Макаренко Антон Семенович, восьмитомник





НазваниеМакаренко Антон Семенович, восьмитомник
страница1/62
Дата публикации12.10.2013
Размер7.35 Mb.
ТипНаучная работа
100-bal.ru > Литература > Научная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
Макаренко Антон Семенович,

восьмитомник,

т. 1

М. 1983.

ЗАЯВЛЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Прошу зачислить меня студентом на основное отделение института. Я родился

в 1888 г., сын железнодорожного рабочего. После окончания двухгодичных

педагогических курсов в 1905 г. был народным учителем. В 1914 поступил в

Полтавский учительский институт, который и окончил в 1917 г. с золотой

медалью. В 1917-1919 гг. был заведующим большой железнодорожной школой при

Крюковских вагонных мастерских (до 1000 учащихся). Приход деникинцев и

разрушение ими школы и ее отдельных трудовых организаций заставили меня в

августе 1919 г. переехать в Полтаву. Полтавским губнаробразом мне было

поручено дело организации и управления колонией для малолетних

(несовершеннолетних) правонарушителей.

Два года, проведенные мною в колонии в обществе 5 воспитателей с 80

воспитанниками, среди большого соснового леса, дали мне возможность при

самой тяжелой обстановке создать одно из интереснейших учреждений.

В настоящее время колония процветает, но мне бы хотелось огромный опыт

двух лет, вызвавший множество вопросов, обработать научным образом.

Занятый ежедневно по 16 часов, вдали от научных центров, я не имею

возможности сделать это, оставаясь в колонии. Как видно из прилагаемых

документов, мне делают очень лестные предложения, но только педагогическая

научная работа в Москве представляется мне заслуживающей того, чтобы

оставить колонию.

К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллоквиума. Я не знаю, в

чем он будет состоять, но напряженная работа последних дет,

естественно, не давала мне возможности регулярно восстанавливать в памяти

то, что забывается в различных отраслях знания, тем более что на мою долю

выпало очень мало непосредственной классной работы в школе по некоторым

предметам. Поэтому очень возможно, что на многие вопросы приемной

комиссии, касающиеся формальных сторон знания, я не отвечу. Возвратиться

же ни с чем из Москвы будет чересчур тяжело: я в виду не только самолюбие,

но и нужную мне на будущее, хотя бы в той же колонии, энергию. Кроме того,

я не обладаю средствами для такой поездки. Поэтому я прошу комиссию

принять меня без устного коллоквиума. Для того же, чтобы комиссия имела

представление о моей подготовке, посылаю краткое изложение "Вместо

коллоквиума".

В качестве удостоверений о моих админ. и организ. способностях, как

требуется (Известия ВЦИКа, N 186), прилагаю

1. Удостоверение Полтавского губнаробраза от 24.8.

2. Приглашение завдоротделом Южн. д.т. Греся 24.6.

3. Приглашение месткома и цеховых старост Крюков. вагон. мастерских 4.7.

4. Вырезку из полтавской газеты "Голос труда" от 15.7.

Как родившийся в 1888 г., учетной карточки не представляю. Документы об

образовании находятся в Харькове и будут доставлены в случае поступления.

Антон Макаренко.

В случае принятия меня в институт, прошу сообщить: Полтава, до

востребования. Антону Семеновичу Макаренко. По тому же адресу, в случае

отказа, прошу выслать документы. Марки на ответ прилагаю.

К заявлению А.Макаренко.

Вместо коллоквиума.

В области предметных дисциплин систематические знания получил я в

Учительском институте.

Математикой никогда особенно не интересовался, поэтому арифметика,

геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы только в пределах

курса дореволюционного Учительского института. К настоящему дню из

тригонометрии помню только общие основания, забыл многие теоремы алгебры и

законы физики, с логарифмированием сейчас, пожалуй, не справлюсь.

Природоведение. Разумеется, совершенно свободно себя чувствую в области

физиологии животных и растений. Анатомические знания слабы. Забыл

многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь

практически в Полтавском музее. Впрочем, знания по астрономии и

космографии у меня продукт увлечений юношества.

Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал всего

Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими (проявлениями)

дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.

Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие положения и

новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева,

Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.

Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и

сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической

политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это,

разумеется, не из учебников. Очень интересуюсь Австралией и Новой

Зеландией.

История - мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и

Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с

монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую историю знаю по

трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще

говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне

известна. Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и

социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французкой

революции. Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи.

По социологии кроме социологических этюдов указанных исторических

писателей знаком со специальными трудами Спенсера, М.Ковалевского и

Денграфа, а также с Ф-де Куланжем и де Роберти. Из социологии лучше всего

известны исследования о происхождении религии, о феодализме.

В области политической экономии и истории социализма штудировал

Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но

"Капитал" не читал, кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами

Михайловского, Лафарга, Маслова, Ленина...

Логику знаю очень хорошо по Челпанову, Минто и Троицкому.

Читал все, что имеется на русском языке, по психологии. В колонии сам

организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но глубоко

убежден в том, что науку психологию нужно создавать сначала.

Самым ценным, что было до сих пор сделано в психологии, считаю работы

Петражицкого. Читал многие его сочинения, но "Очерки теории права" не

удалось прочесть.

Индивидуальную психологию считаю не существующей - в этом больше всего

меня убедила судьба нашего Лазурского. Независимо от вышеизложенного,

люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее.

С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, "Критику чистого

разума" (Канта), Шопенгаузера, Штирнера, Ницше и Бергсона. Из русских

очень добросовестно изучил Соловьева. О Гегеле знаю по изложениям.

Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина,

Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю,

терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и

Ал.Н.Толстого. В области литературных образов много приходилось думать, и

поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и произвести

сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над

составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что

обладаю способностями (небольшими) литературного критика.

О своей специальной области - педагогике много читал и много думал. В

Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение "Кризис

современной педагогики", над которым работал 6 месяцев.

Основными проблемами педагогической науки считаю:

1. Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее

время считается азбукой, что объектом педагогичесского исследования

считается ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со

стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление).

2. Усиление внимания к детскому коллективу как к органическому целому,

для этого необходима перестройка всех психологии школьного работника.

3. Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего

хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна

научно организованная система всех влияний.

4. Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением

ее в процессе реализации педагогического закона.

5. Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в

настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна

сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как

хозяйства сделает ее социалистической.

А.С.Макаренко

ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

1. Важность вопроса о дисциплине:

а) как наиболее близкого к практике;

б) как наименее обособленного, локализованного.

2. Совпадение в некоторых местах с понятием воспитания.

3. Разделение: воспитание физической природы, воспитание духовной -

психологической природы, воспитание социальной природы.

4. Последний отдел покрывается вполне тем отделом воспитания, который

мы называем дисциплиной.

5. Дисциплина как признак организованного общества. Величина дисциплины

прямо пропорциональна организованности.

6. Поэтому дисциплина есть прежде всего воспитание гражданина.

7. Важность дисциплины для воспитания психической и физической стороны

личности.

8. Что же такое дисциплина?

9. Прежде всего, это результат процесса: "Точное ощущение своего

положения в среде". Или "Наиболее нормальное отношение личности и

общества". "Разумное подчинение общепризнанному порядку". Вообще же

"Дисциплина - это действие сдерживающих начал в действии личности". В этом

понимании нет разногласий.

10. Во-вторых, это процесс. Дисциплина - это совокупность средств, при

помощи которых мы стремимся к дисциплинированию личности в обществе.

11. Во втором случае мы имеем чисто педагогическую проблему и только ею

могли бы интересоваться.

12. Но такому ясному понимаю вопроса препятствует:

а) неправильное понимание дисциплинированности как исключительно

негативного явления. Между тем ясно, что если мы имеем усиленную работу,

то (дисциплина) - это сдерживание лени.

13. Допускается, возможно, что личность будет правильно действовать

исключительно в силах положительных побуждений. Это абсурд. Положительные

(похвальные) импульсы воспитываются не только дисциплинированием, но их

положительность не выходит за пределы побуждения. Как только начинается

действие, требуется его порядок и завершение, постоянное хладнокровие и

стойкость. Без этого условия остаются только добрые намерения.

Но дисциплина важна и для воспитания импульсов, поскольку они слагаются

в результате опыта и поскольку опыт организуется в дисциплине.

б) Дисциплина часто противополагается свободе. Это дико. Свобода не

воля. Воля - это уединенная возможность всякого действия. Воля - понятие,

противоположное неволе, плену, связанности. Свобода - это социальный

институт, это не уединенная позиция в небесах, а часть блага общего. Если

я имею свободу, то имеет ее и мой сосед. Иначе говоря, она не результат

моего уединения, а именно результат общественного договора. Свободу нужно

противополагать произволу. Дисциплина в обществе, направленная к

ограничению произвола, ставит меня в точное отношение ко всем элементам

общества и тем самым позволяет мне точно учитывать обстановку и точно

выбирать действие. Воля - это ваш бег в пустом пространстве. Свобода - это

ваше спокойное движение по Тверской или Невскому, когда вы уверены, что

трамвай идет по рельсам, автомобили и рысаки держат праавую сторону, а

семиэтажные дома выстроены под наблюдением строительных законов и не

обрушатся на вашу голову.

Прав Норман мак Мен: "Свободный ребенок улицы связан больше, нежели

дисциплинированный мальчик".#

14. Наконец нужно отметить значение коллективной, массовой дисциплинцы.

Работа, управление собой, своим отдыхом.

О ВОСПИТАНИИ

(Воспитание) должно направляться одной системой законов, подобных

естественным законам. И если в руках человека приложение этих законов

принимает формы разнообразных комбинаций, то единство принципиального

подхода от этого не проигрывает, как не проигрывает единство биологических

законов оттого,что способы передвижения птицы и каракатицы различны.

Воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может

направляться обособленными группами принципов. Принципы воспитания, если

они отражают правильно равновесие закнов влияния и социальных требования и

задач эпохи, могут быть только частью единого педагогического кодекса. И,

разумеется, поэтому не может быть удовлетворительно решен (вопрос) о

дисциплине в колонии, если он не решен вообще.

При этом мне представляется необходимым совершенно оставить арену

весьма добродетельных и похвальных упражнений в балансировании прекрасными

идеями, якобы освещающими кому-то дорогу. Меня всегда удивляло ни на чем

не основанное чванство иных педагогов...

скажите пожайлуста, разве это не знакомая всем картина, когда человек в

брюках навыпуск и манжетах лезет под руку работающему в огороде мальчику

со своими разглагольствованиями о каких-нибудь тычинках и пестиках?

И разве не блестят слезы умиления у этого самого человека в манжетах? А

если мальчик любит пафос работы, разве у него нет желания треснуть этого

умиленного нахала лопатой по голове, чтобы не мешал? И скажите по совести,

разве не приходило вам в голову, что только подлизы стараются показать

умиленному человеку, как страшно они заинтересованы тычинками и пестиками?

Прекрасные, прогрессивные педагогические идеи сплошь и рядом прикрывали

полную научную пустоту, кое-как замещающую совершенно домашними и

совершенно дикими средствами. И в последнем итоге тон давался вовсе не

школой, а семьей, улицой, переменой между уроками, вообще теми минутами,

когда нет возле нас педагога.

Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя

наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный

идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то

получалось из наших детей, то тольео потому, что вообще из ребенка что-то

должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем

плохого.

Пример: возьмите самую новейшую и очень интересную книжку московской

работницы Н.И.Поповой "Школа жизни".#1. Человек довольно скромно и

честно рассказывает об организации работы в классе, видно, что в школе

Поповой много отдано мысли и сил, что-то большое сделано, что-то кажется

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconА. С. Макаренко о воспитании в коллективе
Он научился из лишённых всякого положительного воспитания оборванцев делать образованных, культурных, а главное, высоконравственных...
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconДанная публикация (по журналу «Советская педагогика» 1991,6,7) представляет...
Настоящая книга содержит воспоминания брата А. С. Макаренко – Виталия Семеновича о проведенных им совместно со старшим братом детских...
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconПрограмма ставит перед педагогами задачу воспитывать молодёжь, понимающую...
А. С. Макаренко ознаменовалось Международной научно-практической конференцией «Педагогика А. С. Макаренко в решении проблем современного...
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconВосьмитомник
И тем ярче и ослепительнее прорезало нашу мглу непривычно простое и задорное имя: МаксимГорьки й
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconСеменович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей
Тенденции изменений отношений в сфере занятости во многом определяют вектор развития общества в целом
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconНовослободская, дом 23
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Алексеев Сергей Семенович, учитель истории и обществознания Токкинской шиспоо
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconР оссийской федерации
Макаренко С. Н. Профессиональная этика: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во тти юфу, 2012. – 34 с
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гринберг Руслан Семенович (Россия), член-корреспондент ран, директор Института экономики ран
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconПовесткА заседания Правительства Калининградской области
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconСобрание сочинений Марбургское издание, сканированные тома
Издания и исследования по А. С. Макаренко в Германии и в других странах мира за десятки лет
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconСписок отечественных книг, полученных библиотекой Института проблем...
Академик Пугачев Владимир Семенович: к столетию со дня рождения. М.: Торус пресс, 2011. – 376 с
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconКакая философия науки нам нужна? Факультет философии и политологии спбгу
Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы)
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconДроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович
«Основные христианские нормы и правила поведения православного человека в повседневной жизни»
Макаренко Антон Семенович, восьмитомник iconСочинение Мой родной и любимый край
Меня зовут Кунин Антон, учусь в 8 классе. Живу я в Нижневартовском районе в далеком от цивилизации таежном поселке Корлики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск