Скачать 61.35 Kb.
|
МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А.Яковлева Конспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова». 8 класс Учитель русского языка и литературы высшей категории Криночкина Е.Н Цель: раскрыть характерные особенности образа Хлестакова, выявить средства художественной выразительности, понять, что такое хлестаковщина. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым. Н.В.Гоголь 1. Проверка д/з Экскурсия по городу N 2.Новый материал а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами две репродукции. -Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет). Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.). -Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является). -А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет). -А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.). Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников Б) Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы. Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений) 2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.) 3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.) 4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья) Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. В) В центре нашего внимания сегодня образ Хлестакова. Посмотрите на тему, на эпиграф и поставьте цели для своей работы на уроке. (Слушаем ответы) Словарная работа Образ – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном. Не случайно, в теме урока вместе с фамилией героя стоит и слово хлестаковщина. Это уже обобщенное название, появившееся от фамилии данного героя, а что оно обозначает, мы и должны выяснить, раскрыв характерные особенности Хлестакова. Г) Давайте вспомним, какие средства создания образа на сцене нам известны? Анализируя образ Хлестакова, мы заполняем таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.
3.Задания по группам: 1.Проанализируйте 2, 3 явление 2 действия: Как говорит герой, как называет Осипа, как разговаривает с хозяином гостиницы. (Чувствует себя барином, называет Осипа дураком и скотиной, а хозяина гостиницы – грубым животным, не понимая, что он зависит от этих людей, в его сознании нарушены причинно-следственные связи и логика, он не учится на совершенных ошибках, совсем не сожалеет о проигрыше денег пехотному капитану) 2. Проанализируйте монолог Осипа действие II, явление 1. Запишите в таблицу, что рассказывает Осип о Хлестакове . (Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет) Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями. 3.Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова. Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек 4. Выпишите ремарки в явл. VII и VIII 2 действия , которые характеризуют Хлестакова (в момент объявления Осипом прихода Городничего). (Испугавшись, выпрямляется, смотрит на Городничего, выпучив глаза, в испуге, т.е. трус, но пытается храбриться) - Явл. VII. Каково чувство, которое испытывают друг к другу Городничий и Хлестаков? (главное чувство – страх) - Понял ли Хлестаков, что его принимают за другого? (Нет, потому что он глуп и эгоистичен)
5. Проанализируйте говорящие названия, связанные с героем (при необходимости подберите родственные слова, поработайте с толковым словарем). Что они могут рассказать о Хлестакове. Говорящая фамилия героя – Хлестаков? Друг Хлестакова – Тряпичкин? Вспомните, кого в разговорной речи называют «тряпкой». Название деревни Хлестакова – Подкатиловка? Хлесткое впечатление Друг, схожий по своим качествам с Хлестаковым, недаром городничий, подчеркивая ничтожество мнимого ревизора, называет его тряпкой. 4.Анализ сцена вранья Просмотр видеофорагмента. 3 действие 6 явление — Давайте посмотрим сцену хвастовства? Отметьте, какие роли играет Хлестаков в этой сцене, какие превращения с ним происходят в этом монологе? Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. — Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили? Обратитесь к тексту. «В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми». «Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д. - Как вранье характеризует скудость воображения героя? (только количественные преувеличения, оборванные фразы, рядом слова высокого стиля и просторечные) «Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке». Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета? Сцена хвастовства — наивысший момент в развитии действия». «Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом». - Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия? Почему они не замечают вранья Хлестакова? (Вот оно, что значит человек!» ) Восхищаются, видят в нем идеал. -Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет? Страх! Вывод: Какие качества героя вы отметили в ходе анализа? 5. Реализация индуального задания Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков в иллюстрациях русских художников. ? перед сообщением: Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников? 6. Вывод: Что такое хлестаковщина в вашем понимании? Согласны ли вы со словами Гоголя, вынесенными в качестве эпиграфа? Есть ли Хлестаковы среди нас? Д/з 1) подготовить устную характеристику Хлестакова, используя материалы таблицы 2) читать 4 и 5 действия 3) продолжить заполнение таблицы, используя материалы 4 и 5 действия |
Конспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс) Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя... | Урок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово... Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных... | ||
План-конспект урока тема: «Художник в цирке» Обучающие: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа... | Урок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик» Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор» | ||
Тема урока: «Художник в цирке» Задачи: Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Вечеров…» детям трудно переключиться на мрачную комедию о чиновничьем произволе. Гоголь смеющийся, радующийся, влюбленный и в украинскую... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души» | План – конспект урока по теме «Льюс Кэрролл «Алиса в Стране чудес» Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | ||
Конспект открытого урока в 6 классе по английскому языку по теме Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа... | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» Правительства Российской Федерации от 15. 10. 2012г. №1048 «О переносе выходных дней в 2013 году» предусмотрен перенос выходных дней... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Городской профессиональный творческий конкурс учителей английского... Конспект-модель урока по английскому языку в 10 классе общеобразовательной школы | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | Конспект урока Предмет Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп... |