Скачать 420.45 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Педагогическое проектирование: от теории к практике Учебно-методическое пособие учителю-предметнику, осваивающему метод проектов Лысьва 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЦНМО Педагогическое проектирование: от теории к практике: Учебное пособие / Составитель Г.Д. Ходимчук – Лысьва, ЦНМО, 2004. - ; 47 с. Рецензент Т.С. Серова, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарного факультета ПГТУ В пособии изложены теоретические и организационно-деятельностные основы педагогического проектирования на уроке, представлены проектные работы. Адресовано руководителям образовательных учреждений, педагогам, занимающимся опытно-экспериментальной работой и осваивающим метод проектов. Издание подготовлено совместно отделами ЦНМО, слушателями курсов повышения квалификации педагогических кадров «Метод проектов на уроке» и экспертами-руководителями методических формирований системы образования г. Лысьвы. © Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр научно-методического обеспечения» Метод проектов – это способ достижения цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проект – буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. До 90-х годов проектирование в образовании было немыслимо для широкой образовательной практики, оставаясь научным методом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решить свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо
Важно, чтобы наиболее значимые знания обязательно имели в процессе освоения практическое применение, наглядно иллюстрирующее, где и каким образом это знание может пригодиться ученику в жизни. Как правило, это касается интегрированного знания. Метод проектов позволяет решать наиболее успешно именно эту задачу. Данная технология предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимых для ученика с одной стороны, а с другой – разработку проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. Метод проектов – составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться для любой ступени обучения, даже в начальной школе, в любом типе учебного заведения. Всё дело в выбираемой для исследования проблеме, требующей определенных знаний для её разработки и решения. Попробуем суммировать основные требования к использованию метода проектов.
Отсюда могут быть определены этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. (Таблица 1. Выбор темы проекта ) Метод проектов может использоваться в рамках программного материала по всем значимым в практическом плане темам. Главное – это сформулировать проблему в рамках темы учебной программы, над которой учащиеся будут работать. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём преобразования). (Таблица 2. Типы проектов ) Исследовательский проект может быть по своему содержанию монопредметным (выполняется на материале одного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих лабораториях, мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть учебного материала. Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему\раздел или несколько тем\разделов, которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует освоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. (Таблица 3. Структура проекта ) Эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Очевидно, что проектная деятельность в школе должна быть выстроена по особой программе. При этом необходимо учитывать психофизические возможности обучающихся, так у учеников 6-7 классов еще не достаточно развиты способности для выстраивания временной перспективы и целеполагания, а поэтому говорить об использовании проектной деятельности в полном объеме в этом возрасте нельзя. Тем не менее, можно развивать некоторые ее составляющие, такие как навыки презентации, рефлексию, умение анализировать и отбирать информацию, планировать свои дела и время. Работа над проектом создаёт качественно новое пространство для педагогической деятельности, так как ученик максимально проявляет себя в выборе темы проекта, постановке целей, подборе средств. Всё это позволяет учителю строить свою педагогическую деятельность на новых основаниях, максимально использовать свой творческий потенциал и профессионально развиваться. Приведенные ниже проектные работы появились в результате деятельности педагогов и слушателей курсов «Метод проектов на уроке», организованного в январе 2004 года Центром научно-методического обеспечения на базе МОУ «СОШ №3» и опубликованы в результате экспертного отбора. Мы благодарим за помощь в подготовке издания авторов идей и экспертов: Скотынянскую В.Э., Рудий Л.Р., Славкову Н.Н., Гусельникову Т.Л., Воробьеву Н.П., Пичугову Т.П., Изюмскую Е.С., Жилину Т.А., Зайнетдинову Т.А., Цветову Н.А., Баландину Е.Р., Валиеву И.И., Рыданных О.В., Коржеву М.Б., Дутову Ж.В., Кузнецову О.В., Преснецову О.Н., Райзвих О.А., Штину О.А., Штейникову Л.А., Сайдакову О.В., Шишкину Н.Н., Аверину Е.Б., Аликину О.В., Попову Л.Е., Тюлькину О.В., Терентьеву Н.А., Зиганшину С.В., Пищальникову И.В..
|
Программа повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Решение Методического Совета Педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов | ||
Курсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Сборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных... Боу дпо (повышения квалификации) специалистов Удмуртской Республики "Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) центр... | Директор Новороссийского филиала ООО «Технический центр «Гарант»... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной... | ||
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | Образовательные Internet-ресурсы Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения... | ||
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения... И с тем, что в последнее время в стоматологическую практику постоянно внедряются новые достижения науки и техники, возникает необходимость... | Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | 2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... |