МОУ СОШ №1 г. Билибино ЧАО
Учитель: Горих И.В.
Класс: 2 «а»
Тема урока: И.А.Крылов « Лебедь, рак и щука».
Продолжительность урока: 40 минут.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи урока:
1.Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова, учить читать басню, расширять читательский кругозор. Научить определять басню как
жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
2.Развивать навыки выборочного, выразительного чтения.
3.Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: портрет Крылова, иллюстрации к басням, слоговые таблицы, выставка книг
Ход урока:
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| 1. Организационный момент
| 1 минута
| Сообщить тему и цели урока.
|
|
| Словесный
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
Проверяет готовность детей к уроку. -Сегодня у нас интересный урок. Вы узнаете много нового, а сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
| Деятельность учащихся
Дети стоят возле своих мест. Приветствуют гостей, садятся.
|
|
| 2
Артикуляционная гимнастика.
| Время
| Цель этапа
.
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
|
| 3 минуты
| Подготовить артикуляционный аппарат к работе.
| Артикуляционных упражнений.
| Выполнять правильно артикуляционные упражнения
| Демонстрационные,
Практические.
| Фронтальная.
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Вместе с детьми выполняет упражнения, следит за правильностью выполнения упражнений. Отмечает детей, которые лучше всех выполняли упражнения.
- Итак, для чего мы делали артикуляционную гимнастику?
| Глядя на образец, выполняют упражнения.
Готовили губы, язык для чёткого чтения.
| Голосовые упражнения
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
|
| 1 минута
| Подготовить голосовые связки к работе.
| Упражнения на развитие голоса
| Выполнять упражнения на развитие голоса.
| Практические
| Фронтальная
Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Работа со скороговоркой (произнести с огорчением, с радостью, в ускоренном темпе, шепотом, громко).
Отметить учащихся, которые выразительнее других и чётче работали.
- Итак, для чего мы выполняли эти упражнения?
Работа по слоговой таблице.
| Дети, глядя на доску, выполняют упражнения. Мы выполняли эти упражнения, чтобы подготовить голос для дальнейшей работы.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Постановка целей урока
| 5 минут
| Объявить тему урока.
| Совершенствовать знания учащихся по фонетике. Познакомить с краткой биографией И. А. Крылова.
| Умение действовать по инструкции
| Наглядно-практические
Рассказ.
| Фронтальная.
Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| - Сегодня будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя и должны постараться и научиться очень хорошо читать его произведение. Отгадайте фамилию этого писателя.
1.Зачеркни все звонкие согласные. Б Д З К Р
2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч
3. Зачеркни все гласные, дающие мягкость согласным. Ё Ю Ы Я И
4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й
5. Зачеркни все гласные, которые могут давать два звука. Я Е Ё О Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц
- Что получилось? - А теперь отгадайте как его зовут?
Для этого сначала прочитайте буквы, которые написаны синим цветом, а потом те, которые записаны жёлтым цветом. Итак, назовите полное имя писателя с творчеством которого мы сегодня будем знакомиться.
-Посмотрите на портрет. -Каким вам представляется Крылов по характеру?
-Его называют дедушка Крылов. Он был очень добрым человеком, в жизни всего добивался сам. С детства писал. Известности добился в 20 лет. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире и согласии.
-Отгадайте, что писал Крылов?
- Вы уже знаете много разных потешек, загадок, поговорок, пословиц, а вот сегодня вы познакомитесь с ещё одним жанром литературы – басней. Что же такое басня?
(Басня это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить).
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?
| Дети по одному выходят к доске и выполняют инструкцию, данную учителем.
-Получилась фамилия писателя: Крылов. -Получилось имя: Иван.
-Получилось отчество Андреевич.
- Крылов Иван Андреевич Дети рассматривают портрет на доске. -Он добрый, умный. Учащиеся разгадывают задание.
- Крылов писал басни.
Читаем хором определение на доске.
- На сказку.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Работа с учебником.
| 5 минут
| Познакомить с библиографической статьёй.
Развивать навык чтения.
| Знать биографию писателя.
| Ориентироваться в тексте.
| Работа с книгой.
Иллюстрация
| Фронтальная,
Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
- Открыли учебник на стр. 102. Чтение текста «цепочкой». - Офтальмологическая пауза « Сон».
В небе солнышко сияет
В речке рыбок веселит
Ветер листьями играет А сова спокойно спит.
Ей приснился сладкий сон
Вот бы не кончился он.
- Сегодня будем читать басню, а чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строку справа налево.
.АКУЩ И КАР ,ЬДЕБЕЛ -Рассматриваем картинки лебедя, рака, щуки. Что общего? - Рассматриваем иллюстрацию к басне. - Что делают герои?
- Получается или нет?
| Деятельность учащихся
Читают текст
Руки вверх, посмотреть на них.
Руки вниз, посмотреть на них.
Движения рук из стороны в сторону. Провожая взглядом.
Глаза закрыть.
Глаза « вытаращить и сильно зажмурить Дети читают строку на доске.
-Все живут в воде. Смотрят иллюстрации на доске. - Пытаются сдвинуть телегу с места.
- Нет.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Первичное знакомство с произведением
| 8 минут
| Познакомить с басней.
Обогащать словарный запас
| Знать фразеологизмы.
| Уметь отвечать на вопросы, объяснять новые слова.
| Чтение учителя .Беседа.
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
Послушайте, что рассказал об этом Крылов.(чтение буксиром) - Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Какое событие описывает Крылов?
- Есть ли незнакомые слова?
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте.
Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.
согласья впряглись
сог пря
лась пряг
ласья лись
соглась пряг лись
сог лась я в пряг лись
согласья впряглись
Итак, для чего мы читали эти слова?
| Деятельность учащихся
Слушают образец чтения учителя.
Отвечают на вопросы.
Да.
Дети с помощью учителя объясняют непонятные слова. Хором читают слова с наращиванием.
Мы читали эти слова, чтобы потом в тексте читать их целыми словами, а не по слогам.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Физкультминутка
| 2 минуты
| Отдохнуть. Предупредить уставание.
| Знание текста и движений.
| Выполнять упражнения.
| Словесный.
Практический.
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Читает и показывает движения.
- Мы ногами – топ-топ
Мы руками - хлоп-хлоп
Мы глазами – миг-миг
Мы плечами – чик-чик.
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
1 -2, 1 – 2,
Заниматься нам пора.
| Дополняют и выполняют движения.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Закрепление.
| 12 минут
| Учить выразительному чтению. Обогащать словарь словами – признаками.
| Басню как жанр литературы и определять её по характерным признакам.
| Хорошо ориентироваться в тексте
Умение подбирать признак к предмету.
| Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
| Фронтальная.
Индивидуальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Чтение басни хорошо читающими детьми.
- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя - Лебедь рвётся в облака.
-Рак пятится назад.
-Щука тянет в воду.
- Какими словами описано усердие героев? - Был ли воз на самом деле тяжёлым?
- Почему же воз и ныне там?
- Как будем читать басню? С каким настроением? Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно и без ошибок.
- Как вы считаете смогли ли мы прочитать басню выразительно?
- Найдите главную часть басни – мораль. - Ещё раз прочитаем их.Чему же учит басня?
Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось.
Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?
Отметить детей, наиболее активных на уроке.
|
Дети находят подходящие строки в тексте, чтобы они характеризовали героя.
-Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.
-Рак неповоротливый, нерасторопный.
-Щука упрямая.
- Из кожи лезут вон. Поклажа бы для них казалась и легка.
-Потому что они не смогли договориться.
- Не торопиться, раздумывая, рассуждая.
Выразительное чтение басни детьми. Дети находят первые три строчки. Басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
| Итог урока
| 5 минут
| Систематизировать знания, полученные на уроке.
| Обобщение знаний
|
| Кроссворд
| Фронтальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
А теперь отгадаем кроссворд
Задаёт вопросы:
-С каким писателем сегодня познакомились?
-С каким жанром литературы познакомились?
-Какая поучительная часть всегда есть в басне?
- Как вы думаете, какую оценку вы заработали?
Домашнее задание: выразительное чтение басни с.104;придумайте свою басню про свой класс.
| Дети отвечают на вопросы, а на доске в кроссворде заполняются ответы.
| |