Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике





Скачать 420.45 Kb.
НазваниеПовышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике
страница1/9
Дата публикации15.10.2013
Размер420.45 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Центр научно-методического обеспечения»

Педагогическое проектирование:

от теории к практике
Учебно-методическое пособие

учителю-предметнику, осваивающему метод проектов

Лысьва 2004


Печатается по решению редакционно-издательского совета ЦНМО
Педагогическое проектирование: от теории к практике:

Учебное пособие / Составитель Г.Д. Ходимчук – Лысьва, ЦНМО, 2004. - ; 47 с.
Рецензент Т.С. Серова, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарного факультета ПГТУ

В пособии изложены теоретические и организационно-деятельностные основы педагогического проектирования на уроке, представлены проектные работы. Адресовано руководителям образовательных учреждений, педагогам, занимающимся опытно-экспериментальной работой и осваивающим метод проектов.

Издание подготовлено совместно отделами ЦНМО, слушателями курсов повышения квалификации педагогических кадров «Метод проектов на уроке» и экспертами-руководителями методических формирований системы образования г. Лысьвы.
© Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр научно-методического обеспечения»
Метод проектов – это способ достижения цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Проект – буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. До 90-х годов проектирование в образовании было немыслимо для широкой образовательной практики, оставаясь научным методом.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решить свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо

  • во-первых, научить детей самостоятельно мыслить;

  • во-вторых, знать, как находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;

  • в-третьих, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Важно, чтобы наиболее значимые знания обязательно имели в процессе освоения практическое применение, наглядно иллюстрирующее, где и каким образом это знание может пригодиться ученику в жизни. Как правило, это касается интегрированного знания. Метод проектов позволяет решать наиболее успешно именно эту задачу.

Данная технология предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимых для ученика с одной стороны, а с другой – разработку проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Метод проектов – составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться для любой ступени обучения, даже в начальной школе, в любом типе учебного заведения. Всё дело в выбираемой для исследования проблеме, требующей определенных знаний для её разработки и решения. Попробуем суммировать основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом смысле проблемы\задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англоговорящих странах – St. Patrik´s Day, Thanksgiving Day, Mother´s Day, etc; проблема гуманизма в творчестве А.М. Горького, проблемы семьи, проблема свободного времени у молодёжи, проблема благоустройства дома, проблема отношений между сверстниками, поколениями, проблема загрязнения окружающей среды, проблемы многонациональных государств и т.д.).

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в существующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план благоустройства дома, парка, участка, планировка и благоустройство квартиры и пр.).

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  • Определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  • Выдвижение гипотезы и её решение;

  • Обсуждение методов исследования;

  • Оформление конечных результатов;

  • Анализ полученных данных;

  • Подведение итогов;

  • Корректировку;

  • Выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проектов и пр.).

Отсюда могут быть определены этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

      1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

      2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

      3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

      4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

      5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

      6. Выдвижение новых проблем.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. (Таблица 1. Выбор темы проекта ) Метод проектов может использоваться в рамках программного материала по всем значимым в практическом плане темам. Главное – это сформулировать проблему в рамках темы учебной программы, над которой учащиеся будут работать.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём преобразования). (Таблица 2. Типы проектов )

Исследовательский проект может быть по своему содержанию монопредметным (выполняется на материале одного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих лабораториях, мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть учебного материала.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему\раздел или несколько тем\разделов, которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует освоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. (Таблица 3. Структура проекта ) Эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Очевидно, что проектная деятельность в школе должна быть выстроена по особой программе. При этом необходимо учитывать психофизические возможности обучающихся, так у учеников 6-7 классов еще не достаточно развиты способности для выстраивания временной перспективы и целеполагания, а поэтому говорить об использовании проектной деятельности в полном объеме в этом возрасте нельзя. Тем не менее, можно развивать некоторые ее составляющие, такие как навыки презентации, рефлексию, умение анализировать и отбирать информацию, планировать свои дела и время. Работа над проектом создаёт качественно новое пространство для педагогической деятельности, так как ученик максимально проявляет себя в выборе темы проекта, постановке целей, подборе средств. Всё это позволяет учителю строить свою педагогическую деятельность на новых основаниях, максимально использовать свой творческий потенциал и профессионально развиваться.

Приведенные ниже проектные работы появились в результате деятельности педагогов и слушателей курсов «Метод проектов на уроке», организованного в январе 2004 года Центром научно-методического обеспечения на базе МОУ «СОШ №3» и опубликованы в результате экспертного отбора. Мы благодарим за помощь в подготовке издания авторов идей и экспертов: Скотынянскую В.Э., Рудий Л.Р., Славкову Н.Н., Гусельникову Т.Л., Воробьеву Н.П., Пичугову Т.П., Изюмскую Е.С., Жилину Т.А., Зайнетдинову Т.А., Цветову Н.А., Баландину Е.Р., Валиеву И.И., Рыданных О.В., Коржеву М.Б., Дутову Ж.В., Кузнецову О.В., Преснецову О.Н., Райзвих О.А., Штину О.А., Штейникову Л.А., Сайдакову О.В., Шишкину Н.Н., Аверину Е.Б., Аликину О.В., Попову Л.Е., Тюлькину О.В., Терентьеву Н.А., Зиганшину С.В., Пищальникову И.В..



ТАБЛИЦА 1. Выбор темы проекта

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ПРИМЕРЫ НАЗВАНИЙ ПРОЕКТОВ

Научно- познавательная

Изучение проблем, их историко-культурных, социальных, экологических аспектов



«Этнические традиции народов Пермской области»

Практико-преобразовательная

Создание моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ


«Создание экологической карты области»

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации


«Памятники всемирного культурного наследия на территории России»

Коммуникативная

Включает коммуникативные потребности учащихся, направлена на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации


«Проектирование города XXI века»

Художественно-эстетическая


Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности объектов изучения, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурных процессов и явлений, театрализованные проекты


«Театр географических идей»;

«Суд над физическим явлением - электризацией»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconПрограмма повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconРешение Методического Совета
Педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconКурсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconСборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных...
Боу дпо (повышения квалификации) специалистов Удмуртской Республики "Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) центр...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconДиректор Новороссийского филиала ООО «Технический центр «Гарант»...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconМежотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной...

Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования»
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconОбразовательные Internet-ресурсы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
И с тем, что в последнее время в стоматологическую практику постоянно внедряются новые достижения науки и техники, возникает необходимость...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Повышения квалификации специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике icon2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск