План-конспект занятия
Класс 1а
Дата 14 октября 2008г.
Ученица: Смелова Ксения
Тема: Путешествие в страну гласных звуков.
Цели и задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
Учить различать гласные звуки на слух в различном речевом материале.
Формировать умение развёрнуто отвечать на вопросы.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т.д.) путём слуховой тренировки.
Развивать слуховую дифференциацию гласных.
Коррекция операций мыслительной деятельности (восприятие и воспроизведение) через упражнения с использованием речевого материала (слова).
Осуществление контроля над произношением с помощью приёмов беглой коррекции.
Работать над расширением активного словаря через ознакомление с новыми словами.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
Поддерживать в течение всего занятия уверенность в себе и своей успешности.
Чередовать виды деятельности на занятии (слушание, чтение-понимание, говорение, самостоятельная работа).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Развивать навыки самоконтроля над произношением.
Развивать у ученицы потребность в речевом общении, через формирование умения развёрнуто отвечать на вопросы и создание ситуации успешности.
Оборудование:
таблички с буквами, слогами, словами;
наушники;
Содержание работы
| Учебные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие и воспитательные цели и задачи
| Организационный момент.
- Здравствуй, Ксюша.
- Как ты слышишь? Как ты себя чувствуешь? Какое настроение?
- Взять друг друга за руки, посмотреть в глаза. Установка: «Слушай внимательно, думай, и всё у тебя получится!»
- Посмотри на жёлтый цвет, сосредоточься.
- Мы сегодня отправляемся в путешествие по стране гласных звуков.
- Какие гласные ты знаешь? (А, О, Ы, И). Девочка называет звуки, учитель переворачивает карточки-звуковички. МОЛОДЕЦ!
– почему они так называются?
В их образовании участвует голос (воздух проходит через рот свободно, не встречая препятствий).
– страна гласных звуков находится в мире звуков, путешествовать по ней очень интересно и увлекательно, сегодня мы проверим это.
- Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука, покажи и назови их. Какой гласный обозначает мягкость согласного? (покажи и назови).
Путешествие будет интересным и увлекательным, за каждое правильно пройденное испытание ты получишь смайлик, в конце занятия мы подведём итоги.
| Создание заинтересованности, позитивного настроя на общение с учителем, конструктивное сотруд-ничество.
Активизация мозговой деятельности.
Различение материала разговорного характера.
Развитие умения анализировать и делать выводы.
| Речевая зарядка с использованием фонетической ритмики.
Чтобы попасть в страну ГЛАСНЫХ, надо пройти первое испытание! Фонетическая ритмика. Слушай и смотри внимательно и повторяй за мной.
Упражнения фонетической ритмики на звуки А, О, Ы, И.
А теперь я буду показывать тебе упражнения молча, а ты угадай, какой это звук.
Теперь я буду показывать тебе буквы, а ты произноси звуки с упражнениями.
Игра «Узнай гласный».
1) Первым в стране гласных мы встречаем звук А (покажи букву, которая на письме обозначает гласный).
Этот гласный придумал много интересных заданий, вот первое. Слушай внимательно: я буду называть гласные, а ты, если услышишь звук А – подними карточку «+», если нет «–»(учитель произносит звукосочетания за экраном)
УА, АУЭ, ОЭ, ИОУ, УАО, ЭОА, ИЭО, АУ, ЫУЭ
2) Прочитай слоговые дорожки, какой слог в последней дорожке лишний?
ПА-ТА-НА-КА-РА-ГА
АТ-АП-АН-АК-АР-ИР
Вычленение звука из речевого материала.
а) Я буду называть слова,, а ты внимательно слушай, когда услышишь в слове звук А, подними букву А
Адрес, узоры, альбом, аптека, учёба, арбуз, апельсин, экран, азбука, утка, озеро, аист, астра, армия, август.
б) Повторяй за мной только те слова, которые начинаются на звук А
Оля, Аля, Ася, Инна, Анна, арка, урна, остров, астра, осы, утка, аптека.
А теперь угадай, какой звук встречается нам в путешествии дальше: «Как охают больные?» ОХ-ОХ!
ПРАВИЛЬНО! Это звук О
Покажи букву, которая обозначает первый звук в восклицании ОХ!
г) Слушай внимательно, я буду называть слова со звуком О и без него, ты на слова со звуком О выкладывай фишки.
Обувь, осы, аист, орден, усы, улитка, область, пух, отпуск, отдых, сыр, облако (7).
д) Звук О – хитрый звук, он спрятался, а ты его найди. Где он, в начале слова, в середине или в конце. Если он в начале – топни, в конце – хлопни, а середине – глазками моргни.
Обруч, сон, пальто, сом, обувь, сок, седло, Оскар, бок, стекло, весло.
Звуки А и О хотят, чтобы мы позвали в путешествие следующий гласный Ы.
Игра с мячом.
Звук Ы – хитрый смышлёный звук. Он поможет нам сделать из одного предмета много: мы с тобой будем играть в игру с мячом, я назову один предмет, а ты много.
Шар –шары, дрозд –дрозды, куст – кусты, пруд –пруды, нос – носы, шарф – шарфы, столб – столбы, гол –голы, шкаф – шкафы.
| Работа над правильным произношением.
Восприятие речи учителя на слуховой основе.
Восприятие на слух и выделение звука из речевого материала.
*Слухо-зрительное восприятие речевого материала.
* Восприятие на слух и выполнение инструкции учителя.
| Физкультминутка.
1) Зарядка для глаз. Движения глазами из стороны в сторону, 5 раз, затем сильно зажмуриться а потом сильно удивиться.
2)Интонационное упражнение + динамическая пауза.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
Я сегодня добьюсь больших успехов.
| * Развитие слухового восприятия с использованием элементов фонетической ритмики.
| А вот и звук И встречается нам в путешествии
а) Игра-диктант
Послушай внимательно, скажи, кто говорил и повтори только те слова, в которых встречается звук И (дикторы говорят, Ксюша слушает, стоя спиной, затем угадывает, кто говорил и чтои повторяет слово со звуком И После каждого ответа Ксюша отодвигается дальше от говорящих).
1-й гость: бас, бал, бил, мил.
2-й гость: нос, пил
3-й гость: рис, пол, тип
4-й гость: рос, кит, топ
Молодец! Ты умеешь слушать внимательно и правильно выполнять задание.
б) Назови первый и последний звук в словах:
изба игра икра игла
Инна ива иволга изюминка
Вот и подходит к концу наше весёлое путешествие, мы продолжим его на следующих занятиях, какие гласные сегодня мы встретили в стране ГЛАСНЫХ звуков? Назови их.
| * Восприятие речевого материала на слух.
*Слуховая тренировка.
Эмоциональная разрядка.
Использование игровых форм работы.
Расширение активного словаря.
| 7. РЕЗЕРВ! Играем вместе.
Жаль, что подходит к концу наш урок.
КАКИЕ ты знаешь имена, начинающиеся со звука И? А? О? Ы? На ы в русском языке слова не начинаются!
| Итог занятия.
Скажи, что было самым интересным на занятии?
Что было самым трудным?
Ты всё сегодня поняла?
Как ты себя чувствуешь? Всё это, если останется время.
Наше занятие подошло к концу. Оцени свою работу. Посмотри сколько у тебя смайликов. Тебе помогут вот эти карточки. Прочитай и выбери одну из них.
| Развитие умения четко сформулировать и выразить словами свои мысли.
Рефлексия.
| Домашнее задание.
Дома повтори упражнения фонетической ритмики.
| Самостоятельное закрепление материала.
| Примечание: значком * выделены цели и задачи, направленные на развитие слухового восприятия.
Литература:
2. Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации» стр. 44-45
Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. Практикум по работе со слабослышащими детьми. М., «Учебная литература», 1997, стр.372-373.
Л.П. Назарова, Методика развития слухового восприятия. М. Владос, 2005, стр. 63-65.
Е.З. Яхнина, Методика обучения произношению. Лекционный материал. 2002.
!
| Очень хорошо работала на занятии!
|
| Хорошо работала на занятии!
| +
| Были трудности. Справилась.
| Приложение к конспекту занятия
ПА-ТА-НА-КА-РА-ГА
| АТ-АП-АН-АК-АР-ИР
|
Обувь, осы, аист, орден, усы, улитка, область, пух, отпуск, отдых, сыр, облако.
|
| шар
|
| дрозд
|
| куст
|
| пруд
|
| нос
|
| шарф
|
| столб
|
| гол
|
| шкаф
|
| 1-й гость: бас, бал, бил, мил.
| 2-й гость: нос, пил
| 3-й гость: рис, пол, тип
| 4-й гость: рос, кит, топ
| -
Гласные звуки
| А
| Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном дли-тельном произнесении а_____.
|
И
| Вдох, руки вверх при одновременном произ-несении и_____.
| О
| Вдох, разведение рук в стороны давящим дви-жением при одновре-менном произнесении о____.
| Ы
| Указательным дви-жением резко вы-бросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одно-временном произнесе-нии слога ты.
| |