Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20





Скачать 332.59 Kb.
НазваниеУрок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20
страница1/2
Дата публикации06.10.2013
Размер332.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2
Урок №1 – стр. 1

Урок №2 – стр. 10

Урок № 3 – стр. 20

Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО

Учитель русского языка и литературы

Белавинская О.В.

ГБОУ СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства
Урок №1 (серия интегрированных уроков на тему «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века»)

Тема интегрированного урока:

«Здесь город чопорный, унылый, здесь речи – лед, сердца – гранит…» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)* 2ч

Образовательные цели урока:

  1. Проанализировать и сопоставить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника».

  2. Анализ страниц поэмы, посвящённых описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Пушкина и его роли в судьбах персонажей.

  3. Проследить, как создаётся двойственность образа города в поэме посредством анализа особенностей композиции поэмы.

  4. Выявить основные приемы, использованных А.С. Пушкиным для создания характеров героев (Евгения, Медного всадника, Петербурга)

  5. Проследить, как А.С. Пушкин раскрывает в поэме социальную и философскую проблематику, осмыслить основной конфликт поэмы.

  6. Формировать навыки анализировать и обобщать материал в рамках литературного контекста.

  7. Закрепить навык владения теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста.

Формирование УУД:

  • Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу на протяжении всего процесса исследования).

  • познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютера, рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств.).

  • коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

  • Личностные (обретение культурной идентификации и развитие читательской самостоятельности личности в области эстетического самообразования и самовоспитания).

Домашнее задание к уроку:

  1. Статья учебника, стр. 51, вопросы №6, 7.

  2. Аналитическое чтение эпизодов поэмы – картины жизни Евгения, наводнение.

  3. Индивидуальные задания – история создания поэмы, история создания памятника Петру I.

Тип урока:

Комбинированный урок: урок формирования новых знаний (урок-исследование), применение знаний на практике

Методы – наглядный, проблемный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа.

Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку (иллюстративный ряд, презентации), магнитная доска, материалы для графических работ, графические наброски, сделанные дома.

План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии (приветствие, организация внимания).

  2. Подготовка учащихся к деятельности (просмотр фрагмента моноспектакля «Медный всадник» в исполнении А. Папанова).

  3. Актуализация знаний.

  4. Объявление темы и цели занятия.

  5. Реализация домашнего задания.

  6. Введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизация знаний

    • изложение нового материала (сообщение педагога, учащихся).

    • проработка нового материала (фронтальная работа по вопросам, реализация домашнего задания).

  7. Применение знаний (выполнение графических работ).

  8. Подведение итогов, рефлексия.

  9. Домашнее задание.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

ный момент.







Сообщение темы урока и постановка цели с опережением.

Воззрение на Петербург как на город, сочетающий в себе самую строгую, даже прозаическую реальность с элементами мифа, символики, своего рода «призрачности», проходит через всю русскую литературу с середины XVIII по начало XX в. — от Сумарокова и Державина через Пушкина, Гоголя, Достоевского до Андрея Белого («Петербург») и Александра Блока («Двенадцать»). Истолкованию этой сложной двойственной сущности города мы и решили посвятить серию интегрированных уроков литературы – изобразительного искусства «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века».




ИЗО

Постановка изобразительной задачи




Подготовка уч-ся к дальнейшей деятельности

Просмотр фрагмента моноспектакля «Медный всадник» в исполнении А. Папанова


Просмотр.

Актуализация знаний. Частичная реализация индивидуального домашнего задания

Продолжая изучать творчество А.С. Пушкина, обратимся к поэме «Медный всадник».


Индивидуальное домашнее задание - история создания поэмы. Презентация.

ИЗО

Варианты техники исполнения – графика, живопись. Материал.




Реализация домашнего задания

Для того, чтобы попытаться увидеть и понять Петербург, как это сделал автор, обратимся к особенностям жанра «Медного всадника» и загадке названия поэмы.

Ответы на вопросы, анализ статьи учебника.

Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний


Действительно, можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на происшествие. Именно в таком значении потреблял термин «a tale» (повесть) Дж.Г. Байрон в отношении своих поэм. Скорее всего, определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета (ср. подзаголовок поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» - «Восточная повесть»). Так А.С. Пушкин обращает наше - читателей – внимание на один из ключевых образов поэмы.

Литературный контекст.

Несомненно, можно утверждать, что поэма «Медный всадник», открывает череду произведений русской классической литературы, где Петербург не только фон происходящего, но и главное действующее лицо.

Какие произведения, прочитанные летом, вы можете в связи с этим назвать?


Презентация.


