Скачать 209.68 Kb.
|
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Чирановой Татьяны Сергеевны Актуальность и перспективность оыта Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, стало одним из требований современности. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а об овладении фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины гуманитарного цикла. В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. Учителю русского языка в ходе преподавания приходится соотносить реальный речевой опыт ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Соотношение это не всегда гармонично, и мы можем наблюдать низкую речевую культуру современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации. Сочинения школьников нередко бессодержательны, устные ответы бессвязны, включают в себя большое количество разговорных слов, жаргонизмов. Все это выводит проблему развития речеведческой культуры в современной школе на первый план. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающегося текста. Цель: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную социальную адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
Наличие теоретической базы опыта Одной из актуальных задач в школе является обучение учащихся умениям эффективного общения, воспитание человека общающегося (Е.В. Архипова, М.Р. Львов). Иначе говоря, сегодня необходимо формирование такой личности, которая могла бы сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии со своим коммуникативным намерением. Этому необходимо целенаправленно учить учащихся на разных этапах обучения. Многолетний опыт работы словесников убеждает в том, что обучению полноценному общению на уроках русского языка нужно уделять особое внимание и время. Однако проводимые методические исследования последних лет Бубуновой И.А., Васютиной И.А., Елисеевой В.Е., Захаровой А.А., Казаковой В.И., Ситниковой О.Н. и др. позволяют говорить, что в процессе обучения русскому языку в школе все еще обучение умениям общаться, владеть связной монологической речью остается актуальной проблемой. Следовательно, для формирования важнейших коммуникативных умений необходима целенаправленная и систематическая работа на ранних этапах обучения. Изучение языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. Теоретическая разработка этого принципа в обучении русскому языку началась в 60-70-е годы XX века, когда в понятие связной речи Т. А. Ладыженской были включены не только речевая деятельность, но и результат акта коммуникации, определенное речевое произведение, текст. Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи. Так, обучаясь построению текста, например, рассуждения-доказательства, ученик осознает особенности этого типа текста, овладевает предметными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений (Т. А. Ладыженская). Текст утверждается в программах, учебниках русского языка, в школьной практике. Концептуальность Сегодня текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:
Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения различных ситуациях. Система российского образования в последние годы претерпевает значительные изменения, меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, образовательные Стандарты, меняется система оценки результатов обучения, создаётся общероссийская система оценки качества образования - ГИА, ЕГЭ. Новые формы аттестации учащихся обязывают учителя перестроить свою работу так, чтобы в результате помочь им успешно пройти итоговые испытания. Главная задача языкового образования – формирование у учащихся коммуникативной компетенции. А поскольку текст является высшей единицей коммуникации, умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать и умение самим порождать текст – необходимое условие современной научно – производственной и общественной деятельности учащегося школы. Ведущая педагогическая идея Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности. Как известно, одним из стратегических направлений в образовании школьников является овладение средствами языка и всеми видами речевой деятельности. Сегодня усилия должны быть направлены не только на усвоение учащимися специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы достичь этого, необходимо: - научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать языковую компетенцию; - привить культуру речи – владение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и правилами речевого общения, словарем и грамматическим строем, то есть сформировать языковую компетенцию; - обучить лингвистическому анализу языковых явлений, то есть сформировать лингвистическую компетентность. Оптимальность и эффективность средств Решить эти задачи позволяет работа с текстом, так как этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи. Через призму языка предметы гуманитарного цикла дают учащимся знания о мире, об истории, о культуре народа, поэтому особое внимание необходимо уделять отбору дидактических материалов, форм и методов обучения Успешность участия выпускников в итоговой аттестации (будь то ГИА-9 в новой форме или ЕГЭ) связана, безусловно, с системностью подготовки к подобным испытаниям в течение всех лет обучения в школе. Свою работу с учащимися стараюсь выстраивать таким образом, чтобы уже с 5 класса формировать у детей речеведческие умения, для этого разрабатываю учебные курсы, участвую в экспериментальной работе. Учащиеся 6 класса в 2010-2011 учебном году активно посещали учебный курс «Комплексный анализ текста», где учились моделировать текст, знакомились с приемами сжатия текста, создавали творческие работы. В этом учебном году было разработано продолжение учебного курса «Комплексный анализ текста», объединяющего подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе. Данный курс даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. Также в 2010-2011 учебном году была разработана программа муниципальной экспериментальной площадки «Самореализация личности выпускника через развитие речеведческих умений». Цель программы: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную сдачу ГИА и ЕГЭ по школьным предметам гуманитарного цикла. Ведь не для кого не секрет, что контрольно-измерительные материалы ГИА и ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам содержат творческие задания, так или иначе связанные с информационной переработкой текста. С 2011 года начала работать по УМК Львовых, так как отличительной особенностью учебников является ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. По данному УМК была разработана программа школьной экспериментальной площадки «Преподавание русского языка на речеведческой основе» (по УМК под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова). Цель программы: через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета: понимание роли языка в жизни людей, потребность в речевом совершенствовании. В Пояснительной записке к программе отмечено: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников». Безусловно, в условиях подготовки к ГИА такой подход является одним из эффективных. Результативность опыта. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись! Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся являются «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать как можно раньше. Такая работа дала моим детям возможность добиться значительных результатов по русскому языку и литературе на разных уровнях. Участие в предметных олимпиадах
Участие в конкурсах, конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности
С целью повышения уровня развития речи учащихся разрабатываю учебные курсы, участвую в экспериментальной работе на разных уровнях. В 2010 году была разработана муниципальная экспериментальная площадка «Самореализация личности выпускника через развитие речеведческих умений», которая направлена на скоординированную работу по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ через эффективную организацию работы по совершенствованию умений информационной переработки текста. Правильная организация работы по совершенствованию умений работать с текстом позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи как при чтении и понимании текста, так и при создании собственных высказываний. Настоящая программа развивает речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно. В целях поддержки идеи муниципальной экспериментальной площадки были разработаны два учебных курса «Комплексный анализ текста. 6 класс» и «Комплексный анализ текста. 7 класс». Работа по анализу текста организуется как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности. Программы учебных курсов “Комплексный анализ текста” предусматривают применение различных современных технологий обучения и воспитания: личностно-ориентированное развивающее обучение, сотрудничество в обучении, технологии развивающего обучения, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком как в его устной форме, так и в письменной. В связи с этим и возникает необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. С данными учебными программами я выступала на конкурсах профессионального мастерства.
Так же личная заинтересованность проблемой формирования речеведческой культуры через работу с текстом подтверждается систематическими выступлениями на семинарах, заседаниях кафедры, научно-практических конференциях и проведением открытых уроков.
Возможность тиражирования В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин, провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися Сайт: http://www.elhoschool.ru/html/russki.htm
http://www.proshkolu.ru/user/tat8295
http://soc.edurm.ru/users/tat8295 http://pedsovet.org/forum/member140225.html
|
Публичное представление собственного инновационного педагогического... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская... | Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | ||
«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты | ||
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | «Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы... Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы | ||
«Использование новых приемов для развития познавательных процессов... Моу «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района рм | Публичное представление собственного инновационного педагогического... | ||
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Из опыта работы Моу «Средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области» | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта С 2005 года – руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы | ||
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя... В данной школе работаю сразу после окончания математического факультета мгу им. Н. П. Огарева, с 1988 года. Имею первую квалификационную... | Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | ||
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | Тема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку» Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино | ||
Методические приемы : проблемные вопросы Экспертное заключение по результатам деятельности и профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы моу «Средняя... | Конспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Перспективная начальная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение «большеелховская средняя общеобразовательная школа» лямбирского муниципального района... |