Урок (русский язык-литература)





Скачать 75.13 Kb.
НазваниеУрок (русский язык-литература)
Дата публикации24.09.2013
Размер75.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

МОУ гимназия №3, Ярославль


От текста - к литературному аргументу

Интегрированный урок (русский язык-литература)

Клементьева Н.В., учитель русского языка

Вьюшина И.В., учитель литературы

ХОД УРОКА

Учитель литературы

Мы завершаем разговор о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Время подводить итоги – а значит, мыслить глобально: систематизировать, обобщать, делать выводы…

Д.И. Писарев в своей статье «Базаров» увидел роман Тургенева не как окончательный ответ на поставленные эпохой вопросы, а как отправную точку для размышлений: «Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…».

О чем вас заставил задуматься прочитанный роман? Поделитесь своими размышлениями (проверка домашнего задания).

А всем остальным я предлагаю попытаться сформулировать проблемы, отражение которых мы встретили на страницах романа (РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ - заполняем таблицу).

Проблема


Пример ее отражения в произведении

Отцы и дети

Базаров и родители

Отношение к природе

Отношение Базарова и Одинцовой, Кирсановых и Кати

Проблема воспитания

Базаров – «человек сам себя воспитать должен», человек – результат воспитания в семье (Аркадий)

Восприятие искусства

Базаров и Аркадий (Николай Петрович)

Отношения с женщиной-

испытание любовью

Базаров и Одинцова

Нигилизм (отрицание авторитетов)

Базаров и Аркадий

«Истинное и ложное»

Псевдонигилисты (Ситников и Кукшина)

«Одержимость» идеей

Нигилизм Базарова

Истинная дружба

Отношения Базарова и Аркадия

Именно эти и еще многие другие проблемы, «которые шевелят ум», предлагаются как поводы для размышления в текстах ЕГЭ по русскому языку. И мы будем рады, если вы найдете в романе Тургенева примеры, подтверждающие позицию авторов таких текстов.

С этим связана тема нашего сегодняшнего урока (введение темы).

От текста к «литературному аргументу»

(слайд 1) Какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть тему? (учащиеся формулируют задачу урока в РАБОЧИХ МАТЕРИАЛАХ)

Ответы на эти вопросы мы и должны будем найти.

Учитель русского языка (проверка домашнего задания) А сейчас обращаемся к публицистической статье Батыгяна, которую вы анализировали дома. Познакомьте нас с результатами своего исследования.

1 ученик: тема и основная мысль текста

2 ученик: проблематика и главная проблема текста.

3 ученик: позиция автора, своя позиция.

А сейчас послушаем, как все ваши наблюдения можно было написать в одном аналитическом сочинении. Это было индивидуальное домашнее задание, предложенное заранее двум ученицам.

- Прослушайте выступление, назовите достоинства сочинения, выскажите пожелания. Определите, совпадает ли ваше понимание текста с вариантом девочек.

Выступление одной из учениц.

Словесная оценка экспертов-учеников.

Оценка настоящих экспертов:

К-1 – 1 балл

К-2 – 2 балла

К-3 – 1 балл

Согласимся с позицией автора статьи и с позицией девочек. Но нам сегодня необходимо доказать свое мнение, т.е. аргументировать.

- Что такое аргумент? Обратимся к определению В.И.Даля (слайд 2):

«Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод».

- Как построить аргумент? Сегодня мы с вами будем учиться составлять аргументативный текст на основе литературного материала.

Посмотрите на композицию аргумента (в РАБОЧИХ МАТЕРИАЛАХ). Предложите свой комментарий к схематическому изображению (слайд 3).

МОЯ ПОЗИЦИЯ

Почему это так?

Так как… АРГУМЕНТ

НА ЛИТЕРАТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ПРИМЕР

  • ДОВОДЫ

(РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ…)

  • ВЫВОД

С какими частями предложенного девочками текста напрямую связан аргумент. Напомните их содержание.

Учитель литературы

Какие эпизоды из романа Тургенева «Отцы и дети» вы могли бы привести в качестве доказательства нашей позиции? Предложите их интерпретацию.

У Кукшиной (слайд 4) Почему исполнение музыкальных фрагментов Кукшиной Аркадий называет «бедламом»?

Катя играет Моцарта (слайд 5) Что вызывает восторг Аркадия в данном эпизоде?

Аркадий и Базаров слышат музыку в исполнении Николая Петровича (слайд 6)

Теперь в вашем банке литературных примеров для аргументации могут быть и эти три эпизода.

Учитель русского языка Но для того, чтобы фрагмент текста стал литературным аргументом «необходимы преобразования». Пример надо понять – а для этого проанализировать. Остановимся подробнее на последнем эпизоде.

Прочитаем его вслух.

(вопросы классу перед чтением) Какие переживания удалось вызвать чтецам именно у вас? Какие психологические состояния героев им удалось передать при чтении?

Высказывания учащихся.

Дополним к личным ощущениям еще несколько необходимых открытий (оба учителя по мере необходимости).

Экспресс-анализ (слайд 7+ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)

  • Что происходило до того, как…?

  • Кто является героем, героями эпизода?

  • На каком инструменте играл Николай Петрович? А на чем еще мог сыграть? О чем это говорит?

  • Какие слова передают особенность музыкального произведения Шуберта?

  • Почему мелодия звучала именно так?

  • Как одну и ту же музыку воспринимают Базаров и Аркадий?

  • На чьей стороне Тургенев?

Учитель литературы

Чтобы более глубоко и объективно понять авторскую позицию по данному вопросу, стоит обратиться к критическим материалам.

(слайд 8+ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ )

  1. Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма; он слишком слаб и впечатлителен, чтобы вынести безотрадное отрицание…

Д.И. Писарев «Базаров»

2. …В это время сложности взаимоотношений «отцов» и «детей» переживались лично самим Тургеневым. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникали конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе: …«При большом сходстве со мною, - писал Тургенев Ламберт,- она натура совершенно различная от меня: художественного начала в ней и следа нет; она очень положительна, одарена характером, спокойствием, здравым смыслом … романтическое, мечтательное все ей чуждо». «…Она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы, а я только это и люблю…»

3. «За исключением воззрений Базарова на _________________, - я разделяю почти все его убеждения».

«По поводу «Отцов и детей» И.С. Тургенев

О чем могут свидетельствовать данные высказывания? Как в нем отражается позиция Тургенева по обсуждаемой нами проблеме? Ответ обоснуйте.

Учитель русского языка Собственно, вы достаточно глубоко поняли этот эпизод, чтобы использовать его в качестве примера. Перечитываем проблему, позицию автора текста и нашу позицию.

Составляем аргумент (фронтально, работа в таблице, РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)

Нам нужно ввести аргумент на литературном материале. Какие речевые выражения («клише») вы предлагаете?

Вводим пример: кратко изложите содержание эпизода.

Каковы наши доводы?

  • музыка Шуберта прекрасна!

  • она доставляет удовольствие Аркадию и Николаю Петровичу

  • человек, любящий музыку, добрый, отзывчивый, чуткий, внимательный по отношению к людям;

  • человек, равнодушный к классике – Базаров, не заслуживает одобрения ни героев, ни читателя, ни автора.

Вывод: легко ли полюбить, впустить в свое сердце, классическую музыку? Нет, но это не значит, что надо обеднять душу только «более легкой» музыкой.

Послушайте, что примерно у нас могло бы получиться после небольшой редакции (слайд 9).

Свидетельством этого может служить эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров и Аркадий случайно услышали «сладостную мелодию Шуберта, которую «с чувством» играл на виолончели Николай Петрович. Прекрасная музыка доставляла отцу Аркадия удовольствие, помогала глубоко чувствовать и радость, и любовь, и душевное состояние других людей, поэтому он был добрым и внимательным по отношению к близким и простым людям. А Базаров, иронизирующий над увлечением Николая Петровича, не заслуживает одобрения ни читателей, ни тем более, Тургенева, который был знатоком и любителем настоящей музыки. Конечно, полюбить классическую музыку не просто, но это не значит, как говорит, Батыгян, что нужно обеднять свою душу только более легкой музыкой.

Проверим композиционные части аргумента: введение, пример, доводы, вывод.

Проверим логичность аргумента в контексте наших исходных размышлений: проблема – авторская позиция – наша позиция – аргумент, который все это подтверждает и доказывает. Вы получаете еще 2 балла (т.е. 1 балл за один литературный аргумент и 1 балл премиальный, за знание художественной литературы).

Учитель литературы

Но я хотела бы обратить внимание и на то, что проблему, поднимаемую автором предложенного текста, вы можете рассматривать и в более общем смысле, предлагая в качестве аргумента пример не прямо, а косвенно касающийся музыки (слайд 10-11). Имея в виду, что музыка – это вид искусства, мы можем подтверждать позицию Батыгяна рассуждениями о «воздействии» искусства на человека, о трудности постижения «серьезного» произведения искусства и о том, что истинное искусство «способно вызывать высокое эстетическое наслаждение…, приносить радость духовного наслаждения». И тогда мы, читатели, вместе с автором романа «Отцы и дети» будем негодовать по поводу суждений Базарова о Рафаэле, который «гроша медного не стоит», и химике, который «в двадцать раз полезнее всякого поэта»; будем вместе с Аркадием возмущаться «клеветой», возводимой на Пушкина другом Евгением по причине лишь «поверхностного» знакомства с его творчеством. Негативное отношение Базарова ко «всяким симфониям» существенно обедняет душу героя – это главный вывод, который предлагает сделать читателю И.С. Тургенев.

- Вернемся к основным вопросам урока, его задачам. На все ли вопросы мы нашли ответы? Что еще осталось непонятно?

А теперь – домашнее задание.

  1. Подобрать и проанализировать примеры к проблеме истинной дружбы из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  2. Написать письменную работу по типу ЕГЭ по предложенному тексту, используя один литературный аргумент из изученного романа И.С. Тургенева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (русский язык-литература) iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...
Урок (русский язык-литература) iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Урок (русский язык-литература) iconПланирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской...
Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Урок (русский язык-литература) iconУрок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися
Урок (русский язык-литература) iconТюменский государственный университет
Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология...
Урок (русский язык-литература) iconТюменский государственный университет
Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология...
Урок (русский язык-литература) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Урок (русский язык-литература) iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Урок (русский язык-литература) iconУчебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению...
«Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная...
Урок (русский язык-литература) icon2014-2015 учебного года Русский язык, литература: Карпова Галина Анатольевна
«Язык народной приметы энциклопедия Карпова Г. А. русский яз. 5-6 «Диалекты Бабаевского района»
Урок (русский язык-литература) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
Урок (русский язык-литература) iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок (русский язык-литература) iconУрок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные»
Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты
Урок (русский язык-литература) iconУчебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки:...
Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 01 «Филология», профилю...
Урок (русский язык-литература) iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Урок (русский язык-литература) iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск