Урок информационной культуры для учащихся 9 кл





Скачать 105.87 Kb.
НазваниеУрок информационной культуры для учащихся 9 кл
Дата публикации20.10.2013
Размер105.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КНИГОЙ

 




 

урок информационной культуры для учащихся 9 кл.

 

 

Цель: воспитать информационную культуры учащихся.
Задачи:

 

 

систематизировать знания учащихся о методах работы с документом.
повторить изученные ранее методы самостоятельной работы с документом;
познакомить с методикой конспектирования, реферирования;
учить составлять алфавитный список литературы.
оборудование: 1) тетрадь, ручка, цветные карандаши.

 

 

Методические советы

Во время урока учащиеся конспектируют рассказ библиотекаря. В зависимости от подготовленности класса целесообразно по ходу урока после каждой его части делать остановку и вместе с учащимися обсудить, что они записали в свой конспект. После урока конспекты проверяются и лучшие просматриваются как образцы написания конспекта.

 

 

План

1. Книга – увеличительное стекло.
II. Методы работы с текстом.

I этап II этап III этап
до чтения текста во время чтения после прочтения текста
- включенность в работу
- заголовок - работа с частью книги
( абзац, параграф, глава)
- вопрос – гипотеза – ответ
- самоконтроль
- изучение схем, таблиц
- выписки
- подчеркивания
- закладки
- цитата
- систематизация выписок - работа со всем текстом
- главная мысль
- план
- тезисы
- дневник чтения
- конспект
- реферат
- список литературы

 

 

2) Конспект

План-конспект Текстуальный Тематический Свободный

3) требования к реферату
III Заключение.
IV. Список литературы.

 

 

Ход урока

Если при столкновении с книгой
раздается пустой звук, в этом
не всегда виновата книга.
Г. Лихтенберг

 

 

I. Книга – увеличительное стекло

Когда кончается книга? Плохая книга кончается на последней странице. Даже раньше. В ту минуту, когда пропадает желание ее читать.
Но хорошая книга не кончается никогда. Вы заметили, что про плохую книгу никому не хочется рассказывать, а про хорошую – хочется. Наверно, книга существует для того, чтобы помочь людям найти друг друга, понять друг друга и получить от этого подлинную радость.
Книга – как увеличительное стекло – собирает, усиливает человеческие мысли, помогает им стать словами, передаться от одного человека другому. Вот вы сидите против друг друга. Кто вы? Два приятеля или два незнакомых человека? И что бы вы не думали друг о друге, как много друг о друге не знали, вас на самом деле не двое. Между вами то, что нельзя узнать без слов, о чем люди могут рассказывать друг другу только по собственному желанию. Между вами – передуманные мысли и пережитые каждым из вас чувства, прочитанные когда – то книги, услышанная музыка, люди, которых вы любили, - ваша духовная биография, ваша суть. И до тех пор, пока люди не узнают друг о друге этого, они – приятели, они знакомые, но они – не вместе.
Человечество выражает в книге свое сознание, свою душу. Как же научиться быть вместе с книгой, как научиться перекачивать в себе силу книг, как научиться тому, чтобы осталась радость нового знания, когда уйдет книга?

 

 

I. Методы самостоятельной работы с книгой

Методы самостоятельной работы с книгой помогут в этом, ведь умение самостоятельно работать с книгой или учебником необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой. Приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь.
Умение работать с текстом – заполнить и понять прочитанное.
Заполнить – пересказать без потерь. Понять сложнее. Вызубрил, отвечает у доски, дали дополнительный вопрос, а ответить не можешь. Часто бывает иллюзия понимания.
Сегодня мы узнаем, как работать с текстом, чтобы глубже его понять и запомнить легче.
Правила работы изучены, отобраны, обобщены, исследованы учеными, библиотековедами, психологами. Вам предлагаются лучше читательские приемы взрослых и детей. Но это вовсе не значит, что вы, как читатели, будете им строго следовать. Предложенная вам модель – не шаблон. Вы можете работать своими путями, главное, чтобы они приносили лучшие результаты.

 

 

Вся работа с текстом делится на Ш этапа.
1 этап: работа до чтения текста
II этап: работа во время чтения
III этап: работа после прочтения текста.

 

 

I этап

1 этап: начинай работу с заголовка, настраивай себя на дальнейшую работу с текстом (включенность в работу)
Бывает, что лектор, актер, учитель уходит от своих зрителей или слушателей с чувством горького разочарования,, хотя и порядка вроде бы никто не нарушал. Аудитория «глуха», неотзывчива, не принимает внутреннего – душевного и умственного – участия в том, что видит и слышит. «Глухие» читатели, которые внутренне не включились в процесс чтения, пассивно заучивают материал, привыкая бездумно поглощать плоды чужого умственного труда и не прилагая усилий к их перевариванию и усвоению. Именно о таких читателях говорил немецкий писатель Г.Лихтенберг. «Идеальный» читатель всегда внутренне включен в процесс чтения, внимателен и активен. Хорошее чтение – диалог между автором книги и читателем. Прежде, чем заговорить с кем то, вы знакомитесь. Беседа с книгой, с главой, параграфом начинается со знакомства с заголовком. Многие «неидеальные» читатели не запоминают, не обращают внимания на такие «мелочи», как имена авторов, названия книг и эпиграфы. И получается, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина написал Белкин, а Денискины рассказы» не В.Драгунский, а мальчик Дениска. Прочитав заголовок, спрашивайте себя:
- о чем здесь пойдет речь?
- что мне предстоит узнать?
- что я уже об этом знаю?
Вы мобилизуете все свои прошлые знания, появляется ожидание новых знаний.
Итак, вы настроились на работу и переходите ко II этапу.

 

 

II этап

II этап: работа во время чтения.
Ведите диалог с текстом, выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. Выясняйте трудные для вас вопросы: Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли, изучайте схемы, чертежи, таблицы. Разбирайте конкретные примеры. В этом этапе работа ведется от меньшего к большему: абзац, раздел, параграф, глава, вся книга.
Диалог с текстом – стержень этого этапа. Чтобы он был полноценным, надо по ходу чтения вести разнообразную умственную работу. У вас по ходу чтения должны возникнуть вопросы к тексту; прервите чтение, осмыслите текст, факт, предскажите возможные пути проверки и предположительные результаты, выдвигайте гипотезы. Конечно, проще прочитать текст и найти ответ двумя абзацами ниже. Но мысль, понятую с чужих слов, вы никогда не усвоите так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом, добытую самостоятельно. В результате такого творческого чтения родятся новые идеи, отыскиваются ошибки и неточности в ваших прежних знаниях.
Сократ, выдающийся мыслитель Древней Греции, считал, что к поиску истины побуждают вопросы. В скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. Учитесь искать вопросы и ответы на них.
Вопросы могут быть примерно такими:
- о чем здесь говорится?
- что мне уже об этом известно?
- что именно об этом сообщается?
- чем это можно объяснить?
- с чем это нужно не перепутать?
- что из этого должно получиться?
- для чего это делается?
- когда и как это можно применить?

 

 

Ответ вы можете искать дальше по тексту. А можете отложить текст, обдумывая ответ самостоятельно, строить свои предположения, как должен решиться вопрос. При чтении осуществляете самоконтроль, проверяя, совпадает ли ответ на вопросы с предложенными в тексте. Проверяя себя сами – вы сами, а не учителя – отвечаете за свои знания и умения. Проверка своей работы станет привычкой, потребностью, одним из важных средств личности. Дайте себе отчет в знании или незнании, обращайте внимание на непонятные слова, выражения, ищите их значение, непонятные они мешают усвоению текста. Здесь вам помогут словари, справочники, дополнительная литература или объяснение взрослого.
Внимательно изучайте схемы, таблицы, примеры, поясняющие ту или иную мысль, правило, закономерность. Изучение примеров текста поможет применять свои знания на практике. Схемы помогут увидеть и понять структуру текста, связь элементов.
Большую помощь при осмыслении оказывают выписки и подчеркивания. Подчеркивания допустимы на полях в своей книге. Положите закладки (чистые листы бумаги) в нужных местах, где можно сделать выписки.
Выписки – сжатое изложение какого-либо места книги. Они могут быть связаны с вашей специальностью, выработкой мировоззрения, интересующим вас вопросом.
Выписки – источник справок.
Выписки делаются в тетради или на отдельной карточке. Обязательное требование: общая тема, например, история; выписка с указанием автора, заглавия книги, номер страницы. Карточки или листы можно сгруппировать в картотеку, конверт, папку.
Цитата – дословная выписка, точно воспроизводящая текст. При цитировании соблюдаются правила записи прямой речи. Она ставится в кавычки, вместо пропусков – многоточие. Обязательно указывается источник, откуда взята цитата.

 

 

III этап

III этап: работа после прочтения текста. Попытайтесь выразить главную мысль текста. Читать повторно трудные места. Составьте план, тезисы, конспект, реферат. Задавай себе вопросы по всему тексту. Проверяй себя.
В этом этапе читатель работает со всем текстом в целом.

Выдели главную мысль, т.е. попытайся понять, для чего написан текст. Один «схватит» суть во время чтения, другой – в результате рассуждений – интуитивно, одномоментно, как озарение.
Ян Каменский чешский педагог, утверждал: «Единственно надежный плод учения – усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении… Не пожелать выделить из книги ничего – значит, все пропустить».

Позвоночник текста – план – перечень вопросов рассматриваемых в произведении. План (устный или письменный) обосновывает и доказывает основную мысль автора. План – как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли.
Составляя план, мы учимся читать внимательно, вдумчиво, отделять главное от второстепенного. Эта форма развивает мышление, облегчается запоминание. Чтобы составить план, нужно мысленно разбить текст на части, каждая из которых содержит законченное сообщение о каком-то развитии темы, обращай внимание и на авторскую разбивку текста на абзацы. Пункт плана – короткая формулировка основного содержания части текста.
План может быть простым и сложным. Чтобы сделать его кратким, используйте ключевые слова в качестве пунктов и подпунктов.
План – перечень основных вопросов текста.

 

 

Тезисы (греч. «тезис» - утверждение) – последовательно изложенные основные положения работы. Если в плане лишь названия рассматриваемых вопросов, то в тезисах отражены основные мысли автора по данным вопросам, т.е. непосредственно раскрывается содержание.
Тезис – краткое раскрытие содержания текста согласно плана.
Дневник чтения – указывается число, что мы читали, делаются если надо выписки, записываются собственные мысли по поводу прочитанного, вопросы, недоумения. Сюда же могут попасть случайные выписки или заметки из газет, журналов. По прочтении книги сюда вносится резюме (фр. Итог) – оценка, вывод. К такому дневнику целесообразно вести алфавитный указатель, иначе в нем трудно будет разобраться. В конце тетради указываются в алфавитном порядке авторы книг, названия и номера страниц дневника. Если это трудно, сделайте хотя бы постраничное оглавление: автор, название, страница. По такому указателю легко справиться, какие произведения прочитаны, освежить в памяти их содержание.

 

 

Конспект – (лат. означает обзор, изложение) – краткое изложение чего-либо. Это систематизированная, логическая запись. Конспект – скелет текста, в котором позвоночником является план. Конспектирование – обработка материала, которая приводит к сокращению без смысловых потерь. Сокращение происходит через отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, изложение смысла доступным языком.
Требования к конспекту:
1) выделить все существенное;
2) перевести на свой язык с попутным сокращением;
3) связанно записать;
4) выделять цветом термины, понятия, пункты

Виды конспекта
Свободный-план-конспект-текстуальный-тематический

Реферат - (латин. докладываю, сообщаю) развернутый конспект.
Реферат - краткое изложение основного содержания одного или нескольких произведений. Конспект пишется для себя, а реферат - для выступления на уроке, занятий кружка, экзамене. Реферат пишется так, чтобы было понятно не только составителю. Он подробен, связан, без сокращения и условных обозначений. Составление реферата требует высокого уровня самостоятельной работы.

 

 

Требования к реферату

1. Продумать тему, в общих чертах определить содержание, набросать предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует изучить.
3. Читать по списку, выписывая все то, что должно быть включено в работу – накопление материала.
4. Разработать как можно более подробно план; возле пунктов и подпунктов указать, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
5. Во вступлении раскрыть значение темы.
6. В основной части последовательно раскрыть предусмотренные планом вопросы, обосновать, разъяснить основные положения, подкреплять их конкретными примерами и фактами.
7. Выразить свое личное отношение, мысли, чувства.
8. Писать грамотно, точно, кратко, разделить текст на абзацы (пункт, подпункт), не допускать пустословия и повторения.
9. В пронумерованных подстрочных сносках указать, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
10. В заключении сделать обобщающий вывод.
11. Самокритично перечитать работу, устранить все замеченные недостатки, переписать работу начисто.
12. Обязателен список использованной литературы.
Приемы, о которых вам сегодня рассказано, необходимы и применимы при работе с мультимедийными энциклопедиями, Интернетом. Важно уметь грамотно составить запрос, оценить и выбрать необходимую информацию для дальнейшей обработки. Умение перерабатывать печатную информацию поможет вам перерабатывать информацию электронную.

 

 

Ш. Заключение

Когда мы читаем, мы и маги, и властелины, и волшебники. Мы можем не только выбрать книгу, не только решить, не только решить ее судьбу – читать или не читать. Мы можем выбрать себе любую роль. И – разумеется! – мы выбираем себе роль победителя. Того, кто лучше всех. В книге про Тома Сойера есть и другие мальчишки, например, занудный братец Тома Сид. Мы же выбираем себе роль Тома. В сказке Чиполлино ни один дурачок не выберет себе роль синьора Помидора. Все мы будем Чиполлинами, будем обманывать глупого Помидора и побеждать. Будем как Д- Артаньян мчаться на обезумевшем коне. Будем находчивы и чутки, как Кожаный Чулок. Но при чем тут мы? - спросите вы.
Вот тут-то и проявляют свое коварство книги. Легко быть добрым, смелым, ловким, отважным, благородным, красивым, читая книгу.
Но потом книга закрывается, и открывается (распахивается) дверь на улицу и обычная жизнь, такая, как есть, врывается без спросу. Этот момент решающий. Многие не выдерживают. Живым людям в отличие от книжных свои достоинства нужно доказывать делом. Рекомендованная гимнастика для ума может и способна помочь человеку в самосовершенствовании.
Н.А. Рубакин, писатель, библиограф, сказал: «Чтение книг – это лишь начало. Творчество жизни – вот цель».

 

 

IY. Список литературы

1. Граник Г. Когда книга учит/С. Бондаренко. – М.: Педагогика, 1991.
2. Линкова И. Ты и твоя книга/И. Линкова. – М: Просвещение, 1981.
3. Поварин С. Как читать книгу/С. Поварнин. – М.: Книга, 1978.
Пунский В. Азбука учебного труда/В. Пунский. – М: Просвещение, 1988.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconУрок Цели учебного занятия: Образовательная
Воспитательная воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconЛ. Б. Смирнова Раздел: «Традиции праздника» Тема: «Помнить всем Отечеством» Цель урок
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconКонспект урока тема: Виды графики Цели урока: Воспитательная : воспитание...
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconФормирование информационной культуры молодежи
Если вовремя не обратить внимание на информационную культуру, прежде всего учащихся, не попытаться повысить ее, то в дальнейшем мы...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconПлан работы кафедры естественнонаучного направления
Икт, географии, биологии, химии, технологии, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности через формирование информационной...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconКонспект игры занятия по валеологии для дошкольников «путешествие в здравляндию»
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Программа содержит набор практических работ и практикумов, необходимых для формирования у учащихся информационно-коммуникативных...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл icon«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconЗадача всего российского общества, и только объединив усилия
Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconЦель урока: познакомить с устройством клавиатуры, как основного средства...
Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации...
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconТехнологическая карта дисциплины
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconСписок рекомендуемой литературы
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Урок информационной культуры для учащихся 9 кл iconКонспект занятия по валеологии
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск