Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе





Скачать 266.82 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению разработана на основе
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер266.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:

ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373). – М.: Просвещение, 2010..

программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Сборник рабочих программ Москва, «Просвещение», 2011г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.

Цели программы

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи программы

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Рабочая программа даёт распределение учебных часов по разделам курса. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Рабочая программа рассчитана на 40 часов.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению создана на основе Примерной...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса «А» на 2013 2014 учебный год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconПрограмма по литературному чтению рабочая программа по литературному...
Армеевой В. А., Армеевой И. А., с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии...
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа разработана и составлена на основе авторской учебной программы Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. «Чтение и начальное...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconРабочая программа По предмету литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. Г. Агарковой, М. Л. Каленчук М.: Академкнига/учебник,...
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе iconПрограмма разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного...
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск