РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ9 КЛАССПояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.// Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2005. - С.63-110. При сопоставлении Примерной программы с авторской выявлено отсутствие следующих дидактических единиц, необходимых для изучения: Разделы
| Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу
| Общие сведения о языке
| Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки
| Синтаксис. Сложные предложения
| Вопрос о классификации СПП. Наблюдение за особенностями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов
| Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классеВ результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь: речевая деятельность: аудирование: фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение: понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение: создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,
владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; письмо: знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:• проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование: владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология: распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография: применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами:
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);
комплексный анализ текста;
устное высказывание на лингвистическую тему;
тест.
Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учащихся: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005
Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003
Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001
Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005
Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Экзамен, 2004
для учителя: Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001
Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004
Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М., Петровская СО, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004
Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.
- М.: Вербум-М, 2003 10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки. - М.: Просвещение, 2006 11. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Пред- профильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006 На изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов. Из них на развитие речи - 21 час №
| Тема урока
| Кол.
час.
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки
обучающихся
| Вид контроля,
вид
самостоятельной
работы
| Домашнее задание
| Общие сведения о языке
| 1.
| Основные формы существования национального русского языка
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей)
| Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
| Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»
| Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу
| 2.
| Понятие о литературном языке
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы
| Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
| Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение-миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д.Самойлов)
| Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным?
| Повторение изученного в 5-8 классах
| 3.
| Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог
| 1
| Урок развития речи
| Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией
| Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»
| Прислушайтесь к диалогам на улице. Составить текст «Подслушанный диалог», передать специфику звучащей речи
| 4.
| Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами
| 1
| Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
| Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами иССП
| Объяснительный диктант
| Упр.11. Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы
| 5-6.
| Предложения с обособленными членами
| 1
| Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
| Предложения с обособленными второстепенными членами
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи
| Комментированное письмо
| Упр. 19. Прочитать текст, определить его стиль, записать, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства. Упр.20. Придумать предложения, используя в них в качестве уточняющих членов предложения словосочетания
| 7-8..
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| 1
| Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
| Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
| Диктант «Проверяю себя»
| Упр. 14. Прочитать текст, записать его, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить обращения и вводные слова
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9-10.
| Р/Р Описание по воображению и памяти
| 2
| Уроки развития речи
| Описание по воображению и памяти. Определение основных микро-тем
| Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме.-
| Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин
И.К.Айвазовского, И.Е. Репина
| Дописать сочинение
| |