Скачать 78.97 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Варгашинская средняя школа №1» Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста Варгаши, 2012г Пояснительная записка. В связи с тем, что на первое место в преподавании русского языка в школе выходит коммуникативная компетентность, при этом учащиеся должны совершенствовать свои практические умения и навыки ( речеведческие, орфографические, пунктуационные ), а также навыки учебной деятельности ( выделять главное, планировать и контролировать свою работу, например, с помощью словарей и справочной литературы), возникает необходимость многоаспектной ( комплексной) работы с текстом. Многоаспектный (лингвистический, лингвостилический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание ( в устной или письменной форме). Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявления. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктоционные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам ( независимо от формы их проведения). Требования к знаниям и умениям учащихся: 1. Учащиеся должны знать: - основные понятия. 2. Учащиеся должны уметь: - проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказать принадлежность к тому или иному стилю и типу ; находить в тексте языковые средства ( лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста ( уточнение значения слов, подбор синонимов , антонимов , внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить средства художественные выразительности и определять их роль; - самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания , авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней ; - производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы); - совершенствовать навыки выразительного чтения текста; - создавать свой текст (в устной или письменной форме); - писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи. Формы контроля: Отслеживание результатов работы возможно в форме защиты проектов индивидуальных ( комплексный анализ текста) или групповых (анализ текста по различным направлениям , сводящимся в одно целое). Содержание программы 1. Введение. Язык - средство общения (2 часа). Язык как система знаковых средств, использование средств языка для целей общения. Значение языка как важнейшего средства общения. Разновидности речи по форме – устная и письменная, по характеру участия собеседников в процессе общения - диалогическая и монологическая. 2. Текст- результат речевой деятельности (7 часов). Связный текст как интегративная единица, целостность текста. Строение текста: абзац, связь слов и предложений, ключевые слова, смысловая композиционная целостность, связность, актуальное членение. План текста: простой и сложный Отработка основных ключевых понятий. Работа с текстами из сборника изложений. 3. От текста к постижению авторского замысла (8 часов). Тема текста, микротемы. Основная мысль текста. Стили текстов, типы речи. Средства художественной выразительности (фонетические, лексические, синтаксические) и их роль в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Ведущие стилевые черты, жанровые особенности, специфика построения текста. Работа с ключевыми понятиями (поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, повторы, антитеза, анафора, перифраза) 4. Слово в словаре и слово в тексте (3 часа). Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля. Умение работать со словарем и справочной литературой. 5. Рецензия (2часа). Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья,эссе, развернутая аннотация, авторецензия. 6. Выразительное чтение текста(2 часа). Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Правильно звучащее слово – залог должного понимания текста (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т. д.) 7. Комплексный анализ текста (3 часа). Многоаспектный анализ текста, включающий в себя: определение темы, основной мысли, выделение микротем, определение типа речи, стиля, жанра, использование в тексте средств художественной выразительности, выявления особенностей построения текста. 8. Работа над созданием собственного текста (4 часа). Создание собственного текста в устной или письменной форме. Редактирование текста. Внесение корректировок в текст при вдумчивом прочтении. Взаиморедактирование текстов. 9. Создание и защита проектных работ (3 часа). Создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст. Учебно – тематический план
|
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Рабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества» Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей |