Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год





Скачать 139.39 Kb.
НазваниеАнализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год
Дата публикации22.10.2013
Размер139.39 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств ИКТ» в 2004 году

д.п.н., проф. Н. В. Софронова
В период с марта по ноябрь 2004 года в Чувашии впервые был проведен конкурс, основной целью которого являлась активизация деятельности учителей по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Современное оснащение школ Чувашии позволяет проводить подобные конкурсы, поскольку школах на один компьютер приходится 47 человек (для сравнения, среднестатистический показатель по России – 84 человека на один компьютер).

В конкурсе принимали участие учителя из городов и школ Чувашии. Регистрирование участников по районам отражено на диаграмме 1 и в таблице 1. Заметим, что из 21 района Чувашии в конкурсе не приняли участие только Марпосадский и Шемуршинский районы.

Таблица 1. Количество работ, присланных на конкурс, по районам

Район или город

Кол-во работ




Район или город

Кол-во работ

г. Алатырь

1




Урмарский р-н

1

Аликовский р-н

2




п. Урмары

3

Батыревский р-н

1




г. Цивильск

2

Вурнарский р-н

9




г. Чебоксары

8

п. Ибреси

1




г. Шумерля

7

Комсомольский р-н

2




г. Ядрин

2

Красноармейский р-н

9




п. Яльчики

2

Моргаушский р-н

3




Яльчикский р-н

1

г. Новочебоксарск

1




Янтиковский р-н

3

Порецкий р-н

1




Итого:

60


Рис. 1. Участие в конкурсе по районам.
По предметам, присланные на конкурс работы распределялись следующим образом (диаграмма 2, таблица 2).
Таблица 2. Распределение конкурсных работ по предметам

Предмет

Кол-во работ




Предмет

Кол-во работ




Предмет

Кол-во работ

Химия

4




География

2




Обществознание

3

Экономика

1




Английский язык

3




Математика

6

Физика

5




Родной язык

1




Чувашская литература

2

История

7




Экология







Физкультура

1

Русский язык

2




ИЗО

1




Технология

1

Естествознание

1




Культура родного края

1




Итого по первой номинации:

48

Русская литература

1




Экология

2




Внеклассные мероприятия

6

ОБЖ

2




Биология

2




Информатика (профильная)

6


Рис. 2. Распределение конкурсных работ по предметам общеобразовательного цикла.
Жюри оценивало работы по критериям в соответствии с положением о конкурсе (таблица 3).

Таблица 3. Критерии оценки конкурсных работ

Критерий

Описание уровней оценки

Оценка

Использование информационных технологий на этапах урока

3 – использовались существующие образовательные ресурсы сети




4 – применялась адаптированная методика использования средств ИКТ

5 – применялась авторская методика использования средств ИКТ



Форма использования программного обеспечения

0 - выбранная форма использования средств ИКТ не способствует решению дидактических задач урока




3 - выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению не всех задач урока (обучающих, или развивающих, или воспитывающих)

5 – выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (обучающих, развивающих и воспитывающих)

Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий

0 – использование средств ИКТ снижает эффективность учебной деятельности учащихся




3 – эффективность учебной деятельности учащихся соответствует традиционному уроку

5 – повышается эффективность учебной деятельности учащихся

Целесообразность применения информационных технологий в деятельности учителя

3 - недостаточный уровень научно-методической подготовки учителя




3 - достаточный уровень научно-методической подготовки учителя

5 – высокий уровень научно-методической подготовки учителя, ярко выраженный индивидуальный стиль работы учителя



Соблюдение санитарно – гигиенических требований

0 – нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе




3 – оборудование класса соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к проведению урока в компьютерном классе

5 – оборудование и работа учащихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к проведению урока в компьютерном классе

Влияние информационных технологий на результативность

0 – искусственное внедрение в урок средств ИКТ




3 – фрагментарное (незначительно влияющее на достижение дидактических целей урока) использование средств ИКТ

5 – системное (интегрированное в содержание урока) использование средств ИКТ

Следует отметить, что критерии отражают основные компоненты методической системы, а именно целесообразность, методы обучения, формы использования средств ИКТ на уроке, деятельность учителя и учащихся. Специальный компонент - санитарно-гигиенические требования. Оценка проводилась на основе просмотра видео-кассет, которые необходимо было представить в оргкомитет в соответствии с положением о конкурсе. Жюри не оценивало качество планов-конспектов урока, поскольку представлены они были в разножанровой форме как по изложению, так и по объему. План-конспект урока является необходимым документом конкурсных материалов, поскольку позволяет членам жюри лучше понять замысел учителя.

При просмотре видео-уроков комиссия оценивала прежде всего целесообразность и эффективность использования средств ИКТ на уроке, если компьютер можно было заменить магнитофоном или стендом, то комиссия снижала соответствующие баллы (последний критерий).

Эффективность использования средств ИКТ оценивалась прежде всего по активности учебной деятельности школьников. Так учительница биологии СОШ № 7 г. Шумерля Михеева Н. П. представила очень сильный урок на тему «Железы внутренней секреции. Гормоны». Однако компьютеры были использованы фрагментарно. Более того, учеников, посаженных за компьютеры, было жалко, поскольку урок учителя был намного интереснее и полезнее, чем фрагменты электронного учебника.

Распределение поданных работ по номинациям распределилось следующим образом (рисунок 3).



Рис. 3. Распределение конкурсных работ по номинациям

Очевидно, наиболее острая борьба развернулась среди участников первой номинации. Комиссия высшую оценку (30 баллов) выставила 6 участникам (табл. 3).

Таблица 3. Список участников, набравших высшую оценку в первой номинации

ФИО учителя

Район или город

Школа

Класс

Предмет

Тема урока

Ванерке Л.К.

Янтиковский р-н

Яншиково-Норвашская СОШ

9

Химия

Вредное воздействие нитратов на организм человека

Галкина Т.С.

Шумерля

гимназия №8

10

Экономика

Ценовая дискриминация

Никитин Ю.Н.

Ядрин

Ядринская национальная гимназия-интернат

9

Физика

Упругие и неупругие соударения

Смирнов Н.Е.

Моргаушский р-н

лицей

11

История

Нападение фашистской Германии

Федоров Ю.В.

Красноармейский р-н

 Убеевская СОШ

11

История

 Первая мировая война

Финчурина Е.Б.

Цивильск

СОШ №1

8

Русский язык

Главные члены предложения


Однако условия конкурса требовали выявить одного победителя по каждой номинации. Поэтому комиссия рассмотрела лучшие шесть работ по критерию активности учащихся на уроке. Наибольшей активности детей за счет использования средств ИКТ сумел добиться Федоров Ю.В., учитель истории МОУ Убеевская СОШ. Он и был признан победителем.

По второй номинации «Внеурочные занятия с детьми школьного возраста с использованием ресурсов Интернет, мультимедийных пособий, энциклопедий и справочников «Кирилла и Мефодия» лучшим признано внеклассное мероприятие Лаврентьева А. Г. (Цивильский район, МОУ «Чурачикская СОШ») на тему «Осень вокруг нас». Учителю удалось не только красочно и эмоционально организовать внеклассное мероприятие за счет использования средств ИКТ, но и показать работу детей за компьютером. Очень близка к победе была работа учителя Петрова А. А. (Яльчикский район, МОУ «Кошки-Куликеевская СОШ»). Под его руководством дети заинтересовано и творчески создают газету в электронном виде, затем переводят ее в бумажный вариант. Такой опыт, по мнению жюри, так же требует изучения и распространения.

В третьей номинации лучшим признан урок учителя информатики Новикова И. А. (г. Алатырь, гимназия № 6), который не только продемонстрировал грамотно построенный урок, но и сумел показать знания учащихся, соответствующие профильному уровню по информатике. Заметим, что в этой номинации ряд работ соответствовал базовому уровню по информатике, что не соответствовало положению о конкурсе. Жюри такие работы не рассматривало.

Отрадно отметить, что на видео-уроках были представлены все возможные варианты комплектования классов компьютерами:

  • один компьютер;

  • один компьютер + мультимедиа проектор;

  • 3-4 компьютера;

  • 10-12 компьютеров.

Среди уроков в классе с одним компьютером наибольшее количество баллов (30 баллов) набрала учитель химии Ванерке Л. К. (Янтиковский район, МОУ «Яншиково-Норвашская СОШ»), показав урок на тему «Вредное воздействие нитратов на организм человека». Она использовала компьютер для демонстрации опытов, которые в обычных условиях обучения показать невозможно. При этом учитель удачно сочетал компьютерный и реальный эксперимент, активизировала за счет использования средств ИКТ учебную деятельность учащихся.

Уроков, где был использован один компьютер и мультимедийный проектор, было представлено больше всего. Лучшим среди них жюри признало урок победителя конкурса в первой номинации Федорова Ю.В. (Красноармейский район, МОУ «Убеевская СОШ»).

Еще один урок с использованием одного компьютера и мультимедийного проектора, набравший 30 баллов, - это урок учителя истории Смирнова Н. Е. (п. Моргауши, МОУ «Моргаушский лицей») в 11 классе на тему «Нападение фашисткой Германии». Учитель использовал материал электронного учебника «Россия XX век». Кроме того, учитель создал презентацию с использованием краеведческого материала, повествующего о земляках- участниках ВОВ.

В классе с использование 3-4 компьютеров (плюс мультимедийный проектор) лучшим был признан урок учительницы экономики Галкиной Т. С. (г. Шумерля, гимназия № 8) в 10 классе на тему «Ценовая дискриминация» (30 баллов). Отличительной особенностью в работе учителя было то, что она подготовила интерактивную презентацию по теме урока и эффективно ее использовала для активизации учебной деятельности школьников.

В классе с полной комплектацией (10—12 компьютеров) лучшими уроками были признаны урок учителя физики Никитина Ю. Н. (г. Ядрин, Ядринская национальная гимназия-интернат) и урок учителя русского языка и литературы (г. Цивильск, МОУ «Цивильская СОШ № 1») Фенчуриной Е. Б.

Учитель физики Ядринской национальной гимназии показал возможность сочетания в пределах одного урока компьютерного и реального эксперимента, тестовый опрос и изучение нового учебного материала. Он успешно использовал не только готовые электронные учебники, но и собственные разработки в виде презентации, заранее подготовленный дидактический материал (листы вычислительного эксперимента).

Учитель русского языка и литературы Фенчурина Е. Б. так же показала комбинированный урок, на котором умело интегрировала разнообразные формы учебной деятельности учащихся: индивидуальную и групповую работу, изучение новой темы, самостоятельную работу учащихся.

Среди внеклассных мероприятий с использованием средств ИКТ кроме уже названных мероприятий жюри отметило работу авторского коллектива: учителя музыки Мокшонкова С. А. и Яцкевич С. Г., учителя ИЗО Полякова А. В. и Синеева М. П. (г. Шумерля, МОУ «Гимназия № 8») на тему «Спасительная сила искусства». Учителя при подготовке мероприятия проделали большую работу по отбору материала (музыка, картины), подготовке детей (разучивание стихов, песен и танцев). Мероприятие действительно было эмоционально окрашенным и хорошо подготовленным. Однако, несмотря на качественную организацию и проведение мероприятия, жюри пришло к заключению, что роль компьютера здесь не имеет решающего значения (такое мероприятие можно провести с использованием других ТСО: магнитофона, эпипроектора и пр.).

Меньше всего уроков было представлено по третьей номинации (профильный курс информатики). Жюри считает этот факт неблагоприятным и обращается к учителям информатики с предложением в следующем году принять более активное участие.

Можно утверждать, что главный итог конкурса – это активизация деятельности учителей по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПоложение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» Общие положения
Положение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» (далее Конкурс) определяет условия и порядок проведения...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение определяет содержание и порядок проведения республиканского конкурса «Лучший урок с использованием икт»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconВсероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», зао «Редакция «Учительской...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение определяет содержание и порядок проведения конкурса «Мой лучший урок с икт»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconО районном конкурсе «Лучший интерактивный урок» Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса «Лучший интерактивный урок» (далее – Конкурс)...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconРиказ
Администрации г. Апатиты №108-1/о от 01. 07. 2011 г. «О проведении муниципального этапа VI всероссийского конкурса профессионального...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПоложение о региональном этапе XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок был представлен для участия в городском конкурсе «Лучший урок с использованием икт»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconО региональном этапе конкурса «Лучший урок письма – 2014»
Учредителями XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма 2014» являются фгуп «Почта России», Московский государственный университет...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconОтчёт по итогам городского конкурса компьютерной графики и анимации...
В период с 22 декабря 2003 г по 1 марта 2004 г информационно-техническим медиацентром уо совместно с му цдод "Поиск" среди учащихся...
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» Общие положения
Ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта России»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПримерный план проведения Дня открытых дверей, посвященного закрытию...
Открытый урок литературы Тувалёвой Е. И., учителя высшей категории, победителя конкурса «Лучший учитель России 2009»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconПорядок проведения конкурса профессионального мастерства «Лучший школьный библиотекарь – 2013»
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Анализ по итогам проведения конкурса «Лучший урок с использованием средств икт» в 2004 год iconИнструкция по прохождению электронного тестирования 1 тура Всероссийского...
Процедура проведения электронного тестирования 1 и 2 туров Всероссийского Конкурса на звания «Лучший бухгалтер России»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск