«Имя существительное»





Скачать 86.13 Kb.
Название«Имя существительное»
Дата публикации06.03.2015
Размер86.13 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Астрономия > Анализ
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 655 Приморского района

Преподаватель: Павлова Татьяна Георгиевна

Тьютор: Малачинская Оксана Юрьевна

Учебная дисциплина: русский язык

Тема: «Имя существительное»

Целевая аудитория: 5 класс

Цели урока:

Знание: знать определение имени существительного, грамматические признаки.

Понимание: понимать грамматический способ определения категории одушевленности/неодушевленности. Применение: определять признаки у имен существительных; согласовывать несклоняемые имена существительные с зависимыми словами; проводить морфемный разбор существительных. Анализ: различать классифицирующие и словоизменительные признаки имени существительного. Синтез: выполнять морфологический разбор имени существительного. Оценка: оценивать свои знания на каждой из предложенных станций.

Оборудование: ноутбук, проектор, ИКТ-презентация, маршрутные листы.


Ход урока

1. Начало урока.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня вам предстоит выступить в роли путешественников. Но чтобы понять, что мы будем сегодня изучать на уроке, вам надо отгадать загадку.

Подумайте, о какой части речи эти строки?

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.


Учащиеся: Об имени существительном. Слайд №1

- Мы знакомились с именем существительным в начальной школе, и сегодня на уроке мы обобщим все, что знаем об этой части речи, а имя существительное поможет нам узнать что-то интересное. Я хочу предложить вам небольшое морское путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться?

Учащиеся: Маршрут.

- Правильно. Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, где нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! (маршрутные листы заранее положены на парты).
2. Игра – путешествие.

Море Морфологии.

- Мы начинаем наш путь с моря Морфологии. Подумайте и объясните, что же такое имя существительное?

Ученик: Это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет.

- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные.

Ученик: Явления действительности, признак как предмет, действие как предмет.

- Возьмите листы для работы, найдите задание под №1. Распределите существительные в графы таблицы в соответствии с их значением. (за каждый правильный ответ учащийся ставит себе в маршрутный лист 1 балл).

Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна. Слайд № 2.

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

 

 

 

Самопроверка (по слайду). (Максимальное количество баллов за правильные ответы – 12, т.е. 1 слово – 1 балл).

- Вы уже знаете, что каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими морфологическими признаками обладает имя существительное?

Ученик: Постоянные признаки:

  • Собственное/ нарицательное

  • Одушевлённое/ неодушевлённое

  • Род

  • Склонение

Непостоянные признаки:

  • Число

  • Падеж

- Какие существительные называются собственными? Как они пишутся?

Ученик: Собственными называются имена существительные, которые обозначают имена, фамилии людей, клички животных, географические названия, название книг, фильмов и т.д. Пишутся они с большой буквы.

Объяснительный диктант.

- Впишите в свои листы только имена собственные.

В романе Пушкина “Евгений Онегин”, теплоход “Лев Толстой”, живём в Санкт-Петербурге, купили Мазду, молодой орёл, город Орёл, газета “Правда”, программа «Итоги».

Слайд №3.Самопроверка по слайду.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Почему в определении существительного указывается два вопроса? Какие существительные называются одушевлёнными?

Ученик: В определении существительного указывается два вопроса, потому что существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевлёнными, а существительные, отвечающие на вопрос что, -неодушевлёнными.

Одушевлённые имена существительные:

  • Названия живых существ: бельчонок, белочка

  • Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, водяной

  • Названия детских игрушек: кукла, мишка

  • Название шахматных и карточных фигур: ферзь, дама

Неодушевлённые имена существительные:

  • Предметы действительности: лампа, стул

  • Растения: роза, трава

  • Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая

- Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.( совместными усилиями делается вывод: у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?)

- Кто может самостоятельно повторить грамматический способ определения категории одушевленное/неодушевленное имя существительное и продемонстрировать на примере? (5 баллов – правильный ответ).

Физминутка.

- Теперь немного отдохнём. Встаньте около своих парт, и если я назову неодушевлённое существительное, то поднимите руки вверх и потянитесь, а если одушевлённое – опустите руки и наклонитесь.

- А теперь найдите в своих рабочих материалах тест. (За каждое верно выполненное задание после самопроверки с помощью слайда поставьте себе 2 балла.)

Тест.

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) поход, лошадь, домино, шапка;
б) лес, око, табун, дело;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.


(2 балла) Слайд №4.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, утка, окно, морковь;
в) ученик, карандаш, свет, голод.


(2 балла) Слайд №5.

- Изменяются ли существительные по родам?

Ученик: Существительные не изменяются по родам.

-Что мы знаем об этой категории?

Ученик: Существительные имеют три рода.

- У всех ли существительных легко определить род?

Ученик: Не у всех существительных легко определить род.

- Как определить род у несклоняемых существительных?

Ученик: Определить род у несклоняемых существительных можно по прилагательному.

(1 балл за правильный ответ)

-Допишите словосочетания:

школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

- Поменяйтесь рабочими листами и поставьте друг другу в маршрутные листы баллы (по одному за каждый правильный ответ). Взаимопроверка по слайду (слайд № 6).

(Максимальное количество баллов – 6).

Бухта Морфемная

- Следующая наша стоянка в бухте Морфемная. Определите способ образования слова ТРАКТОРИСТ. Запишите цепочку однокоренных слов и выделите морфемы. Кто хочет выполнить это задание у доски? (К доске выходит ученик, выполняет задание, потом все вместе это задание проверяют). За правильный ответ поставьте себе в маршрутные листы 3 балла.

Пролив Орфоэпии

- Следующий пункт нашего путешествия - пролив Орфоэпии. Посмотрите на слова, проплывающие мимо нашего корабля. Можно ли однозначно сказать, о чём идёт речь? Как это пояснить на письме?

Ученик: Однозначно сказать, о чём идёт речь, нельзя, потому что смысл слова зависит от ударения. Пояснить на письме можно, поставив ударение.

На доске слова: ОРГАН, ПОЛКИ, ЗАМОК

- Составьте предложение с одним из слов. Если у вас это получилось, то поставьте себе в маршрутные листы 2 балла.

Гавань Орфографическая

- Следующая гавань Орфографическая. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Ученик: Суффикс –щик пишется после согласных, кроме д, т, з, с, ж, а суффикс –чик пишется только после букв д, т, з, с, ж.(1 балл).

- Посмотрите на свои рабочие листы. В каком слове пишется суффикс –щик?

Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.(1 балл за каждый правильный ответ)

Проверка с помощью скрытой на откидной доске записи.

- Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?

Ученик: -Ек пишется в словах мужского рода, если при изменении формы слова происходит выпадение гласной, если гласная сохраняется, то это суффикс –ик. (1 балл)

- Посмотрите на слайд. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к;

б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к;

в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к;

г) чайнич…к, кошелёч…к, свёрточ…к, человеч…к.

    1. балла). Слайд №7.

- Вспомните, как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных. Заполните таблицу примерами.

Части слова

О

Е

окончание







суффикс







Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, ш…пот, со свеч…й, ш…рох, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, расч…ска, ореш…к, лапш…й, девч…нка.

(За каждое правильно вписанное слово – 1 балл). Слайд №8.

Океан Синтаксический

- Мы приплыли в океан Синтаксический. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка (предложения на слайде):

  • Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся из экспедиции.

  • Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство и отвлекает от грустных мыслей.

  • На солнце заблестели глубокие сугробы скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

  • Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

(Запись 3 предложения и его письменный синтаксический разбор). Слайд №9.
3. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Наверное, вы устали.

Ученики: Нет!

- Вам понравился урок?

Ученики: Очень!

- На какой станции вам было интересно?

Ученики дают разные ответы.

- А на какой было трудно?

Ученики дают разные ответы.
4. Подведение итогов урока и выставление оценок.

- Посчитайте количество баллов. Поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов. Поставьте себе в дневник «5». . Поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов, но меньше, чем__баллов. Поставьте себе в дневник «4». Теперь поднимите руку те, у кого больше, чем __ баллов, но меньше, чем__баллов.. Поставьте себе в дневник «3». Не огорчайтесь, если у вас меньше __баллов. Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок. Слайд №10.
5. Домашнее задание: упр.676.
Маршрутный лист путешественника 5 класса



Пункт

Количество баллов

1

Море Морфологии




2

Бухта Морфемная




3

Пролив Орфоэпии




4

Океан Синтаксический







ИТОГ:






Карта самооценки

п-п

Основные критерии учебных целей

Баллы

Мои баллы

Примечания

1

Я могу отличить существительное от другой части речи

5







2

Я могу назвать постоянные и непостоянные признаки имени существительного

10







3

Я могу сделать морфологический разбор имени существительного

15







4

Я могу назвать по предложенным морфемам постоянные и непостоянные признаки имени существительного

20







5

Я могу объяснить товарищу отличие существительного от другой части речи, постоянные и непостоянные признаки имени существительного

25







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Имя существительное» iconУрок по теме «Имя существительное». Учитель: Вагапова Ильвера Хабировна. Образовательные задачи
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
«Имя существительное» icon«имя существительное»
Цели: Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Имя существительное»
«Имя существительное» iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
«Имя существительное» iconОбобщение по теме «Имя существительное» Цели урока
Образовательная- 1 повторить и систематизировать ранее изученное по теме «Имя существительное», его морфологические признаки, роль...
«Имя существительное» iconКонспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна
Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются...
«Имя существительное» iconУрока : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»; научить делать морфологический разбор имени существительного;...
«Имя существительное» iconКонспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение...
Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название....
«Имя существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
«Имя существительное» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,...
«Имя существительное» iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
«Имя существительное» icon«Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
Тема урока: «Имя существительное. Систематизация изученного и изучение несклоняемых существительных»
«Имя существительное» iconУрок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части...
Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных
«Имя существительное» iconИмя существительное
Моу “Шалинская средняя общеобразовательная школа” Пестречинского муниципального района рт
«Имя существительное» iconКонспект открытого урока русского языка
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
«Имя существительное» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
«Имя существительное» iconПрограмма по английскому языку для абитуриентов Имя существительное
Употребление артикля и местоимений some и any с именами существительными нарицательными


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск