Скачать 69.44 Kb.
|
Е. В. Каширина РГПУ им. А. И. Герцена, В. Г. Подковырова Библиотека РАН kach@mail.admiral.ru Мультимедиа-технологии представлениярезультатов источниковедческих исследованийРезультаты источниковедческих исследований в гуманитарных науках в подавляющем большинстве случаев нуждаются при представлении как в печати, так и при устной форме в иллюстративном материале. Словесное описание внешнего вида объекта исследования имеет немалый объем и часто неубедительно и непродуктивно. Здесь как нельзя лучше работает пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Современные технологии дают возможность достаточно легко получать цифровые образы предметов исследований — элементов различных форм рукописных материалов (кодексов, свитков, отдельных листов и т. д.). Кроме того, общедоступное для всякого пользователя ПК и простое в использовании программное обеспечение типа Adobe PhotoShop позволяет обработать полученное изображение и зачастую получить результаты, которые раньше являлось только следствием длительных лабораторных химических исследований (например, выявление нижних слоев полимпсестов — текстов, написанных на пергамене в несколько слоев с механическим уничтожением нижнего слоя). Сравнительное изучение различных памятников древней письменности является актуальнейшей задачей современной кодикологии. На нынешнем этапе развития гуманитарной науки не достаточно составлять и публиковать отдельные сборники научных описаний рукописей и альбомы иллюстративного материала. Получить значимые результаты в этой области можно только путем систематизации накопленных результатов исследования отдельных рукописных материалов с использованием современных технологий управления базами данных. Практическая реализация связного хранения фактографических, полнотекстовых и графических данных средствами системы управления данными нового поколения обеспечит возможность сопоставления различных аспектов научного описания рукописных материалов, представленных одновременно в текстовой и графической формах. Дадим хотя бы краткое представление о том, какой иллюстративный материал должен сопровождать работы, связанные с изучением рукописных материалов. Это, прежде всего, образцы типов письма и оформления рукописей (варианты написания разных букв, оформление инициалов, колонтитулов, типы заставок, концовок, разделителей и т. п.), применявшиеся в разные исторические периоды. Ученые оформляют результаты подобных исследований в специально публикуемых палеографических альбомах [1]. Кроме уже перечисленных параметров чрезвычайно важным аспектом изучения рукописей всегда было изучение писцовых почерков. Средневековые рукописи, как правило, написаны людьми, не оставившими на бумаге своих имен. В таком случае почерки могут быть отождествлены вообще только по внешнему виду, и их воспроизведение является единственным способом сбора подобного рода информации и доказательством правоты проводимых сопоставительных исследований ряда рукописей. Отдельные образцы почерка воспроизводятся в качестве иллюстраций к специальным исследованиям [2], а также могут быть собраны вместе в монографическом исследовании по графологии [3]. Кроме того, часть рукописей все же сохранила до наших дней имена отдельных писцов, подписавших не все свои рукописи, а только часть из них. Отождествление подобных почерков позволит атрибутировать более широкий круг рукописных материалов, что является особенно важным в источниковедении. Отдельным аспектом источниковедения является филиграноведение — наука, изучающая водяные знаки (или филиграни), маркирующие старую черпальную бумагу в качестве своеобразного товарного знака. Водяной знак является важнейшим средством для определения времени написания недатированных бумажных рукописей (и не только средневековых, но также и относящихся к XVIII и XIX векам). Результаты этих исследований оформляются в виде альбомов датированных филиграней. Печатные альбомы не могут вместить всего необходимого изобразительного материала, поэтому иногда они содержат только словесные описания водяных знаков [4]. Иногда в печатных изданиях воспроизводят водяные знаки с искажением масштаба, что требует значительных допущений при отождествлении одинаковых или близких филиграней. Чаще же всего в альбомах публикуются изображения лишь части филиграней из всех учтенных, описанных словесно и включенных в указатели, что сильно усложняет работу по атрибуции материала. Датирование рукописи происходит путем сопоставления изображения филиграни, скопированного с оригинального листа бумаги, с аналогичным изображением в альбоме. Печатные альбомы филиграней, которые на сегодняшний день продолжают оставаться основным видом представления этого материала, трудоемки в использовании и не удовлетворяют новым требованиям точности. Кроме того, накопленные во всем мире изображения филиграней — как в альбомах, так и на электронных носителях — составляют весьма незначительный процент от всей совокупности филиграней старой черпальной бумаги, имевшей хождение в различные исторические периоды. Таким образом, сбор изображений водяных знаков становиться необходимой частью процесса накопления и систематизации данных в мировой науке. В настоящее время только начинается процесс накопления изобразительного материала, который можно почерпнуть в ходе изучения переплетов. Тиснение на крышках: типы орнаментальных и сюжетных средников, накаток, басм и других элементов декора, а также специфическое сочетание одинаковых элементов, повторяющееся на целом ряде кодексов, позволяет определить место изготовления и бытования кодекса, что иногда нет возможности сделать по другим признакам. Иногда же данные, полученные при изучении переплетов, являются дополнительным доказательством той или иной гипотезы исследователя. Отдельно скажем об описании миниатюр к так называемым лицевым рукописям и элементов сложного по составу декора (например, заставок-рамок с изобразительными средниками). Не нужно отдельно объяснять, что любая попытка описать сложную композицию должна быть снабжена иллюстрацией. Кроме того, в Отделе рукописей Библиотеки РАН хранится большое количество так называемых прорисей — образцов, по которым выполнялись иконы и миниатюры. Накопление изображений прорисей в некоторой базе данных позволит серьезно облегчить компаративные исследования по средневековой иконографии. Этот и перечисленные ранее другие параметры описания рукописного материала, таким образом, при занесении в базу данных автоматизированной системы необходимо снабжать иллюстративным материалом. Рукописный отдел Библиотеки РАН является одновременно крупным хранилищем и центром изучения рукописей. Рукописный отдел Библиотеки РАН насчитывает более 18000 единиц хранения и является компактным и представительным фондом, удобным для фронтальных описаний рукописей. Основной работой сотрудников является раскрытие фондов путем их научного описания и забота о сохранности хранимых материалов. К настоящему времени издано 18 томов описания фонда, однако они не охватывают и четверти общего объема рукописей. Кроме того, лишь несколько последних томов снабжены подборкой иллюстративного материала, и этот материал совершенно недостаточен по объему. За сто лет существования Отдела рукописей выработаны унифицированные методики словесного описания рукописей. Результаты структурирования привычных для исследователей форм описания рукописных материалов положены в основу информационно-логической модели создаваемой в Отделе рукописей автоматизированной системы поддержки кодикологических исследований [5]. Работа над описанием рукописного материала в рамках автоматизированной системы предусмотривает одиннадцать параметров описания, нуждающихся в иллюстративной поддержке. Это тип письма, почерк, автограф, полимпсест, целый ряд отдельных аспектов описания способа организации текста на листе (особенности разлиновки, колофоны, рамки и т. д.), переплет (басмы бордюрные, басмы наполнения, средники сюжетные, средники орнаментальные, ролевые накатки, накатки рамкой, уголки, словесники), художественное оформление (инициалы — заглавные буквы, заключающие в себе орнаментальные формы, тонкие инициалы — не содержащие орнамента внутри конструкции буквы, но иногда имеющие орнаментальные отростки за ее пределами, буквицы — мелкие заглавные буквы в рукописях по XIV век включительно, заставки — заставки-рамки, указующий перст, орнаментированные листы (как вариант фронтиспис), концовки, виньетки, разделители-примитивы, декоративные рамки для маргиналий, миниатюры, гравюры, рисунки), грифонаж, описание водяного знака, штемпеля, экслибриса и суперэкслибриса. В последнее время в кодикологии существенно повысились требования к репрезентативности и точности воспроизведения изображений исследуемого материала. Процесс описания рукописей состоит из сочетания разнородных процедур, среди которых датирование объекта по филиграням, отождествление почерков, локализация кодекса по специфическим элементам оформления переплета и т. п. занимают одно из центральных мест. Для удовлетворения новых требований необходимо применение технологий, позволяющих сочетать, с одной стороны, высокую скорость процесса съемки изобразительного материала и качество получаемых изображений, а с другой — автоматизацию обработки, хранения и использования изобразительного материала в процессе описания. Тщательная аналитическая проработка традиционного порядка описания рукописного материала и выделение существенных признаков и ограничений каждой исследуемой характеристики позволили спроектировать автоматизированную систему Отдела рукописей БАН, соответствующую всем перечисленным выше требованиям современной кодикологии. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 03-07-90361. Список литературы 1. См., например: Палеографические таблицы почерков с XVI по XVIII век (числом 12), принадлежащих к обстоятельному описанию славяно-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Федора Андреевича Толстого. — М., 1825; Русский исторический альбом 1863 года, изданный М. Погодиным. — М., 1853; Мошин В. Палеографический албум на южнословеского кирилско письмо. — Скопье, 1966. 2. См., например: Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозер-ского монастыря Ефросина // Опыты по источниковедению. Древняя книжность. — СПб., 1999. 3. Костюхина Л. М. Пагеография русских рукописных книг XV–XVIII веков. Русский полуустав. — М., 1999. 4. Кукушкина М. В. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII — начала XIX в. (обзор собрания П. А. Картавова) // Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. II. XIX–XX века. — М.; Л., 1956. 5. Каширина Е. В.; Подковырова В. Г. Схема описания рукописного материа- ла для автоматизированной системы Отдела рукописей БАН // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной книги БАН. — СПб.: Изд-во Библиотеки РАН, 2005 (в печати). |
Внеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических... | Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;... | ||
Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 02 по дисциплине «Иностранный язык (английский)» Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра эстетики и этики | ||
А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с Переадресация вызова по городской линии на номер станции, не принадлежащей системе. 4 | Презентация крупнейшего химического Место проведения: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Фундаментальная библиотека, медиа-зал... | ||
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу... Законодательство о принципах и гарантиях свободы информации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства | ||
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) В книге также даны рекоменда- ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, по формированию методического фонда... | Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет... | ||
Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе. – Спб,: Из-во ргпу... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Факультет фиоп | Рабочей программы кандидатского экзамена од. А. 02 по дисциплине... Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум Настоящая программа разработана Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и одобрена экспертным советом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной... |