Скачать 75.13 Kb.
|
МОУ гимназия №3, Ярославль От текста - к литературному аргументу Интегрированный урок (русский язык-литература) Клементьева Н.В., учитель русского языка Вьюшина И.В., учитель литературы ХОД УРОКА Учитель литературы Мы завершаем разговор о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Время подводить итоги – а значит, мыслить глобально: систематизировать, обобщать, делать выводы… Д.И. Писарев в своей статье «Базаров» увидел роман Тургенева не как окончательный ответ на поставленные эпохой вопросы, а как отправную точку для размышлений: «Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…». О чем вас заставил задуматься прочитанный роман? Поделитесь своими размышлениями (проверка домашнего задания). А всем остальным я предлагаю попытаться сформулировать проблемы, отражение которых мы встретили на страницах романа (РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ - заполняем таблицу).
Именно эти и еще многие другие проблемы, «которые шевелят ум», предлагаются как поводы для размышления в текстах ЕГЭ по русскому языку. И мы будем рады, если вы найдете в романе Тургенева примеры, подтверждающие позицию авторов таких текстов. С этим связана тема нашего сегодняшнего урока (введение темы). От текста к «литературному аргументу» (слайд 1) Какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть тему? (учащиеся формулируют задачу урока в РАБОЧИХ МАТЕРИАЛАХ) Ответы на эти вопросы мы и должны будем найти. Учитель русского языка (проверка домашнего задания) А сейчас обращаемся к публицистической статье Батыгяна, которую вы анализировали дома. Познакомьте нас с результатами своего исследования. 1 ученик: тема и основная мысль текста 2 ученик: проблематика и главная проблема текста. 3 ученик: позиция автора, своя позиция. А сейчас послушаем, как все ваши наблюдения можно было написать в одном аналитическом сочинении. Это было индивидуальное домашнее задание, предложенное заранее двум ученицам. - Прослушайте выступление, назовите достоинства сочинения, выскажите пожелания. Определите, совпадает ли ваше понимание текста с вариантом девочек. Выступление одной из учениц. Словесная оценка экспертов-учеников. Оценка настоящих экспертов: К-1 – 1 балл К-2 – 2 балла К-3 – 1 балл Согласимся с позицией автора статьи и с позицией девочек. Но нам сегодня необходимо доказать свое мнение, т.е. аргументировать. - Что такое аргумент? Обратимся к определению В.И.Даля (слайд 2): «Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». - Как построить аргумент? Сегодня мы с вами будем учиться составлять аргументативный текст на основе литературного материала. Посмотрите на композицию аргумента (в РАБОЧИХ МАТЕРИАЛАХ). Предложите свой комментарий к схематическому изображению (слайд 3). МОЯ ПОЗИЦИЯ Почему это так? Так как… АРГУМЕНТ НА ЛИТЕРАТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ
(РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ…)
С какими частями предложенного девочками текста напрямую связан аргумент. Напомните их содержание. Учитель литературы Какие эпизоды из романа Тургенева «Отцы и дети» вы могли бы привести в качестве доказательства нашей позиции? Предложите их интерпретацию. У Кукшиной (слайд 4) Почему исполнение музыкальных фрагментов Кукшиной Аркадий называет «бедламом»? Катя играет Моцарта (слайд 5) Что вызывает восторг Аркадия в данном эпизоде? Аркадий и Базаров слышат музыку в исполнении Николая Петровича (слайд 6) Теперь в вашем банке литературных примеров для аргументации могут быть и эти три эпизода. Учитель русского языка Но для того, чтобы фрагмент текста стал литературным аргументом «необходимы преобразования». Пример надо понять – а для этого проанализировать. Остановимся подробнее на последнем эпизоде. Прочитаем его вслух. (вопросы классу перед чтением) Какие переживания удалось вызвать чтецам именно у вас? Какие психологические состояния героев им удалось передать при чтении? Высказывания учащихся. Дополним к личным ощущениям еще несколько необходимых открытий (оба учителя по мере необходимости). Экспресс-анализ (слайд 7+ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ)
Учитель литературы Чтобы более глубоко и объективно понять авторскую позицию по данному вопросу, стоит обратиться к критическим материалам. (слайд 8+ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ )
Д.И. Писарев «Базаров» 2. …В это время сложности взаимоотношений «отцов» и «детей» переживались лично самим Тургеневым. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникали конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе: …«При большом сходстве со мною, - писал Тургенев Ламберт,- она натура совершенно различная от меня: художественного начала в ней и следа нет; она очень положительна, одарена характером, спокойствием, здравым смыслом … романтическое, мечтательное все ей чуждо». «…Она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы, а я только это и люблю…» 3. «За исключением воззрений Базарова на _________________, - я разделяю почти все его убеждения». «По поводу «Отцов и детей» И.С. Тургенев О чем могут свидетельствовать данные высказывания? Как в нем отражается позиция Тургенева по обсуждаемой нами проблеме? Ответ обоснуйте. Учитель русского языка Собственно, вы достаточно глубоко поняли этот эпизод, чтобы использовать его в качестве примера. Перечитываем проблему, позицию автора текста и нашу позицию. Составляем аргумент (фронтально, работа в таблице, РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ) Нам нужно ввести аргумент на литературном материале. Какие речевые выражения («клише») вы предлагаете? Вводим пример: кратко изложите содержание эпизода. Каковы наши доводы?
Вывод: легко ли полюбить, впустить в свое сердце, классическую музыку? Нет, но это не значит, что надо обеднять душу только «более легкой» музыкой. Послушайте, что примерно у нас могло бы получиться после небольшой редакции (слайд 9). …Свидетельством этого может служить эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров и Аркадий случайно услышали «сладостную мелодию Шуберта, которую «с чувством» играл на виолончели Николай Петрович. Прекрасная музыка доставляла отцу Аркадия удовольствие, помогала глубоко чувствовать и радость, и любовь, и душевное состояние других людей, поэтому он был добрым и внимательным по отношению к близким и простым людям. А Базаров, иронизирующий над увлечением Николая Петровича, не заслуживает одобрения ни читателей, ни тем более, Тургенева, который был знатоком и любителем настоящей музыки. Конечно, полюбить классическую музыку не просто, но это не значит, как говорит, Батыгян, что нужно обеднять свою душу только более легкой музыкой. Проверим композиционные части аргумента: введение, пример, доводы, вывод. Проверим логичность аргумента в контексте наших исходных размышлений: проблема – авторская позиция – наша позиция – аргумент, который все это подтверждает и доказывает. Вы получаете еще 2 балла (т.е. 1 балл за один литературный аргумент и 1 балл премиальный, за знание художественной литературы). Учитель литературы Но я хотела бы обратить внимание и на то, что проблему, поднимаемую автором предложенного текста, вы можете рассматривать и в более общем смысле, предлагая в качестве аргумента пример не прямо, а косвенно касающийся музыки (слайд 10-11). Имея в виду, что музыка – это вид искусства, мы можем подтверждать позицию Батыгяна рассуждениями о «воздействии» искусства на человека, о трудности постижения «серьезного» произведения искусства и о том, что истинное искусство «способно вызывать высокое эстетическое наслаждение…, приносить радость духовного наслаждения». И тогда мы, читатели, вместе с автором романа «Отцы и дети» будем негодовать по поводу суждений Базарова о Рафаэле, который «гроша медного не стоит», и химике, который «в двадцать раз полезнее всякого поэта»; будем вместе с Аркадием возмущаться «клеветой», возводимой на Пушкина другом Евгением по причине лишь «поверхностного» знакомства с его творчеством. Негативное отношение Базарова ко «всяким симфониям» существенно обедняет душу героя – это главный вывод, который предлагает сделать читателю И.С. Тургенев. - Вернемся к основным вопросам урока, его задачам. На все ли вопросы мы нашли ответы? Что еще осталось непонятно? А теперь – домашнее задание.
|
Урок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература" Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное... | Литература при переводе на 2 курс При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,... | ||
Планирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской... Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | Урок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения» Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися | ||
Тюменский государственный университет Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология... | Тюменский государственный университет Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | Литература чувашская литература Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература | ||
Учебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению... «Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная... | 2014-2015 учебного года Русский язык, литература: Карпова Галина Анатольевна «Язык народной приметы энциклопедия Карпова Г. А. русский яз. 5-6 «Диалекты Бабаевского района» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский... Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»... | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Урок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные» Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты | Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки:... Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 01 «Филология», профилю... | ||
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... |