Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.)





Скачать 198.09 Kb.
НазваниеПрограмма для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.)
Дата публикации05.10.2013
Размер198.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока по теме «Фонетические особенности костромских говоров»

(Русский язык, 9 класс)

УМК:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.)

  2. Учебник «Русский язык 9 класс. (авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др., М.: «Просвещение», 2010г.)

  3. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т.В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. – 126 с. - («Серия «Учебно-методический комплект»)

  4. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н. Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 415с. – («Серия «Учебно-методический комплект»)

  5. Сычёва, В.П. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростецовой и др. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / В.П. Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 157с. («Серия «Учебно-методический комплект»)

  6. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» (М.: Просвещение): 9 класс / И.В. Текучева 2-е изд. - М.: Экзамен, 2007. – 158 с. - («Серия «Учебно-методический комплект»)

  7. Русский язык: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / Т.Н. Роговик. – М.: Просвещение, 2010. – 173с.

  8. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009 / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2010

  9. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: русский язык: 9-й кл.: Тренирововчные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 78 с. – (Федеральный институт педагогических измерений)

  10. Тематическое планирование (Федеральный компонент), рассмотренное на МО учителей русского языка и литературы, утвержденное директором лицея

Региональный компонент

  1. Региональная программа по русскому языку / сост. Мелерович А.М., Тихова В.В., Власова Т.И., Силина Л.И., под ред. В.В.Тиховой // В сб.: Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. – Кострома, 2005

  2. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово / очерки, исследования, эссе, народные рассказы. – Кострома, 2003.

  3. Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. Кострома, 1992. – 94 с.

  4. Тематическое планирование (Региональный компонент), рассмотренное на МО учителей русского языка и литературы, утвержденное директором лицея

Цель урока:

- формирование у школьников представлений о глубинных процессах, которые происходили и происходят в фонетической системе языка, о месте и роли русских народных говоров в формировании национальной культуры.

Задачи урока:

I. Образовательные:

  • формировать у учащихся знания о фонетических особенностях костромских говоров.

II. Развивающие

а) в группе повторения:

- повторить материал о диалектных словах;

- повторить сведения о различных фонетических явлениях;

б) в группе развития речи:

  • развивать речь и память учащихся через работу с текстами;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • совершенствовать умение давать монологический ответ с использованием лингвистических терминов;

  • совершенствовать коммуникативно-целесообразное использование диалектных слов в устной и письменной речи.

в) в группе развития мышления:

  • совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

  • совершенствовать умение логически мыслить, рассуждать через выполнение заданий повышенной сложности.

III. Воспитательные:

- формирование у учащихся ценностного отношения к истории родного края, родному слову;

- развитие у школьников чувства сопричастности к нравственным и духовным ценностям, традициям, прошлому и настоящему своего народа, родной земли;

  • формировать интерес к предмету;

  • воспитать самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

План урока

№ этапа

Этап урока

Время

1

Организационный момент. Тема, актуальность, определение целей урока.

3 мин

2

Актуализация. Формулирование проблемы. Заполнение первого столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

3 мин

3

Высказывание гипотезы

1 мин

4

Поиск информация для подтверждения гипотезы. Заполнение второго столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

3 мин

5

Поиск способов изучения информации. Работа с текстами говоров из хрестоматии Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. Кострома, 1992. – 94 с.

7 мин

6

Обучение оформлению полученных сведений. Отчеты групп о проведенном исследовании

8 мин

7

Первичная проверка понимания изученного

2 мин

8

Обучение способам проверки учебного исследования. Изучение лингвистического текста, составленного по материалам книг Н.С. Ганцовской:

Ганцовская Н.С. Костромское народное слово / очерки, исследования, эссе, народные рассказы - Кострома, 2003;

Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области: учеб. пособие – Кострома, 1992

Использование техники «Уже знал, Узнал, Это интересно, У меня есть вопросы» (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

8 мин

9

Обучение систематизации. Составление высказываний по теме исследования «Уже знал, Узнал, Это интересно, У меня есть вопросы»

5 мин

10

Оформление полученных сведений. Заполнение последнего столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

3 мин

11

Закрепление полученного результата посредством применения. Домашнее задание

2 мин


Конспект хода урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1

1этап. Организацион-ный момент Тема, актуальность.

Деятельность 1. Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Сообщает тему урока «Фонетические особенности костромских говоров»

Деятельность 1. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу Записывают в тетрадях Число. Классная работа. Фонетические особенности костромских говоров.

Слайд 2

1этап. Определение целей урока.

Деятельность 2. Предлагает определить цель урока. (Сегодня мы будем проводить учебное исследование. Как выдумаете, какую цель мы поставим перед собой).

Деятельность 2. Определяют цель урока: определить, есть ли в костромских говорах фонетические особенности; совершенствовать умение проводить учебное исследование.

Слайд 3

2 этап. Актуализация. Формулирование проблемы. Заполнение первого столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».


Деятельность 1. Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания. (Заполните первый столбик таблицы):


Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что узнал?












Деятельность 1. Заполнение первого столбика таблицы.

Предполагаемая запись: Речь жителей Костромской области отличается от речи москвичей… и др. жителей России

Жители Костромской области окают.

Для костромских говоров характерны признаки русских говоров центра России.

Деятельность 2. Предлагает посмотреть сценку. Прежде чем высказать гипотезу, предлагаю вам посмотреть сценку в исполнении ваших одноклассниц. (Сценка «Три жительницы Костромской области рассказывают о своей жизни»).

Деятельность 2. Смотрят сценку

Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайд 4

3 этап. Высказывание гипотезы

Деятельность 1. Предлагает высказать гипотезу. Теперь вы готовы высказать гипотезу

Деятельность 1. Высказывание гипотезы: говоры районов Костромской области имеют фонетические отличия.

Слайд 5

4 этап. Поиск информация для подтверждения гипотезы.


Деятельность 1. Предлагает поиск информации для подтверждения гипотезы. Вы высказали гипотезу, но пока она не доказана.

- Подумаем, как мы будем доказывать гипотезу? Какие шаги будем предпринимать?

- Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу?

Я предлагаю провести мозговой штурм и составить вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы.


Деятельность 1. Поиск информация для подтверждения гипотезы.

Задать вопросы, на которые хотели бы получить ответы


Слайд 6

4 этап. Поиск информация для подтверждения гипотезы. Заполнение второго столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Деятельность 1. Предлагает задать вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы на уроке. Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы.

Предлагает заполнить второй столбик таблицы.

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что узнал?












Деятельность 1. Составляют вопросы.

Предполагаемые вопросы: Различаются ли говоры нашего костромского региона?

Если да, то каковы особенности говоров Костромской области?

Заполняют второй столбик таблицы «Что я хочу узнать на уроке?»



Слайд 7

5 этап. Поиск способов изучения информации. Работа с текстами говоров из хрестоматии Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. Кострома, 1992. – 94 с.


Деятельность 1. Предлагает ответить на вопросы

- Что вам потребуется для того, чтобы ответить на вопросы?

- Перед вами тексты хрестоматии. Напомните, пожалуйста, какие особенности костромских говоров вам предстоит проанализировать?

Деятельность 1. Отвечают на вопросы

Тексты хрестоматии «Костромские говоры»

Фонетические


Деятельность 2. Предлагает организовать работу по группам.

- Поскольку у нас в гостях были три представительницы Костромской области, предлагаю вам организовать работу по группам. Каждая группа будет анализировать фонетические особенности речи одной из «гостей». А «гостьи» будут вашими консультантами.

Предлагает работу с текстами из хрестоматии Ганцовской Н.С. Особенности говоров Костромской области.

- Ваша задача - найти фонетические особенности в распечатанных текстах, привести примеры. Сделать выводы.

На выполнение работы дается 5 минут.

Деятельность 2. Работа в группах с текстами из хрестоматии Ганцовской Н.С. Особенности говоров Костромской области. (самостоятельно под руководством консультантов)


Слайд 8

6 этап. Обучение оформлению полученных сведений. Отчеты групп о проведенном исследовании


Деятельность 1. Предлагает каждой группе выступить с отчетом и сделать соответствующие записи в тетрадях

- Какие фонетические особенности костромских говоров выявлены вами? Один ученик будет выступать с отчетом, второй будет вносить данные отчета в таблицу на компьютере.

- Предлагаю записать фонетические особенности костромских говоров в три столбика.

Деятельность 1. Отчеты групп

Предполагаемые отчеты групп

Отчет 1 группы

В данном тексте мы отметили следующие фонетические особенности говоров Сусанинского района, то есть центральных говоров Костромской области:

1. Оканье: боронит, потом, готофка, коболки и др.

2. Произношение долгого твердого: [жж] уежжал.

3. Произношение твердого [с] на конце возвратных глаголов: водилис.

4. Отсутствие [й] в окончаниях прилагательных и относительных местоимений: кака, пшонну, яшну.

5. Замена группы согласных, например, вместо [вн] – [мн]: [мнук] и упрощение групп согласных жысь вместо литературной нормы жизнь.

Вывод: для данной группы костромских говоров характерны признаки русских говоров центра России.

Отчет 2 группы

Фонетические особенности этой группы говоров имеют следующие отличия:

1. Аканье: бальшая, дама, с батькам, пасидишь, за агурцам, за марковью, в Чухламу.

2. Замена группы согласных, например, вместо [вн] – [мн]: диремня и упрощение групп согласных жысь вместо литературной нормы жизнь; Успленьев вместо Успеньев

3. Произношение долгого твердого и мягкого [шш]: выташшы, шшяс.

4. Произношение [и] вместо литературного [ие] (И близкого Е) – биседы Маслиницу.

5. Ёканье испекёшь.

Вывод: северо-западные говоры Костромской области – островные. Сегодня они получили название говоров акающего острова.

Отчет 3 группы

Фонетические особенности восточной группы говоров Костромской в основном совпадают с особенностями говоров Центрального района. Это:

1. Оканье: уродицца, долгонос, комар, роботу.

2. Ёканье: посиёт.

3. Замена группы согласных вместо [гд] – [лд]: колда.

4. Произношение [и] вместо литературного [ие] (И близкого Е) – с мисець, симена.

5. Произношение долгого твердого [жж] и [шш]: жэншыны, будушшему.

Вывод: восточные говоры имеют следующие фонетические особенности: вместо звука [ч,] жители этой группы произносят [ц,] (Ц мягкий): ф пецях, вруцьную, куцьками, Якоф Кузмиц.

Слайд 8

7этап

Первичная проверка понимания изученного


Деятельность 2. Предлагает ответить на вопросы

- Ответьте на вопрос: Какие общие фонетические особенности имеют наши говоры? При ответе используйте данные таблицы, составленные вашим одноклассником.

- А в чем отличие?

Деятельность 2. Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы учащихся:

Общее: Произношение долгого твердого и мягкого [жж] и [шш]. Замена группы согласных и упрощение групп согласных. Ёканье

Отличие: Для Центральных и восточных говоров характерно ОКАНЬЕ, а для северо-западных – АКАНЬЕ. В восточных говорах сохранилось цоканье. Для центральных говоров характерно произношение твердого [с] на конце возвратных глаголов и отсутствие [й] в окончаниях прилагательных и относительных местоимений.

Слайд 9

8 этап. Обучение способам проверки учебного исследования. Изучение лингвистического текста, составленного по материалам книг Н.С. Ганцовской,

с применением техники «Инсерт» (технология развития критического мышления через чтение и письмо)


Деятельность 1. Предлагает ответить на вопрос

- Мы ответили на все, поставленные вами вопросы. Вернёмся к гипотезе. Можем ли мы на основании полученных результатов утверждать, что говоры районов Костромской области имеют фонетические отличия?

