Применение опорных конспектов на уроке русского языка





Скачать 76.87 Kb.
НазваниеПрименение опорных конспектов на уроке русского языка
Дата публикации18.09.2013
Размер76.87 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.

Идея методики В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной.

Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознанием его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов – грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении.

«Крупные блоки» - это не простой набор языковых фактов, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания, соединения.

Несомненным преимуществом применения опорных конспектов на уроке русского языка является, во-первых, то, что теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений. Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка. Изучаемый материал уже не представляется для них случайным набором многочисленных, а порой и вовсе непонятных правил.

Во-вторых, опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся.

а).служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему.

б).предоставляет возможность учащимся самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Ученики оформляют опорные конспекты в так называемых справочных тетрадях, вновь возвращаются к ним, выполняя тренировочные упражнения на уроке и дома, дополняя или сравнивая конспект с материалом учебника.

Учащиеся осознают, что по опорным конспектам учить материал проще и быстрее.

В-третьих, составление опорных конспектов ведет к реальному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке конспект составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.

В-четвертых, постоянно работая с опорным конспектом, дети раскрепощаются (ведь всегда приходит на помощь тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил). Даже слабые ученики проявляют инициативу, активно работают. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет и воспитательное значение.

В-пятых, использование опорного конспекта дает возможность успешно организовать повторение – как итоговое, так и пропедевтическое.

Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в конспекте. Опорный конспект не дается детям в готовом виде, а «вырастает» на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя.

В начале урока перед составлением конспекта необходима целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений, а также словарная работа с новыми терминами. Затем обязательно создание проблемной ситуации.

После составления опорного конспекта возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязи между этими звеньями. Для этого используются различные приемы: «озвучивание» опорного конспекта в парах сменного состава и в виде индивидуальных ответов перед классом ( по методу В.Ф.Шаталова), лингвистическая викторина, игра «Кто быстрее назовет», составление и запись в справочной тетради образцов рассуждения по опорному конспекту.

В дальнейшем можно проводить с опорным конспектом такую работу:

1.ученик проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила.

2.эта тренировка способствует развитию у учащихся монологической речи книжного стиля.

3.в результате такой тренировки развивается мышление учеников.

Для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений и навыков на уроках выполняются упражнения аналитические, репродуктивные и творческие.

В целях диагностики в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа: цифровой, буквенный, графический диктанты, тесты, взаимопроверка с использованием ключа, работа с перфокартами, с сигнальными карточками.

Покажем в качестве примера начальное звено работы над разделом «Виды односоставных предложений» в 8 классе.

1.Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в следующих предложениях перед союзом И необходима запятая:

Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.

2.От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

Понятие об односоставном предложении вводится с помощью сопоставления его с двусоставными и чтения параграфа учебника.

3.Запишите под диктовку строфу из стихотворения С.Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

4.Вопросы:

- Сколько в этой строфе предложений?

- Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

- Чем отличаются два первых предложения от остальных?

- Есть ли необходимость восстановить недостающие члены?

5.Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:

1.В чем различие между односоставными и двусоставными предложениями?

2.В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

6.Для обобщения этого этапа рассуждения задаем вопросы:

1.Какие предложения называются односоставными?

2.Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?

Учитель обращает внимание детей на то, что уметь «узнавать в лицо» односоставные предложения, которые могут «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимику разных типов предложений.

7.Работу над составлением опорного конспекта «Виды односоставных предложений» начинаем с задания:

1.Прочитайте в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.

2.С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения?

Запишем первую часть опорного конспекта:

Найди главный член предложения

подлежащее сказуемое

3.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член предложения – подлежащее? Какой частью речи выражается главный член назывного предложения?

4.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое? Какой частью речи выражается главный член этих предложений? Отразите это в опорном конспекте.

В результате получаем опорную схему:

Виды односоставных предложений

Найди главный член предложения
подлежащее сказуемое

назывное Тишина. Ранняя весна. определи, чем выражено сказуемое

1.глагол в форме 1, 2 лица 1.глагол в форме 3 лица 1.безличный глагол

2.не было

настоящего, будущего мн. числа настоящего, 3.личный глагол в безличном времени будущего времени значении 4.н.ф. глагола 5.нет 2. глагол в форме повели- 2.глагол в форме прошед 6.вспомогат.гл. + н.ф. глагола тельного наклонения шего времени мн.числа 7.было(есть) + слово состояния

определенно-личное неопределенно-личное безличное

8.Чтобы дети научились ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, предлагаем игру на внимание:

-кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено словом НЕТ?

-глаголом в форме множественного числа прошедшего времени?

-кратким страдательным причастием в среднем роде? (велено)

-глаголом 1 лица будущего времени?

-неопределенной формой глагола? (попить бы чаю!)

-словом состояния?

-глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени? (Стучат.)

-личным глаголом в безличном значении? (Приятно пахнет черемухой.)

-глаголом в повелительном наклонении?

-словом не было?

-вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола (Не стоит спешить.)

-в предложении только подлежащее?

9.Примеры и образцы рассуждений к ним записываются в справочной тетради в следующем виде:

Пахло милым тлением осени. – Грамматическая основа – «пахло». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член-сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении. Это безличное предложение.

Славная осень. – Грамматическая основа – «осень». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член- подлежащее. Это предложение назывное.

Сегодня уже прохладно. – Грамматическая основа – «прохладно». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член – сказуемое, выраженное словом состояния. Это безличное предложение.

10.Для тренировочных упражнений был выбран объяснительный диктант с грамматическим разбором – рассуждением.

Люблю тебя, моя Россия! В справочное бюро часто звонили. Мы звонили в справочное бюро. На место рыбалки приезжаю рано. Я приезжаю на занятия рано. Мне не спалось. В пальто тепло и сухо. Я не сплю от духоты. Не бывать тебе там. Вечереет. Ночь. Тишина. Нет спичек. Пахнет сеном над лугами. Сено пахнет над лугами. Дело словом не заменишь.

11.Завершается урок диагностической самостоятельной работой – определить тип односоставного предложения.

Светало. У меня нет линейки. Иду не торопясь. Звонят, откройте дверь. Не забудь мои советы. Мне не здоровится. Вам не видать таких сражений! На востоке начинало сереть.

Дидактический материал к следующему уроку подбирается с учетом ошибок, сделанных учениками в диагностической работе. Однако в продолжение следующих уроков все большее значение приобретают два аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставные предложения в составе сложного предложения.

Таким образом, имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему более успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями.

Не следует преувеличивать роль опорных конспектов, считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических, пунктуационных умений и отвергать традиционные и другие нетрадиционные способы обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconПрименение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе....
В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconГовор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconУрок русского языка в 9 классе
Цели: орфографическая работа на основные правила, расширение лексического запаса учащихся. Актуализация опорных знаний
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов»
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в вузе 15
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconТема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconУрок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные...
Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Применение опорных конспектов на уроке русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск