А. И. Герцена, В. Г. Подковырова





Скачать 69.44 Kb.
НазваниеА. И. Герцена, В. Г. Подковырова
Дата публикации01.08.2013
Размер69.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Е. В. Каширина

РГПУ им. А. И. Герцена,

В. Г. Подковырова

Библиотека РАН

kach@mail.admiral.ru

Мультимедиа-технологии представления

результатов источниковедческих исследований



Результаты источниковедческих исследований в гуманитарных науках в подавляющем большинстве случаев нуждаются при представлении как в печати, так и при устной форме в иллюстративном материале. Словесное описание внешнего вида объекта исследования имеет немалый объем и часто неубедительно и непродуктивно. Здесь как нельзя лучше работает пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Современные технологии дают возможность достаточно легко получать цифровые образы предметов исследований — элементов различных форм рукописных материалов (кодексов, свитков, отдельных листов и т. д.). Кроме того, общедоступное для всякого пользователя ПК и простое в использовании программное обеспечение типа Adobe PhotoShop позволяет обработать полученное изображение и зачастую получить результаты, которые раньше являлось только следствием длительных лабораторных химических исследований (например, выявление нижних слоев полимпсестов — текстов, написанных на пергамене в несколько слоев с механическим уничтожением нижнего слоя).

Сравнительное изучение различных памятников древней письменности является актуальнейшей задачей современной кодикологии. На нынешнем этапе развития гуманитарной науки не достаточно составлять и публиковать отдельные сборники научных описаний рукописей и альбомы иллюстративного материала. Получить значимые результаты в этой области можно только путем систематизации накопленных результатов исследования отдельных рукописных материалов с использованием современных технологий управления базами данных. Практическая реализация связного хранения фактографических, полнотекстовых и графических данных средствами системы управления данными нового поколения обеспечит возможность сопоставления различных аспектов научного описания рукописных материалов, представленных одновременно в текстовой и графической формах.

Дадим хотя бы краткое представление о том, какой иллюстративный материал должен сопровождать работы, связанные с изучением рукописных материалов. Это, прежде всего, образцы типов письма и оформления рукописей (варианты написания разных букв, оформление инициалов, колонтитулов, типы заставок, концовок, разделителей и т. п.), применявшиеся в разные исторические периоды. Ученые оформляют результаты подобных исследований в специально публикуемых палеографических альбомах [1]. Кроме уже перечисленных параметров чрезвычайно важным аспектом изучения рукописей всегда было изучение писцовых почерков. Средневековые рукописи, как правило, написаны людьми, не оставившими на бумаге своих имен. В таком случае почерки могут быть отождествлены вообще только по внешнему виду, и их воспроизведение является единственным способом сбора подобного рода информации и доказательством правоты проводимых сопоставительных исследований ряда рукописей. Отдельные образцы почерка воспроизводятся в качестве иллюстраций к специальным исследованиям [2], а также могут быть собраны вместе в монографическом исследовании по графологии [3]. Кроме того, часть рукописей все же сохранила до наших дней имена отдельных писцов, подписавших не все свои рукописи, а только часть из них. Отождествление подобных почерков позволит атрибутировать более широкий круг рукописных материалов, что является особенно важным в источниковедении.

Отдельным аспектом источниковедения является филиграноведение — наука, изучающая водяные знаки (или филиграни), маркирующие старую черпальную бумагу в качестве своеобразного товарного знака. Водяной знак является важнейшим средством для определения времени написания недатированных бумажных рукописей (и не только средневековых, но также и относящихся к XVIII и XIX векам). Результаты этих исследований оформляются в виде альбомов датированных филиграней. Печатные альбомы не могут вместить всего необходимого изобразительного материала, поэтому иногда они содержат только словесные описания водяных знаков [4]. Иногда в печатных изданиях воспроизводят водяные знаки с искажением масштаба, что требует значительных допущений при отождествлении одинаковых или близких филиграней. Чаще же всего в альбомах публикуются изображения лишь части филиграней из всех учтенных, описанных словесно и включенных в указатели, что сильно усложняет работу по атрибуции материала. Датирование рукописи происходит путем сопоставления изображения филиграни, скопированного с оригинального листа бумаги, с аналогичным изображением в альбоме. Печатные альбомы филиграней, которые на сегодняшний день продолжают оставаться основным видом представления этого материала, трудоемки в использовании и не удовлетворяют новым требованиям точности. Кроме того, накопленные во всем мире изображения филиграней — как в альбомах, так и на электронных носителях — составляют весьма незначительный процент от всей совокупности филиграней старой черпальной бумаги, имевшей хождение в различные исторические периоды. Таким образом, сбор изображений водяных знаков становиться необходимой частью процесса накопления и систематизации данных в мировой науке.

В настоящее время только начинается процесс накопления изобразительного материала, который можно почерпнуть в ходе изучения переплетов. Тиснение на крышках: типы орнаментальных и сюжетных средников, накаток, басм и других элементов декора, а также специфическое сочетание одинаковых элементов, повторяющееся на целом ряде кодексов, позволяет определить место изготовления и бытования кодекса, что иногда нет возможности сделать по другим признакам. Иногда же данные, полученные при изучении переплетов, являются дополнительным доказательством той или иной гипотезы исследователя.

Отдельно скажем об описании миниатюр к так называемым лицевым рукописям и элементов сложного по составу декора (например, заставок-рамок с изобразительными средниками). Не нужно отдельно объяснять, что любая попытка описать сложную композицию должна быть снабжена иллюстрацией. Кроме того, в Отделе рукописей Библиотеки РАН хранится большое количество так называемых прорисей — образцов, по которым выполнялись иконы и миниатюры. Накопление изображений прорисей в некоторой базе данных позволит серьезно облегчить компаративные исследования по средневековой иконографии. Этот и перечисленные ранее другие параметры описания рукописного материала, таким образом, при занесении в базу данных автоматизированной системы необходимо снабжать иллюстративным материалом.

Рукописный отдел Библиотеки РАН является одновременно крупным хранилищем и центром изучения рукописей. Рукописный отдел Библиотеки РАН насчитывает более 18000 единиц хранения и является компактным и представительным фондом, удобным для фронтальных описаний рукописей. Основной работой сотрудников является раскрытие фондов путем их научного описания и забота о сохранности хранимых материалов. К настоящему времени издано 18 томов описания фонда, однако они не охватывают и четверти общего объема рукописей. Кроме того, лишь несколько последних томов снабжены подборкой иллюстративного материала, и этот материал совершенно недостаточен по объему.

За сто лет существования Отдела рукописей выработаны унифицированные методики словесного описания рукописей. Результаты структурирования привычных для исследователей форм описания рукописных материалов положены в основу информационно-логической модели создаваемой в Отделе рукописей автоматизированной системы поддержки кодикологических исследований [5].

Работа над описанием рукописного материала в рамках автоматизированной системы предусмотривает одиннадцать параметров описания, нуждающихся в иллюстративной поддержке. Это тип письма, почерк, автограф, полимпсест, целый ряд отдельных аспектов описания способа организации текста на листе (особенности разлиновки, колофоны, рамки и т. д.), переплет (басмы бордюрные, басмы наполнения, средники сюжетные, средники орнаментальные, ролевые накатки, накатки рамкой, уголки, словесники), художественное оформление (инициалы — заглавные буквы, заключающие в себе орнаментальные формы, тонкие инициалы — не содержащие орнамента внутри конструкции буквы, но иногда имеющие орнаментальные отростки за ее пределами, буквицы — мелкие заглавные буквы в рукописях по XIV век включительно, заставки — заставки-рамки, указующий перст, орнаментированные листы (как вариант фронтиспис), концовки, виньетки, разделители-примитивы, декоративные рамки для маргиналий, миниатюры, гравюры, рисунки), грифонаж, описание водяного знака, штемпеля, экслибриса и суперэкслибриса.

В последнее время в кодикологии существенно повысились требования к репрезентативности и точности воспроизведения изображений исследуемого материала. Процесс описания рукописей состоит из сочетания разнородных процедур, среди которых датирование объекта по филиграням, отождествление почерков, локализация кодекса по специфическим элементам оформления переплета и т. п. занимают одно из центральных мест. Для удовлетворения новых требований необходимо применение технологий, позволяющих сочетать, с одной стороны, высокую скорость процесса съемки изобразительного материала и качество получаемых изображений, а с другой — автоматизацию обработки, хранения и использования изобразительного материала в процессе описания. Тщательная аналитическая проработка традиционного порядка описания рукописного материала и выделение существенных признаков и ограничений каждой исследуемой характеристики позволили спроектировать автоматизированную систему Отдела рукописей БАН, соответствующую всем перечисленным выше требованиям современной кодикологии.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 03-07-90361.
Список литературы
1. См., например: Палеографические таблицы почерков с XVI по XVIII век (числом 12), принадлежащих к обстоятельному описанию славяно-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Федора Андреевича Толстого. — М., 1825; Русский исторический альбом 1863 года, изданный М. Погодиным. — М., 1853; Мошин В. Палеографический албум на южнословеского кирилско письмо. — Скопье, 1966.

2. См., например: Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозер-ского монастыря Ефросина // Опыты по источниковедению. Древняя книжность. — СПб., 1999.

3. Костюхина Л. М. Пагеография русских рукописных книг XV–XVIII веков. Русский полуустав. — М., 1999.

4. Кукушкина М. В. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII — начала XIX в. (обзор собрания П. А. Картавова) // Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. II. XIX–XX века. — М.; Л., 1956.

5. Каширина Е. В.; Подковырова В. Г. Схема описания рукописного материа-
ла для автоматизированной системы Отдела рукописей БАН // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной книги БАН. — СПб.: Изд-во Библиотеки РАН, 2005 (в печати).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 02 по дисциплине «Иностранный язык (английский)»
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра эстетики и этики
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconА. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Переадресация вызова по городской линии на номер станции, не принадлежащей системе. 4
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconПрезентация крупнейшего химического
Место проведения: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Фундаментальная библиотека, медиа-зал...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова icon«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу...
Законодательство о принципах и гарантиях свободы информации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconП. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена)
В книге также даны рекоменда- ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, по формированию методического фонда...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconРазвитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconРоссийский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена...
...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе. – Спб,: Из-во ргпу...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Факультет фиоп
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconРабочей программы кандидатского экзамена од. А. 02 по дисциплине...
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
Настоящая программа разработана Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и одобрена экспертным советом...
А. И. Герцена, В. Г. Подковырова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск