Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»
| ДОПУЩЕНО
Председатель президиума ЭНМС
_______________С.В. Жолован
подпись
«__» __________20__ г.
М.П. Председатель предметной секции ЭНМС
_______________ И.Б. Государев
подпись
Протокол № __ от «__» ____20__ г.
УТВЕРЖДЕНО
На научно-методическом совете ИМЦ Адмиралтейского района
Протокол № 5
От «15 » мая 2013 г.
И.о. директора ________О.М. Гребенникова
подпись
М.П.
|
Программа курса
«Информационные технологии»
5-7 класс
(105/210 часов) Авторы-составители:
учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №238
Михайлова Анна Борисовна,
методист по информатике и ИКТ ИМЦ Адмиралтейского района Конопатова Нина Константиновна,
методист по информатике и ИКТ ИМЦ Адмиралтейского района
Крастина Елена Максимовна г. Санкт-Петербург
2013 г.
Аннотация
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
В программе предусмотрено освоение основных технологий обработки информации с помощью компьютера:
технологии обработки текста,
технологии обработки графики,
технологии обработки видео,
технологии создания презентаций,
технологии работы в сети Интернет,
технологии управления объектами.
Программа преимущественно направлена на формирование обобщенных способов решения различных задач с помощью компьютера. Усвоенные специфические способы деятельности на уроках по ИКТ будут применимы как универсальные умения при изучении всех учебных предметов и в решении практических жизненных задач.
В зависимости от условий конкретного образовательного учреждения возможны 2 модели организации обучения:
1 вариант – 1 час в неделю, всего 105 часов;
2 вариант – 2 часа в неделю, всего 210 часов.
Программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, тематическое и календарно-тематическое планирования, разбитые по годам обучения в 2-х вариантах, список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Информационные технологии» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки программы обусловлена, потребностью более раннего освоения учащимися информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В основу программы взяты разделы «Информационные технологии» из программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» 5-6 класс.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поскольку в содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, то освоение информационных технологий, использование которых в современной жизни становится общеучебным навыком целесообразно перенести в 5-7 классы
Цели, на достижение которых направлено изучение информационных технологий в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. Цели изучения информационных технологий в 5-7 классах:
формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В связи с тем, что в стандарте второго поколения возрастает значимость метапредметных результатов учащихся, то на первый план выводится работа по формированию универсальных учебных действий. Программа преимущественно направлена на формирование обобщенных способов решения различных задач с помощью компьютера.
Предметные результаты обучения, в основном, выступают в качестве метапредметных результатов обучения. Усвоенные специфические способы деятельности на уроках по ИКТ будут применимы как универсальные умения при изучении всех учебных предметов и в решении практических жизненных задач.
Применение сформированных на уроках обобщенных способов решения различных задач в учебных и жизненных ситуациях обеспечивает достижение личностных результатов. Место предмета в учебном плане
Курс «Информационные технологии» изучается в 5—7 классах основной школы 1 (2) часа в неделю. Всего 105/210 часов. Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты:
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. Структура курса
В курсе информационных технологий можно выделить 7 основных линий.
Информация. Компьютер как инструмент работы с информацией
Технология обработки текста на компьютере
Технология работы с числовой информацией
Технология обработки графических изображений на компьютере
Технология работы с мультимедиа
Технология управления объектами
Технология работы в сети Интернет
Тематическое планирование
№№
| Темы
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| Всего
|
| Информация. Компьютер как инструмент работы с информации
| 5
| 10
| 2
| 4
| 4
| 8
| 11
| 22
|
| Технология обработки текста на компьютере
| 6
| 12
| 6
| 12
| 5
| 10
| 17
| 34
|
| Технология работы с числовой информацией
| 6
| 12
| 4
| 8
| 5
| 10
| 15
| 30
|
| Технология обработки графических изображений на компьютере
| 6
| 12
| 4
| 8
| 2
| 4
| 12
| 24
|
| Технология работы с мультимедиа
| 4
| 8
| 3
| 6
| 11
| 22
| 18
| 36
|
| Технология управления объектами
| 5
| 10
| 11
| 22
| 2
| 4
| 18
| 36
|
| Технология работы в сети Интернет
| 2
| 4
| 3
| 6
| 5
| 10
| 10
| 20
|
| Резерв
| 1
| 2
| 2
| 4
| 1
| 2
| 4
| 8
|
| Итого часов
| 35
| 70
| 35
| 70
| 35
| 70
| 105
| 210
| |