Реализация домашнего задания

При каких обстоятельствах был создан одноимённый памятник в северной столице?

Сообщение о постройке Петербурга и памятника «Медный всадник». Презентация.

Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний.

Но вернёмся к художественным особенностям произведения. Эпическая часть поэмы поднимает серьёзные социально-философские проблемы. Какие?

(Отношения общества к «маленькому человеку», взаимоотношения государства и отдельной личности)

Каким литературным термином можно назвать эти неразрешимые противоречия?

Итак, конфликт истории и личности как основной является сюжетообразующим.








Литературный контекст

В каких произведениях встречается тема «маленького человека»?

Презентация.




Вспомните элементы композиции .

Проанализируем вступление.

Что является экспозицией?

Как во «Вступлении» представлена антитеза «петербургской повести» - власть и народ, государство и маленький человек?

Как соотносятся в повествовании две «точки видения»: «и вдаль глядел..» - «перед ним..», образующие художественное пространство поэмы?

Почему Пётр не назван по имени, а предстаёт как условная, символическая фигура?

Итак, «Вступление» - гимн Петру, ода великому человеку, га столетия определившему судьбу человека.

Какие признаки жанра можно выделить?

После торжественного вступления читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы. Каким образом?

Прочитайте рассуждение Евгения о своей жизни. Какой характер носят его мечты о личном счастье? Какая лексика используется для этого?

Какие стили смешивает Пушкин и для чего?

Каков ведущий принцип построения композиции?

Верно, в том числе и для этого поэт делает своего героя маленьким чиновником и называет «бедным»: чтобы явить тотальную бесчеловечность волевой государственности.

Что помешало сбыться мечтам Евгения?

Как называется такой композиционный элемент?


Вступление. Выразительное чтение наизусть отрывка. Презентация.

Ответы на вопросы.


ИЗО

Возможные художественные решения передачи литературной композиции и стилей, использованных в поэме.







Опишите город во время и после наводнения. Какие ИВС используются?

Действительно, картины наводнения напоминают битву (ср. картины битвы в поэме «Полтава»).


Презентация

ИЗО

Определение средств художественной выразительности на основе текста и видеоряда.







Но в поэме есть ещё одна сцена, наиболее напряжённый момент — объяснение Евгения с Петром.

Что является ещё одной кульминацией поэмы?

Прочитайте и проанализируйте сцену объяснения Евгения с Петром.

Мятеж стихии, бунт хищных волн, гибель всех надежд и потеря близких порождает в Евгении «страшные думы».

Какая лексика используется для описания образа Евгения и Медного всадника в момент наивысшего напряжения в развитии действия?

К какому жанру тяготеет выбранная стилевая манера? Почему? Сделайте вывод.

Одический стиль даёт возможность на равных говорить Евгению с Петром.

Как заканчивается этот спор?

Презентация

Чтение и анализ


Изо

Определение средств художественной выразительности для передачи основного композиционного приёма – антитезы (композиция, свет, перспектива и т.д.)







Всё это и многое другое позволяет подчеркнуть значимость кульминационных сцен поэмы - столкновение города и стихии, небес, рока и медного всадника и «маленького человека», где последний на равных говорит с «грозным царём» и пророчит ему возмездие.

Сделайте вывод, какими же способами Пушкину удаётся показать двойственность города?

Попробуйте образность художественного слова А.С. Пушкина наглядно отобразить в графических своих работах.





Применение знаний на практике

Выполнение творческих работ




Подведение итогов и рефлексия

План анализа:

  1. Какая изобразительная цель ставилась?

  2. Какие средства использовались?

  3. Удалось ли передать с помощью средств художественной изобразительности особенности Петербурга А.С. Пушкина?

Рефлексия

Домашнее задание

Написать сочинение на тему « Образ Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».





Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО

Учитель русского языка и литературы

Белавинская О.В.

ГБОУ СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства

Урок №2 (серия интегрированных уроков на тему «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века»)

Тема интегрированного урока: «Трудно схватить общее выражение Петербурга» (по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект») * 2 часа

Образовательные цели урока:

  1. Дать характеристику главным героям повести: Петербургу, Невскому проспекту, Пискареву, Пирогову.

  2. Выявить основные приемы создания характеров героев.

  3. Проанализировать страницы повести, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Гоголя и его роли в судьбах персонажей.

  4. Проследить, как Н.В. Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.

  5. Учиться анализировать и обобщать материал в рамках литературного контекста.

  6. Закрепить навык активного владения теретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста.

Формирование УУД:

  • Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу на протяжении всего процесса исследования ).

  • познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютера, рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств).

  • коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

  • Личностные (обретение культурной идентификации и развитие читательской самостоятельности личности в области эстетического самообразования и самовоспитания).


Цитаты к уроку:

«Создатель! Какие разные характеры являются на Невском проспекте!»

Н.В. Гоголь

«Трудно схватить общее выражение Петербурга»

Н.В. Гоголь «Петербургские записки»

«Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина»

Н.В. Гоголь

Тип урока:

Комбинированный урок: урок формирования новых знаний (урок-исследование), применение знаний на практике

Методы – наглядный, проблемный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа.

Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку, магнитная доска, материалы для графических работ,

графические наброски, сделанные дома.

План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии (приветствие, организация внимания).

  2. Подготовка учащихся к деятельности (просмотр фрагмента мультфильма режиссёра А.Аникеева по мотивам повести Н.В. Гоголя «Нос»);

  3. Актуализация знаний.

  4. Объявление темы и цели занятия.

  5. Реализация домашнего задания.

  6. Введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний

    • изложение нового материала (сообщение педагога, учащихся);

    • проработка нового материала (групповая работа по вопросам, реализация домашнего задания).

  7. Проверка понимания изучаемого материала (ответы групп, обсуждение).

  8. Применение знаний (выполнение графических работ).

  9. Подведение итогов.

  10. Рефлексия.

  11. Домашнее задание.


Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

ный момент

Приветствие

Показ фрагмента мультфильма по мотивам повести Н.В. Гоголя «Нос»

Просмотр

Вступительное слово

Сегодня мы проводим второе занятие из цикла «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века». Продолжая изучать творчество Н.В. Гоголя, обратимся к циклу повестей, которые вошли в его сборник с удивительным названием «Арабески». И хотя просмотренный фрагмент мультфильма не имеет прямого отношения к сегодняшнему уроку, всё же, наверное, все обратили внимание, что повесть, по мотивам которой был снят мультфильм, входит в выше указанный сборник да и место действия, интересующее нас – Петербург. Не менее удивительны и сами произведения, получившие название Петербургские повести. Сейчас несколько иначе - нежели при жизни Гоголя - воспринимается нами этот цикл. В чем заключается несовпадение?

История создания повестей (реализация индивидуального домашнего задания)

Актуализация знаний Образ Петербурга в русской литературе 19 века.

- Являясь сквозной, тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Петербург - город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий.

Какие поэты и писатели 19 века обращаются к образу Петербурга как к источнику вдохновения?

Мы знаем – Гоголь преемник Пушкина. Пушкин подсказал идеи «Ревизора» и «Мертвых душ», но, возможно, и подзаголовок поэмы Пушкина «Медный всадник» натолкнул Гоголя на мысль о создании повестей, местом действия в которых становится «северная столица».

- Каков подзаголовок поэмы «Медный всадник»?

- Каким изобразил Пушкин Петербург и его создателя Петра I?

Как об этом сказал Ф. М. Достоевский?


Ответы на вопросы. Презентация.


Изо

Повторение основных средств и способов художественной изобразительности в графике, использованных для передачи образа Петербурга, увиденного А. С. Пушкиным.

Ответы на вопросы

Постановка темы и цели урока.

Если у Пушкина город это монументальность, что такое Петербург Гоголя? Чтобы понять это, для начала обратимся к атмосфере реального города того времени.

Презентация (здесь и далее соответствующие фрагменты презентации, подготовленной одним из учащихся)


Введение знаний

Просмотренные слайды отражают простые подробные сцены из жизни горожан. И в петербургских повестях Петербург показан глазами гостя, глазами самого Гоголя, именно таким увидел город Гоголь впервые.

События, лежащие в основе повести «Невский проспект» (а именно это произведение мы и будем сегодня рассматривать) просты и могут случиться с каждым. Но это сознательное упрощение.

Чем предмет обыкновеннее, — пишет Гоголь, - тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина.

Как вы думаете, что подразумевал Гоголь, именно так отзываясь о Петербурге?

На что стоит обратить внимание при анализе произведения?

Анализ, прогнозирование.

Описание Невского Проспекта.

-Каким увидел Невский проспект рассказчик?

-Обратим внимание на прекрасный городской пейзаж, но выделяются два эпитета – бледных и чиновных. (Вспомнить, что называют пейзажем?)

- Гоголь использует огромное количество художественных деталей, которые живут самостоятельной жизнью. Как называется это ИВС?

- Часто такой калейдоскоп в изображении чего-либо называют «фламандский сор».

- Как сам Гоголь называет все, что встречается на Невском проспекте? Введение нового понятия - «Это сплошная фантасмагория» (перен. значение) -

- чепуха, невзрачная вещь.

-Какую роль играет пейзаж в повести?

-Как называется такая композиция, и для чего такой вид композиции используется?

- Расскажите о роли кольцевой композиции?

Ответы на вопросы, поиск.

Презентация

.





Анализ композиция повести

- На сколько частей можно разделить условно повесть? Почему вы так думаете?

- Итак, встреча Пискарева и Пирогова - это кульминационный центр повести, далее сюжет распадается на две части. Действительно, крупным планом показаны два человека – художник Пискарев и поручик Пирогов.




ИЗО

Способы передачи литературной композиции средствами изобразительного искусства.

Ответы на вопросы

Исследование и реализация заданий, полученных ранее.

  1. Портрет

  2. Характер

  3. Сон

  4. Окончание приключения.

  5. Отношения автора

Работа в группах

Презентация


Проверка работы в группах

Работа с высказыванием Н.В. Гоголя «Создатель! Какие разные характеры являются на Невском проспекте!»

Какой принцип лежит в основе изображения героев?

Почему вместо традиционного портрета Гоголь использует портрет социальной среды, из которой вышли герои?

Какой вставной элемент для передачи фантасмагоричности образа Петербурга использует Гоголь?

Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях.  

Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение мечты и действительности.

Внешняя мишура не означает внутреннюю сущность. Внешнее и внутреннее разобщены.


Ответы учащихся, обсуждение

ИЗО

Определение средств и способов художественной изобразительности для передачи образа Петербурга и образов героев в повести «Невский проспект» Н.В. Гоголя.

Ответы на вопросы

Первичное обобщение материала

Выводы: «Невский проспект" есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное о бок друг другу». В.Г. Белинский.

Символ извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами как в произведениях Н. В. Гоголя.

Если ключевое слово в изображении Петербурга Пушкина – монументальность, то у Гоголя помимо всё той же двойственности – фантасмагория во всём.


Сопоставление результатов исследований

Применение знаний на практике

Выполнение графических работ




Подведение итогов и рефлексия

План анализа:

  1. Какая изобразительная цель ставилась?

  2. Какие средства использовались?

  3. Удалось ли передать с помощью средств художественной изобразительности особенности Петербурга Н.В. Гоголя?

Сделайте вывод. Удачно ли мы подобрали название занятия, используя высказывание Н.В.Гоголя из «Петербургских записок»: «Трудно схватить общее выражение Петербурга»?


Рефлексия, выявление лучших работ.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Не верьте этому Невскому проспекту!»





Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО

Учитель русского языка и литературы

Белавинская О.В.

ГБОУ СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства

Урок №3 (серия интегрированных уроков на тему «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века»)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconУрок «Монотипия» стр. Открытое занятие для детей и родителей стр....
Урок «Монотипия» стр
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconЕщё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204
Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 icon2 «А» Математика
Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconУрок английского языка Учитель: Устьянцева Надежда Викторовна
Выполнение упр. 63 стр. 81 (заполнить декларацию в Рабочей тетради, использую Приложение 5 на стр. 200 в учебнике)
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр....
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconТребования к письменным работам Объем текста работы
Объем текста работы определяемом видом работы: выпускная квалификационная работа – 50-75 стр.; курсовая работа – 25-30 стр.; реферат...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconДомашнее задание Русский язык по тетради стр. 1-24 Украинский по тетради стр. 1-8
Стр. 38-39 вопросы; упр. 365 стр. 40-44 – выучить правила, словарные слова упр. 371,374,378
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconОсновные сведения из теории сплавов. Диаграммы состояния металлов...
Строение и свойства металлов (стр. 45, 49, 50 В. А. Стуканов, стр. 16, 19, 20, 24 В. М. Никифоров)
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconТематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки...
В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconИван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» (выразительно читать и составить...
Упражнения для закрепления: Если учебник состоит из 4-х частей, тогда стр. 16-18 письменно в тетради. Если учебник из 2-х частей,...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconДомашнее задание по английскому языку с 31. 01. По 02 для 3-их классов «Б» и «В»
...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Плоские черви» стр. 112-113, вопросы 1,2,3 стр. 118; проверка конспекта по теме «Кишечнополостные», стр. 104-111 или ответы на вопросы...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconРеферат На тему: «Брачный контракт» Работу
Общее положение о брачном договоре стр. 3 Глава Требования к заключению брачного договора стр. 7 Вывод стр. 12
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconЛитература А. Куприн «Слон»
Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5...
Урок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20 iconКонспект по параграфу 2 №703, 705 Параграф читать. Стр. 117 118 отвечать...
Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск