Скачать 76.87 Kb.
|
Применение опорных конспектов на уроке русского языка Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов. Идея методики В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной. Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознанием его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов – грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении. «Крупные блоки» - это не простой набор языковых фактов, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания, соединения. Несомненным преимуществом применения опорных конспектов на уроке русского языка является, во-первых, то, что теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений. Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка. Изучаемый материал уже не представляется для них случайным набором многочисленных, а порой и вовсе непонятных правил. Во-вторых, опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся. а).служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему. б).предоставляет возможность учащимся самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Ученики оформляют опорные конспекты в так называемых справочных тетрадях, вновь возвращаются к ним, выполняя тренировочные упражнения на уроке и дома, дополняя или сравнивая конспект с материалом учебника. Учащиеся осознают, что по опорным конспектам учить материал проще и быстрее. В-третьих, составление опорных конспектов ведет к реальному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке конспект составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников. В-четвертых, постоянно работая с опорным конспектом, дети раскрепощаются (ведь всегда приходит на помощь тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил). Даже слабые ученики проявляют инициативу, активно работают. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет и воспитательное значение. В-пятых, использование опорного конспекта дает возможность успешно организовать повторение – как итоговое, так и пропедевтическое. Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в конспекте. Опорный конспект не дается детям в готовом виде, а «вырастает» на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. В начале урока перед составлением конспекта необходима целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений, а также словарная работа с новыми терминами. Затем обязательно создание проблемной ситуации. После составления опорного конспекта возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязи между этими звеньями. Для этого используются различные приемы: «озвучивание» опорного конспекта в парах сменного состава и в виде индивидуальных ответов перед классом ( по методу В.Ф.Шаталова), лингвистическая викторина, игра «Кто быстрее назовет», составление и запись в справочной тетради образцов рассуждения по опорному конспекту. В дальнейшем можно проводить с опорным конспектом такую работу: 1.ученик проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила. 2.эта тренировка способствует развитию у учащихся монологической речи книжного стиля. 3.в результате такой тренировки развивается мышление учеников. Для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений и навыков на уроках выполняются упражнения аналитические, репродуктивные и творческие. В целях диагностики в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа: цифровой, буквенный, графический диктанты, тесты, взаимопроверка с использованием ключа, работа с перфокартами, с сигнальными карточками. Покажем в качестве примера начальное звено работы над разделом «Виды односоставных предложений» в 8 классе. 1.Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в следующих предложениях перед союзом И необходима запятая: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться. 2.От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности. Понятие об односоставном предложении вводится с помощью сопоставления его с двусоставными и чтения параграфа учебника. 3.Запишите под диктовку строфу из стихотворения С.Есенина: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. 4.Вопросы: - Сколько в этой строфе предложений? - Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. - Чем отличаются два первых предложения от остальных? - Есть ли необходимость восстановить недостающие члены? 5.Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы: 1.В чем различие между односоставными и двусоставными предложениями? 2.В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями? 6.Для обобщения этого этапа рассуждения задаем вопросы: 1.Какие предложения называются односоставными? 2.Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения? Учитель обращает внимание детей на то, что уметь «узнавать в лицо» односоставные предложения, которые могут «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимику разных типов предложений. 7.Работу над составлением опорного конспекта «Виды односоставных предложений» начинаем с задания: 1.Прочитайте в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме. 2.С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта: Найди главный член предложения подлежащее сказуемое 3.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член предложения – подлежащее? Какой частью речи выражается главный член назывного предложения? 4.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое? Какой частью речи выражается главный член этих предложений? Отразите это в опорном конспекте. В результате получаем опорную схему: Виды односоставных предложений Найди главный член предложения подлежащее сказуемое назывное Тишина. Ранняя весна. определи, чем выражено сказуемое 1.глагол в форме 1, 2 лица 1.глагол в форме 3 лица 1.безличный глагол 2.не было настоящего, будущего мн. числа настоящего, 3.личный глагол в безличном времени будущего времени значении 4.н.ф. глагола 5.нет 2. глагол в форме повели- 2.глагол в форме прошед 6.вспомогат.гл. + н.ф. глагола тельного наклонения шего времени мн.числа 7.было(есть) + слово состояния определенно-личное неопределенно-личное безличное 8.Чтобы дети научились ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, предлагаем игру на внимание: -кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено словом НЕТ? -глаголом в форме множественного числа прошедшего времени? -кратким страдательным причастием в среднем роде? (велено) -глаголом 1 лица будущего времени? -неопределенной формой глагола? (попить бы чаю!) -словом состояния? -глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени? (Стучат.) -личным глаголом в безличном значении? (Приятно пахнет черемухой.) -глаголом в повелительном наклонении? -словом не было? -вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола (Не стоит спешить.) -в предложении только подлежащее? 9.Примеры и образцы рассуждений к ним записываются в справочной тетради в следующем виде: Пахло милым тлением осени. – Грамматическая основа – «пахло». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член-сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении. Это безличное предложение. Славная осень. – Грамматическая основа – «осень». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член- подлежащее. Это предложение назывное. Сегодня уже прохладно. – Грамматическая основа – «прохладно». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член – сказуемое, выраженное словом состояния. Это безличное предложение. 10.Для тренировочных упражнений был выбран объяснительный диктант с грамматическим разбором – рассуждением. Люблю тебя, моя Россия! В справочное бюро часто звонили. Мы звонили в справочное бюро. На место рыбалки приезжаю рано. Я приезжаю на занятия рано. Мне не спалось. В пальто тепло и сухо. Я не сплю от духоты. Не бывать тебе там. Вечереет. Ночь. Тишина. Нет спичек. Пахнет сеном над лугами. Сено пахнет над лугами. Дело словом не заменишь. 11.Завершается урок диагностической самостоятельной работой – определить тип односоставного предложения. Светало. У меня нет линейки. Иду не торопясь. Звонят, откройте дверь. Не забудь мои советы. Мне не здоровится. Вам не видать таких сражений! На востоке начинало сереть. Дидактический материал к следующему уроку подбирается с учетом ошибок, сделанных учениками в диагностической работе. Однако в продолжение следующих уроков все большее значение приобретают два аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставные предложения в составе сложного предложения. Таким образом, имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему более успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями. Не следует преувеличивать роль опорных конспектов, считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических, пунктуационных умений и отвергать традиционные и другие нетрадиционные способы обучения. |
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере... | Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе.... В любой системе обучения школьное преподавание русского языка преследует три главные цели | ||
Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | Говор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | Урок русского языка в 9 классе Цели: орфографическая работа на основные правила, расширение лексического запаса учащихся. Актуализация опорных знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в вузе 15 | ||
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая... | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?... | Тема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | ||
Урок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные... Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей | Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление... | ||
Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) | Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка |