается два вопроса? Какие существительные называются одушевлёнными? Ученик: В определении существительного указывается два вопроса, потому что существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевлёнными, а существительные, отвечающие на вопрос что, -неодушевлёнными. Одушевлённые имена существительные:
Неодушевлённые имена существительные:
- Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.( совместными усилиями делается вывод: у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?) - Кто может самостоятельно повторить грамматический способ определения категории одушевленное/неодушевленное имя существительное и продемонстрировать на примере? (5 баллов – правильный ответ). Физминутка. - Теперь немного отдохнём. Встаньте около своих парт, и если я назову неодушевлённое существительное, то поднимите руки вверх и потянитесь, а если одушевлённое – опустите руки и наклонитесь. - А теперь найдите в своих рабочих материалах тест. (За каждое верно выполненное задание после самопроверки с помощью слайда поставьте себе 2 балла.) Тест. 1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые: а) поход, лошадь, домино, шапка; б) лес, око, табун, дело; в) кукла, лисица, студент, Снегурочка. (2 балла) Слайд №4. 2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые: а) армия, листва, тюльпан, урок; б) стадо, утка, окно, морковь; в) ученик, карандаш, свет, голод. (2 балла) Слайд №5. - Изменяются ли существительные по родам? Ученик: Существительные не изменяются по родам. -Что мы знаем об этой категории? Ученик: Существительные имеют три рода. - У всех ли существительных легко определить род? Ученик: Не у всех существительных легко определить род. - Как определить род у несклоняемых существительных? Ученик: Определить род у несклоняемых существительных можно по прилагательному. (1 балл за правильный ответ) -Допишите словосочетания: школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе. - Поменяйтесь рабочими листами и поставьте друг другу в маршрутные листы баллы (по одному за каждый правильный ответ). Взаимопроверка по слайду (слайд № 6). (Максимальное количество баллов – 6). Бухта Морфемная - Следующая наша стоянка в бухте Морфемная. Определите способ образования слова ТРАКТОРИСТ. Запишите цепочку однокоренных слов и выделите морфемы. Кто хочет выполнить это задание у доски? (К доске выходит ученик, выполняет задание, потом все вместе это задание проверяют). За правильный ответ поставьте себе в маршрутные листы 3 балла. Пролив Орфоэпии - Следующий пункт нашего путешествия - пролив Орфоэпии. Посмотрите на слова, проплывающие мимо нашего корабля. Можно ли однозначно сказать, о чём идёт речь? Как это пояснить на письме? Ученик: Однозначно сказать, о чём идёт речь, нельзя, потому что смысл слова зависит от ударения. Пояснить на письме можно, поставив ударение. На доске слова: ОРГАН, ПОЛКИ, ЗАМОК - Составьте предложение с одним из слов. Если у вас это получилось, то поставьте себе в маршрутные листы 2 балла. Гавань Орфографическая - Следующая гавань Орфографическая. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик). Ученик: Суффикс –щик пишется после согласных, кроме д, т, з, с, ж, а суффикс –чик пишется только после букв д, т, з, с, ж.(1 балл). - Посмотрите на свои рабочие листы. В каком слове пишется суффикс –щик? Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.(1 балл за каждый правильный ответ) Проверка с помощью скрытой на откидной доске записи. - Как различить на письме суффиксы –ик и –ек? Ученик: -Ек пишется в словах мужского рода, если при изменении формы слова происходит выпадение гласной, если гласная сохраняется, то это суффикс –ик. (1 балл) - Посмотрите на слайд. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к; б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к; в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к; г) чайнич…к, кошелёч…к, свёрточ…к, человеч…к.
- Вспомните, как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных. Заполните таблицу примерами.
Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, ш…пот, со свеч…й, ш…рох, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, расч…ска, ореш…к, лапш…й, девч…нка. (За каждое правильно вписанное слово – 1 балл). Слайд №8. Океан Синтаксический - Мы приплыли в океан Синтаксический. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка (предложения на слайде):
(Запись 3 предложения и его письменный синтаксический разбор). Слайд №9. 3. Рефлексия. - Наше путешествие подошло к концу. Наверное, вы устали. Ученики: Нет! - Вам понравился урок? Ученики: Очень! - На какой станции вам было интересно? Ученики дают разные ответы. - А на какой было трудно? Ученики дают разные ответы. 4. Подведение итогов урока и выставление оценок. - Посчитайте количество баллов. Поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов. Поставьте себе в дневник «5». . Поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов, но меньше, чем__баллов. Поставьте себе в дневник «4». Теперь поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов, но меньше, чем__баллов.. Поставьте себе в дневник «3». Не огорчайтесь, если у вас меньше __баллов. Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок. Слайд №10. 5. Домашнее задание: упр.676. Маршрутный лист путешественника 5 класса
Карта самооценки
|
Урок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | «имя существительное» Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное» | ||
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока | Обобщение по теме «Имя существительное» Цели урока Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль... | ||
Конспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются... | Урока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;... | ||
Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,... | Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | ||
«Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных» | Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | ||
Имя существительное Моу “Шалинская средняя общеобразовательная школа” Пестречинского муниципального района рт | Конспект открытого урока русского языка Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные | ||
Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | Программа по английскому языку для абитуриентов Имя существительное Употребление артикля и местоимений some и any с именами существительными нарицательными |