Деятельность 1. Отвечают на вопрос

Нет.

Деятельность 2. Предлагает найти способ проверки учебного исследования

- Нет? Действительно, пока это только наши предположения. Продолжим наше исследование. Что мы должны сделать, чтобы быть уверенными в своем мнении?

Деятельность 2. Ищут способ проверки учебного исследования
- Мы должны обратиться за помощью к лингвистам.


Деятельность 3. Предлагает ознакомиться с лингвистическим текстом и отметить в нем условными обозначениями, что уже знали, что узнали, с чем согласны и с чем не согласны.

- Предлагаю вам познакомиться с мнением Нины Семеновны Ганцовской, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка КГУ имени Н.А.Некрасова и отметить в нём условными обозначениями:


V

я это уже знал

+

узнал (это интересно для меня)



не согласен

?

у меня есть вопросы (это мне непонятно)



Деятельность 3. Самостоятельное знакомятся с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2, обозначая что уже знали, что узнали, с чем согласны и с чем не согласны


Слайд 10

9 этап. Обучение систематизации. Составление высказываний по теме исследования «Уже знал, Узнал, Это интересно, У меня есть вопросы»

Деятельность 1. Предлагает ответить на вопросы

- Итак, что вы уже знали?

- Что нового вы узнали? Что показалось вам интересным?

- С чем вы не согласны?

- Все ли вам понятно?

Деятельность 1. Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы: Я знал практически всё.

Во-первых, для костромских говоров характерны признаки русских говоров центра [России] (т.е. территории, в прошлом занятой Ростово-Суздальским, затем Московским княжеством).

Во-вторых, говоры Костромской области по основным языковым чертам можно подразделить на три группы: юго-западные (центральные), северо-западные, восточные.

В-третьих, все три группы Костромских говоров имеют общие фонетические особенности:

  1. Замена группы согласных и упрощение групп согласных.

  2. Произношение долгого твердого и мягкого [шш] и [жж].

  3. Ёканье

  4. В большинстве районов области жители ОКАЮТ.

В-четвертых, статья Нины Семеновны Ганцовской подтвердила нашу гипотезу: Говоры районов Костромской области имеют следующие фонетические отличия.

А) представители восточных костромских говоров не окают, а акают;

Б) северо-западных говорах до сих пор распространено цоканье;

В) Отсутствие [й] (йот) в окончаниях прилагательных и относительных местоимений в центральной группе говоров.

Что наша гипотеза оказалась верной.

Со всем согласны.

Все понятно.

Слайд 10

10 этап. Оформление полученных сведений. Заполнение последнего столбика таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».


Деятельность 1. Предлагает заполнить последний столбик первой таблицы

- Заполните, пожалуйста, последний столбик первой таблицы «Что я узнал на уроке».

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что узнал?










Предлагает прочитать запись.

Деятельность 1. Заполняют последний столбик таблицы.

Читают запись.

Предполагаемые ответы: В трех группах есть отличия:

А) представители северо-западных костромских говоров не окают, а акают;

Б) в восточных говорах до сих пор распространено цоканье;

В) отсутствие [й] в окончаниях прилагательных и относительных местоимений в центральной группе говоров.

Слайд 11

11 этап. Закрепление полученного результата посредством применения. Домашнее задание

Деятельность 1. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на лингвистическую тему «Зачем мне надо знать фонетические особенности костромских говоров?»

Деятельность 1. Запись домашнего задания в дневники

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Презентация к уроку – ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тексты из хрестоматии «Особенности говоров Костромской области»: / учеб. пособие под ред. Ганцовской Н.С. – Кострома, 1992
Текст для 1 группы

Отец после паски уежжал в Питер. Мама одна с маленьким деткам. Дяа Василий у пяти жэнчин берёт пашни. Жена боронит, с мнукам сидит. Мы-то водилис друк с друшкой. А потом уш много звеновым и всем работала, кака уш тут готофка.

Ранче было холодное, окрошка не говорили, студень клали в ево. Крошэво ели: молоко с крошэниной, хлебом, квас с хлебом и посным маслом хлебали. Вот те и жысь.

В щи капуста щаная, полубелая шла. Когда и пироги испечём: прясные, хожоные. Творогушки делали, прясные колобки, витушки, кулички. Можно пекчи и хожоные. Кашу варили: пшонну рас, рас яшну, пшэнишнюю, рисову. Кутья варилась в крещенье на поминки: пшэница выбрата, сварена. Отечественна кутья была пшэнична. Манный кисель варили. Без изменення и варёна и жарена картошка, картофельник на молоке с яичком – картофельна каша. Кусошницу и сейчас любим: из яиц с хлебом. Ледник был большой, голбец осередь кухни, спали на нём, и в погреп это был вхот.

Потапова Анна Ивановна, 1991 г.р., д. Буяково Сусанинского района.

Записала Н.С. Ганцовская в 1982 г.
Текст для 2 группы

Как жили в старину

Я в Шелипневе жыла. Раньче-та диремня бальшая была. Иногда с батькам сидим, шшытаем дама… единаличну жысь застала. Двое нас была и батька с маткай. Авин измалотимм – и в школу. Вечирам сушить. У теплинки пасидишь, а шшяс из нарядаф в наряды. Яда-та какая была? Хлябать сел, мяса не выташшыш. Раньче адну чашку на соло ставили али чугунок… В вайну и на быках пахали. Хадили кажнай за дровам. Успленьев день – дваццать васьмова августа гуляли в Шелипневе. А ужо после Фралова дня – биседы. В Маслиницу качели вешали мужыки, ляпёшки пякли в печке. За агурцам, за марковью на базар ездили в Чухламу, и часнок – всё пакупали. Ничаво не была. Мы не пякли афсяных-та блинов. В печку памялом вымятешь, испекёшь, на голбчик паставишь.

Булатова Антонина Николаевна, 1921 г.р., п. Якша Чухломского района

Записала Соколова Л.Н., студентка КГУ, в 1986 г.
Текст для 3 группы

Работа со льном в Поветлужье

Сиют симя ф поле. Уродицца лён на волотке колокольцики. Тут ём симецки ленные. Колда он посиёт, сделаецца бердовым цьветом. Теребят жэншыны руками. Ставят ево десятками. Колотят ево жэншыны колотушками. Симена прибирают к будушшему году. А эти ленные корешки росстилают по лугу. Потом полежыт с мисець, ево жэншыны перебирают, ставят такими куцьками. Колда он высохнет, вяжут ево в вязаници, потом сушат ф пецях или банях. И такие мялки – жэншыны мнут вруцьную свою роботу. Из ево вырабатываюцця материалы. Из етова матерьялу шыли бабы порты и рубахи, постилы и юпки, и кофты. У нас Якоф Кузмиц был, фсё баял: сколь не долгонос был комар, а не достанет тела. Вот какие рубахи были!

Швецова Любовь Васильевна, 1891 г.р., д. Нейская Одоевского с/с Шарьинского района.

Запись 1977 г. Студентов КГПИ им Н.А. Некрасова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Для костромских говоров характерны признаки русских говоров центра [России] (т.е. территории, в прошлом занятой Ростово-Суздальским, затем Московским княжеством)…

…Говоры Костромской области по основным языковым чертам можно подразделить на три группы: юго-западные (центральные) – говоры Костромского, Красносельского, Нерехтского, Сусанинского, Судиславского, Островского, частично Буйского и Галичского районов; северо-западные, в районе междуречья Костромы и Унжи – говоры Солигаличского, Чухломского, большей части Галичского, части Буйского, Антроповского, Кологривского, Парфеньевского районов; восточные – говоры Кадыйского, большей части Кологривского, Парфеньевского, Антроповского районов, Макарьевского, Мантуровского, Шарьинского, Пыщугского, Павинского, Вохомского, Октябрьского районов.

Фонетические особенности центральных говоров

Языковой комплекс центральных говоров состоит почти сплошь из явлений, совпадающих с нормой литературного языка. Однако центральные говоры включают в себя и ряд специфических диалектных явлений.

Для костромских говоров центра характерны следующие фонетические явления:

- полное оканье: огорот, роботала, дошшечка

- употребление долгих мягких шипящих ,ж,), (ш,ш,): вож,ж,и, ш,ш,тука, иш,ш,у;

- твердость согласного (с) в возвратных глаголах: боюс, боюса, боишса;

- ёканье: пёку, печём, морё, моёй, по-соврёмённому

- отсутствие звука [й,] в окончаниях глаголов и прилагательных: знаэт, больша

- произношение [е] и [о] на месте безударных гласных после мягких согласных: в лесу, чесы, пети, а в литературном языке здесь произносится в лиесу, биегу, чиесы, пиети.

- упрощение и изменение групп согласных: ромно, прамнучка, мнучок, жись, кажной

- переход е в о перед твердыми согласными

Фонетические особенности восточных говоров

  1. полное оканье, так как [о] на месте безударных [о] и [а] звучит во всех безударных слогах слова: молоко, ворот, городсково.

  2. произношение [ц] мягкого, что является старинной славянской чертой.

  3. смешение [ц] и [ч], так называемое цоканье и чоканье.

  4. наличие под ударением на месте литературного [е] особого звука, близкого к [и] или сливающегося с ним: ись, здись, письни пить.

  5. произношение [е] и [о] на месте безударных гласных после мягких согласных: в лесу, чесы, пети, а в литературном языке здесь произносится в лиесу, биегу, чиесы, пиети.

  6. ёканье: сёстра, вёду.

  7. отсутствие звука [й,] в окончаниях глаголов и прилагательных: знаэт, молода

  8. произношение [мм] вместо [бм]: омман.

  9. произношение [нн] вместо [дн]: бенный.

  10. произношение [мн] вместо [вн]: дамно, мнук.

  11. произношение [с] вместо [ст] на конце слов: радось.

  12. наличие долгих твердых шипящих (жж), (шш)

  13. [у] на месте твердого [л] на конце слова и перед согласными: быу, паука

Фонетические особенности северо-западных говоров

Среди сплошной массы окающих говоров Костромской области довольно значительная территория занята сплошным, довольно значительным по пространству вкраплением чистого сильно акающего говора. Центром этого акающего оазиса является Чухломской район… говоры акающего острова – говоры смешанного типа. Среднерусскими они являются только в области безударных гласных; согласные, грамматика, словарный состав сохранили особенности исконных северорусских окающих говоров.

По материалам книг Н.С. Ганцовской

  1. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово / очерки, исследования, эссе, народные рассказы - Кострома, 2003;

  2. Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области: учеб. пособие – Кострома, 1992


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пример сочинения-миниатюры
«Зачем мне надо знать особенности костромских говоров»
Говоры нашего Костромского края имеют отличия. Зачем мне их надо знать?

Во-первых, зная особенности наших говоров, я смогу определить из какого района человек, с которым я общаюсь. Я думаю, этот человек будет удивлен, если после недолгого знакомства с ним я назову место, откуда он родом.

Во-вторых, особенности наших костромских говоров помогают мне соприкоснуться с историей моего родного края. Например, я узнал, что акающие говоры Чухломского района имеют исторические корни. Скорее всего когда-то эти земли были заселены стрельцами, которые акали. Уникально то, что акающие говоры не потерялись, а остались жить на маленьком островке нашей костромской земли.

Я считаю, что каждый человек, любящий свою маленькую родину, должен знать не только ее историю, но и ее диалектные особенности.

Иванов Вадим, 9 В класс

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвегцение»,2008 г., рассчитанной...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая программа по предмету «Русский язык» 6класс
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Программы для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010 год), (Программы...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва, «Просвещение», 2010, под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, которая полностью соответствует новым...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconТип урока
Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского...
Программа для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2008 г.) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск